Главная страница
Навигация по странице:

  • Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей

  • Рассказы детей - э

  • курсовая работа. Значение, задачи и средства умственного воспитания дошкольников


    Скачать 80.67 Kb.
    НазваниеЗначение, задачи и средства умственного воспитания дошкольников
    Анкоркурсовая работа.docx
    Дата11.02.2018
    Размер80.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая работа.docx
    ТипРеферат
    #15452
    страница3 из 3
    1   2   3

    Прием обучения – это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот, вызванные спецификой обучения.

    История развития методов обучения получила свое начало в древности, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Оно совершалось через практику, наглядность, слово. Так дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшее развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условиями развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и приемы, обеспечивающие практическое усвоение знаний [26].

    Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость, как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их.

    В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

    – наглядные;

    – практические;

    – словесные.

    Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

    К группе наглядных методов относятся:

    – наблюдение;

    – рассматривание картин;

    – демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

    – некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.[27]

    Наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

    – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

    – за изменением и преобразованием объектов;

    репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

    Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

    – ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

    – планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

    – учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

    – высокая умственная активность и самостоятельность детей.

    Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному [23].

    Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент – знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

    При рассматривании возможно многократное восприятие как картины в целом, так и отдельных ее деталей, что очень важно для решения указанных дидактических задач.

    В педагогическом процессе детского сада используются специальные картины – предметные и сюжетные (например, «Времена года» – авт. С. А. Веретеникова, картины Левитана, Шишкина и др.). Дошкольники с легкостью узнают своих любимых сказочных персонажей в сюжетах картин Васнецова («Аленушка», «Иван Царевич…» и др.) [23].

    Реалистичность, простота и ясность замысла художника, выразительность художественных средств в единстве с доступным детям познавательным содержанием – основные требования, предъявляемые к картинам, используемым в обучении дошкольников. Кроме того, метод рассматривания картин позволяет дать дошкольникам первое, самое общее представление о приемах живописи классиков и современности. Можно обратить внимание детей на то, что в изобразительном искусстве (графике, живописи) в наши дни постепенно устанавливаются новые стандарты, особенности современного стиля, условности изображения, подчас необычные, но своеобразные и яркие. Разглядывая понравившуюся картину, ребенок учится видеть перспективу, замечать пропорции, контраст цвета и тени, глубину изображения.

    Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

    1) расширение знаний детей и развитие их речи;

    2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

    Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей – их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

    В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов:

    – очерковые;

    – сюжетные.

    Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов:

    – предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

    – после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

    – через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

    – после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ – выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям [23].

    Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольные учреждения, полезно водить детей на детские спектакли в театр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

    Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

    Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля [5].

    Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно—действенной, наглядно—образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника – игры, изобразительной и трудовой деятельности.

    К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

    – упражнения;

    – игровой метод;

    – элементарные опыты;

    – моделирование.

    Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.

    Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

    – подражательного характера;

    конструктивного характера;

    – творческого характера;

    – игровые.

    Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

    Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.[1]

    Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

    Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении:

    Рассказ воспитателя - основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

    Рассказы детей - этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

    Чтение художественной литературы - позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

    Беседа - применяется для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания [23].

    Содержание обучения детей дошкольного возраста определено «Типовой программой воспитания и обучения в детском саду». Оно включает развитие речи, ознакомление с окружающим, с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, обучение изобразительным и конструктивным умениям и навыкам, музыкальное воспитание, развитие движений.

    Заключение
    На протяжении истории развития теории и практики умственного воспитания детей дошкольного возраста, основное усилие ученых-психологов было направлено на исследование проблемы восприятия, и на формирование понятийного мышления дошкольников. Умственное воспитание и развитие ребенка, рассматривалось как процесс постепенного развертывания основных форм мышления — от чувственно-практической до абстрактно-понятийной. При этом умственное развитие выступало не только как процесс овладения ребёнком знаний и способов мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Источником развития дошкольника признавалась социальная среда, общение и деятельность со взрослыми и сверстниками, а также — организация систематического обучения на занятиях. Важную роль в умственном развитии ученые отводили осуществляемому на занятиях процессу умственного воспитания.

    Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

    Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п.

    Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни - формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Маленький ребенок познает окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

    Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В играх дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. Общение детей в игре способствует их взаимному обогащению знаниями, поскольку дети обмениваются мнениями, обращаются за советом к взрослым, к иным источникам получения дополнительной информации. Осуществляется переход знаний на новый уровень - словесно-логический. Возникающая перед детьми необходимость согласовывать свои замыслы, договариваться о том, во что и как они будут играть, способствует развитию у детей планирующей функции мышления.

    Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.

    Ручной труд обладает неограниченными возможностями для развития воображения, смекалки, творчества. Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям. Труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.

    В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его части, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элементы и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов

    В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

    Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

    Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Особым видом занятий в контексте умственного воспитания дошкольников являются экскурсии. Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве. Содержание обучения детей дошкольного возраста определено «Типовой программой воспитания и обучения в детском саду». Оно включает развитие речи, ознакомление с окружающим, с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, обучение изобразительным и конструктивным умениям и навыкам, музыкальное воспитание, развитие движений.

    Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребёнка.

    Список литературы


    1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев - 2-е изд. - Казань: «Центр инновационных технологий», 2010. - 608 с.

    2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Эксмо, 2008. – 322 с.

    3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./ А.С. Белкин - М.: Академия, 2008. - 192 с.

    4. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Высшая школа, 2011. – 404 с.

    5. Божович Л.И. Избранные психологические труды/Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, 2014. – 710 с.

    6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Владос, 2009. – 512 с.

    7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Академия, 2009. – 256 с.

    8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов/ Н.В.Бордовская, А.А. Реан - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

    9. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М.: МГУ, 2008. - 127с.

    10. Выготский Л.С. Детская психология//Собр. соч.: В 6 т. М.: Логос, 2009. – 630 с.

    11. Выготский Л.С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. М.: МГУ, 2010. – 710 с.

    12. Гафитулин Т.М. Игра и развитие личности ребенка// Педагогика + ТРИЗ: Сб. для учителей, воспитателей, менеджеров образования / Под ред. А.А. Гина. - М.: Вита-Пресс, 2013. - Вып. 5. - С. 40-44.

    13. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Аспект пресс, 2008. – 218 с.

    14. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. – М.: МГУ, 2011. – 212 с.

    15. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А.Бенедиктова. – М.: Эксмо, 2014. – 389 с.

    16. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2012. – №4-51-57.

    17. Игра дошкольника. / Под ред. Т.И. Бабаевой. - СПб.: Питер, 2010. – 306 с.

    18. Истомина З.М. Умственное воспитание дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: Инфра –М, 2012. – 890 с.

    19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. М.: МПСИ, 2008. – 480 с.

    20. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: МГУ, 2012. – 268 с.

    21. Курс общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред. М.В. Гамезо. М.: Академия, 2009. – 230 с.

    22. Лернер И.Я. Дидактические основы применения игры в процессе умственного воспитания дошкольников/ И.Я Лернер - М.: Логос, 2011. - 185 с.

    23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация умственного воспитания ребенка в детском саду. М.: Эксмо, 2009. – 348 с.

    24. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Эксмо, 2011. – 488 с.

    25. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. в пед. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии/ Р.С. Немов – 3 изд. – М.: Гум. Изд. Центр Владос, 2012.- 688 с.

    26. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2008. - 640 с.

    27. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2011. – 128 с.

    28. Поддъяков Н.Н., Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. М.: МГУ, 2009. – 478 с.

    29. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн./И.П. Подласый - М.: Владос, 2012. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

    30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2010. – 512 с.

    31. Усова А.П. Роль игры в умственном воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Эксмо, 2010. – 340 с.

    32. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. СПб.: Питер, 2011. – 560 с.

    33. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Эксмо, 2013. – 456 с.


    1   2   3


    написать администратору сайта