Главная страница
Навигация по странице:

  • Прикладную культурологию

  • История культурологических учений

  • Купить крем-гель для душа Dove в формате 750 мл

  • Нужен ли вашему ребёнку репетитор Бесплатный тест

  • - структурно-функциональный

  • - аксиологический или ценностный

  • - деятельностный

  • - биосферный

  • - субстанциональный

  • - психологический

  • Акция! Скидка. −30% на сыры

  • Троллфейс квест: Хоррор 2 - игра онлайн бесплатно

  • Прямо сейчас студенты читают про

  • пр. Знания о культуре долгое время формировались в лоне


    Скачать 217.21 Kb.
    НазваниеЗнания о культуре долгое время формировались в лоне
    Дата23.01.2023
    Размер217.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапр.docx
    ТипДокументы
    #900648

    3. Культура – чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены не поддаются четкому обособлению друг от друга. Поэтому границы между отдельными науками о культуре в составе культурологического знания не являются жесткими, строго очерченными. Тем не менее можно более или менее ясным образом очертить специфику названных выше культурологических дисциплин и их отношение к культурологии как к общей теории культуры.

    Знания о культуре долгое время формировались в лоне философии. Культурология «отпочковалась» от философии так же, как это произошло с другими науками - физикой, химией, биологией, социологией. Но науки, обретя самостоятельность, не утрачивают своей связи с философией. Во всякой науке есть философские проблемы. Они касаются ее мировоззренческих оснований и методологических принципов научного познания. Это относится и к соотношению культурологии с философией культуры. Подобно тому, как философия физики или философия биологии есть область философских проблем этих наук, так и философия культуры – сфера философских проблем культурологии.

    К последним относятся вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, ее роли в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам. В современной культурологии философские соображения играют гораздо более значительную роль, чем в естественных науках.

    История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры. История культуры самым тесным образом связана с всеобщей историей и составляет, в сущности, одну из важнейших ветвей исторической науки.

    Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов – семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда на каждом этапе жизненного пути человека. Данные культурной антропологии, проливающие свет на соотношение частного и общего, уникального и универсального в обусловленном культурой образе жизни человека, имеют большое значение для культурологической теории.

    В социологии культуры на первый план выдвигаются вопросы, связанные с анализом взаимосвязи культуры и социальной, экономической, политической жизни общества. Культура трактуется как система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь и деятельность людей, социальных учреждений и институтов, как один из важнейших факторов организации и интеграции имеющихся в обществе социальных групп и общества в целом. Если культурология изучает культуру «изнутри», сосредоточиваясь на ее внутренней структуре, соотношении ее частей и форм, специфике ее содержания и закономерностей эволюции, то социология культуры рассматривает культуру «извне», фиксируя ее внешнее проявление в общественном бытии и стараясь выявить закономерности ее функционирования в обществе.

    Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т. д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства. В прикладной культурологии на основе общих теоретических представлений о культуре проводятся конкретные исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ.

    История культурологических учений важна как источник сведений о процессе развития знаний о культуре. Знать ход их исторической эволюции необходимо для того, чтобы оценить сегодняшнее состояние культурологической науки и тенденции ее дальнейшего развития. История культурологических учений, разумеется, неотделима от истории культуры и общей истории.

    В настоящее время изучение культуры в ее разнообразных аспектах ведет к дальнейшему росту дифференциации культурологического знания. Возникают новые направления культурологических исследований, которые имеют тенденцию приобретать статус особых наук: психология культуры, культурная лингвистика, культура семьи, культура детства, культура труда, культура досуга и т. п. Культурологические науки развиваются в междисциплинарных связях с философией, историей, этнографией и другими социально-гуманитарными науками.

    Центральной проблемой культурологического знания является человек как творец и носитель культуры.

    Поскольку проблемы культурологии многоплановы, поэтому здесь не может быть и единого способа их осмысления. Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы научного познания – наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов. В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей.

    Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический метод, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача – отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений; в этом ряду наук отдельные факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитический смысл явлениям и объединяющие их со множеством других.



    ozon.ru
    РЕКЛАМА


    Купить крем-гель для душа Dove в формате 750 мл



    coach-test.foxford.ru
    РЕКЛАМА


    Нужен ли вашему ребёнку репетитор? Бесплатный тест

    Собственно культурологические методы:

    - генетический – исследование культуры, которое позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Этот подход позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения и до настоящего времени;

    - компаративный – требуетпроводить сравнительно-исторический анализ различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.

    - системный – рассматривает культуру как универсальное свойство общества. Этот метод ориентирован на изучение конечного результата культуры, ее материальных и духовных ценностей. Анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, понять ее как одну из важнейших сторон жизни общества;

    - структурно-функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и в выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними.

    - аксиологический или ценностный – это отражение качественного состояния культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации)

    - семиотический метод (семиотика – это наука о знаковых системах) – исходит из понимания культуры как текста, как символической системы. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание – текст, который и должен быть прочитан исследователем;

    - социологический – изучает культуру и ее феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп. Любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и того , как оно выражает ее интересы;

    - деятельностный – понимает культуру как творческую человеческую деятельность;

    - герменевтический – характерен для большинства гуманитарных наук, отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько о его понимании. Понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов;

    - биосферный – характеризуется глобальным пониманием проблем культуры;

    - просветительский – исходит из представления о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества.

    - субстанциональный - цель раскрыть сущность культуры.

    - диалогический - любая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже;

    - психологический – важен при изучении особенностей национальной культуры;

    - метод моделирования - создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты;

    4. Культурология как любая другая наука имеет свою систему понятий. Их многообразие обусловлено многогранностью культуры, богатством ее содержания и полифункциональностыо. В понятийной системе этой науки можно выделить особую группу, которая имеет статус «основных понятий» и «категорий». К ним можно отнести: культура, цивилизация, менталитет, культурная картина мира.



    lenta.com
    РЕКЛАМА


    Акция! Скидка. −30% на сыры



    Яндекс Игры
    РЕКЛАМА•18+


    Троллфейс квест: Хоррор 2 - игра онлайн бесплатно


















    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7



    Прямо сейчас студенты читают про:

    Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей В соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление...
    Смазки для мастурбации и стимуляции рукой Не пользуйтесь кремом для рук, если вы занимаетесь мастурбацией или мануальной стимуляцией половых органов...
    Угрозы национальной безопасности Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз...
    Источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману» Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы...
    ЗАДЕРЖКИ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА. СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ. Пистолет при правильном обращении с ним, внимательном уходе и сбережении является надежным и безотказным оружием...


    написать администратору сайта