Главная страница
Навигация по странице:

  • Заключение

  • Реферат по книге Фрейда Психология масс и анализ человеческого я. З. Фрейд. Зигмунд Фрейда "Массовая психология и анализ человеческого "Я"


    Скачать 23.91 Kb.
    НазваниеЗигмунд Фрейда "Массовая психология и анализ человеческого "Я"
    АнкорРеферат по книге Фрейда Психология масс и анализ человеческого я
    Дата15.09.2022
    Размер23.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗ. Фрейд.docx
    ТипРеферат
    #678534


    Реферат

    по дисциплине «История психологии»
    ТЕМА: Зигмунд Фрейда "Массовая психология и анализ человеческого "Я"

    II

    Свою книгу Фрейд начинает с анализа теории Лебона о массовой душе, выделяя некоторые положения, что ему показались интересны и изучает ошибки.

    Первое положение Лебона, которое он выделяет, от том, что при попадании индивида в толпу полностью меняется его личность, индивид начинает чувствовать и думать иначе. Индивид действует так, как действует толпа, теперь сформированная масса является одним целым. Сразу после Фрейд делает замечание, что Лебон не выделил то связующее звено, что связывает индивида и массу.

    Как отмечает Лебон, в массе исчезает оригинальность, отличимость каждого индивида. «Расовое бессознательное выступает на первый план, гетерогенное утопает в гомогенном». Фрейд дополняет положение, объясняя происходящие психические процессы тем, что ранее сформированная психическая надстройка рушится, и при этом обнаруживается однородный, единый для всех, бессознательный фундамент.

    Лебон выявляет новые, ранее отсутствующе у индивида качества, что проявляются в толпе. Фрейд отмечает, что в массе индивид может позволить себе прекратить вытеснение своих бессознательных желаний. «Новые» качества – проявление бессознательного.

    Лебон считает состояние человека в толпе гипнотическим, с чем Фрейд в целом согласен. Позже он посвятить целую толпу этому положению.

    Обобщая сказанное, Фрейд цитирует положение Лебона о деградации индивида в массе: «В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, т. е. существо инстинктивное.»

    Дальше Фрейд переходит к описанию массовой души уже почти полностью цитируя Лебона. И так, характеристика массовой души: Масса импульсивна, ей почти полностью руководит бессознательное. Импульсы становятся выше личного, и даже выше инстинкта самосохранения. Масса не выносит никаких отсрочек между желанием и действием. В массе появляется чувство всемогущества. Масса легко поддаётся внушению, для неё не существует критики. Она нетерпима к иному, отличающемуся раскладу, при этом очень доверчива к авторитету. Чувства массы просты, и при этом чрезмерны. Масса не знает ни сомнений, ни колебаний.

    При определённом внушении масса также способна на положительные поступки, такие как преданность идеалу и бескорыстие. В массе у индивида мотив личной выгоды отходит на задний план. Меняется поведение индивида в этическом отношении: в толпе оно либо значительно превосходит, либо далеко отстаёт от нормы.

    Массы требуют иллюзий, истина не важна, потому несуществующее имеет столь же сильное влияние что и существующее.

    Таково определение массовой души.

    И в завершении первой главы Фрейд отдельно выделяет положение Лебона о вожде. «Масса – это послушное стадо, не могущее жить без властелина». Вождь должен обладать соответствующими личными качествами. Он должен сам фанатично верить в идею, которую передаёт массе. Вождю и идеи, что он продвигает, Лебон приписывает обладание силы, называемой «престижем». «Престиж – это род господства над нами индивида, идеи или вещи». Эта сила может вызывать чувство, подобное гипнотическому ослеплению.

    Первая глава уделяется теории Лебона, так как его положения о массе во многом совпадают с позицией самого Фрейда. Но также отмечается, что Лебон был не первым, кто анализировал поведение толпы подобным образом, он был скорее тем, кто собрал теорию и описал её доступным образом.
    III

    В следствии некоторых рассуждений Фрейд приходит к выводу, что различные массовые образования нуждаются в обособлении. После он рассматривает мнение МакДугалла на этот вопрос. МакДугалл выделяет особое массовое образование, которое имеет слабую или не имеет вообще организацию. Такую массу он называет толпой. Образование толпы довольно сложный процесс, нужны определённые условия: «общий интерес к объекту, однородное чувство в определенной ситуации и известная степень способности оказывать влияние друг на друга».

    Также МакДугалл отмечает увеличение влияния аффекта на человека в массе. В массе человек теряет чувство своего индивидуального обособления, отдаётся страстям и сливается с массой. Дело в том, что человек «заражается» аффектом, чем больше людей «заражены», тем больше влияние. Критика замолкает в такие моменты и на первый план выходят чувства. С каждым новым человеком в массе риски увеличиваются. Чем проще и грубее чувства, тем больше шанс его распространения.

    «Масса производит на индивида впечатление неограниченной силы и непобедимой опасности». Масса становится носителем авторитета. В такие моменты у участников образования может отключатся «совесть» и снижаться чувство ответственности.

    МакДугалл говорит, что более высокий интеллект в массе снижается до уровня более низкого. Мысль работает несвободно из-за всеобщего аффективного состояния, запуганности индивида массой и уменьшения ответственности за поступки.

    Описания «не организованной» массы МакДугалла не позитивнее описания массы Лебона: она возбудима, импульсивна, нерешительна, но при этом легко переходит к крайностям; ей доступны только грубые страсти и простые чувства; она чрезвычайно внушаема, легкомысленная в рассуждениях, стремительна в мнениях, восприимчива только к простейшим и несовершенным выводам и аргументам. Её легко направлять, у неё нет чувства вины и ответственности, она легко может перейти к преступлениям. МакДугалла сравнивает толпу со стадом диких зверей.

    Вслед за характеристикой даны пять способов поднятия душевной жизни массы на более высокий уровень.

    Первое: определение степени постоянства в составе массы. «Это постоянство может быть материальным или формальным; первое – когда одни и те же лица остаются в течение продолжительного времени в массе, второе – когда внутри массы существуют определенные роли, распределяющиеся между сменяющими друг друга лицами.»

    Второе: появление у индивида представлений о природе, функций, деятельности, требований массы.

    Третье: масса приходит в связи с другими, ей подобными массами.

    Четвёртое: масса имеет традиции, обычаи и установления, которые влияют на отношения участников друг к другу.

    Пятое: в массе существует распределение обязанностей.

    При соблюдении этих условий по мнению МакДугалла упраздняются психические дефекты. Суть в том, что поручая интеллектуальные задачи отдельным лицам, а не массе, происходит предохранение от коллективного регресса. Фрейд приписывает этим условиям немного другое значение: «Задача заключается в том, чтобы придать массе именно те качества, которые были характерны для индивида и которые сгладились у него в массе».
    IV

    В результате изучения феномена внушаемости Фрейд приходит к выводу, что он является первоначальным, не поддающимся разложения, основным фактором душевной жизни человека. При этом у человека есть выбор поддаваться или нет внушению.

    Выводы, что сделал Фрейд пусть и были полезны, но не помогли ему объяснить сущность внушения. Поэтому в объяснении психологии масс он смещает своё внимание с внушаемости на понятие либидо.

    Либидо – энергия влечений любых любовных отношений. Так можно понять объяснение значения этого термина Фрейдом. Он предполагает, что любовные отношения составляют сущность массовой души. «То, что соответствует любовным отношениям, скрыто, очевидно, за ширмой внушения». Этот тезис он объясняет следующим образом: масса объединена какой-то силой, эрос – сила, объединяющая всё в мире; человек, следуя какой-то силе массы опускает свои интересы, действую в угоду массы, можно сказать, что также проявляется любовь.
    V

    Фрейд выделяет множество видов масс, но разбирает подробно только две – церковь и войско.

    Представленные виды масс являются искусственными. Чтобы стать частью или наоборот выйти из массы нужны определённые условия. Кроме того, попытка покинуть массу может преследоваться. Данные массы удерживаются внешними силами, порой насильственным путём.

    Обе эти массы имеют иллюзии о любви своих вождей к ним ( в войске – главнокомандующий, в церкви – Христос). Вождь – отец, который любит своих подчинённых как семью, и подчинённые – участники массы – таким образом связанны между собой, так они становятся братьями/ сёстрами. Но Христос к верующим гораздо ближе в своей любви, чем главнокомандующий к своим солдатам. Таково толкование Фрейдом связи масс, которое он называет либидиозным. Фрейд также отмечает важность общих идей для массы.

    Массы привязаны либидиозно, с одной стороны, к вождю, с другой стороны, друг к другу. Доказывает Фрейд своё положение феноменом паники. Паника возникает когда масса разлагается. Возникновение паники говорит о исчезновении аффективной привязанности к остальной массе. Для человека это значит, что он остаётся один на один с опасность, что усиливает для него масштаб этой опасности. Человек в ужасе заботится только о самом себе. Страх в толпе принимает чудовищные размеры.

    Фрейд разделяет массовый страх и панику человека в толпе. Страх индивида вызывается либо величиной опасности, либо уничтожению эмоциональных привязанностей. Чем больше опасность и меньше привязанность участников массы друг к другу, тем более сильнее будет паника в массе.

