Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №6 Выполнил: Обучающийся Попелхова Дина Александровна Преподаватель

  • Чепрунова Дарья Владимировна СОДЕРЖАНИЕЗадание 1.

  • пз 6. Занятие 6 Обучающийся Попелхова Дина Александровна Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна


    Скачать 114.76 Kb.
    НазваниеЗанятие 6 Обучающийся Попелхова Дина Александровна Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна
    Дата26.01.2023
    Размер114.76 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлапз 6.rtf
    ТипЗанятие
    #906238

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.02 Преподавание в начальных классах

    Дисциплина: Основы философии

    Практическое занятие №6


    Выполнил:

    Обучающийся Попелхова Дина Александровна

    Преподаватель:

    Чепрунова Дарья Владимировна


    СОДЕРЖАНИЕ

    Задание 1. Как соотносятся понятия — «свобода», «справедливость», «добро»? Что означает формула: «от отчуждения — к свободе» в применении к процессу обновления философского сознания и создания условий для формирования философской культуры мышления в современных условиях? Объясните нравственный смысл высказывания:

    «…Свобода производит только свободу. И ничего другого. Ее нельзя показать в виде предмета, и уж тем более — нельзя положить в карман» (М. Л. Мамардашвили). 
    «…Свобода производит только свободу. И ничего другого. Ее нельзя показать в виде предмета, и уж тем более — нельзя положить в карман» (М. Л. Мамардашвили).

    Свобода -это возможность любого выбора. Но для реализации свободы необходимо понимать, что определенные действия могут повлечь тяжкие последствия. Именно из-за свободы выбора существуют такие мистерии как добро и зло, которые являются относительными критериями поступков. Поэтому для свободы реализации выбора, ограничены трудом. Труд заставляет человека освоить навыки и компетенции, необходимые для грамотного применения личных свобод. Существуют однако исключения, и эти исключения в держателях неограниченных свобод, доставшихся легко или вследствие обмана.

    Задание 2. Дайте определение термина «экзистенциализм». Почему это направление философии иррационалистично в своих мировоззренчески-методологических основаниях? Назовите наиболее известных представителей экзистенциализма в Европе и России. Как объясняет экзистенциализм дилемму «свобода и необходимость», «свобода и отчуждение», «свобода и ответственность», «выбор и поиск себя», «смысл жизни и сущность человеческого существования», «счастье и ценность человеческого бытия»?
    Экзистенциализм – одно из ведущих философских направлений современности возникает после первой мировой войны, но широко распространяется после Второй мировой войны, во второй половине XX века. Его популярности способствовала тема исследования – проблема человека.

    Иррационализм – философское направление, объединяющее учения, в которых утверждается, что мир в основе своей неразумен, а потому подлинное знание о мире можно получить иррациональных (т.е. немыслительных) форм познания – инстинкта, интуиции, переживания и т.п., а рассудок и разум лишь препятствуют постижению истины.

    Идейными предшественниками экзистенциализма считаются Кьеркегор, Ницше и Гуссерль. Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи.

    Его виднейшими представителями в России были Н. Бердяев и Л. Шестов. Русский экзистенциализм формировался в условиях нарастания в стране общественного и духовного кризиса. Общие черты экзистенциализма в России – его религиозная окрашенность, персонализм, антирационализм, борьба за свободу человеческого существования и т. д. Бердяев Николай Александрович один из основных представителей русского экзистенциализма. Одной из главных проблем философии Бердяева является проблема существования человека и в связи с этим смысл бытия в целом.
    Свобода и необходимость

    -«Человек осужден быть свободным»

    -Человек не может не выбирать, т.к. любой человек, с точки зрения экзистенциализма, проецирует себя в будущее => создает свою модель в будущем, наделяя ее смыслом. Выбор есть всегда! Даже не желание выбирать из двух – это выбор(это третье)

    -Каждое наше действие это выбор. Мы выбираем себя и времена, в которое живём(Сартра в этом упрекнут)

    - «Экзистенциализм - это не попытка отбить у человека охоту к действиям, ибо он говорит человеку, что надежда лишь в его действиях, и единственное, что позволяет человеку жить, - это действие».

