Главная страница
Навигация по странице:

  • 502-А Философия Нового времени 1 Основные черты философии истории Нового времени. Философия истории Дж. Веко.

  • 2 Социально-политические концепции эпохи Просвещения. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо. Ш. Монтескье. Й. Гердер.

  • Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)

  • 3 Феномен немецкой классической философии.

  • 4 Антиномия свободы и необходимости. М. Гартман.

  • 5 И. Кант. Г. Гегель. Л. Фейербах. Основные идеи философии

  • В работах «критического»

  • Мир «вещей-в-себе»

  • В философии

  • Отвергая религиозный культ и культ разума

  • 6 Значение немецкой классической философии

  • ФИ №4. Занятие 4 Туник Валерия Валериевна Группа 502а философия Нового времени


    Скачать 27.51 Kb.
    НазваниеЗанятие 4 Туник Валерия Валериевна Группа 502а философия Нового времени
    Дата24.10.2021
    Размер27.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИ №4.docx
    ТипЗанятие
    #254411

    Философия истории

    Семинарское занятие №4

    Туник Валерия Валериевна

    Группа №502-А

    Философия Нового времени

    1 Основные черты философии истории Нового времени. Философия истории Дж. Веко.

    Философия Нового времени охватывает период развития философии в Западной Европе в XVII—XVIII вв. Это время характеризуется становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Именно эти факторы оказали решающее воздействие на развитие европейской философии Нового времени. Ее наиболее существенные идеи были разработаны такими мыслителями, как Ф. Бекон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Паскаль, Спиноза, Дж. Локк, Г. В. Лейбниц, Д. Юм, Дж. Беркли.

    В философских исследованиях этого периода резко повысился интерес к проблемам теории познания, методологии науки. Утвердившиеся в естественных науках опытно-экспериментальные методы исследования, математическое осмысление природных процессов оказали первостепенное влияние на развитие философии. 

    Дж. Вико (1668-1744), который представлял мировую историю как повторяющееся круговое движение всех народов от периода дикости к цивилизации и затем возвращение к первоначальному состоянию, которое является исходным для нового восхождения. Дж. Вико волнует вопрос почему великие культуры Греции и Рима пришли в упадок. Решение этого вопроса он начинает с уяснения сущности человеческой природы. То что человеческая природа изначально общественна - это не вызывает сомнения, а то что она абсолютно добродетельна, как это утверждают мыслители эпохи Просвещения - это заключение сомнительно.

    В пользу общественной природы человека говорит тот факт, что все народы без исключения имеют определенную религию, заключают браки, осуществляют погребение.

    Что касается второго тезиса, то с точки зрения Вико человек не добр и не зол, хотя ему свойственно себялюбие и властолюбие, жадность и стремление к выгоде. И только Божественное провидение наставляет его на истинный путь, побуждает к милосердию и побуждает к добру и справедливости.

    С точки зрения Дж. Вико движение от одной эпохи к другой не является движением по кругу. Это состояние спирали со своей амплитудой колебания чем выше подъем, тем глубже падение. И тому примеры Греции, Рима, Европы.

    Причина этого Возвращения коренится в природе человека. Преследуя свои интересы, человек может дойти до звериного состояния, и в этом проявляется его воля. Хотя эта же воля может подвигнуть человека к установлению более высокого порядка. Сила воли такова, что люди могут не только задержать развитие, но и повернуть его вспять, ибо в начале люди довольствуются только необходимым, затем обращают внимание на полезное, замечают удобное, развлекаются наслаждением, развращаются роскошью, безумствуют, растрачивая свое имущество.

    2 Социально-политические концепции эпохи Просвещения. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо. Ш. Монтескье. Й. Гердер.

    Вольтер (1694-1778) - великий французский мыслитель и литератор. Он не оставил после себя специальных политико-юридических трудов. Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Именно религиозный фанатизм, единомыслие, которое насаждает церковь, умерщвляют жизнетворное начало всякой свободы - свободу совести и слова. Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Свобода у него в первую очередь - свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стрежнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. Подлинная свобода проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами.

    Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Тремя его основными произведениями являются «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян» и, наконец, итог двадцатилетнего труда - «О духе законов». Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, -политическая свобода. Законы природы (естественные законы) - законы, которые «вытекают единственно из устройства нашего существа». К естественным законам он относит: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. Положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений. Решающее влияние на законы оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил.

    Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) - один из ярких мыслителей во всей истории общественных и политических учений. Его взгляды изложены в: «Рассуждении по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Суждение о вечном мире», «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения. В основе общественного договора лежит общая воля. Законодательная власть должна осуществляться самим народом-сувереном непосредственно. Исполнительная власть (правительство) создается по решению суверена. Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, «наиболее важные из всех», - «нравы, обычаи и особенно мнение общественное».

    Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). Идея развития позволила Гердеру обосновать мысль о естественном происхождении поэзии, языка и мышления. В работе «Идеи к философии истории человечества» она распространена на всю природу и общество. Роду человеческому, по Гердеру, суждено пройти несколько ступеней культуры в соответствии с естественными законами природы, но он не отрицает изначального предназначения человека: «человек создан, чтобы усвоить дух гуманности и религии». Гуманность- сочувствие, участливость. Высшая гуманность проявляется в религии. Религия – упражнения сердца в нравственном совершенствовании. Но общность природных законов и божественного предназначения человека не означает, что культурное развитие имеет свою конечную цель (например, в государстве), а культуры разных народов должны быть подчинены в своем развитии этой конечной цели. Нет, есть множество народов, которые не знали государства, но были счастливы. Более того, Гердер замечает, что отсюда и проистекает тот радостный дух, который изумляет европейцев «в самом выражении лиц чужеземных народов». Культуры разных народов последовательно появляются во времени и сосуществуют в пространстве, каждая культура самоценна и уникальна. Ему принадлежит идея прогрессивности культуры.

    3 Феномен немецкой классической философии.

    Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724—1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762—1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775—1854)Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804—1872).

    Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

    1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

    2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

    3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг – натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

    4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

    Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.

    Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него – становящийся, развивающийся дух.

    5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. 

    4 Антиномия свободы и необходимости. М. Гартман.

    Решение этой второй антиномии Н.Гартман формулирует следующим образом. Позитивная свобода (свобода в добре) как высшее и последнее определение свободы содержит в себе не одну, а две детерминанты: автономию личности и автономию нравственного принципа. Но между ними вовсе не антиномическое отношение, а отношение дополнения.

    Ведь ценности (нравственный принцип) не могут сами по себе ничего реально детерминировать – они выражают лишь идеальный постулат, и требуется реальная воля личности, которая захочет взять на себя их осуществление. С другой стороны, реальная воля (свобода выбора) не может ничего идеально детерминировать – она не может по своему произволу сделать добро злом и наоборот. Чтобы ориентироваться в своем выборе, свободная воля должна иметь иерархию ценностей. Интуиция «сердца» (назовем так орган для восприятия ценностей) открывает и усматривает ценности, как они даны в идеальном мире. Реальная детерминация нуждается в идеальной детерминации, а идеальная детерминация нуждается в реальной. Свободный выбор нуждается в «логике сердца», в видении идеальных направлений должного и недолжного; иначе он будет слепым, а не сознательным и свободным выбором и решением. Идеальная детерминация должного будет, в свою очередь, бессильной и потому бессмысленной, если нет реальной свободной воли, которая ее реализует.

    При помощи различения реальной и идеальной детерминации устраняются все вариации основного противоречия второй антиномии свободы.

    «Воля детерминирована и не детерминирована должным» – противоречия нет, ибо она детерминирована идеально, но не детерминирована реально.

    «Свобода произвола имеет ценность и не имеет ценности» – она имеет ценность, поскольку в ней утверждается значение реальной детерминации, исходящей от свободной воли; и она не имеет ценности, если ее истолковать как произвольное отрицание идеальной детерминации, нежелание с нею считаться.

    Ценности «определяют направление», но не «направляют», они действуют как компас, но не как руль. В этом сущность идеальной детерминации должного: она не имеет сама по себе никакой реальной онтологической силы. Нужна такая сила, чтобы повернуть руль по направлению к ценностям, чтобы «направить», после того как удалось «определить направление». Такая сила и есть свобода личности, свобода воли.

    Реальный переход от первой ступени свободы ко второй возможен только как сублимация свободы. Это требует преодоления противоборства духа, которое сопротивляется этому переходу, сопротивляется сублимации.

    На самом деле из мира ценностей исходит не «требование», не императив, а «призыв». В воле личности услышать этот призыв и творчески ответить на него – или не услышать его. Тем самым идеальная детерминация не нарушает, а сохраняет в своей новой форме свободу выбора, автономию и самоцельность личности.

    Антиномия долженствования решается посредством сублимации произвола: «свобода в добре» включает в себя свободу произвола в преображенном виде. Произвол – это низшая категория свободы, и она сублимируется посредством высшей категории: свободы как творчества по «призванию» и по «благодати».

    Переход от негативной свободы как возможности произвольного выбора к позитивной свободе принятого решения представляет собою такое же отношение ступеней: В свободно принятом решении «снимается» вся сила разрешенной альтернативы, удивительным образом сохраняются все отвергнутые возможности. Ведь решил только тот, кто прошел через альтернативу, кто имел перед собою все эти альтернативные возможности (мог предать — и не предал; мог бежать — и не бежал).

    5 И. Кант. Г. Гегель. Л. Фейербах.

