Главная страница

Актуальные проблемы русской классики лек. Значение русской классической литературы Х1Х века. Специфические черты золотого века русской литературы


Скачать 64.47 Kb.
НазваниеЗначение русской классической литературы Х1Х века. Специфические черты золотого века русской литературы
Дата01.03.2022
Размер64.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАктуальные проблемы русской классики лек.docx
ТипТезисы
#378726
страница1 из 2
  1   2

Актуальные проблемы русской классики

Лекции

Тема: Значение русской классической литературы Х1Х века. Специфические черты «золотого века» русской литературы.

Количество часов 1 час

Основные вопросы/план темы

1. Развитие русской литературы Х1Х века – вершинный этап в развитии

литературы России.

2. Русская литературная классика – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.

Гоголь и другие.

3. Оригинальность и самобытность, художественное совершенство и

гуманизм русской литературы Х1Х века. Высокое нравственное

содержание русской литературы данного периода.

4 Демократические идеи, неустанный поиск социальной правды,

стремление к улучшению жизни.

5.Принципы периодизации: хронологическая, персональная, по

десятилетиям (А. Веселовский), по литературным направлениям, по

жанрово-родовому признаку.

Тезисы лекции:

Русская литературная классика Х1Х века представлена прежде всего именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и другими. Оригинальность русской классической литературы состоит в том, что она ставила и разрешала острые социальные и моральные проблемы, исключительно важные именно для всего общества. Она была литературой высокого художественного совершенства, отличалась богатством талантов, их неповторимостью, русская литература Х1Х века была «учебником жизни» для общества.

Специфические черты русской классической литературы:

- самобытность,

-художественное совершенство и высокая идейность, её связь с русским освободительным движением

-патриотизм

- гуманизм

-народность

Главные направления в литературе Х1Х века:

1) от сентиментализма к романтизму – с1800 – 1825г,

2). От романтизма к реализму – 1826 – 1850г.,

3). Расцвет реализма – 1851 – 1881г.,

4). Переходный период в развитии русского реализма – 1880-е годы,

5). Литературный процесс 1890-х, неореализм и модернизм.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился благодаря А.С. Пушкину.

1810-ые гг. Становление романтизма. “Вестник Европы” под редакцией В.А. Жуковского и М.Т. Каченовского. Противостояние “Беседы…” и “Арзамаса”. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. “Психологический романтизм” В.А. Жуковского, “мечтательный романтизм” К.Н. Батюшкова.

Именно к началу века относится возникновение новой русской журналистики. «Московский журнал» (1791-1792) и «Вестник Европы» (1802-1803) Карамзина положили начало журналу западноевропейского типа.

Вопросы для закрепления:

  1. С расцвета какого литературного направления начинается русская литература 19 века?

А) романтизм Б) сентиментализм В) натурализм Г) реализм Д) классицизм

2. С чьим именем связано возникновение русских журналов западноевропейского типа?

А) Пушкин Б) Крылов В) Жуковский Г) Е.А. Баратынский Д) Карамзин

3. благодаря творчеству какого поэта сформировался современный русский литературный язык?

А) К.Н. Батюшков Б) Карамзин В) В.А. Жуковский Г) А.С. Пушкин Д) Ф.И. Тютчев

4. Какая черта не является специфической чертой русской классической литературы?

А) сосредоточенность на внутреннем «Я» героев Б) народность В) гуманизм Г) художественное совершенство и высокая идейность Д) патриотизм

5. Творчество какого поэта относится к направлению “психологического романтизма”?

А) Пушкин Б) Крылов В) Жуковский Г) Е.А. Баратынский Д) Карамзин

Литература

1.Якушин Н.И. Русская литература Х1Х века(первая половина): Учеб пос.для студентов вузов – М.:ВЛАДОС,2001

2. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1
Тема: Творчество В.А. Жуковского

Количество часов 1 час

Основные вопросы/план темы

1.В.А. Жуковский как основатель романтизма в русской литературе

2. Эллегии поэта

3.Баллады как вершина творчестваВ.А. Жуковского

4.Переводные произведения поэта

Тезисы лекции:

Творчество Жуковского В.А. представлено в его основных жанрах – элегии и балладе, а также в дружеских посланиях, песнях, баснях, идиллиях, романсах.

Жуковский на основе переводных произведений создает своё самобытное творение. Работы Жуковского раннего периода (до 1808 года) окрашены в грустные тона. В них сквозит тоска по несбывшимся надеждам.

Жуковскому близок лирический пейзаж, он выступает как создатель тонких эмоциональных состояний.

Элегия у Жуковского - поэтическая форма выражения грусти, скорби, душевной муки. Тема «Сельского кладбища» - «о смысле жизни» человека, его связи с окружающим миром. «Сельское кладбище» – это множество философских и морально-психологических мотивов. В нем сделан акцент на глубинных переживаниях личности, раскрывающихся в объединении природы и чувств. Этому способствует одушевление природы.

«Вечер» отличает любовно и лирически воссозданные картины природы.

Творчество Жуковского в 1808-1820 годы связано с романтическими идейно-художественными изысканиями поэта. Напевы таинства и загадочности ярко проявляются в жанре баллады.

