Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Практическое занятие по дисциплине «Основы теории литературы» Темы 1 – 3.

  • Темы 4 – 6.

  • Темы 7 – 9.

  • основы теории литературы пз. Занятие по дисциплине Основы теории литературы Темы 1 Мемесис (подобие, подражание) подражание искусства действительности


    Скачать 25.15 Kb.
    НазваниеЗанятие по дисциплине Основы теории литературы Темы 1 Мемесис (подобие, подражание) подражание искусства действительности
    Дата22.11.2021
    Размер25.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаосновы теории литературы пз.docx
    ТипЗанятие
    #279080

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра юриспруденции
    Форма обучения: заочная с применением дистанционных технологий



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ


    Группа Го20Ж171
    Студент
    С.А. Герасина


    МОСКВА 2021


    Практическое занятие по дисциплине

    «Основы теории литературы»


    1. Темы 1 – 3.

    1. Мемесис (подобие, подражание)- подражание искусства действительности.

    Автор «должен изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть» Аристотель

    1. Художественный образ-одна из основных категорий искусства.

    Это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.

    Приведем примеры художественных образов.

    Образ паруса в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус». Когда мы читаем стихотворение Лермонтова "Парус", перед нами возникает образ человеческой души, одинокой, находящейся в вечном поиске, противоречивой, но исполненной чистых, возвышенных стремлений. В стихотворении использован образ-символ (или прием развернутой метафоры, или прием психологического параллелизма).

    1. Диалогичность-имеет место там, где высказывания являются звеньями живого и плодотворного общения людей и обогащают их духовный опыт.

    Монологичность- это прежде всего сфера негуманитарного знания, куда относятся естественные и точные науки: мышление и речь здесь направлены на безгласную речь или некую отвлеченность (абстрактную) . Главными критериями становятся точность и завершенность.

    1. В то же время «неслучайность» элементов художественного образа совершенно очевидна. Очень выразительно написал об этом известный английский писатель Дж. Толкиен. Он заметил, что любой человек может придумать зеленое солнце. Это не так трудно. Трудно придумать мир, в котором оно будет смотреться естественно.

    Тот же П. Палиевский в другой работе показал, что «элементарной структурой» образа является взаимоотражение предметов и явлений друг в друге. Р. Якобсон видел в художественном образе «организованное насилие, произведенное над разговорным языком». В дальнейшем Р. Якобсон развил свою теорию, доказывая, что функция образности заложена в самом языке. Это так называемая «поэтическая функция языка»

    1. Внутренняя форма- это система образов, художественных средств, с помощью которых написано произведение.


    Темы 4 – 6.


    1. Эпос(повесвование) – рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления) . Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

    Драма (действие) – изображение событий между героями на сцене ( особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

    Лирика ( от наз. Музыкального инструмента) – переживание событий, изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния, чувство становится главным событием.

    1. Сюжет и фабула- синонимические понятия, всякие попытки развести их лишь излишнее усложняют анализ.

    Фабула -это «чистые» события, без фиксации какой-либо связи между ними. Как только в сознании автора события обретают связь, фабула становится сюжетом «король умер, а затем умерла королева» это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» это сюжет. Фактически фабула представляется просто хроникой событий.

    Сюжет – основной событийный ряд произведения .

    1. Б.В.Томашевский определяет фабулу,как «совокупность» событий в их взаимной внутренней связи» , а сюжет как «художественное построение распределение событий в произведении». Фабула- это сами события. А сюжет – это изложение этих событий, повествование о них. Вот чем отличается сюжет от фабулы.

    2. Лирический герой- это герой – рассказчик или художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста произведения, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира.



    Темы 7 – 9.


    1. Хронотоп - «закономерная связь пространственно-временных координат». Обозначает просто сложившуюся пространственно-временную модель. Теперь рассмотрим, какие же определяющие характеристики хронотопов современности выделяют литературоведы сегодня. Абстрактность и мифологизация. Удвоение. Использование символизма. Большое значение имеют воспоминания персонажей. Делается акцент на "утекающем" времени и "сжимающем" человека пространстве. Центром повествования может быть и само время.

    2. Автор - создатель художественного произведения. Его присутствие в литературном тексте заметно в разной степени. Он или прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени, или прячет свое “я”, как бы самоустраняется из произведения.

    3. Эпитет выступает в роли особого художественного определения, его назначение – придать слову новый, эмоционально окрашенный оттенок. С помощью эпитетов авторы могут более ярко описать своих персонажей и обстановку, придать тексту более богатый смысл.

    Метафора – использование переносного значения для описания идеи, действия или объекта. Иначе говоря, одному явлению присваиваются свойства другого. Метафору можно назвать неявным сравнением.

    При сравнении происходит прямое сопоставление одного объекта, идеи, действия и т. д. с другим.

    Антитеза – противопоставление двух или более различных (обычно противоположных по смыслу) идей, характеров, вещей и т. д. Этот прием помогает четче охарактеризовать объект или идею, сравнивая их.

    Аллегория – использование запоминающегося образа или сюжета для иносказательного выражения универсальной идеи, реальных (исторических) проблем и/или событий. Используется в романах, в баснях.

    1. Интертекстуальность- это сильное выразительное средство, обогащающее смысл содержания авторского поэтического текста.

    Например, известный фильм К. Тарантино Криминальное чтиво почти целиком скомпонован из сюжетных, жанровых и изобразительных цитат – так, герой Брюса Уиллиса в этом фильме, выбирая орудие мести, перебирает такие виды оружия или предметы, могущие служить оружием, за каждым из которых стоит известный фильм или даже целый жанр Так, в строки А. Ахматовой из первого варианта Поэмы без героя (Но мне страшно: войду сама я, / Шаль воспетую не снимая, / Улыбнусь всем и замолчу) оказываются вписанными элементы текста А. Блока, посвященного А. Ахматовой: «Красота страшна» – Вам скажут, – / Вы накинете лениво / Шаль испанскую на плечи,... В то же время текст Ахматовой представляет собой новое высказывание о предшествующем тексте – тексте Блока, т. е. является по отношению к нему метатекстом, а текст Блока по отношению к ахматовскому – претекстом и подтекстом (subtext – в терминологии К. Тарановского и О. Ронена) . Согласно О. Ронену, более поздние тексты, впитывая в себя фрагменты и структурные элементы текстов более ранних, подвергают их «синхронизации и семантическому преломлению» , но не отвергают при этом и первоначальный смысл текстов.




    написать администратору сайта