статья Особенности формирования и развития творческой личности. Значение раннего развития творческой личности в становлении профессионала (на примере автобиографических данных)
Скачать 23.15 Kb.
|
Значение раннего развития творческой личности в становлении профессионала (на примере автобиографических данных) Введение Творчество является неотъемлемой частью человечества. Без способности создавать что-то новое человечество попросту не развивалось бы, ведь для развития необходимо придумывать и создавать что-то новое. Такой процесс и является сутью творчества. Особый интерес в рамках нашего исследования представляет термин «творческая личность». Существуют несколько формулировок, которые определяют творческую или креативную личность. Вот некоторые из них: Творческая личность – это индивидуум, который владеет высоким уровнем знаний, притяжением к новому, оригинальному, который может откинуть обычное, шаблонное. Потребность в творчестве является жизненной необходимостью. [Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.] Креативная личность – личность, которая имеет внутренние условия, которые обеспечивают её творческую активность, то есть не стимулированную внешне исследовательскую деятельность. (Сысоева Ольга Сергеевна) [Малахова И.А. Развитие личности. Ч. 2. Художественно-творческая деятельность. - Мн., 2003] Творческая личность - это креативная личность, которая в результате влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных образований, способностей, что способствуют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности. [Малахова И.А. Развитие личности. Ч. 2. Художественно-творческая деятельность. - Мн., 2003] Обобщая эти определения можно выделить основные качества, которыми обладает творческая личность. Это умение создавать что-то необычное, избегая различных шаблонов; жажда исследования области своего творческого направления и нежелание расставаться с творчеством. Зарождение определённых качеств в человеке происходит в процессе формирования его личности. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки. Невозможно не согласиться с первыми двумя факторами, так как именно они влияют на формирование мировоззрения и социальных норм человека. Однако с обязательностью третьего факта для развития творческой личности можно поспорить. В качестве примера возьму собственную семью. Я учусь на фотографа, а значит, логично предполагать, что задатки для данной профессии могли наследственно передаться от близкого мне родственника. Значит, это должен быть человек с творческим или хотя бы гуманитарным складом ума. Родители по маминой линии: бабушка – учитель математики, дедушка – автомеханик. Вывод: аналитический склад ума. Родители по папиной линии: и бабушка и дедушка были инженерами. Вывод: аналитический склад ума. Родители: мама – учитель биологии и химии, папа – телемастер. Вывод: аналитический склад ума. Старшая сестра – экономист. Вывод всё тот же. Исходя из такого примера, мне трудно согласиться с тем, что наследственные задатки являются обязательным фактором. Но помимо этих трёх факторов ученые – исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как: смелость мысли, склонность к риску; фантазия; проблемное видение; умение мыслить; способность находить противоречие; умение переносить знания и опыт в новую ситуацию; независимость; альтернативность; гибкость мышления; способность к самоуправлению [Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-ценностная система: (спецкурс) / С.Р. Пантилеев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.] Ольга Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности: возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы; высокая трудоспособность; подчинение творчества духовной мотивации; стойкость, упертость; увлечение работой. [Бороздина, Л.В. Теоретико–экспериментальное исследование самооценки: автореф. дис. … д-ра психол. наук / Л.В. Бороздина. – М., 1999] В рамках интервьюирования своих родных, мы выяснили, что предпосылки моего творческого склада ума, которые проявились в возрасте от двух до семи лет. Самой ранней из них стала любовь к чтению. Обучая меня, родные заметили, что я с большей охотой занимаюсь буквами, нежели цифрами. Вследствие этого навык чтения был освоен к двум годам жизни, а навыки счёта лишь к четырём. Так же, родителям никогда не приходилось заставлять меня читать книги, как, например, старшую сестру или младшего брата. Мои полки ломились не от игрушек, а от книг, причём наряду с различными сказками и рассказами могли лежать и толстые энциклопедии, которые были зачитаны почти до дыр. Любовь к чтению, стала основой для развития таких качеств личности, как умение концентрироваться, мыслить и переносить приобретённые знания и опыт в новую ситуацию. Но эти самые книги имели еще одну особенность, которая является вторым предпосылом формирования творческой личности. Мне всегда нравилось рисовать. Книги, углы в которые могли поставить в качестве наказания, даже фасад дома, ничто не оставалось без внимания моих ручек, карандашей и красок. В дальнейшем это стало основой для поступления в художественную школу и последующего развития художественного восприятия. Этот навык стал основой для развития таких качеств личности, как фантазия и смелость мысли. В процессе обучения в художественной школе мне стали известны такие основы художества, как натюрморт, пейзаж, портрет, основы колористики, основы композиции – всё это развилось и закрепилось в течение пяти лет обучения в художественной школе, а затем помогло моему обучению фотографии, как искусству. Следующим этапом моего творческого развития стало обучение в Орловском центре «Ракурс». В этом месте я смогла развиваться и получать базовое образование именно в направлении фотографии. Таким образом можно сказать, что моё развитие, как творческой личности происходило не только в период с шести до семнадцати лет, но и продолжается до сих пор, потому что если я прекращу своё творческое развитие, то со временем утратиться способность создавать что-то новое, что-то не соответствующее шаблонам. Заключение В книге Дружинина Владимира Николаевича «Психология общих способностей»: многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – «Человека творческого». Исходя из этого, можно сделать вывод, что формирование и развитие творческой личности происходит благодаря собственной мотивации и интереса человека в определённой области или областях с творческим направлением, а так же при наличии или формировании определённых качеств индивида. Список литературы: Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. Малахова И.А. Развитие личности. Ч. 2. Художественно-творческая деятельность. - Мн., 2003 Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-ценностная система: (спецкурс) / С.Р. Пантилеев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991 Бороздина, Л.В. Теоретико–экспериментальное исследование самооценки: автореф. дис. … д-ра психол. наук / Л.В. Бороздина. – М., 1999 |