Главная страница
Навигация по странице:

  • Страдание можно определить как эмоциональное состояние человека, порожденное трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности.

  • 2.2. Этическая категория – сострадание

  • Сострадание – способность страдать вместе с другим, сочувствовать, сопереживать, соболезновать ему – является, на наш взгляд, неотъемлемым качеством врача, это элемент его профессионализма.

  • Эмпатия

  • Соучастие – это наиболее высокий уровень эмпатии

  • Глава Ш. Милосердие медицинской сестры 3.1. Понятие милосердия

  • Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

  • Характеристика диалога: умение слушать

  • - понимания и взаимопонимания, заботы, терпимости и милосердия, умения слушать, слышать и принимать собеседника как ценность, с его собственным внутренним миром

  • Доклад 10 цитат МИР 01.03.2022. Здоровье и болезнь. Страдание и сострадание. Милосердие медицинской сестры


    Скачать 66.83 Kb.
    НазваниеЗдоровье и болезнь. Страдание и сострадание. Милосердие медицинской сестры
    Дата15.06.2022
    Размер66.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад 10 цитат МИР 01.03.2022.docx
    ТипДоклад
    #592388
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Глава II. Страдание и сострадание в медицинской этике

    2.1. Сущность страдания

    Пожалуй, будет правильным утверждать, что страдание и сострадание выступают конкретным проявлением Добра и Зла в медицине. Страдание можно определить как эмоциональное состояние человека, порожденное трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности. Причины его различны. Это могут быть боль, болезнь человека или его близких, разочарование, неудача, расставание с семьей и друзьями. Страдание бывает связано с личными установками человека или вызвано воспоминаниями и предвидением условий, при которых оно возникало или должно возникнуть. Но какими бы ни были причины страдания, безусловно одно: «Всякое страдание и болезнь вносят в духовный мир человека такие перемены, которые меняют подчас гармонию личности, а также характер отношения к самому себе, ко всему окружающему» (Г.И. Россалимо). Это особая экзистенциальная ситуация, в которой человек чувствует себя одиноким, потерпевшим поражение.

    Будучи не в состоянии преодолеть трудности самостоятельно, страдающий человек нуждается в поддержке. Именно физическое и психическое состояние заставляет его обратиться к врачу, в котором больной видит, прежде всего, человека, способного помочь ему освободиться от страдания. Освобождать пациента от страдания – в этом и состоит основное предназначение врача. Поэтому каждый, кто встал на путь врачевания, не должен смиряться со страданиями больного и привыкать к ним. Напротив, он должен знать, в чем заключается сущность страдания, каковы его причины, как оно проявляется и как помочь пациенту преодолеть его.

    Вместе с тем страдание, боль – это еще показатель и симптом болезни, а иногда (например, при родах) и естественное состояние для пациента. Поэтому, стремясь облегчить страдания больного, врач не должен делать это самоцелью, добиваясь облегчения любой ценой (например, ценой образования впоследствии у больного наркотической зависимости). В связи с этим и возникли две альтернативные точки зрения. Представители одной – так называемой «безболезненной» медицины, считают, что везде, где только можно, следует стремиться снимать боль и неприятные ощущения у пациента (например, лечение зубов под общим наркозом). Другой – медицины «суровой», считают, что боль, страдание следует рассматривать как сигнал, изменение интенсивности которого свидетельствует о течении заболевания, помогая врачу корректировать его действия, и поэтому они должны иметь место.

    Следует также иметь в виду сложное взаимодействие боли, страдания, с одной стороны, и их связь с достоинством человека – с другой.

    Во-первых, неоднозначна корреляция боли и страдания:

    боль – соматическое состояние человека,

    страдание – экзистенциальное проявление его сущности:

    боль испытывает тело, а страдание – личность;

    • боль не обязательно влечет за собой страдание;

    • страдание человек может испытывать и без боли;

    • боль сопровождается страданием, когда она невыносима, не прекращается, внушает страх или отвращение;

    • боль преодолима, если она имеет смысл – осмысленна;

    • страдает не только тот, кто испытывает боль, но и сопереживающие ему.

