Главная страница
Навигация по странице:

  • Значение игровой деятельности

  • Структура дидактической игры

  • Когда играть

  • Где и как найти материал для создания игровых заданий

  • УМК под редакцией А.Д. Шмелева

  • Пример игрового задания

  • Пример проектного задания для работы в группе

  • Пример задания для работы в группе

  • УМК под редакцией В.В.Бабайцевой

  • Статья Игровые технологии. игровые технологии. Значение игровой деятельности


    Скачать 19.34 Kb.
    НазваниеЗначение игровой деятельности
    АнкорСтатья Игровые технологии
    Дата19.11.2022
    Размер19.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаигровые технологии.docx
    ТипЗадача
    #799553

    Известный советский педагог и психолог Алексей Леонтьев утверждал, что задача в игре не выиграть, а играть. То есть важен сам процесс и эмоции, полученные в ходе игры. На уроках русского языка или литературы эмоция помогает закрепить знания, облегчает запоминание теоретической части предмета. Поэтому цель игры — пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Кроме того, игра формирует фонематическое восприятие слова, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, стимулирует развитие речи, потому что именно в игре возникает коммуникация. Учителям же важна дидактическая игра, ведь она является средством активизации деятельности. Для того, чтобы пробудить интерес к русскому языку, нужно играть. И это проще, чем кажется — любое задание и упражнение на отработку текущего материала можно превратить в игру, если сделать завлекательную часть, если смотивировать учащихся на соревнование. Игра тренирует память, развивает коммуникативные навыки, воспитывает и дисциплинирует.

    Значение игровой деятельности:

    • Раскрепощение в поведении школьника, творческая самоактуализация личности

    • Создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие УУД учащихся

    • Развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной и двигательной сферы детей

    Структура дидактической игры

    Педагог для себя формулирует цель игры, так появляется дидактическая задача. А вот игровая задача озвучивается ученикам, это те цели, которых должны достичь дети в процессе игры («кто быстрее», «какая команда лучше»). Игровые действия могут быть простыми (разгадывание кроссворда) и сложными (квест или викторина). Чем сложнее задания, тем интереснее играть. Правила игры устанавливаются педагогом и обязательно проговариваются учащимся. Важный момент в учебной дидактической игре — подведение итогов, причем с подробным их разбором. Детям важно услышать, почему их команда успешно дошла до финиша, или каких умений команде не хватило, чтобы победить.

    Когда играть?

    Можно играть по 5-7 минут на каждом уроке. Стоит учесть, что если выбирать эмоциональную игру, то лучше ее проводить в конце урока, поскольку возбужденные дети не смогут вернуться к учебным действиям. Главное правило — играть должен весь класс, даже если игра предусматривает работу у доски лишь по 1-2 человека, остальные дети все равно должны быть включены в игру. Как? — Можно придумать им нейтральные роли — жюри, эксперты и т.д. Также важно учесть возрастные и психологические особенности детей конкретного класса. Учитель как никто другой видит, в какое время урока какую по темпу игру проводить вместе с данными детьми. Игрой можно завершить четверть и посвятить ей целое занятие, закрепляя пройденный материал в игровой форме.

    Где и как найти материал для создания игровых заданий?

    Конечно, в книжных магазинах и на различных сайтах можно найти много игрового материала. Однако зачем тратить свое время на поиски, если самое доступное уже есть под рукой — это учебники. Рассмотрим примеры заданий из учебной литературы корпорации «Российский учебник». Данные задания можно превратить в дидактические игры и использовать на уроке.

    УМК под редакцией А.Д. Шмелева

    Данный комплект составлен по модульному принципу. В конце каждого модуля дается раздел «Повторение», задания из которого можно легко превратить в игру.

    Пример игрового задания:

    Прочитайте определение термина логогриф и разгадайте загадку. Логогриф — это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значение в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв). Происходит термин от греческих слов логос (слово) и грифос (загадка). (Л.Калашникова)

    Готов вас напоить водой,

    Но Э прибавьте мне в начале,

    И соберу перед собой

    Я зрителей в квартире, зале.

    Пример проектного задания для работы в группе: Подготовьте выступление для праздника славянской письменности на тему «Из истории букв русского алфавита». Тексты из этой главы вы можете использовать для рассказа о букве «Ё». Придумайте оформление доклада или разработайте сценарий представления. Используйте возможности компьютерной презентации. Пример проектного задания для работы в группе: Понаблюдайте за своей речью и речью своих знакомых и запишите слова, в произношении которых вы делаете ошибки. Сравните списки и составьте общую анкету. Проведите опрос одноклассников и установите, в каких словах ошибки случаются чаще всего. Составьте список самых трудных слов. Для чего вы можете его использовать?

