Главная страница
Навигация по странице:

  • Сестринский процесс

  • Целью сестринского процесса является восстановление и поддержание независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.

  • Доклад 10 цитат МИР 01.03.2022. Здоровье и болезнь. Страдание и сострадание. Милосердие медицинской сестры


    Скачать 66.83 Kb.
    НазваниеЗдоровье и болезнь. Страдание и сострадание. Милосердие медицинской сестры
    Дата15.06.2022
    Размер66.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад 10 цитат МИР 01.03.2022.docx
    ТипДоклад
    #592388
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    3.2. Сущность милосердия медицинской сестры

    Сегодня медицинская сестра - это специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.

    Профессиональная сестринская деятельность (уход) представляет собой научно-обоснованную систему мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию каждого конкретного пациента к жизни в условиях болезни, в условиях ограниченной свободы; это организованный многоплановый процесс, направленный на личность, с ее физическими и психосоциальными проблемами. Деятельность медицинской сестры реализуется в сестринском процессе.

    Сестринский процесспринято рассматривать «как научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон».

    «Сестринский процесс - образ мышления и действий по отношению к основным объектам сестринского дела - людям, окружающей среде, здоровью. Это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя пациента и сестру как взаимодействующих лиц».

    Степень участия пациента в этом взаимодействии зависит от многих факторов:

    – взаимоотношений сестры и пациента, степени доверия между ними; отношения пациента к своему здоровью;

    – уровня знаний и культуры; осознания потребности в уходе.

    Субъектная роль пациента в сестринском процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, обучиться ей и оценить качество сестринской помощи.

    Целью сестринского процесса является восстановление и поддержание независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.

    Достижение цели осуществляется путём решения следующих задач:

    – создание информационной базы данных о пациенте;

    – определение потребностей пациента в уходе;

    – определение приоритетов по уходу, целей или ожидаемых результатов ухода;

    – применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение потребностей пациента, т.е. оказание сестринской помощи прямо и косвенно;

    – оценка эффективности процесса ухода за пациентом.

    Организационная структура сестринского процесса включает в себя пять последовательных этапов:

    1. Сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента) или оценка ситуации для определения потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов.

    2. Сестринская диагностика или выявление проблем пациента.

    3. Составление плана (определение программы действий, постановка целей, т.е. желаемых результатов ухода).

    4. Реализация (действия, необходимые для осуществления плана - сестринские вмешательства).

    5. Оценка результатов и коррекция ухода в случае необходимости (исследование реакций пациента на вмешательства сестры).

    На первом этапе устанавливается контакт медицинской сестры с пациентом и здесь важно создать обстановку доверия, максимально расположить к себе пациента, проявить сочувствие и заботу, выразить готовность оказать помощь. Встреча пациента и медсестры - это всегда проблемная ситуация, в которой медсестре отводится ведущая роль, потому что, прежде всего от неё пациент ждёт чуткого и доброго отношения.

    На втором этапе милосердие выражается в способности выявить и оценить не только физические проявления болезни, но и связанные с ней психологические проблемы, установить приоритеты в оказании медицинской помощи.

    Составляя программу действий на третьем этапе, медсестре необходимо сориентировать пациента на совместную работу, учитывая при этом его реальные возможности.

    Осуществляя сестринские вмешательства на четвёртом - оказать максимальную поддержку и постараться прочувствовать чужие переживания как свои.

    Кроме того, Этический кодекс медицинской сестры дает четкие нравственные ориентиры сестринской деятельности: говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать обязательства других, держать слово, быть преданной, уважать право пациента на самостоятельность.

    Анализ психологических исследований позволяет рассматривать милосердие и как нравственное качество, в основе которого лежат интеллектуально-эмоциональные связи, сочетающие в себе взаимосвязь нравственных представлений, соответствующих чувств, поведения.

    В структуре профессионально важных качеств выделяют как общие (трудолюбие, дисциплинированность, организованность и др.) так и специальные соответствующие определённой профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что для наиболее эффективной профессиональной деятельности имеют одинаковое значение обе группы качеств: общие позволяют сглаживать неприятные аспекты, присущие любой профессии, специальные способствуют достижению успеха в избранной человеком специальности.

    Основываясь на исследованиях Е.А. Климова, профессия медицинской сестры относится к типу «Человек-Человек». Согласно Е.А.Климову этот тип профессий определяется следующими качествами человека:

    1. устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми;

    2. потребность в общении с людьми, бескорыстное (невольное) включение в общественно-организаторскую, шефскую и другую работу;

    3. способность мысленно ставить себя на место другого человека;

    4. способность быстро понимать намерения, помыслы, настроения, других людей;

    5. способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей;

    6. способность хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей».