    Утрата вождя или разочарование в нём вызывает панику. «С исчезновением привязанности к вождю, как правило, исчезают и взаимные привязанности индивидов, составляющих массу».

    К распаду церкви также может привести нелюбовь к своей религии. Церковь может объединять нелюбовь к тем, кто не согласен с их верой.
    VI

    Фрейд продолжает попытки понять механизм работы массы. Он говорит, что для объединения людей нужна привязанность, но при этом отмечает в сборище очень легко возникают тенденция к созданию психологической массы.

    У людей исчезает нетерпимость и агрессия к другим непохожим людям, когда они находятся в одной массе, отмечает Фрейд. Ограничение себялюбия и принятие других возникает в следствии либидиозной привязанности к другим лицам. Терпимость возникает не только в следствии общей цели, но и в процессе совместной деятельности. Таким образом: «…Сущность массы заключается в новообразованных привязанностях участников массы друг к другу». Фрейд говорит о возникновении в массе любовных влечений при этом не имеющих никаких сексуальных целей.


    VII

    Фрейд описывает идентификацию, возникающую в следствии Эдипова комплекса. Он выделяет три основных положения: 1. идентификация является первоначальной формой привязанности к объекту; 2. она является заменой либидиозной привязанности к объекту, осуществляясь путём неосознанного копирования поведения этого объекта; 3. эта привязанность может возникнуть при общности с лицом, не являющимся объектом полового влечения.

    Таким образом, возникновение массы можно объяснить привязанностью индивида к вождю, что приводит к возникновению аффективной общности между индивидами.

    Фрейд разобрал два случая возникновения психозов в следствии идентификации. Первое это идентификация себя с объектом, который утрачен, на примере ребёнка, что копирует поведение погибшего котёнка. Второе, при утрате любимого объекта у человека может появится склонность к самоунижению и самоупрёкам. Возникшее в результате взаимоотношений отражение этого объекта вступает в противоречие с собственным человеческим «Я», «Я» мстит объекту, вследствие чего и возникает критика и упрёки.
    VIII

    Фрейд предлагает читателю проследить градацию любовных феноменов.

    Фрейд объяснил свою теорию отношений родитель-ребёнок, где говорил о сексуальном влечении ребёнка к родителю противоположного пола, которое потом вытесняется в бессознательное. Привязанность к родителю остаётся, но становится «заторможенными в смысле цели».

    Отношение к будущему сексуальному объекту так же могут быть незаторможенными и заторможенными в смысле цели. По этим критериям судят о силе влечения и влюблённости.

    В момент влюблённости человек склонен переоценивать сексуальный объект. Это стремление называется идеализацией. Фрейд говорит, что влюблённость на объект является формой удовлетворения своего нарциссического либидо, объект служит заменой своего собственного недостигнутого «Я» – идеала. При сильной влюблённости «Я» становится все непритязательнее, скромнее, а объект становится все великолепнее, ценнее. Объект поглощает «Я». Признаками этого может быть несоблюдение своих интересов, покорность. Человек приносит в жертву своё «Я»; критика молчит, все то, что делает и чего требует объект, правильно и безупречно. Пропадает совесть в деле того, что касается объекта. Разница между идентификацией и влюбленностью в ее крайних проявлениях в том, что в первом случае «Я» просто обладает качествами объекта, во втором «Я» полностью поглощено объектом. Занимает ли объект место «Я» или «Я» – идеала.

    Влюблённость Фрейд соотносит с гипнозом. «Гипнотическое отношение является неограниченным влюбленным самопожертвованием при исключении сексуального удовлетворения, в то время как при влюбленности оно только откладывается на время и остается на заднем плане». Отношение к вождю массы можно назвать гипнозом. Отмечается, что заторможенные в смысле цели сексуальные стремления создают более длительные привязанности людей друг к другу.

    Как вывод, выходить что массой является множеством индивидов, поставивших один и тот же объект на место своего «Я» – идеала и идентифицировавшихся вследствие этого друг с другом в своем «Я».
    IX

    Влияние оказывается не только вождём, но и индивидом на другого индивида. Для объяснения этого явления Фрейд обращается за информацией к работам Троттера. Троттер считает, что такое влияние индивида на индивида объясняются стадным инстинктом, который является врождённым. Этот инстинкт противопоставляется другим инстинктам. Для него характерно сознание виновности и чувства долга. Описанный стадный инстинкт не нуждается в вожде.