Баллада «Людмила» создана по западноевропейскому образцу, она – перевод баллады «Ленора» поэта Г.А. Бюргера. Ей присущи лиризм и поэтизация.

Сюжет баллады "Светлана" - гадание в крещенскую ночь и страшный сон, в котором героиня видит мёртвого жениха. Но сон оканчивается благополучно, а утром к ней приезжает её живой и здоровый жених.

Все произведение наполнено загадкой, автор держит читателя в постоянном волнении и напряжении, но в конце его ожидает оптимистичный финал. В балладе действие происходят ночью, а это значит все окутано чем-то мистическим. Это произведение вызывает у читателя интерес, ведь сюжет развивается бурно и непредсказуемо. Жуковского принадлежит заслуга утверждения жанра баллады в русской поэзии. Поэт стремился создать балладу собственно русскую и даже простонародную, какой и стала «Светлана».

Вопросы для закрепления:

1.Излюбленным жанром В.А. Жуковского является?

А) баллада Б) мадригал В) поэма Г) басня Д) роман

2. Сюжетом какой баллады является гадание в крещенскую ночь и страшный сон, в котором героиня видит мёртвого жениха?

А) «Лесной царь» Б) «Сельское кладбище» В) «Людмила» Г) "Светлана" Д) «Вечер»

3. Какая баллада Жуковского создана по западноевропейскому образцу и является переводом баллады «Ленора» поэта Г.А. Бюргера?

А) «Лесной царь» Б) «Сельское кладбище» В) «Людмила» Г) "Светлана" Д) «Вечер»

4. Какой жанр является «поэтической формой выражения грусти, скорби, душевной муки»?

А) элегия Б) баллада В) послание  Г) мадригал  Д) сонет 
5.Какое произведение Жуковского посвящено вопросам «смысла жизни» человека, его связи с окружающим миром?

А) «Лесной царь» Б) «Сельское кладбище» В) «Людмила» Г) "Светлана" Д) «Вечер»

Литература

1.Якушин Н.И. Русская литература Х1Х века (первая половина): Учеб пос. для студентов вузов – М.: ВЛАДОС,2001

2. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1
Тема: Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

Количество часов1 час

Основные вопросы/план темы

1.Основные вехи жизненного пути писателя, обстоятельства ранней гибели.

2.Реализм драматургии А.С. Грибоедова («Горе от ума»).

3. Замысел создания комедии. Идейная связь с декабристским движением.

4.Идейное содержание комедии. Главный конфликт комедии, проблематика произведения.

5. Композиция комедии, её связь с социально-политическим конфликтом. Роль любовной интриги.

6. Общественно-политическая борьба двух сил – «века нынешнего и века минувшего».

7 Образы главных героев – Чацкого и Фамусова, образы второстепенных персонажей, их роль в комедии.

8. Характеристика фамусовского общества.

9.Общественно-социальные и нравственные проблемы, затронутые в комедии.

10. Язык комедии. Значение комедии «Горе от ума».

Тезисы лекции

Замысел пьесы - 1816 год. Цензура не пропускает шедевр Грибоедова в печать. Первоначальное название - «Горе уму». «Горе от ума» пред­полагает не только муки, испытываемые субъектом, не только и не столько жертвенность личности, но и тот урон, который она наносит внешним силам.

Философский конфликт пьесы: носитель Ума стал­кивается с глупцами, пытающимися доказать, что они - вырази­тели жизненной мудрости, тогда как он - безумец. Чацкий клеймит мир ретроградов.

Противостояние двух политических ста­нов. С одной стороны, ощущается присутствие единомышленни­ков Чацкого, принадлежащих к раннему декабризму с его про­граммой, поведением, тактикой, с другой - за Фамусовым видит­ся широкий сонм ретроградов, московских бар-крепостников.

Две интри­ги: общественно-историческая и философская темы вбирают в себя любовную. Представители «века минувшего», староверы Фамусов и Скалозуб становятся втянутыми в любовную интригу. Молчалин - её активное дей­ствующее лицо - оказывается «любовником-глупцом», Софья - виновной «кругом», а выразитель «века нынешнего» - Чацкий - «слепцом».

Любовная интрига в основном построена на «любовном треу­гольнике». Такое сюжетное строение также делает комедию Грибоедова ярко оригинальной и неповторимой.

За комедийными ситуациями пьесы приоткрываются две глубокие драмы Чацкого - общественная и любовная. Обе драмы развиваются во внутренней взаимной обусловленности. Сочетание двух драм делает сюжет пьесы опять-таки новатор­ским и жизненным.

Пьеса соеди­няет в себе отдельные черты классицизма, романтизма и рождаю­щегося реализма.

Персонифицируя эти общие характерные черты, Грибоедов создаёт самые разнообразные по своей художественной вырази­тельности и функциям образы.

Чацкий - романтик, изображенный при помо­щи реалистических средств. Чацкий обличает крепостное право, жестокость помещи­ков, мерзкие явления, которые автор встречал повсюду в самой действительности. Герой пьесы Грибоедова клеймит карьеризм и чинопочитание. Чацкий гневается на судей, «грабительством бо­гатых», и «отцов отечества».

