Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Воспитательные системы Античного мира. 4. Зарождение педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античном мире.

  • 2. Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации. Школа и воспитание в Древнем Египте.

  • Воспитание и обучение в Древней Индии.

  • Школьное дело в Древнем Китае.

  • 3. Воспитательные системы Античного мира.

  • Элементы системы Африканская система Спартанская система

  • Афинская система воспитания и образования.

  • Спартанская система школьного воспитания.

  • Особенности воспитания и типы школ в Древнем Риме. Воспитание и обучение в Древнем Риме

  • 5. Зарождение педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античном мире.

  • Лекция №2 Зарождение воспитания.... Знание понятий генезис воспитания, воспитание в жизни и для жизни


    Скачать 122.5 Kb.
    НазваниеЗнание понятий генезис воспитания, воспитание в жизни и для жизни
    АнкорЛекция №2 Зарождение воспитания....doc
    Дата17.04.2018
    Размер122.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекция №2 Зарождение воспитания....doc
    ТипЛекция
    #18157

    Лекция № 2
    Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
    Содержание лекции ориентировано на:
    знание понятий:

    - генезис воспитания, «воспитание в жизни и для жизни», исторические формы воспитания; дома молодёжи; инициация;

    - типы школ в государствах Древнего Востока: общинные, государственные, частные, светские и религиозные;

    - Афинская, Спартанская, Римская системы воспитания;
    представления:

    - традиционные концепции происхождения воспитания (эволюционно-биологическая, психологическая и др.);

    - место образования и воспитания в основных этапах человеческой истории периода первобытности, древнейших цивилизаций Востока, Греции и Рима.

    - характер взаимодействия образования, воспитания с государством, политикой, хозяйством, культурой, религией;

    - диалектика процесса исторического развития образования, воспитания, эволюция типов школьного образования и воспитания в государствах Древнего Востока, Греции и Рима.;

    - характерные особенности педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античного мира.
    понимание:

    - предпосылок и условий генезиса воспитания, его эволюции как целенаправленного процесса воздействия на личность;

    - роли различных факторов (экономических, социальных, политических, культурных, географических, этнических и пр.) в развитии образования и воспитания в древнейших цивилизациях Востока; их влияния на формирование других историко-педагогических культур и педагогических моделей будущей западной цивилизации;

    - сущности воспитания и образования в различные периоды историко-культурного, цивилизационного развития: первобытного строя, Античного мира;

    - целостности и многообразия педагогических систем, общего и типичного в образовании и воспитании на примере древневосточных государств, Греции и Рима;

    - связи образования и воспитания с религиозными и философскими учениями. .

    План

    1. Воспитание в первобытном обществе. Появление организованных форм воспитания.

    2. Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации.

    3. Воспитательные системы Античного мира.

    4. Зарождение педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античном мире.

    1. Воспитание в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания.

    Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Обращение к проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и помогает представить и понять историческую сущность воспитания как важнейшей составляющей социокультурного развития человека и общества.

    Исторически сложились различные концепции генезиса воспитания.

    1. Эволюционно-биологическая (Ш.Летурно,А.Эспинас): происхождение воспитательной деятельности людей первобытного общества объясняется присущей взрослым особям животного мира инстинктивной заботой о своём потомстве.

    2. Психологическая теория (Пол Монро): происхождение воспитания связано с проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В соответствии с его концепцией первобытное воспитание предстаёт как «непрогрессирующее приспособление» человека к среде (Педагогическая энциклопедия. – С. 590).

    3. Социокультурная теория (современные исследователи Н.П. Дубинин, Л.С. Васильев, Г.Б. Корнетов): происхождение воспитания человека обусловлено:

    - наличием социальной формы движения материи,

    -самого человека с необходимыми природными задатками и способностями,

    - состоянием культуры, в которой зафиксирован общественный опыт,

    - системой общественных отношений, включаясь в которые, дети становятся субъектами воспитательного воздействия.

    Рассматривая категорию воспитания в широком социальном смысле, учёные отмечают объективный процесс воздействия на человека окружающей его среды (в данном случае – общества), что позволяет отождествлять связь воспитания с социализацией личности.