    Свобода и отчуждение.

    В рамках, главным образом, немецкой классической философии выработано понимание отчуждения как трансформации, при определенных условиях, деятельности человека и ее результатов в чужую, самостоятельную силу, превращающую человека из субъекта в объект, лишающую его свободы. Преодоление отчуждения видится на путях изменения социальных условий, порождающих этот феномен.

    Свобода и ответственность

    Когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей. Слово «субъективизм» имеет два смысла, и наши оппоненты пользуются этой двусмысленностью. Субъективизм означает, с одной стороны, что индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой стороны - что человек не может выйти за пределы человеческой субъективности. Именно второй смысл и есть глубокий смысл экзистенциализма. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, - всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех.

    «Выбор и поиск себя»

    Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое"Я".

    Философом были выделены понятия:

    • неподлинное существование— полная подчиненность человека обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

    • подлинное существование— выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

    Но всё, так или иначе, сводится к одному: центральная проблема экзистенциализма — это проблема существования (экзистенции) человека. Способы могут могут быть различными, но каждый человек стремится к поиску своего личного смысла жизни, к достижению максимальной индивидуальной свободы внутри общества.

    Счастье и ценность человеческого бытия

    Человеческая экзистенция понимается как бытие в мире, изменение мира, выход за рамки мира. Под выходом за рамки мира подразумевается не уход на небеса. Возможность выхода за рамки мира заложена в способности превзойти, трансцендентировать мир в котором человек пребывает временно, перестать быть обусловленным реалиями мира, перестать быть рабом мира и его условий. ... Бытие – ценностью и смыслом является сама активность, а не цель деятельности, спонтанное выражение и проявление активности человека. В этой плоскости человеку бывает не легко определить: моя активность – это проявление моей индивидуальности или лишь запрограммированные реакции на внешние воздействия.
    Философия экзистенциализма существовать, выступать, становиться) — не конкретная философская концепция, а, скорее, совокупность различных идей общей направленности, которые сформировались как теоретический ответ пессимистическим взглядам на бытие, существование и жизнь, как бы оппонирующим концепциям, провозглашающим счастье в жизни и изначальное хорошее её основание, и противоположным фактам страдания существования и жизни.

    Задание 3. Произвол - слепое действие, нарушение культурных рамок, неминуемо вызывающее противодействие от «угрызений совести» и кончая уголовной репрессией. Произвол и воля по сути синонимы. На Руси доминировала идея воли, а не свободы. Отсюда интересный феномен. Когда становится невмочь, народ разгибает спину: бьёт, грабит, мстит своим притеснителям – пока сердце не отойдёт. Тогда вчерашний «вор» протягивает руки: возьмите меня. «Так, - пишет Г.Фёдоров, - московский народ раз в столетие справляет свой праздник «дикой воли», после которой возвращается, покорный, в свою тюрьму. Так было после Болотникова, Пугачёва, Ленина». (По Д.Лихачёву). Сделайте вывод о различии и сходстве смысла понятий: свобода, воля, произвол.
    СВОБОДА – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

    Культурно-исторически варьирующееся понимание меры независимости субъекта от внешнего воздействия зависит от конкретного социально-политического опыта народа, страны, времени. В живом русском языке слово «свобода» в самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесенности с идеей воли – возможность поступать, как самому хочется.