Вопросы для закрепления:

1. Черты каких литературных направлений соединяет в себе комедия «Горе от ума»?

А) романтизма, сентиментализма и рождаю­щегося реализма Б) классицизма, романтизма и романтического реализма В) классицизма, романтизма и натурализма Г) классицизма, романтизма и рождаю­щегося реализма Д) классицизма, сентиментализма и романтизма

2.Кто из героев комедии обличает крепостное право, жестокость помещи­ков, карьеризм и чинопочитание?

А) Фамусов Б) Репетилов В) Чацкий Г) Молчалин Д) Скалозуб

3. Главный конфликт комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова?

А) «века нынешнего и века минувшего» Б) либералов и демократов В) конфликт отцов и детей Г) западников и славянофилов Д) Фамусова и Скалозуба

4.Кому из героев комедии «Горе от ума» принадлежит фраза: «Уж коли зло пресечь:/ Забрать все книги бы да сжечь»?

А) Скалозубу Б) Фамусову В) Хлёстовой Г) Молчалину Д) Княгине Тугоуховской

5.Кто из героев комедии «Горе от ума» сказал: «А впрочем он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных»?

А) Чацкий Б) Репетилов В) Софья Г) Лиза Д) Скалозуб

Литература

1. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1 –с.194 – 207.

2. Е.С. Роговер. Русская литература первой половины Х1Х века: Учебное пособие. – СПб, М.: САГА: ФОРУМ,2004. – с.47 -71

3. А.Н. Соколов. История русской литературы (первая половина). – М., 2012 – с.222 – 234.
Тема: Романтизм Пушкина.

Количество часов 1 час

Основные вопросы/план темы

1. Пушкин – символ русской духовной жизни, пример единства человека и поэта.

2. Мотивы и темы ранней лицейской лирики Пушкина.

3. Лирика Петербургского периода, мотивы вольнолюбивой и гражданской лирики.

4. Лирика периода южной ссылки. Любовная лирика, лирика дружбы.

5. Лирика Михайловского периода.

Тезисы лекции:

В творчестве Пушкина выделяются следующие периоды:

1813 – май 1817 – лицейский период.

Июнь 1817 – май 1820 – Петербургский период

Май 1820 – июль 1824 – период южной ссылки

Август 1824 – сентябрь 1826 – ссылка в Михайловское

Сентябрь 1826 – сентябрь 1830 – творчество 2 половины 1820-х годов.

Сентябрь – ноябрь 1830 – Болдинская осень

1831 – 1836 – творчество 1830-х годов

Богатство содержания лирики А.С. Пушкина:

1. Патриотическая лирика: а) любовь к родной природе б) гордость героическим прошлым русского народа в) чувство национальной гордости – «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Степане Разине», «Дон», «Стансы», «Вновь я посетил», «Клеветникам России», «Осень», «Пир Петра» и др.

2. Вольнолюбивая лирика: а) разоблачение самодержавия и крепостного права, «Вольность», «Деревня» б). призыв современников к борьбе за свободу народа – «К Чаадаеву», «Анчар», «Арион». в). Воспевание борцов за свободу народа – «Свободы сеятель пустынный», «Во глубине сибирских руд», «К морю».

3. Лирика дружбы – а)дружба как прочный братский союз, б). дружба как союз единомышленников, в). Дружба-вражда – «Пирующие студенты», «19 октября 1825 года», «И.И. Пущину», «К Вяземскому», «19 октября 1827 года», «В начале жизни школу помню я», «Пора, мой друг, пора!».

Поэт и поэзия: А). поэзия и действительность, б) назначение поэзии в). Психология поэтического творчества, г). Поэт и народ, д). поэт и толпа е). положение поэта в обществе, ж). оценка собственной поэзии – «Муза», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Поэту», «Эхо», «Пророк», «Памятник».

Философская лирика: А). Смысл жизни, б) жизнь и смерть, в) радость жизни, г) бессмертие д) суета и покой – «Три ключа», «Дар прекрасный, дар случайный», «Воспоминание», «Безумных лет угасшее веселье», «Зимняя дорога», «Дорожные жалобы», «Предчувствие», «Зимний вечер», «Ворон к ворону летит», «Утопленник», «Под небом голубым страны своей родной», «Вакхическая песня».

Вопросы для закрепления:

1.Определите главную тему стихотворения А.С. Пушкина «К морю»:

А) свобода и несвобода Б) природа В) патриотизм Г) революционное преображение Д) любовь и дружба

2.В основе сюжета какого стихотворения лежит библейская легенда?

А) «Вольность»Б) «Поэт»В) «К Чаадаеву»Г) «Вновь я посетил»Д) «Пророк»

3.Какое произведение не относится к периоду Южной ссылки Пушкина?

А) Кавказский пленник Б) Бахчисарайский фонтан В) Погасло дневное светило... Г) Братья-разбойники Д) Руслан и Людмила

4. В какой поэме А.С. Пушкина страдательное начало в романтическом характере приобрело женское обличье?