    Воспитание в узком смысле – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему необходимых качеств личности, взглядов, убеждений.

    Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло приблизительно 40-35 тысяч лет назад, когда появился человек современного физического типа.

    На ранней стадии развития первобытнообщинного строя воспитание

    • осуществлялось в процессе жизнедеятельности;

    • было ориентировано на повседневную борьбу за выживание;

    • имело половозрастную дифференциацию;

    • предполагало групповое, коллективное начало.

    В период родовой и соседской общины смысл и содержание воспитания качественно изменяются. Для воспитания было характерно:

    • зарождение семейного воспитания;

    • сочетание половозрастной дифференциации с социальной (воспитание вождей, жрецов, воинов, рядовых общинников);

    • появление специальных людей, осуществлявших воспитательный процесс: старейшины, служители культа, опытные воины;

    • связь воспитания с религиозно-мифологическим мировоззрением;

    • наличие организованных форм воспитания: совместные и раздельные для мальчиков и девочек игры и занятия, создание «домов молодежи» - прообразов первых школ; введение инициаций – процедуры посвящения во взрослые, сопровождающейся традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями.

    Программа подготовки к инициации:

    для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная, физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину;

    для девочек – обучение ведению домашнего хозяйства.

    Воспитание в первобытном обществе прошло сложный путь: от примитивной подготовки подрастающих поколений, неотделимой от совместной жизни и деятельности детей и взрослых, до возникновения семейного воспитания и специально организованных форм воспитательного воздействия, в практике реализации которых складывалось обучение. Таким образом, динамика социального развития постепенно приводила к известной упорядоченности воспитания.

    2. Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации.

    Школа и воспитание в Древнем Египте.
    Школа как социальный институт появилась в связи с необходимостью целенаправленного обучения, воспитания подрастающего поколения, социализации личности.

    В силу благоприятных природно-климатических, социально-культурных и эконо­мических условий, а также в связи с возникновением письменности первые школы возникли в странах Древнего Востока.

    Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы.

    Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте строились на равноправной основе в отношении мальчиков и девочек; содействовало зарождению института «семейной школы»: чиновник, воин или жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны( К 3-му тысячелетию до н. э.).

    Государственные школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Сначала будущий писец должен был научиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; затем – составлять бумаги.

    Средства обучения: глиняные черепки, кожа и кости животных, папирус. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз. Свитки папируса можно было использовать многократно путем смывания ранее написанного. Ученики переписывали тексты, которые содержали различные знания.

    Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия.

    В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов.

    Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.

    Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников.
    Воспитание и обучение в Древней Индии.
    История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI в. н. э.

    Цивилизация дравидских племен – коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. – соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

    Во 2-1-м тысячелетиях до н. э. воспитание и обучение стало соотноситься с кастовым делением общества. Потомки ариев (племена, вторгшиеся в Индию из Персии) составляли три высших касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой – низшей – кастой являлись шудры (наемные работники, слуги). Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в походах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав

    В соответствии с этим социальным делением воспитание и обучение детей основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов, у кшатриев – мужество и смелость, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность и безропотность.

    К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно – общественного воспитания. На первой ступени – в семье – систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики – упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругами представителей своей касты, получать дальнейшее образование. Так в индоарийском обществе контролировать результаты семейного воспитания и складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека

    . Фундаментальное образование получали брахманы.Ученики именовались брахмачаринами, учителя – гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться.С помощью тайных наставлений – упанишад брахман мог овладеть высшим знанием – брахмавидья, постичь абсолютную истину и реальность – брахману. Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки»: правила почитания, правила поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Религиозное обучение имело мистическую окраску, знания преподносились как откровенье свыше. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

    Прообразом повышенного образования можно считать занятия, которым посвящали себя немногие юноши из высшей касты. Они посещали известного своими познаниями учителя – гуру и участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру – отшельников собирались их верные ученики. Специальных помещений не было; обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Основной формой компенсации за обучение была помощь семье учителя по хозяйству.

    Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н. э., в связи с возникновением новой религии – буддизма. Буддийская традиция обучения имела своим истоком просветительскую и религиозную деятельность Будды (в Индии – Шакья – Муни) (623-544 до н. э.).

    Буддизм уделял особое внимание отдельной личности; подвергал сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавал равенство людей от рождении; непротивление злу и отказ от всех желаний, чему соответствовало понятие «нирвана»; главной задачей воспитания считал внутреннее совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование; главное в обучении -- познание ранее не познанного.

    . В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание уделялось обучению грамматике санскрита, которой с I в. н. э. становится ведущим языком в Северной Индии. К этому времени был создан древнейший индийский слоговой алфавит – брахми. К III в. н. э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма.

    Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. В этот период, получивший название «необрахманского», взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ.

    Воспитание рассматривается, как способ помочь человеку научиться различать сущности и преходящее, достигать духовной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела».

    В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьи в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

    Таким образом, школьное обучение становилось постепенно все более и более жизненным, доступным для усвоения, сохранения при этом традиционный характер.
    Школьное дело в Древнем Китае.
    В основе педагогических традиций Древнего Китая - опыт семейно-общественного воспитания, уходящей корнями в первобытную эпоху. Главное в воспитательных отношениях: уважение младших к старшим, почитание наставника; важность образования

    Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В этих школах учились дети свободных и состоятельных людей.

    В эпоху Чжоу (XI-III вв. до н. э.) в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ - в столице, сансюэ - в провинциальных городах.

    Средства обучения: расщепленный в пластины бамбук и шелковая ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки.

    Образованность получила сравнительно широкое распространение. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики.

    В основу образования был положен канон конфуцианских книг: книги песен, хроник, сведений по философии и гаданию, своды изречений об этике, государстве, семье.

    Начальное образование продолжалось около 7 лет и состояло в изучении письма (иероглифов), языка, стиля, стихосложения. Дальнейшее обучение предусматривало заучивание наизусть древних текстов, их комментирование.«Великая наука» состояла из шести искусств: этики и ритуала, каллиграфии, счета, музыки, умения стрелять из лука и управлять колесницей.

    В книге «Ли цзи» - о ритуале и обычаях (4-1 в.до н.э.) сформулированы основные принципы обучения:

    - учить вовремя, пресекая дурное;

    - учиться, пока не упущено время;

    - соблюдать последовательность в учении;

    - учиться в коллективе, т.к. кто учится один, познания скудны, кругозор ограничен.

    В Ханьскую эпоху возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования и сдавшие успешно экзамены получали доступ к общественной карьере.

    В целом, для воспитания и школьного образования в государствах Древнего Востока было характерно:

    1. соответствие социальной дифференциации общества;

    2 практическая ориентированность;

    3.относительная самостоятельность школ, их развитие в процессе эволюции общества и влияние на этот процесс;

    4.основанность на традициях патриархального семейного воспитания и, одновременно, ремесленного ученичества;

    5. обучение преимущественно мальчиков.

    6. престижность школы писцов;

    7.сочетание общего образования с основами профессиональной подготовки;

    8. приобщение к религиозным нормам и философско-религиозным учениям;

    9. организация процесса обучения путем устного сообщения знаний, повторения, заучивания, комментирования текстов, беседы.; использование таких приемов воспитания как пример старших, усвоение нравственно-религиозных постулатов, наказания.
    3. Воспитательные системы Античного мира.

    В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью: от пиктографии и клинописи до слогового письма. Первые центры обучения - школы писцов - возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями: правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

    В V-IV вв. до н.э. среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и системы школьного образования и воспитания: афинскую и спартанскую.


    Элементы системы

    Африканская система

    Спартанская система

    Цель воспитания.

    Всестороннее гармоничное формирование личности.

    Подготовка воинов, защитников земельной аристократии.

    Содержание воспитания.

    Умственное воспитание: начальная грамота, приобщение к научному и философскому знанию, любовь к познанию.

