анализ произведения над пропастью во ржи. над пропастью во ржи. Занятие 8 Проблема самопознания и самовыражения в романе Д. Д. Сэлинджера Над пропастью во ржи
Скачать 22.96 Kb.
|
Практическое занятие № 8 Проблема самопознания и самовыражения в романе Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» 1. 1. Мотив бегства в романе и предшествующая традиция американской литературы (М.Твен). Уход самого писателя. Роман «Над пропастью во ржи» критики часто соотносят с «Приключениями Гекльберри Финна» Марка Твена. Марк Твен и Джером Сэлинджер создают параллельные мифы об американском юноше, который сталкивается лицом к лицу со взрослым миром и ощущает себя потерянным, лишним человеком. Этот маленький человек словно бы потерял свою идентичность, свое «я», стал чужим и среди ровесников, и среди взрослых, поэтому бесцельно бродит по стране, пытаясь обрести себя, свой «дом», душевную гармонию, но тщетно. Сопоставление жизни автора и судьбы героя позволяет говорить об автобиографизме этого художественного произведения. Как и герой романа, Сэлинджер плохо учился и часто менял школы, а затем вузы, так и не получив высшего образования. Вследствие этого Джером имел напряжённые отношения с родителями, серьёзно рассорился с отцом. Герою Холдену Колфилду также не удается выстроить свои отношения с родителями. Холден мечтал об уединённой жизни; эту мечту воплотил сам Сэлинджер после публикации романа. Не принимая социальную жизнь мегаполисов, Холден видит только один способ разорвать связи с окружающим миром – побег. Он фантазирует, что мог бы притвориться глухонемым, чтобы не общаться с людьми; уединится вдали от всех и жить естественной жизнью, где не будет лжи. Но сбежать из Нью-Йорка Холдену не удаётся. С одной стороны, его держит любовь к младшей сестрёнке Фиби, решившей отправиться в путь вместе с ним; с другой – в нём не хватает решимости, опыта, взрослости. 2. 2. Герой и общество, мир взрослых и детей: - Холден и его семья; У Холдена есть родители, младшая сестрёнка Фиби и старший брат Д.Б. Также у него был брат Алли, который скончался, а Холден очень его любил. Наиболее хорошие отношения у мальчика с сестрой, он с восторгом отзывается о ней, покупает ей пластинку на последние деньги, тайком проникает в дом, чтобы увидеться. Д.Б. не появлялся в романе, Холден лишь говорил о нем, однако, судя по воспоминаниям мальчика, к старшему брату он также испытывает теплые чувства. От родителей же Холден хотел уехать куда подальше, а многочисленные тётушки и вовсе раздражали его. - Холден и его сверстники; Со сверстниками-мальчиками Холден вступает в конфликты: то он становится жертвой избиения Стрэдлэйтера, то острит с Экли. Сверстники стремятся к материальному благополучию, достижению высокого социального статуса, а главного героя это не интересует, поэтому ему трудно находить общий язык с людьми своего возраста. - Холден и учителя; Единственным учителем, с которым мальчик приходит поговорить напоследок после исключения, оказывается старый преподаватель истории Спенсер. Больной гриппом старик недоволен своим учеником, расспрашивает его о причинах исключения, ругает за пренебрежительное отношение к собственной жизни. Колфилду не нравится Спенсер, и он уже начинает жалеть, что решил с ним проститься. Ну а сам Спенсер, как мне показалось, действительно переживал за судьбу мальчика. В заключительных главах романа Холден идет в гости к своему старому учителю мистеру Антолини, которому рассказывает о своих неудачах в бывшей школе. Учитель не находит для юноши совета, но опасается, что тот несется к пропасти, которая может его поглотить. - Холден и литература. Не могу сказать, что Холден был заядлым читателем, но всё-таки книги он читал, а также осуждал своих сверстников, которые этого не делают. У мальчика хорошие способности к писательству, он отлично пишет сочинения (английский – единственное, что он не провалил на экзаменах). 3. 3. Метафора «жизнь-игра» и её смысловое проявление в романе. Характеристика игровых позиций героев романа, роль Холдена Колфилда в игре (жизни). Писатель воссоздает в своем произведении образ «постороннего», «абсурдного» человека, трагизм которого заключается в том, что он становится жертвой своих возвышенных, гуманистических устремлений: страдает от тотального одиночества, непонимания и отсутствия любви. Юный Холден отказывается «играть в жизнь» по навязанным социумом правилам и совершенно закономерным образом оказывается «вне этой игры». 4. 4. Язык героя-рассказчика и жанровая форма произведения. Всё повествование ведется от лица Холдена. Мы можем увидеть его комментарии, отношение к словам/действиям других людей, а также своим собственным. Честно говоря, когда я начала читать данное произведение, то Холден не симпатизировал мне вообще, однако стиль повествования был слишком интересным, чтобы оторваться. Мне казалось, словно я не читаю произведение, а слушаю историю незнакомца, с которым встретилась недавно, и со всем интересом вникаю в его рассказ. 5. 5. Смысл названия романа. Смысл названия книги «Над пропастью во ржи» дает отсылку произведения к библейским мотивам. Главный герой романа Холден Колфилд приходит к выводу, что его предназначение в жизни – беречь детей от взрослого и опасного мира. Холден желает сохранить добрые детские души от грязи, вранья и черствости мира взрослых. Поэтому, подросток решается стать «ловцом во ржи» — он пытается уберечь и сохранить детскую наивность и честность, не давая детям свалиться в пропасть лицемерия и лжи. 6. 6. Символический подтекст мыслей героя (об утках, образ карусели и т.д.). У главного героя неподдельный, живой интерес к судьбе уток, которые бесследно исчезают куда-то, когда в центральном парке Нью-Йорка замерзает озеро. Холден строит некоторые предположения на этот счет: « Может быть, какой-нибудь парень с грузовиком забирал их в зоопарк или еще куда. Или они просто улетали». Эти слова следует понимать как аллегорию человеческой жизни. В первой части высказывания «парень с грузовиком» – это некая трансцендентная сила, будь то Бог, судьба и т.д., а зоопарк – спокойное, безопасное место, где человек может «перезимовать» в том случае, если у него нет «дома». Во второй части высказывания Холден представляет нам альтернативу: утки улетают самостоятельно, т.е. человек сам решает свою проблему, уже не прибегая к трансцендентному. Будучи не в состоянии ответить на свой вопрос (куда же улетают утки?), Холден задает его двум таксистам. Первый таксист удивляется вопросу и ничего не отвечает, второй же, не зная ответа на вопрос, все же предпринимает попытку ответить на него. Проводя аналогию с рыбой, которая, по его словам, буквально «вмерзает в лед» в зимнее время, он пытается уверить юношу, что ситуация с утками еще проще, однако что с ними происходит, он так и не говорит. Мужчина понимает, что, по сути, ничего не объяснил Холдену и, чувствуя несостоятельность своей аргументации, старается успокоить молодого человека: «Если бы ты был рыбой, Мать Природа позаботилась бы о тебе, не так ли? Правильно? Ты ведь не думаешь, что рыба просто умирает, когда наступает зима, правда?». Он призывает Холдена усмирить свой беспокойный ум и довериться некому Высшему Разуму, то есть уверовать в трансцендентную природу бытия. Мотив карусели в карнавальном (но отнюдь не сниженном) мире соответствует тотальной циклизации событий, мотиву круговорота: Фиби катается на карусели, Холден смотрит на нее радостно, спокойно, умиротворенно, параллельно пошел дождь и все это повторится, придут новые люди и начнут кружиться Стоит отметить, что в романе выступают и образы, дающие Холдену гармонию, надежду и силы, как, к примеру, бейсбольная перчатка покойного брата Алли, очень внутренняя и глубоко личная для Холдена тема. Нужно заметить, что на его отношение к взрослению достаточно сильное значение оказала смерть его брата Алли. Для Холдена это был сильный удар, об этом свидетельствуют все разбитые стёкла в гараже и порезанная рука. Холден осознал, насколько хрупка жизнь, и в него вселился ужас от какого бы то ни было продвижения вперёд, ведь любое изменение ведёт к исчезновению. Бейсбольная перчатка Алли является символом «перехода» между мирами — между жизнью и смертью, между детством и взрослением. Перчатка Алли — это внутренний мир Холдена, хрупкий, ранимый, но искренний и наполненный любовью. 7. 7. Итог поисков героя. Философский смысл финала романа. Книга Сэлинджера заканчивается тем, что герой возвращается в лоно семьи, хоть и против своей воли. Колфилд намеревается уехать на Запад в поисках лучшей жизни, пишет записку Фиби, но она приходит на встречу с ним с чемоданом и говорит, что едет с ним. Тогда брат всерьез испугался за нее, стал отговаривать и взывать к разуму, аргументируя свой отказ от поездки тем, что это глупо и не обдумано. Он и сам отказался от затеи, видя последствия своего желания порисоваться. Вот так в романе «Над пропастью во ржи» произошло превращение Холдена из подростка в ответственного молодого человека. В финале он видит, как его сестренка катается на качелях под дождем, проникается ее чистой и искренней радостью. Ливень как будто смывает с него грязь и пошлость тех слов и поступков, которых он стыдится. Очищение освобождает его душу от налета цинизма, он как будто возрождается к беззаботной детской жизни (недаром действие происходит в канун рождества), которую так хотел сменить на взрослую и солидную. Но рассказчик перестал делить свой путь на такой и не такой, и это признание себя в любых ипостасях и обеспечило ему окончательный переход на другую возрастную ступень. Финальный ливень символичен: с одной стороны, это стена, отгораживающая его от людей, и знак печали, а с другой, – символ возможного очищения или хотя бы примирения. Погружение в прошлое – это путь Холдена к себе, в конце которого он все-таки продолжает противопоставлять себя миру, но не исключает и сближения с ним. |