21 Русская мысль. Русская мысль
Скачать 72.5 Kb.
|
§ 5. «Русская мысль» «В высшей степени вредный для спокойствия государства орган» — таков итог наблюдений московской полиции над журналом «Русская мысль» но донесению обер-полицеймейстера Козлова от 21 февраля 1886 г. «Русская мысль», заявленная как литературно-политическое издание, стала выходить с января 1880 г. Известный хлеботорговец В. М. Лавров был его издателем, редактором — С. А. Юрьев, ранее возглавлявший славянофильский журнал «Беседа». Юрьев составлял программу «Русской мысли», включившей в себя отделы: «Изящная словесность», «Науки и искусства», «Русская жизнь», «Славянские народы», «Земство», «Библиография», «Внутреннее и политическое обозрение». Прежние пристрастия редактора сказались на программе п содержании первых номеров журнала. И в числе его сотрудников было немало участников «Беседы» и московского профессорского кружка (ученые И. И. Иванюков, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, О.Ф. Миллер, В. И. Семевский и др.). Однако программа «Русской мысли», пытавшаяся реанимировать славянофильство, не нашла достаточной аудитории в обществе, тираж журнала не превышал 1500 экземпляров, а дефицит составлял 60 тыс. рублей. Издатель В. М. Лавров, стремясь изменить ситуацию, получил в Главном управлении по делам печати разрешение на свое редакторство, своим заместителем сделал Н. Н. Бахметьева, а ответственным секретарем — проф. В. А. Гольцева. Обновился состав сотрудников. События 1881 г. заставили редакцию снова вносить коррективы в деятельность журнала, при этом его структура была приведена в соответствие с традициями изданий такого типа. «Русская мысль» стала состоять из двух отделов: «Беллетристика и статьи научно-исторического характера» и публицистический, включавший в себя подотделы: «Внутреннее обозрение», «Политические заметки» и «Земство», позднее появились отделы «Современное искусство», «Смесь», «Библиография», «Педагогика», «Книги для детей, учебники» и др. Укреплению авторитета журнала способствовали объективные обстоятельства. В апреле 1884 г. правительство закрыло «Отечественные записки», перестал издаваться журнал «Дело». М. Е. Салтыков-Щедрин решил передать именно «Русской мысли», о которой он порой нелестно отзывался, некоторые рукописи из портфеля редакции, а главное — существенную часть тиража своего журнала: из 7 тыс. подписчиков 4500 стали получать «Русскую мысль». Многие сотрудники «Отечественных записок» перешли в нее. (Позднее, в 1895 г., закрывшийся журнал «Артист», в котором публиковался В. А. Голь-цев, тоже передал свою подписку «Русской мысли».) Все это указало обществу, в том числе и цензурному ведомству, на основного преемника «Отечественных записок». Вот что говорилось в уже цитированном полицейском донесении: «Журнал „Русская мысль", издаваемый В. М. Лавровым, принадлежит безусловно к органам тенденциозной печати, поставившей себе целью изменение современного политического порядка путем резкой и односторонней критики как этого порядка, так и всех мер и распоряжений правительства. За прекращением издания журнала „Отечественные записки", служившего, как известно, центром, группировавшим около себя лиц, литературная деятельность которых всегда отличалась антиправительственным направлением, „Русская мысль" сделалась новым революционным центром; в ее редакции собрались вновь деятели „Отечественных записок", и журнал, руководимый таким крайним радикалом, как В. А. Гольцев, сделался в высшей степени вредным для спокойствия государства органом». В факте передачи «Русской мысли» тиража и рукописей Салтыковым-Щедриным были не только плюсы, но и минусы. Начиная с весны 1882 г. журнал попал под волну репрессий. Цензура задержала его номера за апрель, май, июль, ноябрь, запретила публиковать ряд значительных произведений, к примеру, «Исповедь» Л. Н. Толстого. Редакции пришлось принять меры, чтобы выглядеть в глазах Главного управления по делам печати более благонадежной. Так, усиливая в 1884 г. постановку литературного, расширяя литературно-критический и научный отделы, она создает отдел библиографии. Объявляя об этом, редакция спешит уверить цензурное ведомство в своей лояльности: «В предпринимаемом нами труде мы не намечаем