    Требования к медицинской сестре в зависимости от тех ролей, в которых ей приходиться выступать (исполнитель, руководитель и педагог).

    Как исполнителю медицинской сестре необходимо обладать такими качествами как дисциплинированность, вежливость, отзывчивость, трудолюбие и. терпеливость, исполнительность, точность сенсомоторных функций.

    Как руководитель, медсестра должна справляться с большим объёмом работы, направлять и координировать действия подчинённых. В этом случае для успешного выполнения поставленных задач к личности медицинской сестры обосновано предъявление следующих требований:

    – четкое представление поставленных задач, путей и способов их решения;

    – готовность рисковать и брать на себя ответственность за принятые решения;

    – умение выслушивать людей, наличие коммуникативных способностей;

    – владение навыками руководства, понимание особенностей управленческого труда, компетентность;

    – умение управлять собой, четкие личностные ценности и цели;

    – открытость, справедливость;

    – целеустремленность и настойчивость;

    – стремление к лидерству;

    – умение воздержаться от искушения жестко руководить подчиненными, способность чувствовать их потребности и интересы;

    – гибкость, готовность пересмотреть свои позиции, стремление самосовершенствоваться.

    В роли педагога медицинской сестре приходится выступать при обучении студентов, молодых специалистов, а также при обучении пациентов навыкам самообслуживания, проведении санитарно-просветительной работы по отдельным медицинским вопросам и т.д. Поэтому для сестры-педагога необходимо соответствие следующим требованиям:

    – общительность, любовь к людям, чуткость, доброжелательность;

    – наличие специальных знаний в той области, в которой она как педагог ведет обучение;

    – профессиональное владение разнообразными педагогическими методами обучения и воспитания;

    – широкая эрудиция, высокий уровень культуры, интеллектуального развития;

    – нравственная ориентация на высшие человеческие ценности;

    – эмоциональная стабильность.

    Очевидно, что во всех указанных выше ролях имеет место процедура общения медицинской сестры с людьми: коллегами по работе, но чаще с пациентами. В этом случае эффективность лечебных мероприятий, весь процесс излечения, психологическое самочувствие пациента зависит от успеха данного диалога. Необходимо отметить, что независимо от той роли, в которой выступает медицинская сестра в определенный момент своей профессиональной деятельности диалог возможен при наличии у данного работника таких качеств как любовь к людям, сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, доброта, забота об окружающих.

    Диалог (от греч. - разговор, беседа) - разговор двух или более лиц, процесс их общения и взаимодействия.

    А.В. Мудрик характеризует такие типы диалогов как:

    • фатический,

    • информационный,

    • дискуссионный

    • исповедный.

    Фатический диалог используется, как правило, для поддержания разговора. В условиях лечебно-профилактических учреждений, когда пациент оторван от своего привычного окружения беседа с медсестрой на отвлеченные темы, создает ощущение сопричастности, способствует поддержанию благополучного самоощущения пациента в отношениях с окружающими.

    Информационный диалог расширяет возможности обмена информацией различного свойства. При этом в круг интересов студента вовлекается информация из разных источников. Медсестре необходима информация о состоянии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных средств, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др. Получение и сообщение необходимой информации - часть сестринской помощи пациенту.

    Дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек зрения в случае, когда возникают различия в интерпретации тех или иных событий, чаще всего в совместной деятельности. Дискуссионное общение также имеет место в медицинской практике, особенно в тех ситуациях, когда пациент отказывается от назначенных процедур, испытывает чувство страха перед исследованием, не уверен, что ему смогут помочь, тревожиться за свое будущее. Медицинской сестре в данном случае необходимо доказать пациенту целесообразность назначаемых процедур и методов лечения.

    Исповедный диалог носит характер доверительного и чаще всего происходит между друзьями или близкими людьми. Можно сказать, что этот диалог предполагает проникновение во внутренний мир и систему ценностей другого человека. Исповедный диалог медицинской сестры с пациентом, построенный на стремлении к пониманию его взглядов, идей и проблем способствует установлению доверительных отношений, придает пациенту уверенность в успехе лечения, создает ощущение психологической стабильности.

    Мы видим, что все типы диалогов имеют место в сестринской практике и при владении определенными коммуникативными навыками могут использоваться также в качестве средств практического милосердия. Для нашего исследования важным в данном случае представляется то, что диалогическая форма взаимодействия является знакомой и применяемой студентами, что создает определенную базу для дальнейшего использования этой формы в педагогической практике по воспитанию милосердия у будущих медицинских сестер.