    Во-вторых, боль и страдание оказывают неоднозначное влияние на человеческое достоинство, проявление экзистенциальной сущности личности, ее отношение к собственной жизни и смерти. Здесь также существуют две противоположные точки зрения. Первая – сильные боль и страдание лишают человека достоинства; именно поэтому иногда смерть предпочтительней жизни в непереносимых физических или душевных мучениях. Вторая – в том, как человек ведет себя перед лицом страданий, проявляется его сущность; поэтому желание жить вопреки боли и страданию не умаляет, а упрочивает человеческое достоинство. С этой точки зрения страдание рассматривается этикой как школа жизни, т. к. оно 1) учит правде и справедливости; 2) очищает душу, успокаивая совесть; 3) облагораживает человека, являясь источником нравственных ценностей; 4) закаляет волю, выдержку, настойчивость.

    Таким образом, в медицинской этике категория «страдание» тесно переплетена с категорией «достоинство». В широком этико-экзистенциальном контексте все люди, и пациенты в том числе, независимо от их социального статуса, психического и физического состояния и поведения имеют равные права на признание и уважение собственного достоинства. Но в биомедицинской практике этот принцип приобретает особый смысл, охватывая даже более широкий круг проблем, чем принцип автономности. Последний предполагает осознанную дееспособность и самостоятельность личности, уважение же человеческого достоинства связано не только с наличием осознания и чувства своего достоинства (их может и не быть). Уважение достоинства относится и к таким ситуациям, когда человек не в состоянии выразить свою волю, когда в силу своего физического или психического расстройства он совершенно не способен к автономным действиям, когда приходится говорить даже не о человеческой личности, а о человеческом существе (например, в таких ситуациях, как вегетативное существование, тяжелые формы гериатрического состояния, эксперименты с эмбрионом человека и др.). Сложность восприятия боли, страдания и человеческого достоинства определяет решение многих важнейших проблем БМЭ, в частности такую сложную, как отношение к эвтаназии.

    2.2. Этическая категория – сострадание

    В контексте рассматриваемых проблем определенную роль играет взаимоотношение страдания и сострадания, выступающих в медицине как взаимодополняющие друг друга этические категории.

    Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем, горем, страданием другого человека, соединенное с желанием помочь ему. Сострадание дает нравственный ориентир врачу в отношении к страданию больного, помогает ему находить «золотую середину», проявлять необходимую гибкость, облегчая или сохраняя страдание. Но и отношение к состраданию сегодня неоднозначно.

    Сострадание – способность страдать вместе с другим, сочувствовать, сопереживать, соболезновать ему – является, на наш взгляд, неотъемлемым качеством врача, это элемент его профессионализма. Однако существует точка зрения, что сострадание «мешает» врачу, отвлекает его на эмоциональные переживания вместо того, чтобы сконцентрировать все силы на рационально-рассудочном анализе хода болезни, стратегии и тактики ее преодоления, поисках оптимальной методики лечения. Кроме того, как считают сторонники подобного рационализма, сострадание препятствует моментальному принятию решения, заставляет врача колебаться, терять драгоценное время в экстремальных ситуациях.

    Вместе с тем больные нуждаются не просто в доброте со стороны медицинских работников, но и в их сопереживании – эмпатии по отношению к себе. Эмпатия проявляется в сочувствии и соучастии. Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач, сестра дают ему возможность облегчить свое душевное состояние.

    Соучастие – это наиболее высокий уровень эмпатии.

    Оно требует большой самоотдачи – «взять боль пациента на себя» и помочь ему действиями. Однако, проявляя милосердие, облегчая физические и душевные страдания больного, медики должны помнить, что всякое действие при определенных условиях может привести к противоположным результатам. Если постоянно освобождать больного от преодоления трудностей, то можно оказать ему «медвежью услугу»: войдя в роль «страдальца», он может не захотеть из нее выйти. Ему будет нравиться, что за ним ухаживают, проявляют к нему внимание. Больной становится капризным и пассивным, не принимает активного участия в лечении, не включает внутренние резервы своего организма, не ориентирует себя на преодоление болезни. С. Цвейг предупреждал: «Сострадание малодушное и сентиментальное…не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего…Врачу должно быть свойственно сострадание истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах».

