Практическая работа 8. Занятие 8 Обучающийся Микин Константин Александрович Преподаватель Хомутова Дарья Сергеевна
Скачать 90.17 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №8 Выполнил: Обучающийся Микин Константин Александрович Преподаватель: Хомутова Дарья Сергеевна Задание 1: Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: «…ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе — это и значит припомнить, не так ли?» Ответьте на вопросы: а) Как называется данная теория? б) Кто был ее автором? в) Какой смысл вкладывается в «припоминание»? г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска? а) идеализм б) Платон в) идеи витают на небе и их души там наблюдают, потом при рождении душа вселяется в тело, и когда человеку приходит идея — это душа припоминает то, что уже видела на небе раньше г) это часть исторической эволюции научного познания Задание 2: Проанализируйте высказывание Леонардо да Винчи: «Глаз, называемый окном души, есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии созерцать бесконечные произведения природы… Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира?» Ответьте на вопросы: а) Что считает Леонардо главным способом познания? б) Является ли выбранный Леонардо путь познания философским, научным или, может быть, это иной путь познания? Поясните свой ответ. Задание 3: Раскройте смысл лозунга Ф. Бэкона «Знание — сила». Ответьте на вопросы: а) Какие перспективы он раскрывает перед человечеством? б) Какое отношение к природе формирует данный лозунг? в) Не является ли владение знанием одной из причин экологической катастрофы? Высказывание Ф.Бэкона обусловлено провозглашенной им целью науки в увеличении власти человека над природой и его предложением реформы научных методов в очищении разума от заблуждений (идолов или призраков), обращения к опыту и обработке этого опыта посредством индукции, основу которой должен составлять эксперимент. Это высказывание актуально тогда, когда человек обладает знанием по быстрому и конкретному отысканию знаний (информации) в любой области и плодотворному их применению. Знания приводят к огромным достижениям в практической сфере и изменениям в материальном мире. Но это ведет за собой несостоятельность увидеть мир в целом. Кроме этого, знание способствует изменению и духовного мира. И именно тот, кто создает эти истины и обладает силой. Истина творится силой. Сила — и есть истина. Но получение этих сил требует немало усилий. Кроме того, важно, чтобы знания оказались в нужных руках. Задание 4: И. Кант замечал в «Критике чистого разума»: «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание». Ответьте на вопрос: Правильна ли эта точка зрения? Обоснуйте свой ответ. В работах Канта “критического периода” про-блемы теории познания, этики и вопросы о це-лесообразности в природе были рассмотрены как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Это, прежде всего, относится к постановке теоретико-познавательных проблем, нашедших свое завершение, согласно кантовской концеп-ции, в эстетике. В анализе процесса познания Кант особо выделил понятийное мышление (“мышление есть познание через понятия”), указывая, что, помимо созерцания, существует лишь один способ познания, а именно познание через поня-тия, не интуитивное, а дискурсивное. В “Критике Чистого разума” на вопрос о том, что такое ис-тина, Кант ответил следующим образом: истина возможна лишь в форме предмета, то есть как соответствие рассудка (самой формы всеобщ-ности и необходимости) и чувства (эмпириче-ского многообразия ощущений, возникающих в априорных формах времени и пространства). Задание 5: «Чувственного опыта и интуиции хватает на очень немногое. Большая часть нашего знания зависит от дедуцирования и посредствующих идей… Способность, которая отыскивает средства и правильно применяет их для выявления достоверности в одном случае и вероятности в другом, есть то, что мы называем «разумом»… Разум проникает в глубины моря и земли, поднимает наши мысли до звезд, ведет нас по просторам мироздания. Но он далеко не охватывает действительной области даже материальных предметов, и во многих случаях он изменяет нам… Но разум совершенно изменяет нам там, где не хватает идей. Разум не простирается и не может простираться дальше идей. Рассуждения поэтому прерываются там, где у нас нет идей, и нашим соображениям приходит конец. Если же мы рассуждаем о словах, которыми не обозначаются никакие идеи, то рассуждения имеют дело только со звуками, и ни с чем иным…» (Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избр. произв. Т. 1. М., 1960. С. 659. С. 660) Ответьте на вопросы: а) Какое направление в гносеологии представлено в данном суждении? б) Какую роль в процессе познания, по Локку, играет разум? в) В чем ограниченность человеческого разума в процессе познания? Гносеология - это один из разделов философии, рассматривающий теорию познания. Свой вклад в гносеологию внесли знаменитые философы - Платон, И. Кант, Р. Декарт, Г. Гегель и другие. Среди самых известных гносеологических учений можно выделить скептицизм, агностицизм, рационализм, сенсуализм и трансцендентализм. Скептицизм относится к одному из самых ранних направлений. Скептики полагают, что главное орудие познания - сомнение. Агностицизм также встречается в античности, но окончательно он оформился к новому времени. Одним из видных философов XVIIв. является Джон Локк. Основной философской работой Локка является "Опыт о человеческом разуме". Локк продолжил развитие эмпиризма Бэкона, обосновывая сенсуалистическое направление в теории познания. Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Теория Локка гласила: 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске; 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах. Локк подверг критике учение Декарта о "врожденных" идеях. Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, по мнению Локка, - первое и решающее основание всего познания. Локк подразделяет опыт на два вида: опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Источник первого - объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения. Познаваемость мира означает, что мы можем иметь определённые достоверные знания о нём. Ограниченность разума означает, что мы не можем знать всё: познаваемый мир бесконечен. Ограниченность разума означает также, что он не может самостоятельно (т. е. человек не может только одним лишь разумом) дать окончательный ответ на некоторые вопросы Задание 6: «Познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное. Познай самого себя — это абсолютная заповедь ни сама по себе, ни там, где она была высказана исторически, не имеет значение только самопознания, направленного на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но значение познания того, что подлинно в человеке, подлинно в себе и для себя, — познание самой сущности как духа… Всякая деятельность духа есть поэтому постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя» (Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. С. 6, 7). Ответьте на вопросы: а) Какая форма гносеологии представлена в данном суждении? б) Корректно ли сократовский принцип «познай самого себя» расширять до «познания самой сущности как духа»? Нет, сознание - это не мозг. Сознание - это, грубо говоря, программа, позволяющая нам осмысливать происходящее, в том числе и себя самих, строить модели реальности и планировать свою деятельность, а мозг - это наш орган, обеспечивающий слаженную работу остальных органов, в том числе и в отсутствие сознания, и позволяющий нам думать. Т.е. мозг - это как бы оборудование, а сознание - специфическое програмное обеспечение, причем достаточно высокого уровня, если выражаться языком программистов. Под высоким уровнем я понимаю то, что мы не можем обычно сознательно контролировать работу всех наших органов - на это есть низкоуровневые алгоритмы. Что касается других людей - это вопрос философский. Вообще говоря мы вообще не можем доказать, что есть еще какие-то люди, что они не плод нашего воображения или глобальной компьютерной симуляции, например. Более того, мы не можем даже доказать, что мы сами такие, как мы себе это представляем. Вполне может быть, что все это тоже симуляция. Однако важно ли это, на самом деле? Если мы никаким образом не можем отличить реально ли все происходящее или это просто симуляция, то для нас эти состояния эквивалентны и от этого никак не зависит наше поведение и вырабатываемые нами решения и стратегии. Точно также не важно есть ли на самом деле сознание у других людей и есть ли они вообще эти люди: для нас они существуют, причем действуют так, как если бы у них было сознание, поэтому для нас нет абсолютно никакой разницы реально ли это или нет - мы никак не можем различить эти два состояния и потому от этого никак не зависит наша жизнь и наши действия. Пермь - 2021 |