Философия. практическая 4. практическая 4 философия Абдурахимова О.Ю.. Занятие 4 Обучающийся Абдурахимова Оксана Юрьевна Преподаватель Романенкова Наталья Дмитриевна
Скачать 122.23 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №4 Выполнил: Обучающийся Абдурахимова Оксана Юрьевна Преподаватель: Романенкова Наталья Дмитриевна Задание 1: Кто из философов представлял бытие как: Единственное (в смысле: «только бытие есть, небытия же нет») - Парменид Идею (или «свет идей») - Платон Допущение - Мартин Хайдеггер Абсолютное понятие - Георг Вильгельм Фридрих Гегель Волю к власти - Фридрих Ницше Энергию - Плотин Задание 2: Завершите дефиницию соответствующим понятием: 1) Предельная философская категория, используемая для обозначения всего сущего, – бытие; 2) То, что составляет суть вещи, совокупность ее самых существенных свойств, субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего, – сущность; 3) Многообразие, в котором бытие является идентичным самому себе, – сущее; 4) То, что существует благодаря самому себе и в самом себе, – субстанция; 5) Учение о бытии как таковом, о всеобщих значениях и определениях бытия – онтология; 6) Философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого человека – фатализм; 7) Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – идеализм; 8) Философское направление, полагающее волю высшим принципом бытия, – волюнтаризм; 9) Учение о всеобщем характере причинных связей – детерминизм; 10) Философское учение, признающее равноправие идеального и материального, но не признающее их относительности, – дуализм. Задание 3. Заполните таблицу «Основные виды бытия»
Задание 4. Николай Кузанский выделил 4 универсальных тезиса бытия: «А именно есть модус бытия, который называется абсолютной необходимостью. Так, бог есть форма форм, бытие сущего, основа или сущность вещей; по этому тезису все вещи в боге есть самая абсолютная необходимость. Другой модус бытия – тот, в котором вещи существуют в сложной необходимости, где формы вещей, действительные в себе, находятся с отличиями в природном порядке, как в разуме... Третий модус бытия – тот, в котором вещи в возникшей возможности есть то или это. Наконец, последний модус бытия – тот, в котором вещи могут быть; это абсолютная возможность». Какому из указанных модусов бытия соответствует (или является близким) понятие «материя», как его употребляли Платон, Аристотель? Какие из этих модусов признает диалектический материализм? Ответ: По мнению Платона, материя – это абсолютно бескачественный субстрат всех вещей. Она состоит из воды, воздуха, огня и т.д. Так же Платон говорил, что все вещи состоят из материи, но их сущность выражается идеей. Поэтому, на мой взгляд, первый модус бытия Н. Кузанского будет наиболее близким. Что касаемо Аристотеля, то по его мнению объективно материя существует, он считал ее вечной, неуничтожимой, неповторимой. Материя не может возникнуть не из чего, уменьшиться, увеличиться или исчезнуть. Поэтому, здесь, я считаю, близким имеет место быть последний тезис Н. Кузанского. Что касаемо второй части вопроса, скажу, что основными образцами принципа диалектического материализма: принцип единства и целостности бытия, развитая универсальная система, состоящий из всех проявлений, всех форм действительности от объективной действительности (материи) до субъективной действительности (мышления) материальности мира, принимающий первичную материю по отношению к созданию, отображая в нем и определяя его содержание; принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающая среда познаваема и что мерой ее познаваемости, определяет степень ее соотношения наших знаний объективной реальности, есть общественно-производственная практика; принцип развития, общий исторический опыт человечества, результатом обычных, общественных и технических наук, в этом начале подтверждаются явления в мире и мир в общем находятся в связанном , постоянстве и диалектическом развитии, источником которого – создание и развитие внутренних противоречий, приводящие к отрицанию одних состояний и созданий, существенно новых подходящих явлений и процессов; принцип изменения мира, его преобразования, при котором исторический путь развития общества основан на достижении свободы, доставляющей всестороннее гармоническое развитие индивидуальной личности, в раскрытии некоторых ее способностей в составе образования общества и успешного результата социальной справедливости равноправия членов общества; принцип партийности философии, доказывающий наличие сложной объективной связи между философским концепциями и мировоззрением индивида, с одной стороны, и социальной структурой общества – с другой. Именно все это и признает Диалектический материализм. Задание 5 «Нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. И только благодаря тем явлениям, с которыми я вступаю в некоторые отношения, я устанавливаю связь моего бытия с бесконечным бытием... Сфере моего влияния принадлежит только бесконечно маленькая часть бесконечного бытия. Все остальное проходит мимо меня, как далекие корабли, которым я подаю непонятные для них сигналы. Ради того же, что принадлежит сфере моего влияния и что имеет потребность в моем присутствии, я осуществляю духовное, внутреннее самоотречение в бесконечном бытии и придаю тем самым моему бедному существованию смысл и богатство. Река нашла свое море» (А.