никакой партийной цели... Нам придает бодрость и силу сознание всех смотрящих на печать не как на боевую машину, а как орудие мирного прогресса, как на служительницу правды». Кроме того, редакция опасалась, что М. Е. Салтыков-Щедрин и его сотрудники будут претендовать на руководство «Русской мыслью», поэтому ее редакция, оплатив литературный материал «Отечественных записок», дала понять, что не потерпит в свои дела никакого вмешательства. Салтыкову-Щедрину намекнули, что его участие в журнале в создавшейся ситуации нежелательно. Важным фактором успеха «Русской мысли», как и любого русского толстого журнала, стало обозначение в его деятельности лидера. Им постепенно становится Виктор Александрович Гольцев. Гольцев не примкнул ни к одному политическому течению тех лет. Но на протяжении всей жизни он был сторонником конституционного устройства государства, постепенных преобразований его общественного и экономического положения с помощью просвещения народа, промышленного прогресса и широкой гласности в обществе, за что пострадал еще в самом начале карьеры. Став профессором Московского университета, он проповедовал конституционные начала в студенческой среде. За это был отстранен от преподавания юридических наук. Его попытки продолжить педагогическую деятельность были безуспешны: власть не допустила его до молодежной аудитории. Столь же последовательным Гольцев был и в отношении к радикальным деятелям, предлагавшим революционные меры в переустройстве жизни России. За сочувствие народовольцам во время их гонений он оказался под постоянным полицейским надзором и даже был арестован. Но и в последующие годы, возглавляя «Русскую мысль», он не изменился в этом отношении. Не имея возможности преподавать, Гольцев выбирает путь литератора и становится профессиональным публицистом, издателем и литературным критиком. Его публицистическая деятельность начиналась в 1878 г. в «Юридическом вестнике», одним из редакторов которого он был в 1880-1883 гг., одновременно выступая во многих других изданиях: «Русском курьере», «Московском телеграфе», «Русских ведомостях», «Земстве», «Голосе», «Вестнике Европы», «Русском богатстве» и т. д. Однако со дня основания в 1S80 г. журнала «Русская мысль» все больше места в его деятельности стал занимать этот орган, где он был ответственным секретарем, с 1885 г. неофициальным редактором, а с апреля 1905 г. — официальным. Гольцев активно участвовал в общественной жизни: в земском движении, был членом Московского юридического общества, в 1882-1888 гг. —товарищем председателя, членом Общества любителей российской словесности с 1880 г., в 1905-1906 г. — его председателем, членом Московского психологического общества, членом-учредителем Общества народных университетов. Он обладал и ораторским, и публицистическим даром, по словам В. Г. Короленко, ярким общественным темпераментом. Редактор «Русской мысли» пользовался в обществе большой популярностью, дружил со многими видными публицистами и писателями (Г. Успенским, В. Г. Короленко, А. И. Эртелем и др.). Известно 101 письмо А. П. Чехова к Гольцеву и 146 писем Гольцева к Чехову. Все это в совокупности так или иначе имело существенное значение для становления журнала, который возглавлял Гольцев. Обобщая 20-летний путь «Русской мысли», он писал: «Наш журнал сознательно, имея в виду условия русской действительности, придерживался некоторого эклектизма». На современном языке этот эклектизм в практике редактора называется плюрализмом. Известна терпимость Гольцева к разным политическим течениям, о чем свидетельствует то, что в числе сотрудников «Русской мысли» в разное время были многие деятели русской культуры, позицию и взгляды которых редактор не принимал полностью или отчасти: Н. Г. Чернышевский, опубликовавший под псевдонимами в журнале несколько научных статей и стихотворение, Н. К. Михайловский, Н. В. Шелгунов и др. В 1896 г. Г. В. Плеханов предложил выступить на страницах «Русской мысли» С критикой статьи редактора «Об экономическом материализме» и получил с согласия Гольцева трибуну. В «Русской мысли» выступали народники, но журнал не был народническим, в нем появлялись произведения славянофилов и западников, марксистов и символистов. Ощутимо стремление редакции дать объективную картину русской и европейской культуры того времени. Этическим правилом редактора Гольцева было кредо, высказанное им в 1889 г. в статье «Литература и жизнь»: «...в противнике желаю видеть человека, хочу идти навстречу его мнению, понять его и горячо поспорить с ним, в случае несогласия, но не оскорбить его лично». Переписка литераторов и публицистов (Г. Успенского, Н. К. Михайловского, Н. В. Шелгунова, В. Г. Короленко, А. М. Скабичевкого и др.) с Гольцевым показывает ту большую материальную поддержку, которую они получали от журнала. При этом надо иметь в виду и то обстоятельство, что многие из литераторов могли выражать свои взгляды на страницах «Русской мысли». Писатели воспринимали «Русскую мысль» как некий организующий центр литературной жизни и как свое общее дело. Естественно, что редактор определял и программу журнала. Осторожно и ненавязчиво «Русская мысль» давала читателю понять, что экономическое, политическое, нравственное положение России ненормально, требует постепенного изменения и что ориентиром при этом является наследие эпохи «великих реформ». Даже в начале XX в. журнал устами своего обозревателя утверждал: «Реформы Александра II — вот фундамент, на котором должна строиться будущность России». Считая, что страна тогда переживала «момент борьбы за основные права личности и гарантии свободы», обозреватель предрекал «просвещенному либерализму» «видное место в истории русской общественности». Такой подход к постановке важнейших проблем жизни страны 80-90-х годов позволял редакции привлекать к сотрудничеству различные политические, научные и культурные силы. Но этот же подход обусловил и критическое восприятие нового политического течения — марксизма. Редакция дифференцировала отношение к К. Марксу, марксизму и к его последователям в России. В целом «Русская мысль» проявила к нему более лояльное отношение по сравнению со многими другими изданиями. Он рассматривался на ее страницах как существенная составная часть теоретического социализма. К. Маркс признавался как видный экономист. В одной из рецензий, помещенных в журнале, о нем говорилось как о «научном борце за дело пролетариата, соединившим в себе ученость, философскую проницательность и литературный талант». Хотя к концу 90-х годов редакция «Русской мысли» осознавала, что народничество сходит с исторической арены, но «бездушие» марксизма для нее было неприемлемо. Один из видных сотрудников журнала М. А. Протопопов в 1899 г. писал: «Девяностые годы принесли нам „новое слово" в лице так называемого марксизма, и нет сомнения, что с этой драгоценностью в руках мы перешагнем и за рубеж нового века. От народничества через ницшеанство и декадентство к марксизму — таков ход нашего развития за последние тридцать лет. Это можно выразить другими словами: от страстной любви к народу и горячей веры в него через равнодушие к тому же народу... к полному отрицанию его исторической личности... Это такой же идеализм, как и идеализм народников... Народники воображали, что в народе... осуществлена высшая вековая правда, марксисты воображают, что народ не более как мясо для ученых вивисекций, а формы его жизни — мягкое тесто, из которого можно вылепить и выпечь что угодно, лишь бы достаточная власть была». Два года с начала издания «Русской мысли» Гольцев вел внутреннее обозрение, сразу же предложив программу этого отдела: «Первое место во внутреннем обозрении „Русской мысли" отведено народу, с его стремлениями, с его потребностями, с его страданиями, с его горькою нуждою, с его ужасающим невежеством. Стоя на народной почве, мы далеки от мысли преклониться пред всем народным без исключения... Надо будить уснувшие силы земли, родившей Ермака, Ломоносова и Шевченку, надо поднять в русском народе уважение к личности, поглощенной теперь косною средою». Журнал обещал защищать общину и «стоять за ее постепенное превращение в свободный союз на основе общинного землевладения; выдвигая вперед артельное начало, наше издание выше всего поставит честный личный труд. Неустанною тяжелой работой русского мужика создано великое государство, стянуты под единую верховную власть сотни тысяч квадратных миль. Пора государству поработать на мужика». Редакция возлагала надежды на