Главная страница

Исенова Зарина ПМНО. Исенова Зарина пмно20 1 Философия политики


Скачать 17.95 Kb.
НазваниеИсенова Зарина пмно20 1 Философия политики
Дата08.12.2021
Размер17.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИсенова Зарина ПМНО.docx
ТипДокументы
#296992

Исенова Зарина ПМНО-20

1)Философия политики – это философия, которая познает бытие и деятельность человека как политического существа – bios politikos, как обозначил Аристотель. Быть связанным с полисом, согласно древнегреческим философом, является наиболее естественным для человека.

«Философия политики» анализирует политическую реальность, но это не только теория, поскольку результаты ее соображениям могут пригодиться на практике. Следует помнить о том, что философия никогда не является отстраненной от жизни.

«Философия политики» занимается осмыслением политического мира. Поэтому современную политическую философию можно охарактеризовать как феноменологию политического мира. Философское понимание политического мира представил немецкий философ Клаус Гельд. Он убеждает, что понятие политического мира предстает как источник сенсовности для других понятий, как, например, «политическое событие» или «политическая организация». Задачей философии политики является исследование основных принципов, через которые реализуют себя политические процессы, определение их сущности, логика осуществления взаимодетерминации отношений, рефлективная реконструкция предпосылок, что не воплотились в реальность, но которые отыскиваются в ней в том или ином приближении.

2)Раскрытие диалектики власти и морали — сложнейшая проблема философии политики. И вряд ли когда-нибудь будет найдено удовлетворительное решение данной проблемы, касающейся важнейших принципов функционирования социума. Итальянский философ Макиавелли попытался провести демаркационную линию между политикой и моралью и поплатился за это своей репутацией. Его обвинили в аморализме и двуличии. Однако нет ничего легче, чем критиковать, но гораздо труднее объективно и беспристрастно осветить взаимоотношения морали и политики, оставаться на почве исторической действительности и предложить такую концепцию, которая бы носила не конъюнктурный, не идеологизированный, а строго научный и объективный характер. И здесь не надо бояться ярлыков типа «реакционер», «аморалист» и т.д.

Каждый  философ по-своему видит решение  проблемы диалектики политики и морали. Макиавелли их разъединил. Но после смерти итальянского мыслителя наступает новая эпоха, и данная проблема приобретает еще большую злободневность. Многие философы обращали на нее внимание, но наиболее рельефно она нашла отражение у Канта. Немецкий философ хотел соединить мораль и политику. Мораль, пишет он, есть «совокупность... безусловно повелевающих законов, в соответствии с которыми мы должны вести себя....» .

3)Термин "идеология" был введён французским учёным А. Дестют де Траси (1754-1836) и означал "науку об идеях". Однако с введением этого термина в научный оборот стали складываться разные взгляды на это духовное явление. Так, согласно марксизму, идеология - это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определённых классов. Отношения политики и идеологии определяются специфическими особенностями, присущими им и сближающими их. Обе они представляют собой явления сознания, опирающиеся на материальную, экономическую основу жизни общества, а также на её культурные и духовные основания. И политика, и идеология универсальны, то есть способны охватывать самые различные области мысли, деятельности, поведения и определять их направление ("образ мыслей", "особые интересы"), цели и средства. Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которым та должна стремиться.

Политика и идеология проникают во все сферы общественной жизни, но они и сочетаются друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая её слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Идеология способна и вытеснять политику, и подчинять её себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируется какими-либо внешними событиями (угрозой извне) или внутренними обстоятельствами (спад в экономике, трудовые конфликты), в социальной сфере и т.д

4)В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).

Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия", где решения принимали все взрослые члены рода или племени.

5)"Понятие “тотальность” имеет глубокие философские корни, – отмечает В. П. Римский, – оно употреблялось и несло большую логическую нагрузку в немецкой диалектической традиции. Но современное звучание термин “тоталитаризм” получил в 20-е годы нашего столетия (имеется в виду XX век. – ПГ.). Использование термина "тоталитаризм" как в научном, так и в идеологическом и обыденном аспектах обусловило тот факт, что в 60-е годы в западной науке даже появилось целое направление, которое выдвигало возражение против использования понятия “тоталитаризм”. Однако многие философские понятия и термины имеют помимо теоретической и традицию обыденного употребления, но от этого они не теряют своей категориально- смысловой нагрузки. Более того, интеллектуальная традиция осмысления феномена тоталитаризма гораздо древнее, чем соответствующее словоупотребление. По мнению многих философов, генеалогия тоталитарного общества оказывается результатом совпадения в одном историческом горизонте (индустриальная эпоха) основных направлений данного социума с объективными тенденциями взаимосвязей и взаимозависимостей мирового сообщества в условиях геополитической экспансии более развитых стран по отношению к менее развитым.

Всеобщие предпосылки тоталитарных режимов – господство индустриального производственного канона и коренное изменение субъекта истории (выход масс на политическую арену) в условиях затяжного социально-экономического кризиса и жесткой геополитической конкуренции ведущих стран мирового сообщества.


написать администратору сайта