    Очевидно, что большинство проблем, связанных с особенностями проявления высших моральных ценностей в медицине, носят «открытый» характер, поскольку они ставят и врача, и пациента перед экзистенциальным выбором, который не является однозначным и простым и может быть одинаково мучительным для обеих сторон. К тому же наличие и необходимость выбора порождает и определенные противоречия: вариативность выбора входит в конфликт с требованиями нормативной регуляции, которая, напротив, предполагает однозначность решения, особенно если речь идет о правовой регуляции.

    Выводы по II главе

    В контексте рассматриваемых проблем определенную роль играет взаимоотношение страдания и сострадания, выступающих в медицине как взаимодополняющие друг друга этические категории.

    Страдание можно определить как эмоциональное состояние человека, порожденное трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности. Причины его: боль, болезнь человека или его близких, разочарование, неудача, расставание с семьей и друзьями. Страдание бывает связано с личными установками человека или вызвано воспоминаниями и предвидением условий, при которых оно возникало или должно возникнуть. Но какими бы ни были причины страдания, безусловно одно: «Всякое страдание и болезнь вносят в духовный мир человека такие перемены, которые меняют подчас гармонию личности, а также характер отношения к самому себе, ко всему окружающему» (Г.И. Россалимо). Это особая экзистенциальная ситуация, в которой человек чувствует себя одиноким, потерпевшим поражение.

    Освобождать пациента от страдания – в этом и состоит основное предназначение врача. Поэтому каждый, кто встал на путь врачевания, не должен смиряться со страданиями больного и привыкать к ним. Напротив, он должен знать, в чем заключается сущность страдания, каковы его причины, как оно проявляется и как помочь пациенту преодолеть его.

    В медицинской этике категория «страдание» тесно переплетена с категорией «достоинство». Все люди, и пациенты в том числе, независимо от их социального статуса, психического и физического состояния и поведения имеют равные права на признание и уважение собственного достоинства. Уважение достоинства относится и к таким ситуациям, когда человек не в состоянии выразить свою волю.

    Сострадание дает нравственный ориентир врачу в отношении к страданию больного, помогает ему находить «золотую середину», проявлять необходимую гибкость, облегчая или сохраняя страдание.

    Сострадание – способность страдать вместе с другим, сочувствовать, сопереживать, соболезновать ему – является неотъемлемым качеством врача, это элемент его профессионализма.

    Вместе с тем больные нуждаются не просто в доброте со стороны медицинских работников, но и в их сопереживании – эмпатии по отношению к себе. Эмпатия проявляетсяв сочувствии и соучастии. Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач, сестра дают ему возможность облегчить свое душевное состояние.

    Соучастие – это наиболее высокий уровень эмпатии.

    Оно требует большой самоотдачи – «взять боль пациента на себя» и помочь ему действиями. Однако, проявляя милосердие, облегчая физические и душевные страдания больного, медики должны помнить, что всякое действие при определенных условиях может привести к противоположным результатам.

    Таким образом, по словам С. Цвейга: «…Врачу должно быть свойственно сострадание истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах».

    Глава Ш. Милосердие медицинской сестры

    3.1. Понятие милосердия

    Пройдя большой исторический путь, и обретая новый смысл, сегодня возвращается к нам понятие «милосердие».

    «Милосердие» - заимствовано из старославянского языка, где оно является словообразовательной калькой латинского «misericordia»

    («miser» - «достойный сожаления, милости» - мило,

    «cord» - серд, «ia» - ие), иными словами - «милующее сердце»

    Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

    Противоположность милосердия - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.

    В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля милосердие определяется как сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердечность. Словарь русского языка СИ. Ожегова трактует милосердие как готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Это готовность и сострадание оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

    В настоящее время «милосердие» находится в одном ряду с такими понятиями как: гуманизм, альтруизм, толерантность, филантропия, сочувствие, сопереживание, сострадание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость.

    Милосердие - это более конкретное понятие и сущностное выражение гуманизма, его деятельная сторона.

    В современной литературе милосердие рассматривается также как одна из этических характеристик образа жизни человека, нацеливающая его на помощь другим людям. Это сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать любому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое.

    В понятии «милосердие» соединяются два аспекта:

    • духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей),

    • конкретно-практический (порыв к реальной помощи).