Швейцер) Что понимает под бытием Швейцер? В чей адрес направлена помещенная в этом высказывании критика (в частности, в словах: «Нет никакого понятия бытия»...)? Как видит Швейцер разрешение проблемы человеческого бытия? Ответ: А. Швайцер утверждает, что духовное и природное бытие просто неразделимы. Преклонение перед естественной жизнью влечёт преклонение перед жизнью духовной. А под самим значением «бытия» А. Швайцер понимает универсальную волю к жизни. По мнению автора именно нравственные отношения – это и есть вся жизнь. Из этого следует, что он уподобляет нравственные ценности действующих форм жизни. Швейцер говорил, что бесконечное бытие это и есть проявление бесконечного. Человек обнажает себя как существо нравственное, через определенные обстоятельства своей жизни, берущим, на себя обязательства за целостность таких раскрытий. На мой взгляд, Швейцер видит разрешение проблемы человеческого бытия так: Бытие – это воля к жизни. Именно от нее все идет… от воли, от души человека. А в разрешении проблемы человеческого бытия все просто – в основе должно лежать положительное отношение к самой жизни. Нельзя уничтожать жизнь, если мы хотим разрешить проблему человеческого бытия… Задание 6 «События выкраиваются конечным надсмотрщиком в пространственно-временной тотальности объективного мира. Но когда я рассматриваю этот мир сам по себе, то остается только одно неподдельное бытие, какое изменяется. Изменение предусматривает некоторую позицию, где я размещаюсь и откуда вижу прохождение вещей; событий не существует, если нет какого-нибудь, с кем они происходят и чьи конечные перспективы объединяет их индивидуальность. Время предусматривает взгляд на время. Оно, таким образом, не похоже на поток, это какая-то текущая субстанция...»' (М.Мерло-Понти) Что значит «событие»? Что является условием бытия «событий» по мысли одного из известных представителей западной феноменологии? Кого из философов прошлого Вы можете назвать в качестве предшественника такого взгляда на мир? Ответ: в данном случае, событие имеется ввиду как что-то символическое… и отсюда напишем определение. Событие – это то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни; подмножество исходов эксперимента. Феноменология – это учение о феноменах, одно из наиболее оригинальных и значительных направлений в философии XX в. Основоположником феноменологии, как самостоятельного течения принято считать Эдмунда Гуссерля. М. Мерло-Понти пишeт о началах исторических взглядов в особом действии бытия, который выражает мысли философа. Историчeские факты, возникшие в знаменитых сражениях, по мнeнию автора, обозначают возможные риски, также они наполнены экзистeнциональной ответственностью, и нeсет при этом свободу человека. Он замечает, что историю нужно чувствовать и понимать отталкиваясь от психологии, идеологии, политики, экономики и рeлигии создателя и дeйствий его существования, а «разом черeз всё, всё имеет смысл, за всеми отношениями мы находим одну и ту же структуру бытия». Список литературы Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2017. — 240 c. Герцен. А. И. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1948. С. 314. Замалеев, А. Ф. Летопись русской философии. 862-2002 / А.Ф. Замалеев, А.В. Малинов, Т.В. Орлова. — М.: Летний сад, 2017. — 348 c. Западная философия XIX века. Учебник. — М.: Проспект, 2015. — 504 c. Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. — М.: Проспект, 2017. — 608 c. Иванов, О. Е. История философии. Курс лекций. Учебное пособие / О.Е. Иванов. — М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. — 608 c. Иконникова, Г. И. История философии XIX — начала ХХI века / Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. — 304 c. История русской философии. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 640 c. Самыгин, С. И. История философии / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. — М.: Феникс, 2017. — 192 c. Свергузов, А. Т. Философия. Учебное пособие / А.Т. Свергузов. — М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. — 192 c. https://artpos.ru/horoscopes-rasgadas/formy-bytiya-ih-vidy-i-harakteristika-obshchie-harakteristiki-bytiya-struktura.html Пермь - 2020 |