А) Кавказский пленник Б) Бахчисарайский фонтан В) Цыганы Г) Братья-разбойники Д) Руслан и Людмила

5. Какая из поэм Пушкина Южной ссылки является, по мнению критиков, самой зрелой? А) Кавказский пленник Б) Бахчисарайский фонтан В) Цыганы Г) Братья-разбойники Д) Руслан и Людмила

Литература

1. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1

2. Е.С. Роговер. Русская литература первой половины Х1Х века: Учебное пособие. – СПб, М.: САГА: ФОРУМ,2004.

3. А.Н. Соколов. История русской литературы (первая половина). – М., 2012
Тема: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: проблемы жанровой природы, композиции и стиля.

Количество часов 1 час

Основные вопросы/план темы

1. Своеобразие романа Пушкина «Евгений Онегин». Первоначальный замысел и его эволюция.

2. История создания романа.

3. Сюжетно-композиционные особенности романа: жанровая природа, композиционные приёмы.

4. Пафос национальной духовной жизни и национальной истории в романе.

5. Проблематика романа «Евгений Онегин».

Тезисы лекции:

Многие мотивы ли­рики Пушкина оказались претворёнными в романе «Евгений Онегин» (1823-1831).Пушкин исследует в романе характер и судьбу героя своего времени: С его безнравственной душой Себялюбивой и сухой.

Анализу в произведении подвергается судьба всего онегинского поколения, и прослеживается история жизни и духовных исканий само­го автора.

Поэт подсчитал, что ос­новная работа заняла 7 лет, 4 месяца и 17 дней.

Вре­мя, запечатлённое в романе, охватывает 1819-1825 годы. В деревню Оне­гин приезжает в начале лета 1820 года. Здесь он сталкивается с соседями-помещиками, встречается с семнадцатилетним Лен­ским. Происходит знакомство главного ге­роя с Татьяной.

Дает развёрнутую характеристику дворянского общества.

Пуш­кин наделяет Онегина конкретными и значимыми именем и фа­милией, портретом, обстоятельно воспроизводит его прошлое, жизненный путь, процесс становления его сложного характера и взглядов, его речь, размышления, письмо, взаимоотношения с людьми и миром вещей. Герой существенно меняется, пережи­вает заметную эволюцию.

Происхождение Онегина подаётся в двойном свете. Достаточно противоречиво и воспитание Онегина. Это потом скажется в по­ведении Онегина. Евгения совершенно не приучают к труду и это тоже станет драмой его жизни. Онегин оказывается воспитанным вне национальной почвы. Герой романа отличается широтой интересов.

Светский омут, в который попадает юный Онегин, поглощают героя. Пушкин дает «срез» одного дня Евгения, начиная с позднего вставания и кончая ноч­ным балом, и подчеркивает повторяемость такого времяпрепро­вождения.

Герою романа присущи и положитель­ные черты: высокая культура, развитый интеллект, он человек сильный, незаурядный по своему характеру, уверенный в себе, гордый. Пушкин связывает скуку с общественным недугом, порождённым повседневностью.

В деревне героя ожидает также хандра. Дружба с Ленским, дискуссии с ним, встреча с Татьяной скра­шивают будни героя. Обнаруживается эгоисти­ческая холодность Евгения.

Вопросы для закрепления:

1.По своей родовой принадлежности жанр «романа в стихах»:

А) Эпический Б) Драматический В) Лиро-эпический Г) Лирический Д) Все верно

2. О каком своем произведении А.С. Пушкин говорил: «Собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных…»?

А) «Дубровский» Б) «Повести Белкина» В) «Капитанская дочка» Г) «Евгений Онегин» Д) «Медный всадник»

3. Почему Татьяна в «Евгении Онегине» отвергает любовь Онегина?

А) главное для нее – верность мужу Б) она поняла, что Онегину нужно ее богатство В) она не любит его Г) не смогла простить ему того, что первоначально он ее отверг Д)  она влюблена в своего мужа

4. Онегинская строфа состоит из:

А) 4 строк Б) 14 строк В) 6 строк Г) 8 строк Д) 10 строк

5. Кто из критиков стал первым истолкователем «Евгения Онегина» А.С. Пушкина?

А)А.Н. Добролюбов Б) В.Г. Белинский В) Д. Писарев Г) Г. Чернышевский Д) Н.А. Некрасов

Литература

1. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1

2. Е.С. Роговер. Русская литература первой половины Х1Х века: Учебное пособие. – СПб, М.: САГА: ФОРУМ,2004.

3. А.Н. Соколов. История русской литературы (первая половина). – М., 2012
Тема: Дисгармония мира и ее истоки в творчестве М.Ю. Лермонтова как новое явление в истории русской литературы.

Количество часов 1 час

Основные вопросы/план темы

1. Ранняя лирика поэта – лирика пессимистических раздумий об окружающем мире.

2. Основные темы юношеской лирики.

3. Темы зрелого периода творчества поэта. Лермонтов – поэт ярко выраженной интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности, деятельной, протестующей мысли.

Тезисы лекции:

Время Лермонтова – неспокойное время. Революциив Европе, бунтыв России. Царь не щадит прогрессивную дворянскую интеллигенцию.

В ранней лирике М.Ю. Лермонтова стихи гражданского звучания, в которых поэт ориентируется на декабрист­скую поэзию и продолжает традицию «первенцев свободы». Ведущее место заняла тема свободы («10 июля (1830)»). Возникает решительная оппозиция «гордых», сражающихся за «независимость страны», и «сы­нов самодержавия», душителей вольности.

