Актуальные проблемы русской классики лек. Значение русской классической литературы Х1Х века. Специфические черты золотого века русской литературы
Скачать 64.47 Kb.
|
1 2 Название романа «Война и мир» носит весьма двойственный характер.В романе изображается жизнь русского народа в период Отечественной войны. Писатель восхищается несокрушимой величественной мощью русского духа, который смог противостоять нашествию наполеоновской армии. В романе-эпопее мастерски совмещены картины грандиозных исторических событий и жизни русского дворянства, которое так же самоотверженно боролось с противниками, пытавшимися захватить Москву. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания. Каждый герой романа путем долгих исканий, находит свой смысл жизни. «Война и мир» имеет свою особую жанровую уникальность, ведь его можно отнести к роману: любовному, семейному, бытовому, реалистическому, историческому и многим другим видам. Все литературоведы, впрочем, сошлись в мнении, что «Война и мир» Л. Н. Толстого относится к жанру романа-эпопеи. Функции «Войны и мира»: Историческая – благодаря описаниям, подробным рассказам и титаническим усилиям автора. Социально-бытовая – благодаря описаниям жизни как крестьян, так и дворян. Главными героями у Толстого являются, однако, дворяне, что не вписывается в рамки модного направления реализма конца девятнадцатого века. Философская, религиозная и поучительная функции – благодаря множеству вечных тем, затронутых писателем в данном произведении. В центре романа «Анна Каренина» жизнь и судьба нескольких семей. Семейные отношения и конфликты выдвинуты на первый план произведения. В тоже время через историю семейных отношений описывается множество социальных и общественных процессов, а судьбы героев раскрывают их внутренний мир, развитие их личности. Роман характеризуется как психологический и социальный. Роман построен на двух основных линиях - обличения светской и буржуазной жизни и культуры общества того времени, а также изображения патриархально – усадебного уклада жизни. Главной идеей романа стала «мысль семейная». И все же в первую очередь роман захватывает своим сюжетом, историей драматической любви Анны и Вронского, чистой и романтической любви Левина и Кити. Толстой тонко и точно описывает нам характеры героев. Тема романа – это не только семейные отношения, но и множество общественных, социальных и философских вопросов. Вопросы для закрепления: 1. В чем, по Л.Н. Толстому, принципиальное отличие войн 1805-1807 годов и войны 1812 года? А) одна война для русского народа непонятная, чуждая его интересам, а другая священная, освободительная Б) в том, что во главе русской армии в 1812 году стоит не Александр, а Кутузов В) в масштабности событий Г) и та и другая бессмысленны Д) русскими войсками не руководит А. Суворов 2. Какая черта характера Наташи Ростовой проявляется в эпизоде русского танца (после охоты в имении дядюшки)? А) патриотизм Б) серьезность В) легкомысленность Г) народность (национальный дух) Д) несерьезность 3. С какого эпизода начинается действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир»? А) с описания вечера у А. П. Шерер Б) с описания войны В) с характеристики семьи Ростовых Г) с описания Петербурга Д) с женитьбы Пьера Безухова 4. Какую мысль, по словам Л.Н. Толстого, он любил в романе «Анна Каренина»? А) мысль народная Б) мысль семейная В) мысль философская Г) мысль души Д) мысль гражданская 5. История какой семейной пары из романа «Анна Каренина» отражала историю Люва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых? А)Левина и Кити Б) Каренина и Анны В) Вронского и Анны Г) семья Облонских Д) семья Вронских Литература 1. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1 2. Е.С. Роговер. Русская литература первой половины Х1Х века: Учебное пособие. – СПб, М.: САГА: ФОРУМ,2004. 3. А.Н. Соколов. История русской литературы (первая половина). – М., 2012 Тема: Проза и драматургия А.П. Чехова Количество часов 1 час Основные вопросы/план темы Тема «маленького человека» у А.П. Чехова Драматургия А.П. Чехова Тезисы лекции: Чехов тему «маленького человека» раскрывает в рассказах “Ионыч”, “Палата № 6”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Достоевский сочувствует «маленькому человеку», а Чехов иронизирует над ним, высмеивает его недостатки, узость мышления, кругозора. У Чехова “маленькие люди” -это мещане, обыватели. Это люди, жизнь которых приобрела устойчивый уклад, каждый день их стал исполнением сложившихся привычек. У них узкий круг интересов, они мало читают, мало знают. Чехов восстает в своих рассказах против убогого и скудного мира “маленьких людей”, так как они создали для себя (каждый по-своему) футляр и не желают знать, что за ним, что вне его. Их идеал иметь садик с крыжовником и набивать свое пузо, пока оно не лопнет (“Крыжовник”), пугать всех, и себя в том числе, безукоснительным исполнением всех бессмысленных циркуляров и правил, ненавидеть любое проявление жизни, радости, счастья (“Человек в футляре”), бессмысленно копить деньги и скупать недвижимость неизвестно зачем (“Ионыч”). Такая жизнь- это полное отсутствие даже попытки осмыслить свое существование. “Маленькие люди” Чехова в основном недотепы, растяпы, приспособленцы. Психолого-ориентированной драма Чехова положила начало новому направлению в мировой литературе. Новаторство Чехова-драматурга в обращении к нравственным вопросам человеческой жизни. Особенности драматургии Чехова заключались в том, что все его пьесы, написанные после «Чайки», еще глубже погружали зрителей в мир трагических человеческих чувств и переживаний. Пьеса «Дядя Ваня» рассказывает о судьбе провинциального дворянина, создавшего себе кумира из своего родственника – профессора Серебрякова. Дядя Ваня, воспитывая дочь профессора – свою племянницу Соню и помогая своему родственнику морально и материально, всегда считал, что жизнь его наполнена высоким смыслом. Главные героини пьесы «Три сестры» также ищут свой смысл жизни. Однако они не находят его в мире мещанских интересов и потребительства. В драматургии Чехова отразились черты кризиса реализма, характерного для конца XIX столетия. «Чеховская драма» часто отходит от точного реалистического изображения персонажей, проникая во внутренний мир героев. Главное в диалогах героев чеховской драмы – это тайный смысл, внутренний контекст. Вопросы для закрепления: 1. Комический эффект в рассказах Чехова достигается: А) особым построением композиции Б) абсурдным синтаксисом В) абсурдным словоупотреблением Г) нелепыми фамилиями персонажей Д) использованием слов высокого стиля 2. Трагизм жизненного материала А.П.Чехов изображает через: А) аллегорию Б) сатиру В) гротеск Г) сарказм Д) комизм 3. Какой рассказ А.П.Чехова посвящен человеку, стремившемуся постоянно отгородиться от окружающей жизни, скрыться, спрятаться в своем мирке? А) «Крыжовник» Б) «Учитель словесности» В) «Человек в футляре» Г) «Попрыгунья» Д) «Скучная история» 4. Кто из героев А.П.Чехова часто произносил фразу: «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло». А) Буркин Б) Варенька В) Булдеев Г) Беликов Д) нянька Анфиса 5. Главное в диалогах героев чеховской драмы – это … ? А) трагическое мироощущение Б) тайный смысл, внутренний контекст В) скрытая ирония Г) узость мышления Д) высокие идеи и темы Литература 1. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1 2. Е.С. Роговер. Русская литература первой половины Х1Х века: Учебное пособие. – СПб, М.: САГА: ФОРУМ,2004. 3. А.Н. Соколов. История русской литературы (первая половина). – М., 2012 1 2 |