    Таким образом, на основании вышеизложенного мы понимаем милосердие медицинской сестры как готовность к открытому диалогу с субъектом, нуждающимся в сестринской помощи.

    Компоненты понятия «милосердие»:

    • мотивационно-ценностный,

    • эмоционально-чувственный,

    • конкретно-практический.

    Мотивационно-ценностный характеризует интериоризацию гуманистических ценностных ориентации, высокую степень их субъективной значимости, сформированность представлений о способах нравственного поведения в социуме с учетом милосердных проявлений, ценностные отношения и устойчивость мотивации к взаимодействию с людьми. Важной характеристикой мотивационно-ценностного компонента является ориентации на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими, присвоение милосердия как ведущей и личностно значимой духовной ценности.

    Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое отражение потребность.

    Понятие «мотивация» шире чем понятие «мотив». Оно выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивация с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

    Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. В контексте нашего исследования особый интерес вызывает просоциальное поведение и его мотивы. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, который принято называть мотивом альтруизма (мотив помощи - заботы о других людях).

    Мотивированное альтруистическое поведение можно определить как поведение осуществляющееся ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. При таком поведении акты заботы о других людях и оказания им помощи происходят по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета. Альтруистическое поведение можно объяснить исходя из существующих в обществе социальных норм нравственного порядка. Одной из таких норм является норма социальной ответственности. Она побуждает человека к оказанию помощи другим людям во всех случаях, когда кто-либо нуждается в ней, например, в силу старости, болезни, бедности или нет другого социального института, способного взять на себя заботу о нем. Важную роль в оказании помощи играет эмпатия: чем больше человек способен к ней, тем с большей готовностью он оказывает помощь другим людям.

    Эмоционально-чувственный определяется наличием нравственных чувств, альтруизма, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, сострадания, любви к людям. Большую роль для разработки проблемы нашего исследования имеют психологические исследования, раскрывающие сущность эмоций и чувств человека. По мнению Б.И. Додонова переживание положительных и отрицательных эмоций можно считать врожденной физиологической функциональной потребностью организма, т.е. врожденной потребностью в эмоциональном насыщении. Следовательно, автор делает вывод, первоначально функциональная потребность человека в эмоциональном насыщении, преобразуясь в стремление субъекта к определенным переживаниям своих отношений к действительности, становится одним из важных факторов, определяющих направленность личности. Исследователь предлагает классификацию эмоций, где отдельным классом называет альтруистические, проявляющиеся в заботе, чувстве беспокойства за судьбу кого-либо, сопереживании удачи и радости другого, участии и т.п., что обуславливает особую функцию альтруистических эмоций - выступать в качестве самостоятельных ценностей.

    Эта функция позволяет говорить о важнейшей роли социальных эмоций в формировании отношений, регуляции общения, корректировке взаимоотношений. Недостаточная сформированность эмоциональной сферы развивает пренебрежительное отношение к человеку, игнорирование воспитательных воздействий окружающих. Все это психологические механизмы, усиливающие эгоистические тенденции личности, создающие серьезные затруднения в усвоении основ милосердия. В результате развития эмоций возникает их высший продукт - чувства, в том числе социально-значимые и нравственные. Особенность чувств состоит в том, что они, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и заканчивая высшими чувствами, относящихся к духовным ценностям и идеалам.

    Сформированные у студентов представления о милосердии при наличии эмоционально-чувственного компонента могут выполнять роль механизмов проявления сострадания, эмоциональной отзывчивости к окружающим. Знания студентов о сущности понятия, интериоризация ценностей милосердия приобретая действенный характер, непосредственно способствуют развитию эмоционального отношения к окружающим. Исходными побудительными силами деятельности и в конечном счете этического поведения, основанного на гуманных отношениях, являются потребности. Источником бескорыстного служения людям выступает группа потребностей: потребность в эмоциональном контакте, потребность в приобщении к миру другого человека, потребность в уважении окружающих, потребность в самоуважении, потребность в творческой самоотдаче людям. Рассматривая милосердия с позиций деятельностного подхода необходимо строить процесс воспитания таким образом, чтобы стремление приносить пользу и радость людям, сопереживать и сорадоваться стали смыслом любого вида деятельности.

    Конкретно-практический выражается в оказании реальной помощи, проявлении чуткости и заботе об окружающих. Поведенческая характеристика милосердия проявляется в общении и совместной деятельности, определяя готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы другим являлся он сам (по А.В. Петровскому). Этот компонент характеризуется установлением гуманных отношений, на основе норм, правил и требований.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта