Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия права в профессиональной деятельности юриста

  • Список использованной литературы

  • Философия. философия. Значение философии права в профессиональной деятельности юриста


    Скачать 32.1 Kb.
    НазваниеЗначение философии права в профессиональной деятельности юриста
    АнкорФилософия
    Дата07.09.2022
    Размер32.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипАнализ
    #665591

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Институт гуманитарных и социальных наук

    Кафедра философии

    ЭССЕ

    по дисциплине «Философия права»

    на тему

    «Значение философии права в профессиональной деятельности юриста»

    Тула 2022 г

    Содержание



    Введение 3

    Философия права в профессиональной деятельности юриста 6

    Заключение 10

    Список использованной литературы 12


    Введение

    Анализ тенденций, происходящих в системе современного образования, свидетельствует о том, что узкий специалист продолжает оставаться идеалом в качестве продукта образовательной индустрии. Сохраняются и преумножаются утилитаризм и прагматизм в процессе формирования будущего профессионала, что выражается в борьбе с избыточными знаниями. Предпринимаются попытки сократить лишний материал, и оставить только тот, который будет использован в профессиональной деятельности и непременно даст результат работодателю в качестве прибыли, а работнику в качестве дохода от продажи своей рабочей силы. Данные тенденции имеют свои корни, объективные причины в логике развития человеческого общества. Первая причина носит перманентный характер, связана с самим процессом развития, вторая причина обусловлена кризисным состоянием современного общества. Первая подчиняется логике истории, вторая – логике конкретно-исторического этапа, а именно логике капитализма. Между ними есть единство, но в тоже время противоречие.

    Первая тенденция направлена, в конечном счете, на всестороннее развитие человека и общества, на обеспечение счастливой и гармоничной жизни всех и каждого, на прогресс. Вторая нацеливается на стремительное обогащение меньшинства за счет консервирования дальнейших путей поступательного движения общества. Первая тенденция, очевидно, связана с развитием человеческой сущности, овладением сил природы и, как следствие, стремительным лавинообразным умножением знаний. Поэтому человечество столкнулось с очевидной проблемой того, что мы не можем знать все обо всем. На первый взгляд, выход из этой ситуации лежит на поверхности: каждый должен знать все о немногом. И, действительно, мы видим, как человечество пошло по этому пути. Однако данная логика столкнулась с собственными пределами: фундаментальные открытия, новые прорывные направления оказались невозможны в узких рамках частного знания. Вследствие этого востребованной стала противоположная тенденция, в перечне перспективных направлений научных исследований прочно утвердился раздел, который принято называть междисциплинарным.1

    Этот парадокс объясняется тем, что мир не механическая сумма вещей, а система взаимодействующих элементов. И чтобы понять сущность того или иного процесса, необходимо выходить за рамки этого явления и видеть его в связи с другими составляющими компонентами. А это и есть предмет философии – всеобщие, наиболее общие связи (законы) мира.

    Вторая тенденция, носящая конкретно-исторический характер, подчиняется сугубо логике капиталистического общества. Она позволяет скорейшим образом продать знания и получить практический результат. Работодатели (в т. ч. государство) не хотят вкладывать деньги в дорогостоящее образование, которое с их точки зрения избыточно, студенты не хотят осваивать «лишние» дисциплины, которые не пригодятся на рабочем месте. Но откуда взяться заделам для будущих фундаментальных открытий? Например, если учить тому, что пригодится на рабочем месте типичному юристу, будет достаточно языка явлений, методов обыденного уровня познания, и тогда придется выбросить из учебных планов не только философию и общекультурные дисциплины, но и большинство профильных юридических предметов, таких как теория государства и права, теория гражданского права, теория уголовного права и т. п., и сосредоточить свое внимание на изучение законов и процессуальных моментов. Такой подход приведет к коллапсу через несколько лет. Все эти частные случаи, которые на первый взгляд кажутся единственно нужными, взялись не на пустом месте, они рождались, выкристаллизовывались из более общих посылок, а те в свою очередь за пределами частной науки, там, где начинается область философии.

    Таким образом, целью эссе является раскрытие понятия «философия права», определение ее места в системе юриспруденции, а также поиск ответа на вопрос «Какую роль играет философия права в профессиональной деятельности юриста?».
    Философия права в профессиональной деятельности юриста

    Суть философского познания заключается в том, что оно нацелено на выявление смысла и целей существования человека в мире, то есть носит мировоззренческий характер. В основу философского познания положено устойчивый мотив человека к самоопределению как существа разумного и нравственного. Результатом такого самоопределения является формирование смысловой картины мира, через призму с помощью которой человек воспринимает мир и себя в этом мире. Философию иногда называют рационально-теоретической формой мировоззрения. Это означает, что человек в стремлении узнать смысло-жизненные проблемы своего бытия обращается не к постулатам мифа или религии, а к голосу разума. Философское познание изначально означало свободу и творчество, которые выходят за рамки установленных кем-то канонов и правил, разрушают устоявшиеся стереотипы.2

    Итак, философия как представление о мире и о человеке в этом мире, о том, что ценно и важно, а что второстепенно, о смысле нашей жизни, о том, как следует жить и действовать в конкретных ситуациях, является необходимым инструментом для жизнетворчества человека.

