Главная страница
Навигация по странице:

  • Биологическая сущность человека

  • Смысл существования человека с философской точки зрения

  • Социальная сущность человека

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Биологическая и социальная сущность человека реферат. Реферат Философия. 1. Биологическая сущность человека 3 Смысл существования человека с философской точки зрения 4


    Скачать 29.49 Kb.
    Название1. Биологическая сущность человека 3 Смысл существования человека с философской точки зрения 4
    АнкорБиологическая и социальная сущность человека реферат
    Дата27.04.2023
    Размер29.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Философия.docx
    ТипРеферат
    #1094386
    СОДЕРЖАНИЕ



    ВВЕДЕНИЕ 1

    1.Биологическая сущность человека 3

    2.Смысл существования человека с философской точки зрения 4

    3.Социальная сущность человека 8

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10
















































    ВВЕДЕНИЕ

    Современная научная философия познает человека, прежде всего, в двух аспектах: как субъекта и как объекта. В плане субъекта философия изучает человека как активную, деятельную и творческую личность по преобразованию мира, т. е. изменения природы, общества и самого себя. В плане же объекта она познает, наряду с природой и обществом, и человека, его сущность, и смысл жизни.

    Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования. Индивидуализация - общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития - также и различиями индивидуально-личностными.

    Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, так как является и высшим млекопитающим, и существом социальным.

    Целью данной работы является рассмотрение человека с позиции как социального существа, так и биологического организма . Также рассматривается смысл существования человека как личности с философской точки зрения.


    1. Биологическая сущность человека

    Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.

    Природное бытие человека представляет собой единый независимый мир, вписанный в целостность природы и выражает естественную порождённость человека и его непосредственную связь и близость ко всему существующему. Она определяется как первоначальная сущность индивида; как то, что существенно для него с самого начала его происхождения. Индивид - это представитель рода человеческого, обозначение единичного в отличие от совокупности, множества. Природный человек, или индивид, выступает как морфологически замкнутый тип, обладающий статистическими характеристиками.

    В истории философии природу человека часто отождествляли с человеческой сущностью, осмысливаемой в различных противоречащих друг другу характеристиках человеческого бытия, несовместимость которых не позволяет найти некую общую «сущность» человека и, исходя из неё, однозначно установить единство и целостность его бытия. Сущность сводили к разумности и к бессознательно-либидным структурам, к моральности и воле к власти, символичности и практической деятельности, к игре и религиозности.

    Схоластика - это одно из религиозно-философских направлений, для которого было характерно абсолютное подчинение богословию, а также слияние христианских догм с рациональным мышлением. Она, например, усматривала в дуализме сущности и существования коренную раздвоенность и ущербность природного сотворенного универсума (человека), которые снимались лишь в верой в Бога.

    Дуализм - это философское учение, главным постулатом которого является признание равноправия сознания и материи, души и тела, материального и духовного.

    Универсум - совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы, то есть объективная реальность во времени и пространстве.

    Существование и сущность человека тесно связаны, как связаны природное основание человеческого бытия и его ценностно-культурные формы, в созидании которых сущность проявляется и оформляется. Существование человека - это природное основание его сущности, которая раскрывается через многообразие специфически человеческих проявлений и воплощений и в своём самобытном существовании является неисчерпаемой. Существование есть реальный процесс жизнедеятельности людей, встроенности человека в связи и отношения мира, пребывания в пространственно-временных координатах, воспроизведения и участия в процессе жизни. Сущность указывает на то, что представляет собой бытие в своих качественных проявлениях.


    1. Смысл существования человека с философской точки зрения

    Тело - доступная нашему восприятию выраженность человека в мире. Это определенный набор органов, взаимодействующих друг с другом. Душа невидима, как невидима для многих и ее материя - духовная плоть.

    Натуральная сытость человека есть лишь простое средство для работы по прохождению своего жизненного пути. Но если сделать натуральную сытость окончательной целью существования, то рождается смертоносная сила, которая хоронит душу человека в его теле. То есть, человек превращается в потребителя ресурсов этого мира.

    Тело в мире страдает и радуется, наслаждается и умирает. Мы видим тело, но не видим душу; фактически тело выражает собой состояние нашей души.

