Главная страница
Навигация по странице:

  • Зигмунд Фрейд Введение в психоанализ Часть первая Ошибочные действия 1916 [1915] Предисловие

  • Первая лекция Ведение

  • алгебра. Зигмунд Фрейд Введение в психоанализ Книжный Клуб Клуб Семейного Досуга 1915, 1917, 1930


    Скачать 414.28 Kb.
    НазваниеЗигмунд Фрейд Введение в психоанализ Книжный Клуб Клуб Семейного Досуга 1915, 1917, 1930
    Анкоралгебра
    Дата15.12.2020
    Размер414.28 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла60433778.a4.pdf
    ТипРеферат
    #160742
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Зигмунд Фрейд
    Введение в психоанализ
    Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»
    1915, 1917, 1930

    Фрейд З.
    Введение в психоанализ / З. Фрейд — Книжный Клуб «Клуб
    Семейного Досуга», 1915, 1917, 1930
    ISBN 978-9-66-148989-8
    Самое полное и точное введение в теорию и практику классического психоанализа, сновидений, неврозов и человеческой сексуальности. Без этой работы не было бы современной психологии! Большинство используемых сегодня психологических практик в той или иной степени развились из теорий
    Фрейда или из критики его трудов. Эта книга написана доступным даже для непрофессионала языком. Теории и методы, описанные здесь, понятны и структурированы. Книга будет интересна всем, кто интересуется тайнами человеческой психики.
    ISBN 978-9-66-148989-8
    © Фрейд З., 1915, 1917, 1930
    © Книжный Клуб «Клуб Семейного
    Досуга», 1915, 1917, 1930

    З. Фрейд. «Введение в психоанализ»
    4
    Содержание
    Часть первая
    5
    Предисловие
    5
    Первая лекция
    6
    Вторая лекция
    11
    Третья лекция
    20
    Четвертая лекция
    30
    Конец ознакомительного фрагмента.
    32

    З. Фрейд. «Введение в психоанализ»
    5
    Зигмунд Фрейд
    Введение в психоанализ
    Часть первая
    Ошибочные действия
    1916 [1915]
    Предисловие
    Предлагаемое вниманию читателя «Введение в психоанализ» ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann. Freuds Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister.
    Die psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan. Grundzüge der Psychoanalyse,
    1914; Régis et Hesnard. La psychoanalyse des névroses et des psychoses, Paris,
    1914; Adolf F. Meijer. De Behandeling van Zenuwzieken door Psycho-Analyse.
    Amsterdam, 1915). Это точное изложение лекций, которые я читал в течение двух зимних семестров 1915/16 г. и 1916/17 г. врачам и неспециалистам обоего пола.
    Все своеобразие этого труда, на которое обратит внимание читатель,
    объясняется условиями его возникновения. В лекции нет возможности сохранить бесстрастность научного трактата. Более того, перед лектором стоит задача удержать внимание слушателей в течение почти двух часов.
    Необходимость вызвать немедленную реакцию привела к тому, что один и тот же предмет обсуждался неоднократно, например в первый раз в связи с толкованием сновидений, а затем в связи с проблемами неврозов.
    Вследствие такой подачи материала некоторые важные темы, как, например,
    бессознательное, нельзя было исчерпывающе представить в каком-то одном месте, к ним приходилось неоднократно возвращаться и снова их оставлять,
    пока не представлялась новая возможность что-то прибавить к уже имеющимся знаниям о них.
    Тот, кто знаком с психоаналитической литературой, найдет в этом
    «Введении» немногое из того, что было бы ему неизвестно из других, более подробных публикаций. Однако потребность дать материал в целостном,
    завершенном виде вынудила автора привлечь в отдельных разделах (об этиологии страха, истерических фантазиях) ранее не использованные данные.
    Вена,
    весна 1917 г.
    Фрейд