Эта же тема в стихотворении «При­ветствую тебя, воинственных славян...» (1832), «Моно­лог» (1829),«Последний сын вольности»(1830).

Лермонтов отстаивает не только идею личной независимости, но и свободу гражданскую, социально-политическую («Жалобы турка»,1829), всеобъемлю­щую свободу всего человечества.

Мятежный дух лирики Лермонтова выражен в «Парусе» (1832). Для Лермонтова белый парус - реальный символ свободы. Не случайно он показан в ок­ружении моря с его бесконечным простором и вечно свободной стихией.

Формируется своеобразный «тюремный цикл» лермонтовской лирики. Образ узника становится в нём одним из важнейших поэтических символов («Желанье» (1832), «Сосед», (1830-1831), «Соседка» (1840).

Одним из самых характерных для поэзии Лермонтова мотивом является мотив действия и подвига. Лирика поэта полна выражения активного, боевого, жизнеутверждающего начала.

Любовь была тем глубоким и сильным чувством, которое ярки отразилось в многообразной лирике Лермонтова («Как луч зари, как розы Леля» (1832), «Итак, прощай!», «Силуэт»).«О, не скрывай! ты плакала об нём», «К*» («Я не унижусь пред тобою...» (1832), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1837).

Вопросы для закрепления:

1.Лирическое ʼʼяʼʼ какого поэта предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не нуждается в его подвигах?

А) В.А. Жуковский Б) Лермонтов В) А.С. Пушкин Г) А.С. Грибоедов Д) Н.А. Некрасов

2.Какой оттенок приобретает тема одиночества у Лермонтова?

А) оттенок бегства Б) оттенок изгоя В) оттенок мученичества Г) оттенок борьбы за свободу Д) оттенок изгнания, странничества

3. Назовите излюбленный жанр Лермонтова?

А) послание Б) роман В) поэма Г) повесть Д) элегия

4.Поэма «Мцыри» является … произведением

А) реалистическим Б) сентиментальным В) абсурдным Г) романтическим Д) фантастическим

5.Сюжетной завязкой поэмы «Мцыри» является сцена А) грозы и бегства Мцыри из монастыря Б) поединок юноши с барсом В) рассказ Мцыри в монастыре Г) смерть героя Д) момент ожидания схватки с барсом

Литература

1. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1

2. Е.С. Роговер. Русская литература первой половины Х1Х века: Учебное пособие. – СПб, М.: САГА: ФОРУМ,2004.

3. А.Н. Соколов. История русской литературы (первая половина). – М., 2012
Тема: Творческий путь Н.В. Гоголя. Новый «гоголевский» тип творчества

Количество часов 1 час

Основные вопросы/план темы

1.Проблемы периодизации творческого пути Н.В. Гоголя. Новый «гоголевский» тип творчества.

2. Структура художественного мира Н.В. Гоголя и место в нём человека.

3. Пушкин и Гоголь. Н.В. Гоголь – неповторимая писательская индивидуальность. Мнения и споры о писательской личности и произведениях Гоголя.

Тезисы лекции

Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Национальный колорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н.В. Гоголя национального, самобытного начала.

Эта особенность ярко отражена в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фольклорная демонология и фантастика предстают то в гротескном виде («Пропавшая грамота», «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»), то в трагически ужасном («Страшная месть»). 

Наиболее остро проблема нравственного возрождения России поставлена в поэме «Мертвые души». По Гоголю, нравственные качества отдельной личности могут изменить нацию в целом. Показывая общественные пороки России, писатель хотел заставить соотечественников глубоко задуматься над своей жизнью, и поэма должна была послужить первой ступенькой на пути к нравственному перерождению личности.

«Мертвые души» были задуманы в трех частях по аналогии с дантовской «Божественной комедией». В 1 томе писатель стремился показать «ад» российской жизни. Гоголь хотел провести человека через «ад» и «чистилище» российской жизни к нравственному раю, показать путь возрождения души как путь возрождения России.

Все «Петербургские повести» связаны общностью проблематики. Но фантастика в той или иной мере подчинена здесь реализму.

В «Невском проспекте», опубликованном во второй части сборника «Арабески» (1835), Гоголь отразил шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад между возвышенной мечтой (Пискарев) и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и ужасающей бедностью подавляющего большинства, торжество эгоистичности, продажности, «кипящей меркантильности» (Пирогов) столичного города.

В повести «Портрет» Гоголь, откликаясь на широкий круг проблем, связанных с искусством.

«Петербургские повести» обнаруживают явную эволюцию от социально-бытовой сатиры («Невский проспект») к гротесковой социально-политической памфлетности («Записки сумасшедшего», «Нос»).

Тема «Шинели» - положение «маленького» человека, а идея - духовное подавление, измельчание, обезличение, ограбление человеческой личности в условиях антагонистического общества.