    Если душа человека в мире радуется и наслаждается – возможно, человек попадёт в рай; если душа страдает и разрушается – человек может попасть в ад.

    Человек знает или может знать, что такое «добро» и «зло». Вселенной оказалось не нужно еще одно животное, не ведающее добра и зла. Понадобился человек, подобно Богу, знающий смысл добра и зла и сознательно, реализующий свою свободу.

    Постоянно удовлетворять свое тело, сосредотачиваясь только на интересах организма – это один из 7 смертных грехов, а именно обжорство.

    Основывая свое бытие только на теле или только на душе, человек уродует свою жизнь, гневит Бога.

    Равновесие между душой и телом в мире - знак смирения человека перед Богом, давшим ему земную жизнь. Тело человека - не простая форма для хранения души, не просто ее случайная упаковка. Это в буквальном смысле воплощение души, по которому можно судить, что воплощено. Только в связи с Разумом раскрывается подлинное значение жизни души; только в связи Красотой раскрывается подлинное значение жизни тела.

    Человек - воплощенная связь между Творцом и Творением.

    Противопоставление души и тела - удобный способ противопоставления вечного и временного в бытии человека, но на самом деле никакого противопоставления нет - есть сочетание, естественное и органичное. Единство духовного и материального в человеке - это знак положительной связи между ними в мире.

    Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

    Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем молодым людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники.

    По сути, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.

    Человек не может жить в постоянном страхе, с ворохом неразрешенных вопросов, связанных со смертью, и гонит от себя мысль о ней. Ему кажется, что есть куда более важные и насущные земные проблемы, требующие разрешения. А что там дальше… А может быть, после смерти ничего нет, и тогда надо взять от этой единственной и неповторимой земной жизни все, что можно: удовольствия, наслаждения, все испытать, все успеть.

    Люди, неверующие, всегда желают умереть внезапно, вернее, избежать смерти через смерть бессознательную. Такое желание - или ощущение ужаса, или ощущение тупого отчаяния, скрытого под маской равнодушия. Во всяком случае, такая, смерть есть результат жизни бессмысленной, жизни, как погони за временными наслаждениями. Зачем человеку знать смысл жизни, можно ли какнибудь прожить без него?

    Ни одно животное не нуждается в этом понимании. Именно желание понять цель своего прихода в этот мир отличает человека от животных. Человек - высшее из живых существ, ему недостаточно только питаться и размножаться. Ограничивая свои потребности только физиологией, он не может быть понастоящему счастлив. Имея смысл жизни, мы получаем цель, к которой мы можем стремиться. Смысл жизни - это мерило того, что важно, а что - нет, что полезно, а что вредно для достижения нашей главной цели. Это компас, который показывает нам направление нашей жизни.

    Часто предназначение ассоциируется с приоритетной деятельностью, мы подойдем немного шире к определению этого понятия. Итак, предназначение - это то, ради чего Бог прислал человека на Землю. Многие люди на определенных этапах своего жизненного пути задаются подобными вопросами: Для чего я появился на Земле? Что Бог имел в виду, посылая меня на Землю? Вопрос глобальный и редко кто задумывается над этим: для чего Бог создал Землю?

    Программу для взрослых дал нам Бог. Люди называют ее Судьбой.

    Судьба состоит из: самореализации (работа, служение), личной жизни (друзья, хобби), семьи (вторая половина, дети), отдыха (досуг, традиции, др.). Реализация всех аспектов Судьбы в правильном ключе развивает человека и дает ему счастье.

    Все составляющие Судьбы тесно связаны друг с другом. Например, через выстраивание взаимоотношений дается и здоровье, и личная жизнь.

    При рождении перед человеком стоят одни задачи; если в решение какихлибо задач не вкладывалась энергия, то они могут стать первоочередными, чтобы жить (развиваться) дальше. Выполняя поставленные задачи, нарабатываем качества, раскрываем грани индивидуальности, у каждого они свои.

    Не всегда в Судьбе все гладко. Этой «шероховатостью» нам показывают, на что на данном этапе жизни необходимо обратить внимание. У каждого человека эти акценты свои. Общая логика такова: ситуация - место и условия обучения человека. В этом плане ситуация не первична. Человек осознал (понял), что от него требовалось, - поменялась ситуация - поменялось течение судьбы

    (ситуации - ее составляющие), но не предназначение.