    Милосердие предполагает наличие в человеке трёх свойств:

    • отзывчивости (способности увидеть чужую беду),

    • сострадания (способности откликнуться на неё),

    • потребности оказать безвозмездную помощь нуждающемуся в ней.

    Милосердие можно рассматривать как индивидуальную ценность, приобретенную индивидом в процессе социализации, как ценность групповую, значимую на данном этапе развития общества, как ценность общечеловеческую, приобретающую смысл нравственной нормы.

    В практическом плане милосердие фиксируется в различных формах поведения и деятельности. Деятельность медицинской сестры связана с оказанием помощи людям, имеющим проблемы со здоровьем.

    Актуальной проблемой в рамках осуществления такой коммуникативной деятельности будущих медицинских сестер становится процесс формирования и развития у них интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии с пациентами и усвоения ими способа практической реализации этой готовности.

    Сущностные характеристики милосердия:

    – развитие базы речевого общения, наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; логичность построения и изложения высказывания, и более мелкие лингвистические характеристики;

    – развитие коммуникативных умений (умение понимать настроение, характер, поведение других людей; умение найти свой стиль общения в той или иной ситуации);

    – формирование социально-ценных установок (отношение к партнеру по взаимодействию как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия; актуализация интереса к процессу взаимодействия, как к диалогу человека с человеком).

    Предпочтение отдается диалогу как форме речевой деятельности.

    Характеристика диалога: умение слушать (качества: внимательность, душевность, отзывчивость, доброта, симпатия, умение вести разговор).

    Различают два вида слушания:

    • функциональное (оно необходимо для усвоения информации)

    • личностное.

    Личностно слушают тех, кто ищет сочувствия, поддержки. Это активное слушание, оно требует концентрации внимания на собеседнике. На основе этого возникает высший вид понимания - сопереживание. Сопереживание - это творчество, осуществляемое по ходу событий. Так мы движемся вперед, переживая то, что происходит в душе близкого нам человека, человека, которого мы стремимся понять. Очевидно, что сочувствие, вчувствование - это нечто другое; сочувствие усиливает энергию сопереживания.

    Чтобы услышать собеседника, пережить состояние сочувствия, вчув-ствования, нужно слушать его эмпатически. Эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого. Эмпатия означает еще и отклик. В ходе эмпатического слушания очень важно сверять с собеседником свои догадки относительно его переживаний, и если слушающий понял верно, то говорящий воодушевляется тем, что его поняли, что его можно в принципе понять и при желании помочь. Это погружение в духовный мир другого действует на него не только благоприятно, но оздоравливающе. Он решается идти на новые шаги откровенности, чтобы расширить возможности понимания. Для того чтобы обрести способность слушать эмпатически, необходимо принять другого, относиться к нему с симпатией и теплотой. Слушая пациента, медицинская сестра должна показать, что делает это сочувственно, с любовью, с желанием понять. Она это показывает всем своим существом, но не имитирует, а проявляет свое естественное состояние.

    Толерантность - можно рассматривать как терпимое отношение к чужому мнению и личностным особенностям другого. Коммуникативная толерантность рассматривается как целостное проявление личности, это устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми и, характеризующееся наличием в сознании субъекта успешного, личностно-значимого образца терпимого коммуникативного поведения и доминантной направленностью сознания на его выполнение. Оно включает в себя различного рода мотивы, убеждения, направленные на осознание модели вероятного поведения, определение специальных способов действия, оценку возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью совершения поступка.

    Таким образом, основываясь на данной точке зрения можно утверждать, что диалог в исполнении медицинской сестры и пациента - есть средство решения многих оздоровительных задач- понимания и взаимопонимания, заботы, терпимости и милосердия, умения слушать, слышать и принимать собеседника как ценность, с его собственным внутренним миром. Основой для коммуникации и в качественном итоге для построения взаимоотношений служат: участие, открытость, умение воспринимать, проявлять беспокойство, принимать чужие взгляды, сопереживать, быть искренним и уважать другого человека. Чтобы между медсестрой и пациентом сложились партнерские отношения, пациент должен чувствовать, что хотят ему помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, стационировании, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед выявляется отношение пациента к родственникам, работе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз и осуществить грамотный уход.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта