Дипломная работа ВИды налогов. 1 глава. 1 брак как правовой институт 1 Правовая природа брака
Скачать 40.49 Kb.
|
1 БРАК КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ1.1 Правовая природа бракаЕвропейский брак в своей современной форме появился в результате длительного развития философских, религиозных, политических, социальных и экономических представлений о семье и браке. Примечательно, что идеальное супружество в понимании современных европейцев длится до самой смерти. Тем не менее, во многих мусульманских и африканских странах традиционно признается полигамная модель брака, при которой устанавливается союз нескольких женщин с одним мужчиной либо нескольких мужчин с одной женщиной1. М.В. Кротов указывал, что моногамная или полигамная модель брака избиралась тем или иным государством на основе исторических и религиозных традиций. Таким образом, брак в первую очередь – «продукт» общества и является явлением социальным, а не правовым2. В настоящее время существует несколько правовых теорий, которые объясняют правовую природу брака. Обобщая, данные теории можно свести к пониманию брака как договора, как таинства или как института особого рода. При этом в действующем законодательстве не раскрывается содержание супружеских правоотношений. В ч. 3 ст. 31 Семейного кодекса Российской Федерации лишь устанавливается, что супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей3. Важно отметить, что существование различных теорий объясняется двойственностью понятия «брак». Так, С.В. Сивохина, соглашаясь с П.М. Бромли, М. Планьолем, Ш. Беданом, М.В. Кротовым, указывает на дуалистическую природу брака. То есть брак одновременно является и юридическим фактом, и отношением4. В связи с этим интересно обратиться к анализу существующих теорий брака, раскрывающих его юридическую природу. Как уже было отмечено, в современной науке семейного права выделяют следующие теории брака: брак-договор (брак-сделка), брак-статус, брак-партнерство5. В других источниках: брак-таинство6, брак – институт особого рода7, брак-союз8. В действующем Семейном кодексе РФ закреплена позиция, что «брак – это союз», «…регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи…». Данная концепция понимания брака государством нашла свое подтверждение и в практике Конституционного Суда РФ. Так, в Определении Конституционного Суда РФ сказано: «…Традиционно брак рассматривается как биологический союз мужчины и женщины и направлен на создание семьи, а одно из предназначений семьи – рождение и воспитание детей». В.И. Синайский9 и А.М. Нечаева также определяли брак через брачный союз. В частности, А.М. Нечаева указывала, что «вступление в брак означает для мужчины и женщины образование особой общности, становящейся объектом государственной охраны, а сам термин "союз" предполагает паритетные начала брака». При этом важно отметить, что «брачный союз» мужчины и женщины выступает в качестве объекта охраны, а не субъекта права, обладающего собственной правоспособностью. Власть заинтересована в том, чтобы соответствующие брачные союзы образовывались, в связи с чем во многих государствах предусмотрены определенные гарантии и льготы в связи с заключением брачного союза. Несмотря на то, что союз предполагает существование особого образования (организации, общности) для достижения каких-нибудь совместных целей, тем не менее необходима правовая основа для его возникновения. В качестве такой основы выступает договор (соглашение). Теория брака-договора возникла во времена Древнего Рима, где основные формы вступления в брак носили признаки именно гражданско-правовой сделки10. На наш взгляд, термин «договор» в контексте семейно-брачных правоотношений выражает природу заключения брака, то есть под договором в таком случае следует понимать соглашение (условие), заключаемое между двумя лицами (взаимное обязательство), направленное на регулирование поведение этих лиц в процессе совместного проживания, порождающего соответствующие правовые последствия. Договорную природу брака определяли приверженцы естественного права. А. Бебель заявлял о том, что брак – «договор между частными лицами» без посредничества государственных чиновников11. В. фон Гумбольдт, поддерживая позицию А. Бебеля, утверждал, что «государство должно полностью устранить брак из сферы своего внимания, предоставив его как целиком, так и в его модификациях свободной воле индивидов на основании заключенных ими договоров»12. Но данное мнение ошибочно, поскольку вмешательство государства и права в эту сферу частной жизни человека направлено прежде всего на охрану прав и интересов более слабых лиц (физически более слабых), которыми являются женщины. Женщина, как правило, ведет домашнее хозяйство, занимается воспитанием детей (взросление детей занимает значительный срок). Многие работы М. В. Антокольской13 были направлены на доказывание того обстоятельства, что заключение брака носит характер соглашения двух сторон, регулируемого законодательством. Теория брака-договора затрагивает только сам процесс заключения брака, но не состояние нахождения в браке. Ведь состояние в браке также порождает приобретение различных прав и обязанностей лицами, состоящими в нем. При этом необходимо отметить, что правовое регулирование брачных отношений имеет свои границы. В то же время за границы правового поля выходят такие нематериальные ценности, как любовь, верность, взаимное уважение, моральные нормы, понятия этики, а также физические отношения супругов. При этом нельзя забывать о том, что указанные нематериальные ценности, безусловно, принимаются во внимание при принятии решений, связанных, например, с разрешением семейно-правовых споров, и оцениваются по внутреннему убеждению органов, принимающих такие решения. Например, в процедуре признания брака недействительным в обязательном порядке исследованию подлежат намерения, в соответствии с которыми супруги вступили в брак, а именно, были ли данные намерения направлены на удовлетворение морально-этических потребностей либо, наоборот, материальных (например, для получения гражданства). В данных примерах четко прослеживается аналогия с признанием недействительной гражданско-правовой сделки, например признанием ее притворной (прикрывающей иную сделку). Как уже отмечалось, параметры морального характера оцениваются (в частности, судами) по своему внутреннему убеждению, поскольку данные параметры достаточно проблематично урегулировать на законодательном уровне. По этой причине трудно найти правовые акты, которые бы определяли критерии, позволяющие установить, что такое любовь, взаимоуважение и т.п. Таким образом, по своей сущности брак, как и любой гражданско-правовой договор, является двусторонней сделкой. Такая характеристика позволяет провести анализ брака в качестве юридического факта (разновидностью которого является сделка), который порождает отношения между супругами. Однако нельзя смешивать понятия и характеристики соглашения о вступлении в брак и тех отношений, которые возникают из такого соглашения. Данные отношения имеют индивидуальную правовую характеристику. Отношения между супругами – это особые правовые отношения. Они возникают исключительно между двумя конкретными субъектами – супругами. Поэтому отношения являются относительными, в отличие от большинства сделок. Отмечается, что не все правоведы согласны с концепцией «брак-договор», поскольку они не допускают существование иных, кроме гражданско-правовых, разновидностей договоров. Ведь брак порождает, помимо имущественных правоотношений, также и личные неимущественные правоотношения супругов. Семейное право является самостоятельной отраслью права. В частности, на независимость современного семейного права ориентируют и ученые-правоведы, например Е.М. Ворожейкин14, А.М. Нечаева15, Л.М. Пчелинцева16 и другие. Однако нельзя не признать, что отношения, регулируемые семейным и гражданским правом, находятся в тесной связи (на основе договора, например, можно определять режим супружеской собственности, содержание алиментных обязательств и т.п.). Таким образом, в связи с тем, что семейное право в системе отраслей права самостоятельно (является суверенной отраслью в системе права), считаем возможным полагать, что брак (заключение брака) как юридический факт можно относить к категории «договор», но не к гражданско-правовому, а к семейно-правовому соглашению, поскольку семейное право, воздействуя на общественные отношения, составляющие их предмет, создает особые правоотношения и, соответственно, имеет собственный круг юридических фактов, к числу которых и относится брак-договор, который порождает специфические отношения – супружество. В браке (юридическом факте), порождающем брачный союз, присутствуют все элементы договора – юридического факта: необходимая правосубъектность участников-брачующихся, свободное взаимосогласованное их волеизъявление, соблюдение требований о форме, законность содержания (соблюдение положительных и отрицательных условий)17. При этом следует отличать правовые категории «брак-договор» и «брачный договор». Брак-договор направлен на то, чтобы породить права и обязанности супругов. В свою очередь, брачный договор необходим для изменения существующего законного режима имущества супругов или взаимных алиментных обязательств. Другая теория брака – «брак-статус». Данная теория связана с длящимся характером правоотношений супругов и приобретением нового семейного положения: «женат», «замужем», поэтому делается вывод о том, что брак-статус является браком-правоотношением. Отмечается, что в теории государства и права существует концепция, согласно которой к категории юридических фактов также относят и состояния. Поэтому в юридической литературе продолжают высказывать мнение о необходимости признания в качестве юридических фактов состояний (к примеру, состояние в браке, в родстве, свойстве и т.