    Игровые задания можно найти и в рабочих тетрадях для 5-6 классов (УМК под редакцией А.Д.Шмелева)

    Пример задания для работы в группе: Устройте соревнование — кто подберет и правильно запишет больше слов каждой тематической группы. Можете предложить другие тематические группы для соревнования.

    Летние виды спорта — ...

    Единицы измерения времени — ...

    Атмосферные осадки — ...

    Верхняя одежда — ...

    УМК под редакцией В.В.Бабайцевой

    Данный комплект он состоит из 3-х частей — теория, практика и развитие речи. Игровые задания следует искать в части практика и развитие речи.

    Пример 1. Посоревнуйтесь. Откройте орфографический словарь на странице, где начинаются слова на любую букву (на­пример, на к, п, о и др.). Кто быстрее найдет 5 слов с проверяемой безударной гласной в корне и 5 слов с непроверяемой гласной?

    Пример 2. Из «Словаря языка Пушкина» мы узнаем, что А. С. Пушкин в своих произведениях употребил слово добрый 277 раз (а слово злой — 113 раз).

    1) Найдите в произведениях Пушкина и других писателей примеры (отрывки, строки), в которых используется прилагательное добрый. Запишите эти примеры. Подумайте, в каких значениях употребляется это слово.

    2) Обсудите результаты выполнения этого задания.

    Пример 3. Подготовьтесь к выразительному чтению текста Н. Носова по ролям. Кому удалось прочитать его так, чтобы рассмешить слушателей?

    Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.

    —Братцы! — закричал Торопыжка. — Что он про меня сочи­няет? Никакого холодного утюга я не глотал.

    —Да ты не кричи, — ответил Незнайка. — Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный. —Так я же ведь никакого утюга не глотал в жизни, ни холод­ного, ни горячего! — кричал Торопыжка.

    —А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что мо­жешь успокоиться, — ответил Незнайка. Укажите личные местоимения. Какие существительные соответству­ют им по значению? Продолжите рассказ.

    Пример 4. Как вы понимаете, что такое потешки? Подберите родствен­ные слова. Восстановите порядок реплик в потешках; запишите их, потом разыграйте (прочитайте в лицах).

    1) — Да он меня не пускает!

    — Не идет! Так веди сюда! — Так сам иди! Я медведя поймал!

    2) — А Петр что делает? — А что делаешь? — В горнице. — Где ты, брат Иван? — Да на печи лежит. Помогаю Петру.

    УМК под редакцией М.М.Разумовской В учебниках данного комплекта представлено не очень много игровых заданий, однако в рабочих тетрадях они есть. Эти задания очень глубокие и содержательные, направленные на работу с текстом:

    Задание 1. Назовите три условия, которые необходимы для того, чтобы состоялось речевое общение. А теперь рассмотрите ситуации и охарактеризуйте условия общения в каждом случае. 1) Вы с товарищами пришли на занятие спортивной секции. С кем вы будете разговаривать? Какова цель, причина общения? О чем и как вы будете говорить с тренером? 2) Вы посмотрели познавательный фильм о жизни животных. Хотели поделиться впечатлениями с товарищем, а он не стал слу­шать. Разговор не получился. Какое важное для общения условие отсутствовало? 3) Вместе с соседом-французом вы активно «болели» на стадионе за одну и ту же футбольную команду. Однако по окончании матча общения, к сожалению, не произошло. Почему? УМК «Русская словесность» под редакцией Р.И.Альбетковой Настоящая находка для учителей. Рекомендуем данный комплект в качестве методического пособия тем педагогам, которые ведут кружки, кто работает в классах с углубленным изучением русского языка. Обратите внимание на то, что в конце каждого параграфа в учебниках данного УМК представлен раздел «Играем со словами!» Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь входит в состав УМК по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта и соответствует ФГОС основного общего образования. Рабочая тетрадь предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по синтаксису и пунктуации. Содержит задания, направленные на совершенствование умений осмысливать и понимать чужое высказывание, свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учетом разных ситуаций общения и соответствии с нормами литературного языка. Специальными значками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений и личностных качеств учеников.

    Источник: https://rosuchebnik.ru/material/igrovye-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yazyka/


    написать администратору сайта