Вопросы для закрепления:

1. Кто объединяет весь сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

А) охотник Б) рассказчик Белкин В) автор Г) пасечник Рудый Панько Д) солдат

2. Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель»: 

А) новый вид «маленького человека» Б) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку» В) его нельзя отнести к маленьким людям Г) тип особого человека Д) тип лишнего человека

3.Кого Н. В. Гоголь называл «единственным честным, благородным лицом» своей комедии «Ревизор»?

А) Хлестаков Б) городничий В) жена городничего Г) смех и юмор Д) автор

4. Какая народная пословица послужила эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?

А) «На Бога надейся, а сам не плошай»Б)  «Любишь кататься – люби и саночки возить» В) «Береги честь смолоду» Г) «Видно птицу по полету»  Д) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

5.Кого из помещиков, героев поэмы «Мертвые души», Н. В. Гоголь называет «прорехой на человечестве»?

А) Собакевича Б) Плюшкина В) Манилова Г) Коробочку Д) Ноздрева

Литература

1. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1

2. Е.С. Роговер. Русская литература первой половины Х1Х века: Учебное пособие. – СПб, М.: САГА: ФОРУМ,2004.

3. А.Н. Соколов. История русской литературы (первая половина). – М., 2012
Тема : Поэзия середины 19 века (Тютчев, Фет, Некрасов).

Количество часов 1 час

Основные вопросы/план темы

1.Мотивы лирики Ф.И. Тютчева.

2. Поэзия А.А. Фета

3.Темы, образы, художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Тезисы лекции:

Расцвет поэзии в творчестве поэтов разных школ: поэтов «некрасовской школы» (Н.А. Некрасов, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, М.Л. Михайлов и др.) и поэтов «чистого искусства» (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Я.П. Полонский и др.)

«Ночная душа» Тютчева ищет тишины. В стихотворении «Лебедь» поэт говорит, что его не прельщает гордый полёт орла навстречу солнцу.

Стихотворение «Сумерки» выражает сознание близости поэта к замирающей природе.

Любовная лирика Тютчева не замыкается сама на себя, хотя во многом автобиографична. Она гораздо шире, общечеловечнее. Любовная лирика Тютчева – образец нежности и проникновенности.

А. А. Фет считался поэтом безмятежных сельских радостей, тяготеющий к созерцательности. Пейзаж у поэта отличается спокойствием, миром, но если приглядеться, то лирика Фета наполнена драматизмом, философской глубиной.

Одной из главных фетовских тем является трагедия неразделённой любви. Стихотворения такой тематики автобиографичны, связанысо смертью любимой женщины.

Взгляд Фета на природу схож со взглядом Тютчева: главное в ней - движение, направление потока жизненной энергии.

Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. 

Некрасов – певец народной доли. Крестьянская тематика в 1850-60-е годы. Традиции и новаторство в лирике Некрасова. Тема поэта и поэзии. Некрасов – тонкий лирик в поэзии о любви. Новаторский характер любовной лирики Некрасова. Трагическая судьба русской женщины-крестьянки в поэме «Мороз, Красный Нос». Гимн женщине в поэме «Русские женщины». Судьба и подвиг жён декабристов, отправившихся вслед за мужьями в Сибирь. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - одно из главных произведений в жизни поэта. Тематика и проблематика поэмы.

Вопросы для закрепления:

1.Одна из особенностей лирики Тютчева:

А) подробные портретные описания Б) символичность образов В) зашифрованный философский смысл Г) религиозность содержания Д) преобладание пейзажей

2. Кому принадлежат слова:

Нам не дано предугадать

Как наше слово отзовется...

А) Тютчев Б) Фет В) Некрасов Г) Майков Д) Пушкин

3. Кто был выбран крестьнами из уважения бурмистром («Кому на Руси жить хорошо» Некрасова)?

А) Яким Нагой Б) Савелий В) Гриша Добросклонов Г) Ермил Гирин Д) Матрена

4.Кто из героев («Кому на Руси жить хорошо» Некрасова сравнивается с богатырем?

А) Яким Нагой Б) Савелий В) Гриша Добросклонов Г) Ермил Гирин Д) Матрена

5. К какому направлению принадлежит творчество А.Фета?

А) «чистое искусство» Б) сентиментализм В) романтизм Г) критический реализм Д) классицизм

Литература

1. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1

2. Е.С. Роговер. Русская литература первой половины Х1Х века: Учебное пособие. – СПб, М.: САГА: ФОРУМ,2004.

3. А.Н. Соколов. История русской литературы (первая половина). – М., 2012
Тема: Развитие драматургии во 2 половине 19 века.

Количество часов 1 час

Основные вопросы/план темы

  1. Драматургия Салтыкова-Щедрина

  2. Трилогия А. В. Сухово-Кобылина

  3. Пьесы А. К. Толстого

  4. Л. Н. Толстой как драматург

Тезисы лекции:

Серьезное влияние на театр своего времени оказал и революционный демократ М. Е. Салтыков-Щедрин. «Смерть Пазухина» (1857) - самое значительное из них. В центре - купцы Иван Пазухин и его сын Прокофий, их образы отражают процесс превращения старого русского купечества в современных европеизированных деловых людей. Персонажи, населяющие пьесу, - общество морально деградировавших людей. Не лучше и женщины, одержимые одним стремлением - нажиться.