    ВОЛЯ (лат. voluntas) – специфическая способность или сила. В истории европейской философии понятие воли имело два основных значения: 1) способность разума [РАЗУМ]к самоопределению (в т.ч. моральному) и порождению специфической причинности …; 2) фундаментальное свойство сущего (предшествующее разуму) и основа всех объяснительных моделей …

    ПРОИЗВОЛ, произвола, мн. нет, ·муж. 1. Своеволие. «Богатые люди могут откупаться от произвола, от самодурства чиновников и полиции.» Ленин. Подчинить что-нибудь чьему-нибудь произволу. Полицейский произвол. Кровавый произвол фашистской власти. Произвол в поступках. Личный произвол. Решать дела по произволу. «В закон себе вменяя страстей единый произвол.» Пушкин. 2. Деспотизм, самовластье. «Падет произвол и восстанет народ, великий, могучий, свободный.» (из революционного похоронного марша). 3. Произвольность, необоснованность. Произвол в суждениях.

    РАЗЛИЧИЕ:

    Свобода – понимание, как бытие восприятия мироздания.

    Воля – сила, имеющая основу осознания бытия.

    Произвол – действие, вне рамок социальных правил и принципов.

    СХОДСТВО:

    Начало любой формы осознания и движения человека в понимании Мира и себя, не обусловленые природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

    Задание 4. Фатум, или судьба, есть, по словам В.Даля,- рок, предопределение; то, что суждено. В художественной форме идея фатума обсуждается в небольшой новелле М.Ю. Лермонтова «Фаталист». Основная идея этой новеллы: признание предопределения ставит человека в положение игрушки в руках всемогущего рока. Попытайтесь ответить на вопрос одного из персонажей новеллы: «Если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны отдавать отчёт в наших поступках?» Если человеку нельзя поставить в вину содеянное, то может ли быть ответственность за неё? Есть ли в этом случае у человека вообще свобода выбора? Как вы понимаете слова: «У свободного человека нет алиби»?
    И в самом деле, если человеку нельзя поставить в вину содеянное, то не может быть и ответственности за него. Конечно, культура формирует человека и во многом детерминирует его поведение. Однако именно она делает его свободным, способным, как говорил Кант, начинать причинный ряд. Поэтому следует признать, что, в целом, Сартр не прав. Фатум не противостоит свободе, но теоретически ее уничтожает. Свободе же противостоит необходимость.

    Свобода и необходимость. В обыденном сознании они — несовместимые противоположности, Необходимость — это то, что нельзя обойти. Философская мысль обнаруживает более сложные отношения между ними. К настоящему времени выкристаллизовались два основных подхода. В рамках первого ставится под сомнение возможность «необходимости» поставить предел свободе. Идея необходимости, пишет Ф. М. Достоевский, это идея «каменной стены». Но «не примиряться ни с одной из... невозможностей и «каменных стен» можно и нужно». В таких же выражениях спустя много лет об этом говорил Камю: «Любая стена — это дверь... Так не будем же отыскивать дверь, избегая стены, с которой столкнула нас судьба». Второй подход предполагает их тождество и взаимопереход. Основная аргументация находится в познавательной области. Необходимость носит слепой и разрушительный характер до тех пор, пока она не познана. Будучи познанной, она становится основой свободы. «Свобода имеет своей предпосылкой необходимость и содержит ее в себе как снятую» (Гегель). В подтверждение обычно ссылаются на очевидные факты. В грозу молния может убить человека или сжечь его дом. Но та же электрическая энергия, будучи познана, освещает наши дома и приводит в действие бытовые приборы. То же можно сказать о солнечной энергии и энергии ветра.

    «У свободного человека нет алиби». Человек свободен, он один. Где был? Кто подтвердит? Никто. Ему не нужно алиби.