    Физическое: в рамках пятиборья плюс плавание, развитие пластики тела.

    Духовно- нравственное: пение, музыка, стихосложение, ритмика, приобщение к добродетелям.

    Физическое воспитание: закалка, формирование привычки к лишениям, умение переносить боль.

    Военно-гимнастическое воспитание: бег, прыжки, метания диска и копья, борьба, рукопашный бой, исполнение песен.

    Нравственнее и политическое воспитание: Воспитание почтения и послушания взрослым и государству, жесткая дисциплина, развитие лаконичной речи.


    Организация воспитания и обучения, роль государства.

    Направляющая и корректирующая роль государства в сочетании со свободой индивидуального развития гражданина.

    До семи лет- семейное воспитание: отец, мать, кормилица.

    С 7-18 лет обучение мальчиков в разнообразных частных и общественных школах:

    С 7 до16 - в мусических: грамматиста и кифориста;

    С 12 до16 - в школах палестры (борьбы);

    С 16-18 – в гимнасиях - школах повышенного типа: (для обеспеченных):

    Академия Платона:

    Ликей Аристотеля;

    Кинасарг Антисфена.

    С 18 до 20 лет- служба в Эфебии (военная).

    Авторитарная роль государства.

    До семи лет - семейное воспитание: особая ответственность матери.
    С 7-18 лет обучение мальчиков в государственных школах (агеллах).


    С 18 до 20 лет- служба в

    Эфебии (военная).

    Методы, средства воспитания.

    Наставления, соревнования, пример, беседы, приобщение к музыке, искусству, театру, играм, наказание.

    Приучение к трудностям, упражнения(физические), заучивание нравственных законов, наказание, состязания (криптии).

    Результат воспитания.

    «Человек прекрасный телом и душой».(Ш.Летурно)

    «Человеческий тип единственный в мире в отношении патриотического одушевления, физической силы и энергии воли»( Ш.Летурно).


    Афинская система воспитания и образования.
    Воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания - совокупность добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

    Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

    Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. За мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно - поводырь).

    После семи лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях.

    Школы в Афинах были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.

    Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем".

    Существовало несколько типов учебных заведений. Начальное образование давали частные и общественные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 —16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

    Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, "Элладу восторгал Гомер". В самом деле, "Илиада" и "Одиссея" были не только дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа.

    . Учили основам чтения, письма и пения.Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.

    Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочкой - стилем - заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым - стирали написанное.

    Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. С помощью абаки учи:ились четырем арифметическим действиям.

    Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.

    В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину.

    Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимнасии. В V - IV вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.

    В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.

    Следует подчеркнуть, что в Афинах имели место философские школы: школа учителей мудрости – софистов, школа Пифагора и др., обучение в которых было ориентировано, прежде всего, на развитие красноречия и логики.

    Завершалось воспитание и образование пребыванием 18—20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

    Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.

    В эллинскую эпоху ( III - I вв. до н. э.) в сфере воспитания и образования в Афинах произошли важные перемены:

    - мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образовании;

    - появилась новая ступень школьного образования - грамматическая школа, гдеучили правильно писать, читать, говорить, давали понятие о музыке;

    -гимнасии превратились в государственные учреждения, в них меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого осваивались уже в грамматической школе;

    - эфебияутратила свой военный характер, превратившись в своеобразное высшее учебное заведение с годичным сроком обучения; здесь велись теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасии: грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т. д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями;

    - философские школыфактически превратились в высшие учебные заведения. При общей философской направленности в программах школ делались определенные акценты: в Академии поощрялся интерес к математике, в Ликее - к естествознанию, истории, теории музыки. Наряду с уже существовавшими были созданы еще две школы – стоиков, Зенон (335 - 262 до н. э.) и эпикурейцев, Эпикур (341 - 272 до н. э.) предшественников сенсуалистического подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению;

    - возникают новые центры просвещения, такие как Александрия египетская, столица династии Птолемеев (308 - 30 до н. э.); где с особым вниманием относились к высшему образованию. Птолемеем II (308 - 246 до н. э.) был основан Мусеум.. Среди преподавателей и воспитанников Мусеума: Архимед, Евклид, Эратосфен и др. При Мусеуме находилось громадное для своего времени хранилище рукописей (к 250 г . до н. э. - около 500 тыс.), здесь можно было изучать все науки того времени. Согласно эллинистической педагогической традиции, было обязательно изучение математики, астрономии, филологии, истории, естествознания, медицины и др. Главной формой обучения были лекционные занятия.
    Спартанская система школьного воспитания.
    . По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, спартанское воспитание преследовало цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу.

    Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов в государственных школах – агеллах. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

    На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

    Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.

    На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.

    К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.

    Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение.

    Гипертрофированная военная подготовка привела к тому, что Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Но традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

    Особенности воспитания и типы школ в Древнем Риме.
    Воспитание и обучение в Древнем Риме отличалось от греческого.

    Особенности воспитательно-образовательной практики древних римлян:

    1. Значительная роль семьи и семейного воспитания. Дети воспитывались в строгости, скромности, их учили уважать старших и любить отечество. Простота, воздержанность, умеренность, личный пример - основа семейного воспитания. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство.

    2. Практический характер воспитания и обучения не только общего, но и профессионального направления. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием.

    3. Уважительное отношение к религии как основе нравственного воспитания личности: дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца.

    4. Наличие общественных учебных заведений (с 449 г . до н. э.) на базе форума - месте общественных сборищ римлян.

    5. Государственное школьное образование из 3-х последовательных ступеней:

    1) начальная школа (7-12 лет)- школа литератора (чтение, письмо, счет);

    2) основная школа (12-15 лет)- школа грамматики для мальчиков, дающая углубленное общее образование: греческий, латинский языки, история, география, физика, астрономия;

    3) старшая школа (16-20 лет), где наряду с общеобразовательными предметами изучали право, философию и в последние годы обучения - ораторское искусство (школа ритора).

    6. Частные грамматические школы - учебные заведения повышенного типа, предназначенные для обучения подростков с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу: помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.

    7. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

    8. Особое значение имели для практики воспитания и образования труды Цицерона и Квинтилиана.

    9. Под влиянием катехизиса утверждающегося христианства появилась школа катехуменов или(Александрия, 179 г.) - предшественница школы катехизиса, которая давала образование повышенного уровня и предназначалась для подготовки священнослужителей. В ее программе сочетались элементы христианского и античного образования. (Подобные школы возникли в других центрах античного мира - Антиохии, Эдессе, Низибе.

    Школы катехизиса были в дальнейшем трансформированы в кафедральные и епископальные школы. Одна из первых епископальных школ была открыта в начале III в. в Риме. Большинство христиан, вплоть до V в., продолжали получать высшее образование в учебных заведениях античного типа. Юноши-христиане посещали риторские школы, где изучали науки по античной программе семи свободных искусств. С III в. растет число учителей-христиан (грамматиков, риторов, философов). Этот процесс продолжался и после указа императора Юлиана (331 - 363), запрещавшего христианам преподавать в школе. Вот почему, когда в начале IV в. христианство становится государственной религией Римской империи, в самом Риме среди учителей оказалось множество тех, кто исповедовал христианство.

    В целом, греко-римская система образования и школьного дела составила основу европейского образования христианского мира.

    5. Зарождение педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античном мире.
    На примере культурно-исторических очагов народов восточной цивилизации (Египта, Ближнего и Среднего Востока, Древнего Китая и Древней Индии) прослеживается зарождение педагогической мысли и воспитательных систем, их общее и особенное, обусловленное деспотическим характером государств, достаточно высоким уровнем их культуры, влиянием философско-религиозного мировоззрения в духе индуизма, конфуцианства, буддизма.

    Они оказали значительное воздействие на формирование античной и средневековой европейских педагогических традиций. Это проявилось и в сословных принципах образования и воспитания, и во влиянии библейских заповедей, и в синтезе восточных и западных педагогических культур в эпоху эллинизма.