В «Тенях» драматург направил острие своей сатиры на мир бюрократический. В пьесе показаны чиновники разных рангов, от экзекутора Свистикова до министра князя Тараканова,

А. В. Сухово-Кобылин, автор пьес: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». «Свадьба Кречинского» - история игрока и авантюриста, решившего поправить свои финансовые затруднения женитьбой на богатой невесте Лидочке Муромской, Образованный, умный, безусловно талантливый человек, Кречинский точно, расчетливо строит многоходовую комбинацию, в результате которой он будет обладателем огромного приданого. Обольстить провинциалку Лидочку и ее недалекую тетушку Атуеву Кречинскому ничего не стоит. Старика Муромского он тоже одолевает. Дело, однако, все-таки срывается из-за пустяка на первый взгляд, но, по существу, вся жизнь игрока - в этом пустяке. Возведенная на обмане конструкция рухнула.

А. К. Толстой создал в историческом жанре, трилогию-«Смерть Иоанна Грозного» (1864), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870) -интересна тем, что автор по-новому осмысляет исторические фигуры, хотя обращается с историей достаточно вольно, идеализируя русскую старину, особенно боярство домосковского периода. Такая позиция по отношению к истории была у автора принципиальной, он считал главной задачей поэта показать «человеческую правду», а «исторической правдой он не связан». В произведениях Толстого документализм сочетаете с вымыслом.

«Власть тьмы» Л. Н. Толстого - народная драма о глухой деревне, на которую наступают новые буржуазные отношения, деньги разрушают старый патриархальный уклад жизни, старую патриархальную нравственность. Новые социальные отношения рождают новую мораль.

Вопросы для закрепления:

1. В какой пьесе отражается процесс превращения старого русского купечества в современных европеизированных деловых людей?

А) А.К. Толстой «Смерть Иоанна Грозного» Б) А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского» В) М.Е. Салтыков-Щедрин «Смерть Пазухина» Г) А.Островский «Гроза» Д) М.Е. Салтыков-Щедрин «Тени»

2. Кто из авторов создает пьесы в историческом жанре?

А) А.К. Толстой Б) А.В. Сухово-Кобылин В) М.Е. Салтыков-Щедрин Г) А.Островский Д) нет правильного ответа

3. В какой пьесе показывается история игрока и авантюриста?

А) А.К. Толстой «Смерть Иоанна Грозного» Б) А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского» В) М.Е. Салтыков-Щедрин «Смерть Пазухина» Г) А.Островский «Гроза» Д) А.В. Сухово-Кобылин «Смерть Тарелкина»

4.Основной конфликт драмы А.Н.Островского «Гроза»?

А) конфликт красоты и уродства Б) двух враждующих семейств В) конфликт старого уходящего мира «темного царства» с новой жизнью Г) непримиримых государств Д) отцов и детей

5.Произведения какого драматурга Н.А. Добролюбов назвал «пьесами жизни»?

А) А.П. Чехова Б) Н.В. Гоголя  В) А.С. Грибоедова   Г) М. Горького Д) А.Н. Островского

Литература

1. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1

2. Е.С. Роговер. Русская литература первой половины Х1Х века: Учебное пособие. – СПб, М.: САГА: ФОРУМ,2004.

3. А.Н. Соколов. История русской литературы (первая половина). – М., 2012
Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин как мастер сатиры.

Количество часов 1 час

Основные вопросы/план темы

1.Роман «Господа Головлевы»

2.Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Тезисы лекции:

Основой сюжета «Господ Головлевых» М.Е. Салтыкова-Щедрина является трагическая история помещичьего рода. В жизни каждого из трех поколений Головлевых Щедрин видит «три характеристические черты»: «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой».

Открывается роман. В главе «Семейный суд» - завязка романа. Здесь еще заметна жизнь, живые страсти и стремления, энергия. Центром главы явля­ется грозная Арина Петровна Головлева, умная помещица-крепостница.

Источником всех нравственных увечий и смертей является Головлево, враждебное жизни паразитическое бытие помещичьего сословия. Оно обесчеловечивает людей.

Самый отвратительный, самый бесчеловечный из Головлевых - Иудушка, «набожный пакостник», «язва смердящая», «кровопивушка». Он - ничтожество, но этот пустоутробный человек гнетет, тер­зает и мучит, убивает, обездоливает, разрушает. Именно он является прямой или косвенной причиной бесконечных «умертвий» в головлевском доме.

Образ Иудушки Головлева стал мировым типом пре­дателя, лгуна и лицемера.

Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год. Жанр сказки предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, и позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы политики и нравственности. Щедринские сказки поистине энциклопедичны. В них отразилось все русское общество пореформенной поры.

Основными темами сказок Салтыкова-Щедрина являлись: обличение самодержавия (“Медведь на воеводстве”), господствующего класса (“Дикий помещик”), либерализма (“Премудрый пескарь”, “Либерал”, “Карась-идеалист”), а также затрагивалась проблема народа (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”).

Писатель использует привычные и для басен, и для сказок амплуа. Аллегория сказок Щедрина всегда также прозрачна. В сказках Салтыков-Щедрин продолжает русскую сатирическую литературную традицию. Новаторство Щедрина состояло в том, что он ввел в сказки политическую сатиру, имеющую как злободневное, так и общечеловеческое звучание. В сказках сочетаются два плана: реальный и фантастический, причем фантастика всегда основана на реальных событиях.

