Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил: Обучающийся Ганова Татьяна Константиновна Преподаватель: Хомутова Дарья Сергеевна Задание 1.

  • Ответ:1.

  • Задание 3.

  • Ответ

  • Задание 5.

  • Философия 7. Занятие 7 Обучающийся Ганова Татьяна Константиновна Преподаватель Хомутова Дарья Сергеевна


    Скачать 45 Kb.
    НазваниеЗанятие 7 Обучающийся Ганова Татьяна Константиновна Преподаватель Хомутова Дарья Сергеевна
    Дата09.04.2021
    Размер45 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия 7.doc
    ТипЗанятие
    #192954



    Программа среднего профессионального образования

    44.02.02 Преподавание в начальных классах

    Дисциплина: Основы философии

    Практическое занятие №7


    Выполнил:

    Обучающийся Ганова Татьяна Константиновна

    Преподаватель:

    Хомутова Дарья Сергеевна


    Задание 1. Заполните таблицу
    Ответ:

    Структура психической деятельности




    Сфера сознания

    Компоненты

    Иллюстрации

    1. Сфера бессознательного

    Совокупность психических процессов и явлений не входящих в сферу сознания субъекта.

    Сны, бытовые привычки (одергивать руку от горячей плиты, грызть ногти, подпирать голову рукой)

    2. Телесно-перцептивная

    Восприятие, ощущение и представление человека о внешнем мире,, собственном теле, и взаимоотношениях своего тела с другими. Целесообразность проведения тела человека в окружающем мире.

    Ощущение запахов и вкусов, мягкости или колючести одежды, яркости света, ощущение громкости звука.

    3. Логико-познавательная

    Возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущности понимания объектов.

    Научные открытия: Физических законов, химических процессов, биологического развития, общественно-социальных отношений.

    4. Эмоционально-волевая

    Сфера личностных переживаний воспоминаний, предчувствий.

    Радость от рождения ребенка, боль от утраты близкого, предчувствие плохих событий.

    5. Мнемическая

    Запоминание (кодирование), хранение, воспроизведение, забывание информации.

    Заучивание стихов, обучение в школе, сдача зачетов и экзаменов, забывание поручений.

    Задание 2. Вопрос об источниках сознания «...в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеологическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др».

    В чем же суть и особенности каждого из этих подходов в анализе источников сознания?

    Назовите философские теории и мыслителей, которые придерживаются каждого из них.

    Ответ:
    1.
    Суть реалистического исследования источников сознания – подходит к изучению сознания, как к сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.
    Объективно-идеалистический подход определяет сознание, как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (богом, идеей).
    Вульгарно-материалистическое направление, напротив, сводит сознание, мышление, вещественным изменениям, характер мышление определяется пищей, влияющее через химию крови на мозг и его работу.
    Согласно экзистенциально-феноменологическому подходу к пониманию сознания утверждается самостоятельность сознания человека к природно материальному миру и обществу, центральной характеристикой является направленность сознания на объект (предмет, явление, процесс) посредством различных способов (восприятие, представление, оценка и т.д.). Сознание выступает как поток образования смыслов разных объектов, результатом чего формируется мировоззрение и жизненный опыт человека.
    2.
    Философия познания – это направление, изучающее природу сознания и проблему соотношений тела и психики человека. Перечисленные выше способы исследования сознания привели к возникновению соответствующих теорий сознания.
    – Материалистическая концепция – основной идеей является: сознание порождается высоко организованной материей. До появления человека, сознания не существовало. Основные представители теории: Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин, Кант, Дарвин.
    – Идеологическая концепция – говорит что, сознание существует изначально до появления материи и человека. Этой теории придерживались: Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Гегель и др.
    – Дуализм – одновременное существование двух равноправных субстанций—разума и материи. Сторонник идеи: Декарт.
    – Биологизм (вульгарный материализм) – это сознание, порожденное живой природой и присущее всем живым организмам. Наиболее видные представители этой теории: К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт.
    – Пантеистическая теория – сознание, неотъемлемое свойство космической субстанции. Существует вечно, но по разному проявляется в разнообразии материальных форм и имеет разную степень развития. Основные приверженцы теории: Махатмы, Балаватская, Н. Рерих, Роу и др.
    – Феноменологическая теория – характеризует наличие у человека духовного мира – мыслей, идей, чувств. Основными ее главными представителями были Ф. Брентано, Гуссерль, М. Хайдегер.



    Задание 3.
    С какими высказываниями можно согласиться? С какими – нельзя и почему?

    - человек не может познать свою собственную психику, как не может вытянуть себя за волосы из болота, или же увидеть себя в окне, как будто он сам идет по улице;

    - о содержании психических процессов человека судят по его жестам, мимике, поведению;

    - о сознании человека судят не по тому, что он говорит или же пишет, а по тому, что он делает;

    - мое психическое состояние можно понять через самонаблюдение;

    - мысль можно зафиксировать в электроэнцефалограмме;

    - индивид, который мыслит, не может разъединиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждением.

    Ответ:
    Я не могу согласиться с высказываниями « человек не может познать свою собственную психику», « мысль можно зафиксировать в электроэнцефалограмме». Современная теория психоанализа объясняет многие психические процессы человека и помогает справиться с психологическими (психическими проблемами). Именно в психоанализе о содержании психических процессов человека судят по его жестам, мимике, поведению, потому, что он говорит или пишет. Так же человек может самостоятельно понаблюдать за собой: поведением, эмоциональным состоянием, речью, и сделать выводы о состоянии своей психики. Например: после пережитого горя, человек постоянно чувствует тоску, плачет, плохо спит, все время говорит о пережитом. По этим признакам он может насторожиться или понять, что с ним не все в порядке, что у него депрессия и обратиться к врачу.
    К сожалению, современная наука не может зафиксировать мысль человека в электроэнцефалограмме, последняя может только отображать электрические импульсы действия головного мозга, по которым можно определить только наличие или отсутствие органических поражений головного мозга.
    «индивид, который мыслит, не может разъединиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждением», во время мыслительной деятельности человек одновременно и рассуждает, и следует своим рассуждениям и принимает решения на их основе – это процесс неразделимый, существует в сознании человека.


