Доклад (600). Здание бывшего музея княгини Тенишевой Русская старина
Скачать 20.99 Kb.
|
Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. К памятникам истории и культуры, составляющим наше культурное наследие, относятся старинные постройки - церкви, монастыри, дворцы, усадьбы, крепости, особняки, надгробия, монументально-скульптурные композиции, а также иконы, картины, фрески, изделия из бронзы, мрамора, дерева, ткани (декоративно-прикладное искусство), монеты, книги, рукописи, предметы народного быта и др. Нередко к памятникам истории и культуры причисляют также здания и сооружения, не имеющие художественной ценности, но дорогие нам тем, что с ними связаны исторические события, жизнь и деятельность великих людей. Специалисты именуют памятниками истории и культуры объекты, находящиеся на учете и под охраной местных или центральных органов охраны памятников и имеющих особый паспорт. Критериями для признания тех или иных зданий и объектов памятниками служат, как правило, время постройки (хронологический), авторство известных зодчих, связь с окружающей застройкой (экологический), а также с историческими событиями и различными деятелями (мемориальный). Здание бывшего музея княгини Тенишевой «Русская старина» — памятник архитектуры, объект культурного наследия в Смоленске. До революции в нём размещался историко-этнографический музей княгини Марии Клавдиевны Тенишевой; затем — картинная галерея. Здание с вывеской «Русская старина» находится неподалёку от центра города, на пересечении улиц Тенишевой и Исаковского. Оно построено в 1903—1905 годах в русском стиле для размещения коллекции княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Эта коллекция, первоначально находившаяся в селе Талашкино, включала несколько тысяч памятников по истории, декоративно-прикладному и народному искусству, иконы, рукописи, оружие. Тенишева, стремившаяся перевезти коллекцию в Смоленск, планировала разместить её в Никольской башне Смоленской крепостной стены, но этому воспротивился реставратор древнерусского зодчества Пётр Петрович Покрышкин. Тогда подруга Тенишевой княгиня Святополк-Четвертинская предоставила под строительство музея участок земли, где ранее находилась рисовальная школа, и в 1905 году коллекция разместилась в специально построенном для этой цели здании. В 1911 году Тенишева подарила свою коллекцию Московскому археологическому институту, филиал которого в 1910 году был открыт в Смоленске, а спустя год ему было передано и здание. Княгиня М. К. Тенишева: Более всего меня обидело, когда в одной из газет я прочла, что Жиркевич советовал смолянам, в случае если я подарю городу музей, отказаться от этого дара. Меня очень интересовало мнение смолян по поводу этой статьи. Я несколько месяцев ждала, чтобы хоть один человек из смолян, знавший и мой музей, и мою деятельность вообще, возвысил голос в мою защиту и заявил, что смоляне не нуждаются в советах Жиркевича и не разделяют его дурного мнения обо мне. Но русские люди тяжелы на подъём, равнодушны и совершенно не интересуются подобными вопросами. Напрасно я ждала этого слова, никто и не подумал об этом, никто не выразил мне ни малейшего сочувствия. Тогда, обидевшись на смолян, я сама ответила в одной газете, что если Смоленску мой музей не нужен, то я всегда найду, куда его поместить[5]. Основным автором проекта был художник Сергей Васильевич Малютин. Сама Тенишева также лично участвовала в проектировании здания совместно с художником Виктором Васнецовым. Здание музея является одним из лучших произведений русского стиля в Смоленской области. Оно представляет собой двухэтажный куб с подвалами и мезонином, обращённым на тыльную сторону. С западной стороны к основному объёму здания примыкает пониженный объём вестибюля, фасады которого оформлены по проекту художников Зиновьева и Бекетова. Между цоколем и первым этажом выложен пояс из различных орнаментальных рядов фигурной кирпичной кладки. Фриз, карниз вестибюля и фигурные наличники здания выложены из белого кирпича. В крупный тимпан над главным входом среди растительного орнамента помещены вензель Тенишевой «МТ», дата начала строительства музея «1903» и надпись «Русская старина». Цветовую гамму изначально довершали цветные стёкла и черепичная кровля. Помещения внутри здания представляют собой 8 больших экспозиционных залов, которые перекрыты кирпичными сводиками по балкам без дверных полотнищ. После революции имущество музея было национализировано. В мае 1920 года в здании бывшей губернской земской управы (ныне — здание администрации Смоленска) открылась художественная галерея, которая в 1931 году была объединена с историко-этнографическим музеем, размещена в здании музея Тенишевой и получила название Музея изобразительных искусств имени Надежды Константиновны Крупской. Музей являлся отделом ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник». С 2010 года Смоленская художественная галерея находится в бывшем здании Александровского реального училища на ул. Коммунистическая, 4. В здании «Русская старина» в этот период размещался музей «Смоленский лён», однако впоследствии он переехал в Никольскую башню, а на Тенишевой, 7 планируется воссоздание музея «Русская старина». |