    Так же и каждый юрист-практик имеет собственное представление, по сути философское, о том, что такое закон, правовая система, права и обязанности, преступление и наказание и др. Соответственно у каждого есть свои рабочие гипотезы по задачам и функциям юриста в обществе, смысла его деятельности и способов улучшения юридической системы в целом. Однако у тех, кто не изучает философию права, эти представления этажные и систематизированы, к тому же, как правило, противоречивы.

    Философия права обращает мышление юриста к ясности и организованности, она является своеобразным мировоззренческим ориентиром для понимания конкретных законов и осознания причинно-следственных связей между отдельными правовыми системами и закономерностями общественного развития.

    Только благодаря осмысленному выбору жизненных приоритетов в условиях достаточной осведомленности о множестве концепций и теорий, которые объясняют явления и процессы общественного бытия, можно достичь устойчивости убеждений, органического, а не «навеянного» формирования национального сознания и патриотизма, осознанного восприятия идеалов добра, справедливости, гуманистических ценностей.

    Философия права является фактически единственной учебной дисциплиной из тех, что излагаются юристам, которая может помочь будущим специалистам в развитии критического и абстрактного мышления, рефлексивных способностей, навыков философско-правового осмысления процессов, которые происходят в обществе.

    В своей практической деятельности юристы довольно часто сталкиваются с таким философским вопросом: «Что собой представляет норма права и или можно свести право только к определенным нормативно-учредительным схемам?». Возникает он преимущественно в ситуациях, связанных с интерпретацией понятий и норм права.

    Рассмотрим конкретный пример со времен Второй Мировой войны. В разговоре с женой немецкий солдат имел неосторожность высказаться против нацистского режима, и в частности осудить действия Гитлера и всей верхушки Рейха. Жена, чтобы избавиться от осточертевшего мужчины, передала его слова местному лидеру национал-социалистической партии, заявив при этом, что ее благоверный «должен заплатить жизнью за сказанное». Суд вынес солдату смертный приговор, который по определенным причинам не был исполнен, и тот снова оказался на фронте. По завершении войны, в 1949 году, уже жена этого солдата предстала перед судом за то, что незаконно лишила его свободы. Адвокат подсудимой пытался убедить судей, что женщина поступила так, как требовали нацистские законы того времени, а потому в ее действиях нет состава преступления. Апелляционный суд все же признал женщину виновной, заявив при этом: закон, в соответствии с которым она так поступила, «противоречит совести и чувству справедливости всех порядочных людей».3 Аналогичные ситуации имели место при других судебных процессах в послевоенные годы, когда судили предателей и военных-преступников. В приговорах часто встречается утверждение о недействительности законов, которые противоречат фундаментальным принципам морали или правам человека. В большинстве случаев речь идет о несоответствии законов нацистской Германии высшему закону, а потому они не могут считаться действительными.

    Для того чтобы каждый юрист мог принять правильное решение в подобной ситуации, необходимо быть готовым к четкому и взвешенному ответу на вполне конкретные вопросы. Что такое права человека? В каких случаях закон, грубо нарушает эти права, и не может считаться законом? Или означает это, что нельзя не повиноваться такому закону? Какие правовые последствия может иметь это противоречие? А отсюда возникают и другие вопросы общего характера: а обязаны ли люди вообще повиноваться законам и какие для этого основания, есть власть закона абсолютной, и если нет, то что ее ограничивает?

    В обычных повседневных случаях судейской практики юрист обращается к определенной статье кодекса, под которую подпадает дело. Но если решение не настолько однозначно, если в толковании закона существует определенная вариативность, неясность? Или может в таком случае судья опираться на какие-то внеправовые соображения, например, принять решение, которое больше всего будет способствовать общественному благу? Все эти вопросы так или иначе стоят перед практикующими юристами. А значит, можем сделать вывод, что право, как сфера человеческой деятельности, тесно повязанная с философией.

    Фундаментальные категории права: справедливость, свобода, равность, вина и ответственность - являются одновременно и определяющими философскими категориями, а проблемы правового характера своим корнями достигают основополагающих положений философии по онтологической структуры мира и способов его познания, назначение человека и общества, идеала и антиидеала др.

