политические идеи древней руси. полит воззрения древней руси. Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, появившимися в первой половине xi в
Скачать 17.17 Kb.
|
Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, появившимися в первой половине XI в. Опираясь на устные сказания, летописцы, особенно Киево-Печерского монастыря, пытались восстановить историческое прошлое и объяснить настоящее Руси. В середине XI в. появляется первое чисто политическое произведение: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, стремившегося теоретически обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. В «Слове о законе и благодати» излагается, выдержанная в религиозном духе фантастическая концепция всемирной истории, которая делится на два периода: Ветхий завет и Новый завет. Период Ветхого завета – период «Богоизбранности» иудейского народа, т.е. период подчинения закону. Сменивший его период Нового завета – это период благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно и добровольно. Русский народ приобщился к христианству по собственному почину, а не под влиянием Византии. Тем самым он вошел в равноправную семью народов и не нуждается ни в чьей опеке. Илларион восхваляет князя Владимира Святославича (Крестителя), могучее и независимое Киевское государство, обосновывает главенство киевского князя над всеми остальными русскими князьями. Линия, намеченная Илларионом, получила отражение и послужила основой для «Повести временных лет» в начале XII в., созданной, предположительно, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Если «Слово о законе и благодати» Иллариона стремилось раскрыть теоретическое обоснование независимости Русского государства и сильной княжеской власти, то Нестор дает их историческое обоснование. Сейчас так же расскажем ещё об идеях, которые подарила нам Киево – Печерский монастырь: Христианские политические идеи пустили глубокие корни в русской политической мысли после крещения Руси (988). В то же время разделение христианства на православие и католицизм, которое произошло в 1054 г., поставило перед Русью дилемму «восток- запад», не решенную до сих пор. Феодосий Печерский (ум. 1074 г.), игумен Киево-Печерского монастыря — первого религиозно-интеллектуального центра Древней Руси, в трактате «О вере крестьянской и о латинской» развивает традиционную для христианства идею о превосходстве духовной власти над светской и воспитании «богоугодного властелина» — великого князя, правящего в согласии с церковью и противостоящего католической вере. От Феодосия идет консервативная традиция, породившая теории славянофильства и евразийства. ! Излагая историю славянских племен, описывая основание Киева и возникновение Киевского государства, автор «Повести временных лет» стремится решить политические задачи. Опровергая идею: «О возникновении Киевского государства в результате крещения Руси под влиянием Византии», хочет повысить значение власти киевских князей, подчеркивая их старшинство, говорит о недопустимости усобиц между князьями перед лицом внешнего врага. Следует заметить, что в раннем средневековье Западной Европы идея о том, что правящая династия происходит от могущественных иностранных правителей, была довольно распространена. Она способствовала усилению власти монархов в условиях феодальной раздробленности. Этому же ходу рассуждений и следовал Нестор, обращаясь к варягам (норманнам), чьи походы оставили заметный след в истории Западной Европы. В летописи утверждается, что киевские князья происходят от варяжского князя Рюрика, который якобы был призван славянами для управления ими и установления порядка на Руси. С Рюрика и начинается русская государственность, и его наследники – киевские князья по праву являются старшими среди всех русских князей. Наметившаяся к XII в. тенденция к феодальной раздробленности вызывала все большее беспокойство передовых политических деятелей. Усилиями Владимира временно возрождается начавшееся клониться к упадку величие Киевской Руси, были сглажены острые социальные противоречия и приостановлены процессы, ведущие к ее раздробленности. При Владимире Мономахе вводятся статьи в «Русскую Правду» – памятник права раннего феодального общества, сроки взимания процентов по денежным долгам ограничиваются, и сокращаются проценты по долгам, уплачиваемым натурой (медом, житом). Запрещается бить смерда без вины. Значение этих статей не