    Истоки педагогической мысли восходят к религиозно-философским учениям и наследию мыслителей Древнего Востока. Так, возникшее в первом тысячелетии до н.э. в Индии учение буддизма ориентировало на постижение мира через «просветление» путём изучения 18 областей знания, которые включают: четыре Веды; шесть Веданг; четыре Упаведы – медицину, военное искусство, музыку, архитектуру, или науку о ремесле; пураны – эпические поэмы мифологического, космогонического и легендарного содержания; итихасу – предания; ньяя – науку о правильном рассуждении, логику; мимансу – философскую систему, занимающуюся интерпретацией ведического ритуала и текста. Идеи ученичества, отказа от себялюбия, воспитание самоотверженности, мудрости, стремления преодолевать противоречия на жизненном пути – таковы философско-педагогические идеалы буддизма.

    В VI в. до н. э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений - конфуцианство и даосизм, оказавших сильное влияние на развитие педагогической практики.

    Китайский философ Конфуций (551-479 г. до н.э) исходил из положения о неравенстве людей, врождённости интеллектуальных и этических качеств человека; ведущей роли воспитания и образования в процессе развития человека, формирования его личности; приоритета учителя в данном процессе; важности нравственно-эстетических качеств личности и др.

    На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э. – II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Конфуцианство на две тысячи лет определило характер обучения и воспитания в Древнем Китае, способствовало утверждению культа образованного человека, а Конфуций был провозглашён «учителем 10 тысяч поколений».

    Изучение педагогической мысли в античный период помогает узнать о философско-педагогических идеях, явившихся истоками формирования европейского Просвещения.

    Важно отметить, что на развитие педагогической практики и педагогической мысли существенное влияние оказывали такие типичные черты античной культуры, как объективизм, господство природно-космических сил; космизм, понимание космоса как чувственно-одушевлённого, фаталистически-героического; пантеизм, верования в пантеон божеств, олицетворяющих законы природы; скульптурность, господство гармонии, симметрии, ритмики, меры.

    Можно сказать, что история образования и педагогической мысли Древней Греции и, в наибольшей степени, Рима носит «модельный характер», т.к. возможно найти современные аналогии в области образования и воспитания.

    Ценные мысли о воспитании, образовании содержатся в трудах философов античности – Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана и др. Среди них идеи:

    - приобретения божественной мудрости через самопознание и самосовершенствование, в том числе путём возбуждения у ученика самодеятельных размышлений в ходе бесед;

    - приближения государства к высшей идее блага путём воспитания своих граждан, а также организации школ, имеющих преимущества перед домашним (семейным) воспитанием;

    - соответствия воспитания и образования природе, учёта возрастных особенностей человека;

    - ведущей роли чувственного опыта, ощущений в процессе познания;

    - единства формы и содержания воспитания, соответствующего представлению о человеке как целостности тела и души;

    - основы и ценностей нравственного воспитания, умственного образования, планомерного физического развития человека.

    Общими для мыслителей являются положения о целях, задачах, содержании воспитания, исходившие из понимания смысла жизни человека и отношения его с миром людей, вещей, природы; гуманном отношении к личности и приоритете гуманитарного образования. Однако большинство философов (кроме Демокрита) исключали идею целенаправленного трудового воспитания ребёнка, считая это уделом низших сословий.

    В целом, наибольшее значение для дальнейшего развития педагогической мысли и практике образования имели следующие педагогические идеи античной цивилизации:

    • школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения и системы образования как совокупности учреждений разного уровня и направленности, выполняющих функции обучения, воспитания и развития личности;

    • целостного образования, основу и ценность которого обеспечивает нравственное воспитание ребёнка;

    • всестороннего и гармонического развития личности как идеала воспитания;

    • гуманитарного образования;

    • природосообразности воспитания, учитывающего связь человека с природой, особенности возрастного развития личности;

    • самодеятельного интеллектуального образования и содействующего ему индуктивно-вопросного метода (сократического);

    • необходимости планомерного физического развития в силу взаимосвязи души и тела.


    написать администратору сайта