    Задание 4.
    К.Г. Юнг (1875—1964) ввел в научный оборот понятие «коллективное бессознательное». Дайте его общую содержательную характеристику, а также и понятию «архетип».

    Прокомментируйте его суждение:

    «Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключительными» (К. Г. Юнг).

    Как понимал Юнг отношения личности и общества, индивидуального и внеиндивидуального, общественного, коллективного сознания?

    Ответ:
    Коллективное бессознательное – одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Характеристика коллективного бессознательного основана на идее, что это весь духовный опыт человечества без временных пределов.
    Юнг ввел термин архетип для обозначения изначальных первобытных образов, символов или мотивов, которые существуют в коллективном бессознательном и проявляется в сновидениях каждого из нас. Свойство архетипа – по мнению Юнга,
    помогают человеку освоиться во внешнем мире.
    Некоторые архетипы (по Юнгу) можно рассмотреть на примере сказки Пушкина «о попе и его работнике балде». Архетип – жадная попадья. Она толкает своего мужа на аморальные поступки. (мужчина-голова, жена-шея, куда хочу туда верчу). Архетип-лукавый жрец (поп), библейский фарисей, который нарочно дает работнику невыполнимые задания, что бы ему не платить. Архетип-крестьянин, труженик (Балда). Работает за три щелбана и терпит все придирки попа с попадьёй. Архетип-обстоятельства непреодолимой силы (бес, нечистая сила). Крестьянин—труженик при помощи упорства и смекалки успешно их преодолевает.
    Отношения личности и общества связаны между собой обратной пропорциональностью, чем больше общественного—тем меньше индивидуального, и наоборот.



    Задание 5.
    «На формирование сознания решающее воздействие оказывает культура в целом, в то же время и бессознательное на уровне ощущений, влечений, страстей и т. п детерминирует сознательные действия и поступки. Бессознательное накапливается в виде информации, определяющей вкусы, привычки и т. п и остается в памяти человека, в том числе и в виде социального опыта человечества (сновидения, инстинкты), что оказывает так или иначе воздействие на сознание».

    Как решается проблема бессознательного в различных направлениях современной западной философии?

    Почему этот вопрос был и остается в центре внимания науки и религии?

    В чем проявляется социальное бессознательное?

    Ответ:
    1.
    Современные исследования бессознательного разделяют на три группы – бессознательное восприятие, бессознательное социальное восприятие и бессознательная память.
    Проблемами восприятия занимался американский нейробиолог К. Кох. Во время научных исследований он пришел к выводу, что информация о статичном изображении получена, но не обработана мозгом. Его последователи продвинулись дальше, они выяснили что испытуемые успешно распознавали картинки с эмоционально значимым изображением (например: обнаженные фото).
    Бессознательную память изучал психолог Д. Саймонс. Он пришел к выводу что память работает по нарративному принципу, то есть склонны неосознанно изменять воспоминания если какие-то факты не вписываются в общую историю воспоминания.
    Как оказалось большое значение имеет, бессознательное социальное восприятие (неосознанные представления о других людях). Сюда входят и выбор партнера, и отношения свой-чужой. Эти проблемы изучал американский психолог Д. Йонс (он показал что люди с одинаковыми фамилиями наиболее часто вступают в браки). Французский ученый Гюген, выяснил, что девушки при, даже не осознанном, прикосновении охотно дают свой номер телефона мужчинам. Психолог М. Шериф провел исследование на группах детей, и доказал, что древние области мозга отвечают за распознавание своих и чужих. Очень важное качество для первобытного человека, не актуальное в наше время, но привычка восприятия осталась.
    2. Проблема бессознательного остается в центре внимания науки и религии в настоящий день. Принято считать что наука и религия взаимодополняют друг друга в постижении мира человеком. Наука объясняет как устроен мир, а за нравственные устремления человека отвечает религия.
    3. Социальное бессознательное проявляется прежде всего в переживаниях человека. Это идеи, нормы и законы его поведения, которые сформировались под влиянием общества.


    Задание 6. «...В одном и том же индивиде возможно несколько душевный группировок, которые могут существовать в одном индивиде довольно, независимо друг от друга, могут ничего «не знать» друг о друге, и которые по очереди захватывают сознание. Случаи такого характера под названием «раздвоение сознания» иногда возникают самопроизвольно. Когда при таком расщеплении личности сознание постоянно свойственно одному из двух состояний, то это последнее называют «осознанным душевным состоянием», а отдельное от него - неосознанным».

    Как связаны осознанное и неосознанное? Что входит в состав неосознанного? Можно ли говорить о сознании личности как моноцентричном образовании (одно «я») или полицентричном образовании (несколько «я»).


    Ответ:
    Осознанное и неосознанное относительно самостоятельны, между ними часты противоречия, но они взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и способны достичь гармоничного единства. Сознание может и должно контролировать бессознательное, определять общую стратегию жизнедеятельности человека.
    Входят также психические явления, возникающие во сне; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; некоторые явления, вызванные болезненным состоянием: бред, галлюцинации.
    Если у человека полицентризм, то можно сказать, что у человека психическое заболевание (раздвоение личности), а это уже нездоровая психика. Для нормального психически здорового человека характерен моноцентризм.




    написать администратору сайта