    З. Фрейд. «Введение в психоанализ»
    6
    Первая лекция
    Ведение
    Уважаемые дамы и господа! Мне неизвестно, насколько каждый из вас из литературы или понаслышке знаком с психоанализом. Однако само название моих лекций – «Элементарное введение в психоанализ» – предполагает, что вы ничего не знаете об этом и готовы получить от меня первые сведения. Смею все же предположить, что вам известно следующее: психоанализ является одним из методов лечения нервнобольных; и тут я сразу могу привести вам пример,
    показывающий, что в этой области кое-что делается по-иному или даже наоборот, чем принято в медицине. Обычно, когда больного начинают лечить новым для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика, и уверить его в успехе лечения. Я думаю, это совершенно оправданно, так как тем самым мы повышаем шансы на успех. Когда же мы начинаем лечить невротика методом психоанализа, мы действуем иначе. Мы говорим ему о трудностях лечения,
    его продолжительности, усилиях и жертвах, связанных с ним. Что же касается успеха, то мы говорим, что не можем его гарантировать, поскольку он зависит от поведения больного, его понятливости, сговорчивости и выдержки. Естественно, у нас есть веские основания для такого как будто бы неправильного подхода к больному, в чем вы, видимо, позднее сможете убедиться сами.
    Не сердитесь, если я на первых порах буду обращаться с вами так же, как с этими нерв- нобольными. Собственно говоря, я советую вам отказаться от мысли прийти сюда во второй раз. Для этого сразу же хочу показать вам, какие несовершенства неизбежно присущи обуче- нию психоанализу и какие трудности возникают в процессе выработки собственного суждения о нем. Я покажу вам, как вся направленность вашего предыдущего образования и все привыч- ное ваше мышление будут неизбежно делать вас противниками психоанализа и сколько нужно будет вам преодолеть, чтобы совладать с этим инстинктивным сопротивлением. Что вы пой- мете в психоанализе из моих лекций, заранее сказать, естественно, трудно, однако могу твердо обещать, что, прослушав их, вы не научитесь проводить психоаналитическое исследование и лечение. Если же среди вас найдется кто-то, кто не удовлетворится беглым знакомством с пси- хоанализом, а захочет прочно связать себя с ним, я не только не посоветую это сделать, но всячески стану его предостерегать от этого шага. Обстоятельства таковы, что подобный выбор профессии исключает для него всякую возможность продвижения в университете. Если же такой врач займется практикой, то окажется в обществе, не понимающем его устремлений,
    относящемся к нему с недоверием и враждебностью и ополчившем против него все скрытые темные силы. Возможно, кое-какие моменты, сопутствующие войне, свирепствующей ныне в
    Европе, дадут вам некоторое представление о том, что сил этих – легионы.
    Правда, всегда найдутся люди, для которых новое в познании имеет свою привлекатель- ность, несмотря на все связанные с этим неудобства. И если кто-то из вас из их числа и,
    несмотря на мои предостережения, придет сюда снова, я буду рад приветствовать его. Однако вы все вправе знать, какие трудности связаны с психоанализом.
    Во-первых, следует указать на сложность преподавания психоанализа и обучения ему.
    На занятиях по медицине вы привыкли к наглядности. Вы видите анатомический препарат,
    осадок при химической реакции, сокращение мышцы при раздражении нервов. Позднее вам показывают больного, симптомы его недуга, последствия болезненного процесса, а во мно- гих случаях и возбудителей болезни в чистом виде. Изучая хирургию, вы присутствуете при хирургических вмешательствах для оказания помощи больному и можете сами провести опе- рацию. В той же психиатрии осмотр больного дает вам множество фактов, свидетельствующих об изменениях в мимике, о характере речи и поведении, которые весьма впечатляют. Таким образом, преподаватель в медицине играет роль гида-экскурсовода, сопровождающего вас по