следует переоценивать. Они были лишь откликом на конкретную политическую ситуацию и сыграли временную роль, как попытка смягчить нарастающие социальные антагонизмы. То есть попыткой приостановить процессы, ведущие к феодальной раздробленности, нашла свое отражение в наставлениях князя своим сыновьям «Поучения Владимира Мономаха»: быть мудрыми князьями, продолжать политику укрепления и единения Русского государства, умиротворения внутренних раздоров в нем. Мудрый князь должен заботиться о мире в своем княжестве. Для этого нужно не забывать об «убогих», не позволять «сильным» погубить простого человека, быть милостивым в суде, а также быть верным своему слову, клятве, данной братьям (другим князьям), и избегать усобиц. Особенно должен он заботиться о военном могуществе своего государства, быть храбрым воином и ни в чем не давать себе «упокоя». Показательно, что мотивы этих «поучений» со временем появляются в последующем развитии политической и правовой идеологии, а именно, в летописях Великого Новгорода, превратившегося в боярскую республику. В Новгородской летописи «Повесть временных лет» была заменена «Начальным сводом». Для «Начального свода» характерно критическое отношение к княжеской власти. Корыстные современные князья противопоставляются справедливым князьям прежних времен. В этом нельзя не видеть стремления правящей новгородской верхушки обосновать ограничение княжеской власти в республике. Но в этом отражаются и настроения простых людей – ушедшие в прошлое порядки доклассового общества им представляются справедливыми. Вторая половина XII в. – первая половина XIII в. (время до татаро-монгольского нашествия) характеризуются феодальной раздробленностью. В политической литературе усиливаются призывы к единению всех сил русской земли, идеи борьбы против феодальной раздробленности, ослаблявшей Русское государство, и боярского засилья. Громадный след в русской политической идеологии оставило произведение «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185г. Основная патриотическая идея «Слова о полку Игореве» – единство земли русской, кровной связи всех ее частей, общности интересов перед лицом внешней угрозы. Автор, сопоставляя славное прошлое Руси с ее тяжелым настоящим, видит главную причину всех бед в княжеских усобицах. Также резко осуждаются корыстные раздоры между князьями-братьями: «Ибо стали брат брату говорить: Это мое! А то тоже мое». Княжеская корысть – «малое». За ним князья забыли о «великом» – величии и независимости Руси: «И начали сами себе крамолу ковать, а поганые на Русскую землю со всех сторон приходили с победами». От имени киевского князя Святослава, автор обращается ко всем русским князьям со страстным призывом забыть о раздорах, объединиться и совместно выступить за землю русскую. В этом он видит великую и насущную национальную задачу. Созвучие требованиям времени, ясность, убедительность и последовательность проведения основной идеи определили значение «Слова о полку Игореве» в истории передовой русской политической мысли, влияние на SCIENCE TIME 98 ее развитие в XIII–XV вв. Эта идея, рассматриваемая главным образом в плане внутриполитических и социальных отношений, выражена в другом произведении литературы XII–XIII вв. – «Моление Даниила Заточника». Автор «Моления» находится в заточении и обращается в первой редакции произведения – к основателю Москвы Юрию Долгорукому, а во второй – к переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу, с просьбой защитить его от притеснений и освободить из заточения. Беды Даниила и всех «сирот» – от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами. Все свои надежды на личное освобождение и установление порядка в государстве он связывает с сильной княжеской властью: «Яко же дуб крепится множеством корней, тако и град наш, твоею державою». Установление единовластия князя – основная идея произведения. «Орел птица – царь над всеми птицами, – пишет автор, – а осетр над рыбами, а лев над зверьми, а ты, княже, над переяславцами». Даниил рисует образ мудрого и решительного князя, советующегося с образованными и умными людьми, хотя и незнатного происхождения, избегающего феодальных усобиц и заботящегося о благосостоянии своих подданных, защищающего их от произвола. Единовластие князя, по мнению Даниила – единственное средство возвеличения государства, установления твердого порядка и избавления простых людей от бедствий |