    Чтобы сформировать у юриста эти фундаментальные представление о мире и месте человека в этом мире, а следовательно и о бытии права и правах человека, необходимо изучать философию права, которая, по утверждению известного британского философа права Г. Харриса, «не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование связано с более важной задачей - подготовкой юриста как гражданина и гражданина как критика права».4

    Таким образом, философия права не только повышает уровень общей эрудиции и культуры будущих юристов, не только систематизирует профессиональные знания и способствует глубокому пониманию права, она формирует мировоззрение - ценности, идеалы и убеждения, которые являются определяющими для ориентации и позиционирования человека в правовой реальности.
    Заключение

    Практика сегодняшнего дня показывает, что масштабы и глубина коррумпированности в России достигают критических показателей. Отсутствие морально-нравственного воспитания подрастающего поколения порождает цинично- корыстное отношение к высшему образованию и своей будущей профессии, формирует антисоциальную направленность в поведении.5 В связи с этим необходимо обеспечить исключение однобокости в учебно-воспитательном процессе путем гармоничного нравственного, правового, патриотического и идеологического воспитания.6 Следует направлять учебно-воспитательный процесс в такое русло, чтобы не только дать студентам знания в области права, но и сформировать личностные качества, не позволяющие соглашаться с нарушениями закона в различных сферах общественной жизни, игнорировать общечеловеческие принципы и нормы морали, ведь «юрист с низким уровнем общей культуры и морали – это абсолютный брак в работе любого юридического учебного заведения».7

    Но личность будущего специалиста формируется в процессе обучения и воспитания, из которого постепенно выводятся фундаментальные концепции, а если его с самого детства учат брать, что полезно, изучать науки, чтобы выгоднее продать, значит, юрист изучает закон, чтобы его обходить. Именно философия формирует личность как творца своей судьбы, показывает место и роль человека в мире, взаимосвязь и укорененность в обществе и окружающей среде, показывает смысл и ценность жизни, формирует личностные качества, необходимые для будущего выживания и развития цивилизации.

    Таким образом, только взаимосвязанное изучение частных юридических наук и философии может дать нам на выходе компетентного, грамотного юриста, готового честно и добросовестно работать на благо своей страны.

    Список использованной литературы

    1. Желдыбина Т.А. О некоторых проблемах и тенденциях развития философии права в России / / Философия права в России. Материалы международной конференции. – 2019 – С. 47-52.

    2. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права. — М. : ИНФРА-М, Изд-во «Весь мир», 2001. — 256 с. URL: http://urss.ru/PDF/add_ru/192384-1.pdf

    3. Малахов В. П. Философия права : учеб. пособие. – М., Екатеринбург, 2002. – 448 с.

    4. Корсаков К.В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания //Российский юридический журнал. 2018 № 3 С. 194–201.

    5. Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций. – Новосибирск : Сиб. ун- т., 2003. – С. 8-9. URL: https://www.rulit.me/books/filosofiya-prava-kurs-lekcij-read-404492-1.html

    6. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. — М. : Издательская группа НОРМА-ИНФРА•М, М., 2005. – 656 с. URL: https://www.studmed.ru/view/nersesyanc-vs-filosofiya-prava_19a9b8a95f7.html

    7. Поляков. Р. Е. К вопросу об основах философии права / Р. Е. Поляков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (22). — Т. 1. — С. 190-193.

    8. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: Пер. с англ. В.И.Кузнецова; Под ред. С.Б.Крымского. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 284–307, 344–355, 392–417 URL: http://mts.edu.27.ru/biblio/Phil/colection/pdf/1231638.pdf

    9. Сибиряков С.Л. О повышении качества подготовки научных и научно-педагогических кадров юристов в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2019 № 3 С. 31– 33

    10. Сокольская Л.В. Воспитательная функция в юридическом образовании в свете проводимой антикоррупционной политики // Проблемы юридического образования и науки 2018 № 3 С. 13

    11. Соловьев Э. Ю. Кант: Взаимодополнительность морали и права. – М.: Наука, 1992. – 487 с.

    12. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т. Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1 / С. Н. Бабурин, А. Г. Бережнов, Е. А. Воротилин и др. — Проспект Москва, 2017. — 552 с.

    13. Шаповалов В.И., Кондрашова Р.Ю. Проблема избыточного знания: системный подход //Вопр. филос. 2019 № 4 С. 195

    1 Шаповалов В.И., Кондрашова Р.Ю. Проблема избыточного знания: системный подход //Вопр. филос. 2019 № 4 С. 195

    2 Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. — М. : Издательская группа НОРМА-ИНФРА•М, М., 2005. – с. 11 URL: https://www.studmed.ru/view/nersesyanc-vs-filosofiya-prava_19a9b8a95f7.html

    3 Малахов В. П. Философия права : учеб. пособие. – М., Екатеринбург, 2002. – 448 с.

    4 Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права. — М. : ИНФРА-М, Изд-во «Весь мир», 2001. — 256 с. URL: http://urss.ru/PDF/add_ru/192384-1.pdf

    5 Сокольская Л.В. Воспитательная функция в юридическом образовании в свете проводимой антикоррупционной политики // Проблемы юридического образования и науки 2018 № 3 С. 13

    6 Корсаков К.В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания //Российский юридический журнал. 2018 № 3 С. 194–201.

    7 Сибиряков С.Л. О повышении качества подготовки научных и научно-педагогических кадров юристов в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2019 № 3 С. 31– 33


    написать администратору сайта