    1. Социальная сущность человека

    Вопрос о социальной сущности в человеке представляет собой фактор функциональной связи между внешними условиями, объективированными в системе прав и обязанностей, и внутренней структурой личности (ценностные ориентации и установки, интересы, цели, мотивация). В основе этих компонентов лежат потребности, интересы личности. Социальная возможность, закрепленная в законе, превращается в реальность в результате объективно возникающих потребностей, осознаваемых как интересы. Здесь следует отметить, что само закрепление в законодательстве определенного набора прав порождается объективно возникающими общественными потребностями.

    Потребности воздействуют на сознание человека, отражаясь в нем в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом — в виде идеальных стремлений, идеальных сил. Объективно воздействующие потребности, преломляясь в сознании человека, выступают в качестве интереса — одного из важных компонентов социальной регуляции поведения человека. Интересы человека различны по своей природе: это интересы человека как такового (в пище, жилье и т.д.) и интересы, типичные для человека как представителя данного общества.

    Основная особенность социального аспекта — своеобразное развитие отношений индивида и общества, опосредованных образом жизни.

    Общественное сознание в целом испытывает на себе воздействие права и оказывает на него, в свою очередь, определенное влияние, под воздействием которого потребности общества облачаются в социальные нормы.

    Социальные нормы — это стабильные обобщенные оценки повторяющихся в данном обществе ситуаций, отношений, действий людей, оценки, способные влиять на поведение людей и общественные отношения. Социальные нормы, выражая интересы, противоречия в обществе, в котором существуют, органически входят в его духовную жизнь. Социальные нормы — составная часть оценочного мышления, посредством которого люди и коллективы самоопределяются в обществе, ориентируются в конкретных исторических условиях и адаптируются к ним, либо, наоборот, стремятся изменить их, прогнозируют поведение окружающих лиц и свое собственное поведение.

    В целом, система социальных норм — это не только система регулирования, но и система социальной ориентации; система, которую каждая личность получает от рождения в готовом виде и либо приспосабливается к ней, либо стремится в чем-то или целиком изменить.

    На сознание и поведение людей, на отношения между ними социальные нормы воздействуют в системе оценочного мышления. Любая норма при логическом преобразовании становится оценкой: хорошо — плохо; привычно — необычно; оценивается (положительно или отрицательно) или признается безразличной (никак не оценивается). Оценка предопределяет выбор: хорошо — надо; плохо — не надо; безразлично — не подлежит оценке.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, человек представляет собой целостное единство биологического и социального уровней. При этом человеческий индивид - это не просто биологическое и социальное существо, взятое каждое по отдельности а их совокупность и взаимосвязанность, которые можно назвать личностью.

    Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид лишь претендуя на звание человека. Становление человека происходит путём социализации новорождённого, то есть на основе биологической природы приобретать природу социальную. Социальная природа человека начинается с определения общества. Процесс приобретения новорождённым элементов общественной жизни называется социализацией человека. Только в обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты, тем самым доказывая, что биологическое и социальное неделимы.

    Также хочется отметить, что обретение смысла жизни человека - это реальный путь избавления от окружающей бессмыслицы жизни. Реализация смысла жизни позволяет человеку воспринимать свое собственное бытие, не как сумму отдельных эпизодов и событий, а представить себе жизненное пространство личности некой целостностью, обладающей своими особенностями. Со смыслом жизни человек приобретает и особое отношение ко времени, понимает его необратимость, развивает в себе стремление к рациональному использованию жизни. Именно смысл жизни позволяет выработать определенное отношение к смерти. Наличие смерти превращает жизнь в нечто серьезное, ответственное, в срочное обязательство, срок которого может истечь в любой момент.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Крапивенский Э., Тельнова Н.А. Единство природного и социального бытия человека // Философия и общество. - 2001. - С. 1.

    2. Бердяев Л.А. О назначении человека // М. - 2012.

    3. Войде Е.Г., Астахов П.А. Духовная, социальная и природная сущность прав человека // Вестник Московского университета МВД России. — 2012.

    — № 3. — С. 2.



    написать администратору сайта