Очень активно использует Щедрин гиперболу. Гротеск, как излюбленное средство сатиры Салтыкова-Щедрина, выражается уже в самом факте, что животные действуют в качестве людей, в специфических ситуациях.

Вопросы для закрепления:

1.К какому жанру относится «История одного города» М.Е. Салтыкова - Щедрина?

А) семейная хроника Б) социально-психологический роман В) повесть Г) сатирический роман   Д) исторический роман  

2. Какая сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина повествует о тяжкой доле крестьянских тружеников?

А) «Коняга» Б) «Премудрый пескарь» В) «Карась-идеалист»Г) «Либерал» Д) «Дикий помещик»

3.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?

А) М.Е. Салтыков-Щедрин Б) Н.А. Некрасов В) И.А. Гончаров      Г) А.П. Чехов Д) Ф.М. Достоевский

4. При создании какого произведения М.Е. Салтыков-Щедрин использовал факты и ситуации из личных взаимоотношений со своей семьей?

А) «История одного города»  Б) «Господа Головлевы» В) «Помпадуры и помпадурши» Г) «Дикий помещик» Д) «Премудрый пескарь»

5. К какому жанру относится «История одного города» М.Е. Салтыкова - Щедрина?

А) семейная хроника Б) социально-психологический роман В) повесть Г) сатирический роман   Д) исторический роман  

Литература

1. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1

2. Е.С. Роговер. Русская литература первой половины Х1Х века: Учебное пособие. – СПб, М.: САГА: ФОРУМ,2004.

3. А.Н. Соколов. История русской литературы (первая половина). – М., 2012
Тема: Личность и творческая биография Ф.М. Достоевского.

Количество часов 2 часа

Основные вопросы/план темы

1.Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского

2. Роман «Униженные и оскорбленные»

3.Психологизм романа «Преступление и наказание»

Тезисы лекции:

В своем творчестве Ф.М. Достоевский создает целую галерею «маленьких людей», «униженных и оскорбленных». Это уже не бессловесные и забитые люди. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего "я". У Ф.М. Достоевского "маленький человек" сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же "униженные и оскорбленные".

Макар Алексеевич Девушкин («Бедные люди») по своему социальному статусу явно принадлежит к «маленьким людям». Макар Девушкин не видит в бедности и низком социальном положении чего-то требующего изменения. Он так же, как и гоголевский герой, мирится со своей социальной и служебно-иерархической «малостью», искренне полагая, что «всякое состояние определено всевышним на долю человека.

Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах XIX века. В романе показан Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ.

В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием человек очищается.

1. Тема "маленького человека" у Ф.М. Достоевского сквозная во всем его творчестве.

2. В романе "Преступление и наказание" тема "маленького человека" раскрыта с особой страстью, с особой любовью к этим людям. Это обусловлено тем, что они, в отличие от типичных "маленьких людей", всеми силами пытаются вырваться из неблагополучных обстоятельств, и не желают, чтобы это мешало им полноценно жить и чувствовать.

3. "Маленькие люди" Ф.М. Достоевского уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Н.В. Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего "я". У Достоевского "маленький человек" сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же "униженные и оскорбленные", как он.

Вопросы для закрепления:

1.Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?

А) Что он принадлежит к разряду «право имеющих»   Б) Что он тоже имеет право на обогащение В) Что в России вообще нет законности Г) Что старуха - бесполезное, никому не нужное существо Д) Что он принадлежит к разряду «тварей дрожащих»

2.Назовите самую главную причину, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы? 

А) Хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит (к наполеонам» или к «материалу») Б) Хочет поскорей обогатиться и поправить свое социальное положение В) Хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором он оказался Г) хочет достать деньги и помочь страдающим матери и сестре Д) Хочет показать свое несогласие с нищетой окружающих его людей

3. Какое определение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» наиболее соответствует его характеру?

А) приключенческий роман Б) криминальный роман В) авантюрный роман   Г) любовный роман Д) социально-психологический роман 

4. В каком произведении Достоевского наиболее сильно отразилась тема "маленького человека"?

А) "Преступление и наказание" Б) «Бедные люди» В) «Униженные и оскорбленные» Г) «Идиот» Д) «Подросток»

5. Ф.М. Достоевский был искренне убежден, что страданием человек…

А) все верно Б) облагораживается В) делается сильнее Г) приближается к Богу Д) очищается

Литература

1. История русской литературы Х1Х века:1800 – 1830-е годы: учебник в 2 частях/ под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1 –с.194 – 207.

2. Е.С. Роговер. Русская литература первой половины Х1Х века: Учебное пособие. – СПб, М.: САГА: ФОРУМ,2004. – с.47 -71

3. А.Н. Соколов. История русской литературы (первая половина). – М., 2012 – с.222 – 234.
Тема: Творчество Л.Н. Толстого.

Количество часов 2 часа

Основные вопросы/план темы

1.Роман-эпопея «Война и мир»

2.Роман «Анна Каренина»

Тезисы лекции:
  1   2


написать администратору сайта