    Задание 5. Необходимость – это то, что нельзя обойти. В философии есть два подхода к решению этой проблемы. Первый из них получил условное название «каменной стены». Ф.М.Достоевский писал: «Не примиряться ни с одной из … невозможностей и «каменных стен» можно и нужно». В таких же выражениях об этом спустя много лет писал Камю: «Любая стена – это дверь… Так не будем же отыскивать дверь, избегая стены, с которой столкнула нас судьба». Второй подход призывает к познанию: необходимость носит слепой и разрушительный характер до тех пор, пока она не познана. Гегель писал: «Свобода имеет своей предпосылкой необходимость и содержит её в себе как снятую». Например, молния может убить человека и сжечь его дом. Но та же электрическая энергия, будучи познанной, может стать необходимой людям. Сделайте вывод о соотношении и связи необходимости и свободы. Какой подход к решению этой проблемы вы разделяете? Свой выбор обоснуйте.
    “Свобода есть познание необходимости”, — краткое определение, основанное на гегелевском тезисе: всемирная история есть “прогресс в сознании свободы — прогресс, который мы должны познать в его необходимости” (Гегель. Философия истории/УСоч. М. , 1935, т. VIII, С. 19). Гегелевское толкование свободы “схватывает” самые -существенные черты данного явления. Однако, как это часто бывает, краткие дефиниции требуют дополнительных уточнений и разъяснений либо дают основания для их разной интерпретации. Действительно, если свобода заключается лишь в адекватном познании (понимании) действительности, то человек оказывается в односторонней зависимости от объекта познания, его свободная воля оказывается ущемленной, подавленной. Требуются оговорки относительно того, что, познав объективную необходимость, человек оказывается способным в различной степени воздействовать на окружающую его природную среду, социальные процессы и собственную природу. Следовательно, если принять данное определение свободы, потребуется включить в него отмеченные моменты; оно станет пространнее, но зато более точным, что в науке крайне важно. В то же время гносеологический подход к свободе может чрезмерно персонифицировать проблему, как у Э. Фромма: “Свобода означает не что иное, как способность следовать голосу разума, здоровья, благополучия и совести против голоса иррациональных страстей” Фромм Э. Душа человека. М. 1992, с. 94).

    Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей — старая философская проблема (категория) , выражающая взаимоотношения между деятельностью человека и объективными законами природы и общества. Чтобы совместить «свободы» всех людей, сделать из взаимоприемлемыми, необходимо ввести какие-то общие для всех правила, ограничения. Эти ограничения и выступают как необходимости, корректирующие (поправляющие) поведение людей.

    Задание 6. Каждый человек планирует свою жизнь, совершает поступки. Ему свойственно всему придавать смысл, вначале хотя бы незначительный, сиюминутный. Чеховский герой видит его в том, чтобы поесть собственного, выращенного своими руками крыжовника. «Маленькие люди» Достоевского находят смысл в том, чтобы поведать друг другу о своих страданиях, гоголевский Акакий Акакиевич – в новой шинели…
    Нужно ли человеку вообще заниматься поисками смысла жизни? Можно ли прожить без этих поисков? Правильно ли такую неосмысленную жизнь называть жизнью в подлинном смысле этого слова, или это – прозябание, недостойное высокого звания Человек?
    Кажется, что как только мы найдём смысл своей жизни, найдём своё предназначение, мы станем счастливы. У нас появятся ориентиры и, самое главное, цели в жизни. Многие люди приравнивают смысл жизни к целям в жизни.

    В глубине души мы лелеем надежду на то, что наше существование имеет смысл, что мы не просто одни из миллиардов таких же живущих на планете людей.

    Для многих людей такой настойчивый поиск и ожидание смысла заканчиваются депрессией, тревогой и апатией. Люди не хотят действовать, потому что ещё не нашли своего предназначения. Люди не хотят делать «незначительное», потому что уверены, что созданы для «великого», для чего-то большего.

    Проблема в том, что мы переоцениваем необходимость смысла и его «целительную» силу. И недооцениваем те негативные вещи, которые возникают из-за наших поисков и ожиданий.

    Это своего рода зависимость. Такое восприятие себя, мира и своего смысла ведёт к депрессии, тревожным и другим эмоциональным расстройствам.
    И разумеется, нельзя называть такую "неосмысленную" жизнь - прозябанием, недостойным высокого звания Человек!

    "Живое просто функционирует, в нем нет "смысла".

    Вильгельм Райх.



    Пермь - 2021


    написать администратору сайта