то, что власть найдет опору в «здоровых силах русской интеллигенции», которая через просвещение народа, распространение в нем знаний, изучение его быта преодолеет разрыв между нею и мужиком. В программной статье ответственный секретарь редакции с оптимизмом писал о том, что «недалеко то время, когда наша общественная мысль и наша печать явятся лучшими выразительницами лучших стремлений народа». Предложенная программа, за исключением ее благих пожеланий и надежд, в целом журналом выполнялась. Особую роль в этом играл публицистический отдел «Русской мысли». Он был разнообразным по авторскому составу, выражению демократических взглядов и стилистике. В нем печатались произведения Гольцева, Михайловского, Шелгунова, Г. Успенского, Короленко, И. И. Иванюкова, В. О. Ключевского и др. Гольцев выступал по всем основным проблемам (крестьянский вопрос, государственное устройство и право, вопрос о народничестве, о прогрессе цивилизации и науки, о природе искусства и творчества и др.), с внутренними, иностранными, научными обозрениями, циклами статей «Литературно-жи гейские заметки» (1887), «Из литературных наблюдений» (с 1893), «Не в очередь» (с 1896) и т. д. Но наряду с редактором-публицистом в журнале обычно был публицист-солист, голос которого особенно был привлекателен аудитории. Эту роль в 1886-1891 гг. выполнял Н. В. Шелгунов, к этому времени опытнейший публицист, прошедший суровую школу борьбы с самодержавием; написавший первые в России революционные, политические прокламации «К молодому поколению» (в соавторстве с М. Л. Михайловым), «Русским солдатам от их доброжелателей поклон», «К сол-датам» и участвовавший в их распространении; неоднократно ссылавшийся властью за революционную деятельность. Ранее Шелгунов выступал по острым экономическим проблемам, одним из первых в русской публицистике начал исследовать рабочий вопрос. Его смелая статья «Рабочий пролетариат в Америке и во Франции» (1861) — единственное легальное изложение на русском языке книги Ф.Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» — стала событием в журналистике начала 1860-х годов. Шелгунов сотрудничал в передовых журналах «Русское слово», «Современник», «Труд», «Дело», после закрытия которого стал обозревателем «Русской мысли». Несмотря на редакционную цензуру, вызванную объективными обстоятельствами и которой Шелгунов был естественно недоволен, в конце своего творческого пути он смог сказать свое оригинальное слово и на страницах «Русской мысли», где публиковались критические и проблемные его «Очерки русской жизни». В них была дана обобщенная картина России тех лет: положение крестьянства, его безысходная бедность, малоземелье. Причину такой ситуации Шелгунов видел в том, что при освобождении крестьян от крепостного нрава мужик «получил земли меньше, чем ему нужно было, чтобы есть чистый черный хлеб». Следствием реформы 1860-х годов были выкупные платежи и непомерные налоги, выплачивавшиеся крестьянами и разорявшие их. Кроме того, до деревни уже добрался капитализм, строивший новый порядок, в основе которого — антагонизм, афористично определенный Шелгуновым: «Каждый или молот, или наковальня». В очерках публицист показал рост на селе кулачества, ростовщичества, промышленников за счет обнищания самой массы хлебопашцев и разрушения общины. Шелгунов уделял постоянное внимание новой растущей в обществе силе — рабочим. В очерке «По поводу статьи деревенского жителя...» публицист замечал: «Пролетариат земледельческий и фабрич- ныи стал теперь у нас таким же экономическим явлением, как и в Европе». Уже в этот период в очерке «Что читать и как читать» Шел-гунов высказал точку зрения, что рабочий вопрос — это вопрос о борьбе «труда с капиталом, с капиталистическим строем современного общества». Анализируя рабочее движение 1880-х годов (стачки Иваново-Вознесенскую, Морозовскую), он показывал бесчеловечную эксплуатацию труда рабочих. В публицистике «Русской мысли» творчество Шелгунова занимает особое место, поскольку оно окрашено идейностью, стремлением бить в колокол о народных бедах. Сам Шелгунов считал, что «публицист является пророком своего народа», и старался выполнять эту миссию. Его слово получало широкий отклик в обществе. В редакцию на имя Шелгунова