    Фрейд описывает как чувство ревности может заменится чувством массы. Если множество субъектов имеют притязания к одному объекту, то может возникать чувство ревности. Но желание этого объекта и мысль, что остальные имеют те же шансы получить желаемое, что и один из них, может объединить людей. То есть все в массе в равном положении, и они имеют одинаковые ценности, что создаёт дух общественности. «Социальная справедливость должна обозначать, что человек сам отказывается от многого для того, чтобы другие тоже должны были отказаться от этого».

    Социальное чувство изменяет изначально отрицательно окрашенное чувство в положительную привязанность.

    Так Фрейд опровергает некоторые положения Троттера о массе и стадном инстинкте.
    Х

    Фрейд замечает, как к первобытной орде относятся все те характеристики, какими до этого он описывал массу. Орда обладала силой, участники были эмоционально привязаны друг к другу, а однородность жизненных обстоятельств и отсутствие частной собственности определяло совместную жизнедеятельность отдельных индивидов.

    Фрейд указывает что психологию индивидов, составляющих массу – вождя и участников – нужно рассматривать отдельно друг от друга. Участники связанны друг с другом и с вождём, а вождь действует обособлено. Таким образом нужны определённые условия для перехода связанного с массой индивида на место вожака, после смерти предыдущего. Вождь добивается эмоционально привязанности путём ограничения сексуальных стремлений, поэтому не один из участников массы не может быть следующим вождём. Фрейд предполагает, что изгнанные из орды индивиды, не имевшие привязанностей, имели достаточную свободу для убийства вождя.

    Фрейд делает попытку рассмотреть влияние вождя на первобытную орду с точки зрения гипноза и внушения, но ни к чему конкретному так и не приходит. Он предполагает, что вождь воздействует на массу путём гипноза. Во время воздействия гипнотизёр занимает место родителя, выбирая между двумя тактиками воздействия: мягко успокаивающей (материнской) и угрожающей (отцовской). В орде вожак занимает место отца.

    Внушение является проявлением гипнотического состояния, находящимся в бессознательном и сохраняющим предрасположенность к первобытной схеме семьи.
    XI

    Человек отказывается от своего «Я» - идеала и заменяет его массовым идеалом – вождём. Вождём обычно выбирается человек, в котором наиболее ярко выражены идеи масс. Индивиды, чьи идеалы не воплощены в вожде вовлекаются в массу путём идентификации.

    «Я» и «Я» - идеал рассматриваются раздельно, и первое может развиваться во второе. В следствии этого «Я» вытесняется в бессознательное. Между «Я» и «Я»-идеалом есть противоречие; «Я» подчиняется правилам, «Я» стремится к идеалу, из-за разногласий «Я» и «Я»-идеала возникает чувство вины. Троттер считает вытеснение следствием стадного инстинкта.

    Фрейд делает попытку разобрать пример внутреннего противоречия «Я». Представлен человек с меланхолией, переходящей в манию. При возникновении противоречия «Я» сливается с «Я»-идеалом, а когда начинает происходить переход идеал подавляет «Я», из-за чего человек становится склонным к самоуничижениям. Идеал осуждает «Я», потому препятствует его проявлению.
    XII

    В конце книги Фрейд выделяет некоторые дополнения:

    А. Есть отличие между «Я»-идентификацией и «Я»-идеалом. Представленные «Я» по-своему диктуют отношение в массе. В войске солдат может идентифицировать себя с другими солдатами, но он не может позволить это с главнокомандующим.

    В церкви Христос является и идеалом, и объектом идентификации.

    B. Переход от психологии масс в психологию индивида произошел с появлением первого эпического героя. Герой может воплотить в себе всю орду, теперь человек может идентифицировать себя с его образом.

    D. Заключительная оценка понятий с точки зрения либидиозной теории: влюблённость, гипноз, масса, невроз.

    Влюблённость включает в себя прямые и заторможенные в смысле цели сексуальные стремления. При влюбленности существует только «Я» и объект.

    При гипнозе – «Я» и «Я»-идеал. Основан на исключительно заторможенных в смысле цели сексуальных стремлениях.

    Масса умножает этот процесс. Также к влиянию прибавляется идентификация себя с другими индивидами.

    Невроз же основан на прерванном начале прямой сексуальной функции. Невроз разделяет с гипнозом и массой характер регрессии, которого избегает влюбленность. Невроз может заключатся в нарушении отношений «Я» и объекта, а также «Я» и «Я»-идеала.

    Заключение

    Таким образом мы описали суть теории масс Фрейда. Эта работа рассматривает как положения о массовых скоплениях людей, так и затрагиваются другие теории Фрейда, которые в будущем стали классикой психоанализа. Анализ «Я» относительно толпы не менее важная часть книги. Также были рассмотрены другие теории массовой души, путём сравнения мы получили более полную картинку этой темы.


    написать администратору сайта