    З. Фрейд. «Введение в психоанализ»
    7
    музею, в то время как вы сами вступаете в непосредственный контакт с объектами и благодаря собственному восприятию убеждаетесь в существовании новых для нас явлений.
    В психоанализе, к сожалению, все обстоит совсем по-другому. При аналитическом лече- нии не происходит ничего, кроме обмена словами между пациентом и врачом. Пациент гово- рит, рассказывает о прошлых переживаниях и нынешних впечатлениях, жалуется, признается в своих желаниях и чувствах. Врач же слушает, стараясь управлять ходом мыслей больного,
    кое о чем напоминает ему, удерживает его внимание в определенном направлении, дает объ- яснения и наблюдает за реакциями приятия или неприятия, которые он таким образом вызы- вает у больного. Необразованные родственники наших больных, которым импонирует лишь явное и ощутимое, а больше всего действия, какие можно увидеть разве что в кинематографе,
    никогда не упустят случая усомниться:
    «Как это можно вылечить болезнь одними разговорами?» Это, конечно, столь же недаль- новидно, сколь и непоследовательно. Ведь те же самые люди убеждены, что больные «только выдумывают» свои симптомы. Когда-то слова были колдовством, слово и теперь во многом сохранило свою прежнюю чудодейственную силу. Словами один человек может осчастливить другого или повергнуть его в отчаяние, словами учитель передает свои знания ученикам, сло- вами оратор увлекает слушателей и способствует определению их суждений и решений. Слова вызывают аффекты и являются общепризнанным средством воздействия людей друг на друга.
    Не будем же недооценивать использование слова в психотерапии и будем довольны, если смо- жем услышать слова, которыми обмениваются аналитик и его пациент.
    Но даже и этого нам не дано. Беседа, в которой и заключается психоаналитическое лече- ние, не допускает присутствия посторонних; ее нельзя продемонстрировать. Можно, конечно,
    на лекции по психиатрии показать учащимся неврастеника или истерика. Тот, пожалуй, рас- скажет о своих жалобах и симптомах, но не больше того. Сведения, нужные психоаналитику,
    он может дать лишь при условии особого расположения к врачу; однако он тут же замолчит,
    как только заметит хоть одного свидетеля, индифферентного к нему. Ведь эти сведения имеют отношение к самому интимному в его душевной жизни, ко всему тому, что он, как лицо соци- ально самостоятельное, вынужден скрывать от других, а также к тому, в чем он как цельная личность не хочет признаться даже самому себе.
    Таким образом, беседу врача, лечащего методом психоанализа, нельзя услышать непо- средственно. Вы можете только узнать о ней и познакомитесь с психоанализом в буквальном смысле слова лишь понаслышке. К собственному взгляду на психоанализ вам придется прийти в необычных условиях, поскольку сведения о нем вы получаете как бы из вторых рук. Во мно- гом это зависит от того доверия, с которым вы относитесь к посреднику.
    Представьте себе теперь, что вы присутствуете на лекции не по психиатрии, а по истории и лектор рассказывает вам о жизни и военных подвигах Александра Македонского. На каком основании вы верите в достоверность его сообщений? Сначала кажется, что здесь еще сложнее,
    чем в психоанализе, ведь профессор истории не был участником походов Александра так же,
    как и вы; психоаналитик, по крайней мере, сообщает вам о том, в чем он сам играл какую-то роль. Но тут наступает черед тому, что заставляет нас поверить историку. Он может сослаться на свидетельства древних писателей, которые или сами были современниками Александра, или по времени жили ближе к этим событиям, т. е. на книги Диодора, Плутарха, Арриана и др.;
    он покажет вам изображения сохранившихся монет и статуй царя, фотографию помпейской мозаики битвы при Иссе. Однако, строго говоря, все эти документы доказывают только то, что уже более ранние поколения верили в существование Александра и в реальность его подвигов,
    и вот с этого и могла бы начаться ваша критика. Тогда вы обнаружите, что не все сведения об
    Александре достоверны и не все подробности можно проверить, но я не могу предположить,
    чтобы вы покинули лекционный зал, сомневаясь в реальности личности Александра Македон- ского. Ваша позиция определится главным образом двумя соображениями: во-первых, вряд ли