ежемесячно приходило до 140 писем с просьбой ответить. Провинциальная пресса постоянно откликалась на его статьи и полемизировала с их автором. Похороны публициста в апреле 1891 г. сопровождались мощной демонстрацией с участием рабочих Петербурга. Заменить Шелгунова, без сомнения, для редакции «Русской мысли» было сложно, но в трудную минуту ей на помощь пришел не менее опытный мастер пера— Глеб Успенский. В начале 1890-х годов Россию поразил страшный голод, при этом особенно пострадало крестьянство. Успенский взялся за публицистическое обозрение, но хронику голода, продовольственный вопрос, положение голодающих он оставил за журналистом Л. А. Полонским, который, но мнению Успенского, эту хронику ведет «превосходно». В конце 1892 г. его сменил В. Г. Короленко, но и ему уже весной 1893 г. пришлось отказаться от обозрений, так как два из пяти цензура не пропустила. Однако в это время в публицистике «Русской мысли» зазвучал мощный голос Н. К. Михайловского— цикл его критических обзоров «Литература и жизнь» (1892). Михайловский считал главным в наследии 1860-х годов крестьянский вопрос, что было созвучно публицистическим выступлениям «Русской мысли». В журнале этот вопрос рассматривался всесторонне: от его истоков (статьи историков В. О. Ключевского «Подушная подать и отмена холопства в России», В.И.Семевского «Крестьянский вопрос в царствование императора Николая» и др.) до остро стоявших в связи с его решением актуальных проблем. Так, в статье Южакова «Нормы народного землевладения», получившей большой отзвук в обществе, автор пытается определить, каким же должно быть «народное землевладение», чтобы крестьянин жни безбедно и чтобы он избежал капиталистической эксплуатации. Совре- менное положение деревни «Русская мысль» показывала вполне объективно, при взаимном дополнении — через публицистику, статистические исследования и художественную литературу. Уже в 1881 г. цензор журнала замечал, что в нем «внимание обращает на себя, во-первых, тон ее (статьи «Русской мысли». — Авт.), а затем ряд указаний на эксплуатацию и обман крестьян, на бедственное ноложение крестьянина и на полнейшее бесправие народа; все вместе производит снова гнетущее и крайне безотрадное впечатление на читателя». Видя вторжение капитализма в деревню, публицисты журнала искали средства, чтобы остановить его. В теоретической и обстоятельной статье И. И. Иванюкова «Общинное землевладение» утверждалось, что в самой общине нет предпосылок для ее капитализации, капитализм в нее проникает извне, поэтому интеллигенция должна искать пути для укрепления общины, восстанавливать ее там, где она разрушена. В беллетристике «Русской мысли» крестьянский вопрос получал более точное отражение. Художники слова рисовали жизнь деревни такой, какой она была, без ее идеализации. Очерки Гл. Успенского показали процесс проникновения на село капиталистических отношений; повесть Н. Г. Гарина «Несколько лет в деревне» раскрыла тщетность просвещенного помещика научить крестьян вести «правильное» хозяйство и разорившегося на этом; такое значительное произведение А. П. Чехова, как «Мужики», воссоздавало реалистическую картину бедственного, нищенского существования крестьян, их невежества. Вокруг рассказа в печати развернулась острая полемика. В самом журнале в двух номерах была помещена большая статья Скабичевского «Мужик в русской беллетристике (1847—1897)». Ее автор анализировал литературу истекшего 50-летия о деревне, включая и чеховское произведение. Программа «Русской мысли» требовала показа не только негативных явлений в жизни России тех лет, но и светлых. Позитивная сторона действительности нашла отражение в научном разделе журнала, выступавшего в качестве поборника научного прогресса. В ней печатались глубокие и интересные статьи по земельному вопросу, о переходных формах между земледелием и промышленностью, по естествознанию, социологии, истории и др. Важное место в «Русской мысли» занимала публицистика К. А. Тимирязева, выступавшего против распространения идеализма и мистики, защищавшего дарвинизм от нападок религиозных публицистов, считавшего эволюционное учение «важнейшим завоеванием научной философии за истекший век». Просветительские задачи, заложенные при основании журнала