    Основные идеи философии И. Канта. Это родоначальник классич. немецкой философии, который обосновал сомнение в способности человека решать все проблемы, опираясь исключительно на собственный разум. 

    В работах «критического» периода Кант обосновал творческий характер человеческого познания, четко обозначил проблему его условий и границ, создал учение об источниках познания, осуществив «коперниканский переворот в философии». Если до Канта мыслители считали, что человек пассивно отражает внешний мир, то в его учении познание рассматривается как активный творческий процесс. Кант считал, что мир существует, и мы можем знать его внешние проявления. Но проникнуть в сущность вещей, явлений мы не можем, сущность, закономерности в принципе непознаваемы.

    Мир «вещей-в-себе» – это нерасчлененная внешняя реальность, существующая до познания, и независимо от него. «Вещь-в-себе» лишь возбуждает наши познавательные способности, сообщает им импульс к действию. Результат этого действия – образ внешнего мира («мир вещей для нас»). Образ мира конструируется в процессе познания и определяется доопытными (априорными) формами наших познавательных способностей.

    Безусловные идеи  не выводимы из опыта и поэтому не познаваемы разумом. он не отрицает ни существования Бога, ни бессмертия души, ни возможности свободы. Кант отделил вопросы теоретического разума («Что я могу знать?») от вопроса, которым задается практический разум: «Что я должен делать?».

    Категорический императив Канта: Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

    В философии Гегеля человеческая история представлена в качестве строго упорядоченной последовательности явлений, подчиненных единой логике развития. Исходное положение в учении Гегеля – принцип тождества бытия и мышления. Отождествление мышления с бытием приводит к отождествлению логики (как науки об организационных принципах мышления) с онтологией (как учением о бытии и принципах его организации): бытие оказывается явленным так, как оно было замыслено. В соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному, мировое развитие в целом философ представил как процесс саморазвития и самопознания Абсолютной идеи (Мирового разума).

    Согласно Фейербаху, необходимо посредством человека свести все сверхъестественное к природе и посредством природы все сверхъестественное свести к человеку. В соответствии с этим принципом Фейербах осуществляет критический анализ религии как социокультурного явления: Бог рассматривается им как отчужденная от человека (противостоящая ему) и превращенная в абсолют человеческая сущность. Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и бессилие. Именно данное стремление, согласно Фейербаху, и является источником религиозной веры. Отвергая религиозный культ и культ разума в идеалистической философии, мыслитель противопоставляет ему «обоготворение человека» и формулирует главный принцип «новой религии любви» – вера не в Бога, а в человека как Бога для человека. В основе этой религии – взаимная любовь, требующая разумного самоограничения, бескорыстия, и принцип, согласно которому стремление к счастью одного человека должно согласовываться с таким же стремлением другого (т. е. счастье может быть только обоюдным). Целью и сущностью человеческой жизни, таким образом, признается любовь, которая и является решающей силой общественного прогресса, в том числе и нравственного.

    6 Значение немецкой классической философии

    Историческое значение немецкой классической философии (конец XVII — первая половина XIX вв.) состоит в систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесса развития, переориентации философских исследований на сущность человека, его разум, понимании истории как целостного процесса, обосновании идеи социального прогресса и свободы и т. п.

    Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия. Основными представителями этой философии были основоположник ее Иммануил Кант, его последователь Фихте, Шеллинг, противник кантианской философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

    Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель). Одна из особенностей классической немецкой философии проявилась в том, что она была обречена на общественный неуспех. Иначе говоря, она не могла стать популярной. И это по той простой причине, что не может быть популярной серьезная наука.

    Преобладание идеализма в немецкой классике связано с развитием всей философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я, субъекта. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъекта (человека), чем на объект (мир, природу), а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия (гносеологии перед онтологией). В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта и теории познания. Характерной чертой немецкого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля)- максимальное сближение понятий бог и природа с тенденцией к их отождествлению.

    Немецкая классическая философия стала одной из вершин развития мировой философии. Она отразила особенности и противоречия Германии, страны, отсталой в социально-экономическом положении, раздробленной на мелкие княжества, расколотой Реформацией и Контрреформацией на католическую и протестантскую церкви, ослабленную Крестьянской войной, в которой немецкая буржуазия не победила силы феодализма, страны, в которой возрождается идеалистическая философия. Но в ней начинает развиваться диалектика, почти забытая со времён греков. Эта особенность немецкой классической философии была отражением компромисса немецкого общества. Немцы сами не смогли осуществить буржуазную революцию. За них это сделали французы, отменившие все феодальные порядки, когда вступали войска Наполеона. Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины 18 в. и имевшего другим своим проявлением, главным по воздействию вширь на общественное сознание, классическую немецкую литературу, корифеями которой считаются Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения.


    написать администратору сайта