    З. Фрейд. «Введение в психоанализ»
    8
    у лектора есть какие-то мыслимые мотивы, побудившие выдавать за реальное то, что он сам не считает таковым, и, во-вторых, все доступные исторические книги рисуют события примерно одинаково. Если вы затем обратитесь к изучению древних источников, вы обратите внимание на те же обстоятельства, на возможные побудительные мотивы посредников и на сходство раз- личных свидетельств. Результаты вашего исследования наверняка успокоят вас насчет Алек- сандра, однако они, вероятно, будут другими, если речь зайдет о таких личностях, как Моисей или Нимрод
    1
    . О том, какие сомнения могут возникнуть у вас относительно доверия к лек- тору-психоаналитику, вы узнаете позже.
    Теперь вы вправе задать вопрос: если у психоанализа нет никаких объективных подтвер- ждений и нет возможности его продемонстрировать, то как же его вообще можно изучить и убедиться в правоте его положений? Действительно, изучение психоанализа дело нелегкое, и лишь немногие по-настоящему овладевают им, однако приемлемый путь, естественно, суще- ствует. Психоанализом овладевают прежде всего на самом себе, при изучении своей личности.
    Это не совсем то, что называется самонаблюдением, но в крайнем случае психоанализ можно рассматривать как один из его видов. Есть целый ряд распространенных и общеизвестных пси- хических явлений, которые при некотором овладении техникой изучения самого себя могут стать предметами анализа. Это дает возможность убедиться в реальности процессов, описы- ваемых в психоанализе, и в правильности их понимания. Правда, успешность продвижения по этому пути имеет свои пределы. Гораздо большего можно достичь, если тебя обследует опытный психоаналитик, если на собственном Я испытываешь действие анализа и можешь от другого перенять тончайшую технику этого метода. Конечно, этот прекрасный путь доступен лишь каждому отдельно, а не всем сразу.
    Другое затруднение в понимании психоанализа лежит не в нем, а в вас самих, поскольку вы до сих пор занимались изучением медицины. Стиль вашего мышления, сформированный предшествующим образованием, далек от психоаналитического. Вы привыкли обосновывать функции организма и их нарушения анатомически, объяснять их химически и физически и понимать биологически, но никогда ваши интересы не обращались к психической жизни, кото- рая как раз и является венцом нашего удивительно сложного организма. А посему психоло- гический подход вам чужд, и вы привыкли относиться к нему с недоверием, отказывая ему в научности и отдавая его на откуп непрофессионалам, писателям, натурфилософам и мисти- кам. Такая ограниченность, безусловно, только вредит вашей врачебной деятельности, так как больной предстает перед вами прежде всего своей душевной стороной, как это и происходит во всех человеческих отношениях, и я боюсь, что в наказание за то вам придется поделиться терапевтической помощью, которую вы стремитесь оказать, с самоучками, знахарями и мисти- ками, столь презираемыми вами.
    Мне ясно, чем оправдывается этот недостаток в вашем образовании. Вам не хватает философских знаний, которыми вы могли бы пользоваться в вашей врачебной практике. Ни спекулятивная философия, ни описательная психология, ни так называемая эксперименталь- ная психология, смежная с физиологией чувств, как они преподносятся в учебных заведениях,
    не в состоянии сказать вам что-нибудь вразумительное об отношении между телом и душой,
    дать ключ к пониманию возможного нарушения психических функций. Правда, в рамках меди- цины описанием наблюдаемых психических расстройств и составлением клинической картины болезней занимается психиатрия, но ведь в часы откровенности психиатры сами высказывают сомнения в том, заслуживают ли их описания названия науки. Симптомы, составляющие эти картины болезней, не распознаны по своему происхождению, механизму и взаимной связи;
    им соответствуют либо неопределенные изменения анатомического органа души, либо такие изменения, которые ничего не объясняют. Терапевтическому воздействию эти психические
    1
    Нимрод (или Немврод) согласно библейской легенде – основатель Вавилонского царства. – Примеч. ред. перевода.