в программу «Русской мысли», определяли и особенности ее литературной критики. Редакция, но ее признанию, стремилась не только «давать в журнале материал для чтения, но и руководить чтением русского общества». Но как раз в этом отношении у нее многое не получалось. Одним из наиболее ярких имен этого направления деятельности «Русской мысли» был Михаил Алексеевич Протопопов. Его основное правило было выражено словами: «Мы всегда держались того принципа, что литературная критика есть не что иное, как литературная публицистика». Протопопов считал себя последователем критического метода Н. А. Добролюбова, о чем он заявил в одной из статей, выходивших иод названием «Письма о литературе». Такие же декларации содержала и статья 1889 г. Гольцева «О прекрасном в искусстве». Но практика критиков-публицистов не соответствовала заявленной традиции. Эстетическая программа журнала была противоречивой, в ней сказывался субъективизм ее литературных критиков. Это видно на их отношении к творчеству таких вершин русской литературы, как Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. М. А. Протопопов с иронией писал о Достоевском как о «нашем патентованном проповеднике». И Шелгунов, и Михайловский яростно выступали против религиозного морализма Достоевского. Рассматривая Толстого как вершину национального искусства и великого реалиста, Протопопов в то же время постоянно полемизирует и с учением Толстого, и с такими его произведениями, как «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Крейце-рова соната». Роман Л. Толстого «Воскресение» критик в статье «Не от мира сего» отнес к неудачным произведениям писателя. В целом литературно-критические выступления «Русской мысли» мало соотносились с ее прекрасным беллетристическим отделом. Он был интересным и представительным. Журнал познакомил читателей со многими шедеврами русской и мировой литературы: произведениями Лескова, Гаршина, Н. Гарина, Короленко, Эртеля, Мамина-Сибиряка, М. Горького, Г. Сенкевича, Г. П. Данилевского, И. Н. Потапенко, зарубежных писателей — А. Франса, Т. Гарди, С. Лагерлеф, А. Доде. «Русская мысль» поддержала в трудную для него минуту Н. С. Лескова, подчеркивая такие особенности его творческой манеры, как умение изображать положительные явления жизни, его внепартий-ность. Дорожила редакция журнала сотрудничеством В. Г. Короленко. Она даже пошла на беспрецедентный шаг— перепечатку его повести «Слепой музыкант» из газеты «Русские ведомости». В «Русской мысли» увидели свет известные произведения Короленко «Сон Макара», «В дурном обществе» (1885), «Лес шумит» (1886) и др. С 1890-х годов на страницах журнала читатели увидели расцвет творчества А. П. Чехова: «Палата № 6», «Остров Сахалин», «Ариадна», «Дом с мезонином», «Чайка», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Чехова печатали в «Русской мысли», претерпевая цензурные гонения, особенно это коснулось публикации «Острова Сахалина» и «Мужиков». О Чехове писали в журнале как о «нашем высокоталантливом сотруднике», которого знает вся читающая Россия. Наконец, «Русская мысль» вовремя заметила начавшиеся изменения в литературном процессе, ощущавшуюся потребность в обновлении искусства, хотя отнеслась к ним противоречиво, что сказалось, например, на ее отношении к творчеству Л. Андреева, А. Белого. Творчество же М. Горького получило поддержку. Журнал опубликовал его рассказ «Супруги Орловы». В статье «Новые течения в современной литературе» критик Скабичевский писал: «...г. Горький представляет собою явление совершенно своеобразное, имеющее очень мало точек соприкосновения с привычными нам литературными традициями. А между тем произведения его нравятся, читаются с восторгом, раскупаются нарасхват, особенно молодежью, наиболее чуткой ко всему... идущему на смену старого и отжившего. Что такое представляет собою это новое, мы не в состоянии еще ответить категорически, так как оно не успело еще ни определиться, ни получить своей клички. Мы можем лишь формулировать его отрицательно: это будет ни натурализм, ни декадентство. А что оно стучится в наши двери — в этом не может быть ни малейшего сомнения». Но стучавшийся в двери тогда же модернизм и символизм не воспринимались журналом как новые литературные течения. |