Практическая работа 6. Занятие 6 Россия во второй половине xviii в. Просвещенный абсолютизм Екатерины ii. Правление Павла I
Скачать 73.59 Kb.
|
Образование светской школы Конец XVII и начало XVIII века отличается поднятием образовательного настроения в обществе. Царь Петр открывает сразу несколько узконаправленных школ, таких как медицинская, канцелярских служителей, инженерная, артиллерийская, математическая. Вскоре правитель издал указ, что аристократы, так и не окончившие школу, не имели права жениться, и дети дворян должны были обязательно ходить в школу. Огромным шагом в развитии школ и образования в целом стало официальное введение государственного шрифта, им должны были пользоваться все при составлении как официальных документов, так и при переписках в письмах. Этот шрифт постепенно вытеснял церковную кириллицу. Это крайне важное событие в культуре и образовании произошло в 1708 году, а введен закон был по указу Петра. В 1714 году были открыты школы для детей самых бедных сословий. Не принимали учиться в школу только потомков крепостных работников. В связи с военными временами возникла большая необходимость в специалистах, и поэтому открылся Дворянский корпус, в нем проводилось обучение сугубо военным профессиям: артиллеристы, моряки, инженеры. 1763 год характеризуется новым этапом развития светских школ. Открывается первый приют для осиротевших детей и тех, чьи родители не имели средств на их воспитание и не могли содержать их. В 1764 году открывается Смольный институт для девиц из благородных семей, а позже постепенно возникли такие пансионы по всей стране. Чаще всего направленность образования не была на выбор учащихся, а строго распределялось по сословиям. Так, дети рекрутских родителей учились в солдатских школах и готовились стать военнослужащими, а дети купцов чаще учились в различных медицинских и художественных учреждениях. Для образования крепостного сословия в этот период еще все пути были закрыты, и этот слой общества так и оставался практически полностью безграмотным – писать и читать умели единицы. 1755 являлся годом образования первого университета в Москве, согласно указу Елизаветы. Ей же подал эту идею ее фаворит в просветительской деятельности по фамилии Шувалов. Он же и стал первым руководителем этого учебного заведения. С этого момента главенство над всеми сословными школами имел именно этот университет. Развитие науки и техники В 1725 году была основана Академия наук по указу Петра. Научные кадры академии начали разработку карты России, а также активно занимались изучением различных природных явлений. Были найдены и разработаны шахты с различными видами руд, что позволило обеспечить военных оружием во время Северной войны. После 1760 года были организованы многочисленные экспедиции по исследованию всех уголков России, и с помощью найденной информации был усовершенствован Атлас России, созданный И.К. Кирилловым. М.В. Ломоносов развивает историческую культуру. Этот ученый внес огромный вклад практически во все сферы науки, что даже по тем временам считалось невероятным. Он первый вынес гипотезу об атомном строении веществ, а это в свою очередь дало толчок к развитию физики и химии в привычном нам виде. Его «Русская грамматика» была первым официальным учебником для изучения письма. Также он внес значительный вклад в русскую поэзию, причем не только стал автором множества стихотворных произведений, но и теоретиком в литературе. Художественная культура России в XVIII в.: а) литература, б) изобразительное искусство, в) архитектура, г) театр и музыка. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковнославянский язык. В это время популярными были стихотворные произведения - сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744). Горячо сочувствуя делу петровских реформ, Кантемир вошел в кружок Ф. Прокоповича, так называемую ученую дружину. Настроения кружка нашли выражение в сатирах Кантемира («Куму своему», «Филарет», «Евгений» и др.). Кантемир активно занимался переводами. Его перевод трактата Б. Фонтенеля «Разговор о множестве миров» сыграл значительную роль в разработке русской научной терминологии. Он ввел такие термины, как «начало», «принцип», «наблюдение», «плотность», «вихри» и др. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра 1, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона. Сохранившиеся здания XVIII в. и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения. В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство - живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретной живописи. Художественная линия русского портрета сохранила свою самобытность, но одновременно воспринимала лучшие западные традиции. Наиболее известные художники петровского времени - Андрей Матвеев (1701-1739) и Иван Никитин (ок. 1690-1742) - основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Портреты А. Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик. Ему принадлежит первый в русском искусстве «Автопортрет с женой». И. Никитин добивался в своих портретах передачи характерных индивидуальных черт модели, выразительности изображаемых предметов. В портретах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» художник намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения. Появление портрета в Петровскую эпоху было, по словам академика И.Э. Грабаря, «одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи». К концу 20-х гг. наметился перелом к придворному направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII в. - А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский, скульпторы Ф.И. Шубин и М.И. Козловский. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных изображениях художников. В конце XVIII в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764 г.) Екатерины II. Открыт для публики в 1852 г. Изобразительное искусство XVIII в. сделало значительный шаг вперед в развитии светского направления. Эрмитаж (от Франц. ermitage - место уединения) - один из крупнейших в мире художественно- исторических музеев. В XVIII в. продолжалось развитие театра. В 1702 г. по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание - «Камедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И.X. Кунста. Потом на обучение к нему были направлены «русские ребята». В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели. В 1706 г. театр прекратил свое существование, так как не получал субсидий. В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра. Петровский официальный театр распался на несколько театров. Театральные труппы продолжали свою деятельность в столицах и провинциях. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В 40-х гг. возник школьный театр при Шляхетском кадетском корпусе. Актерами в нем выступали кадеты. Душой этого театра был А.П. Сумароков который ставил там и русские пьесы, в том числе свою первую трагедию «Хорев». В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы - французские, немецкие и др. Но среди публики рос интерес к русскому театр связанный с общим подъемом национального самосознания. В 1750 г. в Ярославле начались спектакли первого провинциального публичного театра с русскими актерами художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во глав театра стоял первый известный русский актер Федор Григорьевич Волков (1729-1763). Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы. Для подготовки танцоров придворной балетной труппы в 1738 г. был утвержден проект «Собственной Ее Величества танцевальной школы». Существовал также крепостной театр - это были дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Они возникли в конце XVII в., но получили свое развитие в XVIII в. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Татьяны Шлыковой-Гранатовой. Был вначале крепостным и известный русский драматический актер Михаил Щепкин. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены. Театр в России в XVIII в. приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей. В XVIII в. начинает широко распространяться светское музыкальное искусство. Распространяется любительское музицирование, устраиваются домашние и публичные концерты с участием русских и зарубежных исполнителей. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII в. формируется композиторская школа, появляются первые русские композиторы - авторы оперной, хоровой инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама «Орфей» композитора Е.И. Фомина (1761-1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщики на подставе», оперы «Американцы» и других произведений. Ведущим музыкальным жанром становится опера. В это время создавал оперы Д.С. Бортнянский (1751-1825) - «Сокол», «Сын-соперник» к др. Бортнянский - автор около 200 музыкальных произведений. Как директор придворной певческой капеллы он представлял и церковную музыку. Подводя итоги развития русской культуры XVII в., прежде всего следует отметить ее обмирщение, постепенный отход от религиозных традиций к светским, гражданским мотивам, рост демократических традиций. В XVII в. русская культура сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления - реалистическая бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический, исторический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи, появление парсуной живописи; проникновение светских мотивов в музыку и, наконец, появление нового вида искусства - придворного и школьного театра. |