    З. Фрейд. «Введение в психоанализ»
    9
    расстройства доступны только тогда, когда их можно обнаружить по побочным проявлениям какого-то иного органического изменения.
    Психоанализ как раз и стремится восполнить этот пробел. Он предлагает психиатрии недостающую ей психологическую основу, надеясь найти ту общую базу, благодаря которой становится понятным сочетание соматического нарушения с психическим. Для этого психо- анализ должен избегать любой чуждой ему посылки анатомического, химического или физио- логического характера и пользоваться чисто психологическими вспомогательными понятиями
    – вот почему я опасаюсь, что он покажется вам сначала столь необычным.
    В следующем затруднении я не хочу обвинять ни вас, ни ваше образование, ни вашу установку. Двумя своими положениями анализ оскорбляет весь мир и вызывает к себе его неприязнь; одно из них наталкивается на интеллектуальные, другое – на морально-эстетиче- ские предрассудки.
    Не следует, однако, недооценивать эти предрассудки; это властные силы, побочный про- дукт полезных и даже необходимых изменений в ходе развития человечества. Они поддержи- ваются нашими аффективными силами, и бороться с ними трудно.
    Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни.
    Вспомните, что мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое и сознательное.
    Именно сознание считается у нас основной характерной чертой психического, а психология
    – наукой о содержании сознания. Да, это тождество кажется настолько само собой разумею- щимся, что возражение против него представляется нам очевидной бессмыслицей, и все же психоанализ не может не возражать, он не может признать идентичность сознательного и пси- хического. Согласно его определению, психическое представляет собой процессы чувствова- ния, мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мыш- ления и бессознательного желания. Но данное утверждение сразу же роняет его в глазах всех приверженцев трезвой научности и заставляет подозревать, что психоанализ – фантастическое тайное учение, которое бродит в потемках, желая ловить рыбу в мутной воде. Вам же, ува- жаемые слушатели, пока еще непонятно, по какому праву столь абстрактное положение, как
    «психическое есть сознательное», я считаю предрассудком, вы, может быть, также не догады- ваетесь, что могло привести к отрицанию бессознательного, если таковое существует, и какие преимущества давало такое отрицание. Вопрос о том, тождественно ли психическое сознатель- ному или же оно гораздо шире, может показаться пустой игрой слов, но смею вас заверить, что признание существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой ориентации в мире и науке.
    Вы даже не подозреваете, какая тесная связь существует между этим первым смелым утверждением психоанализа и вторым, о котором речь пойдет ниже. Это второе положение,
    которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смыслах слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать.
    По собственному опыту знаю, что неприятие этого результата психоаналитического исследования является главным источником сопротивления, с которым оно сталкивается.
    Хотите знать, как мы это себе объясняем? Мы считаем, что культура была создана под вли- янием жизненной необходимости за счет удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое обще- ство, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества. Среди этих влече- ний значительную роль играют сексуальные; при этом они сублимируются, т. е. отклоняются от своих сексуальных целей, и направляются на цели социально более высокие, уже не сек-

    З. Фрейд. «Введение в психоанализ»
    10
    суальные. Эта конструкция, однако, весьма неустойчива, сексуальные влечения подавляются с трудом, и каждому, кому предстоит включиться в создание культурных ценностей, грозит опасность, что его сексуальные влечения не допустят такого их применения. Общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений и их возврат к изначальным целям. Итак, общество не любит напоминаний об этом слабом месте в его основании, оно не заинтересовано в признании силы сексуальных влечений и в выяснении значения сексуальной жизни для каждого; больше того, из воспитательных сооб- ражений оно старается отвлечь внимание от всей этой области. Поэтому оно столь нетерпимо к вышеупомянутому результату исследований психоанализа и охотнее всего стремится пред- ставить его отвратительным с эстетической точки зрения и непристойным или даже опасным с точки зрения морали. Но такими выпадами нельзя опровергнуть объективные результаты научной работы. Если уж выдвигать возражения, то они должны быть обоснованы интеллек- туально. Ведь человеку свойственно считать неправильным то, что ему не нравится, и тогда легко находятся аргументы для возражений. Итак, общество выдает нежелательное за непра- вильное, оспаривая истинность психоанализа логическими и фактическими аргументами, под- сказанными, однако, аффектами, и держится за эти возражения-предрассудки, несмотря на все попытки их опровергнуть.
    Смею вас заверить, уважаемые дамы и господа, что, выдвигая это спорное положение, мы вообще не стремились к тенденциозности. Мы хотели лишь показать фактическое положение вещей, которое, надеемся, мы познали в процессе упорной работы. Мы и теперь считаем себя вправе отклонить всякое вторжение подобных практических соображений в научную работу,
    хотя мы еще не успели убедиться в обоснованности тех опасений, которые имеют следствием эти соображения.
    Таковы лишь некоторые из тех затруднений, с которыми вам предстоит столкнуться в процессе занятий психоанализом. Для начала, пожалуй, более чем достаточно. Если вы сумеете преодолеть негативное впечатление от них, мы продолжим наши беседы.

    З. Фрейд. «Введение в психоанализ»
    11
      1   2   3   4


    написать администратору сайта