п.)18. Но, по мнению С.Ф. Кечекьяна, состояние само по себе не может рассматриваться как вид юридического факта, так как невозможно его отграничить от длящегося правоотношения, которое возникает, изменяется или прекращается из определенного юридического факта: вступления в брак, рождения ребенка и так далее19. Таким образом, данная теория брака не отражает его сущности, а лишь указывает на то, что лица, состоящие в браке, имеют взаимные права и обязанности. Также на сегодняшний день стало актуальным признавать за браком качество партнерства, но подобная теория брака мало чем отличается от концепции «брак-договор», поскольку партнерство предполагает построение отношений на эгалитаризме (паритетных началах). Совместно с научными концепциями существуют и клерикальные теории происхождения брака как основы семьи. Классические канонические правила определяют брак как «самое полное (физическое, нравственное, экономическое, юридическое, религиозное) общение между мужем и женой», то есть брак – это освященный Богом союз мужчины и женщины, который не претерпевал никакого исторического развития. Христианство не отделяет «брак-договор» от «брака-таинства». Это связано с тем, что первые христиане жили в римской среде, поэтому в вопросах брака они следовали гражданскому законодательству. В связи с этим в брачносемейной сфере была заметна двойственность духовной и светской юрисдикции. Именно христианством было введено обязательное условие брака – добровольное согласие супругов на брак. Свободное согласие супругов на брак перед Церковью определило его как таинство, поэтому брак вошел в число семи таинств по представлению Триденского собора. Примечательно, что в каноническом праве в качестве обязательного условия действительности брака применяется термин «консумация», который означает первое осуществление брачных отношений (полового акта). Таким образом, можно вывести формулу: «заключение брака – договор, состояние в браке – это союз». Русская православная церковь (православие и католицизм окончательно разделились в 1054 г.) также последовательна в вопросах брака, никогда не относилась к браку пренебрежительно, указывала на «недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку». «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве». Православие определяет: «Телесные отношения мужчины и женщины благословенны Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания»20. В странах мусульманского мира под браком следует понимать легальный акт соединения и солидарности между мужчиной и женщиной, который предполагает долговременность срока действия и имеет своей целью поддержание целомудрия и законного супружества, а также приумножение нации через образование семьи под патронажем мужа на твердых основаниях, обеспечивающих выполнение ими своих обязанностей, относящихся к безопасности, любви, миру и взаимоуважению21. Современная справочная литература определяет брак как «исторически обусловленную, санкционированную и регулируемую обществом форму отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу. Правовое регулирование брака влечет установление особых правовых отношений между супругами, а затем – между супругами и детьми и другими членами семьи». С точки зрения юридической науки «брак есть пожизненный, юридически оформленный, добровольный и свободный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности и имеющий целью рождение и воспитание детей». Таким образом, стоит отметить, что «признаки брака заключаются в определении этого института. Из него следует, что брак – это: союз мужчины и женщины; союз добровольный и равноправный; союз, заключенный с соблюдением правил, установленных законом; цель – создание семьи; порождает права и обязанности; заключен без указания срока действия». На практике зачастую сталкиваются с необходимостью законодательного закрепления понятия брака. Однако многие теоретики права проповедуют обратное, так как «юридическое определение брака неизбежно было бы неполным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права». Отсутствие законодательно закрепленного определения брака связано с тем, что «брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с правовых позиций». Думается, данное суждение можно подвергнуть критике, так как Семейный кодекс РФ – это в первую очередь правовой документ, закон, где не мешало бы закрепить мнение законодателя о понятии брака. Попробуем дать определение браку как явлению социальному. В основном и в самом общем виде брак следует понимать как исторически обусловленный союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе. А.И. Загоровский22 выделял следующие элементы, составляющие брак как многосторонний институт. Брак (у народа культурного) заключает в себе следующие элементы: во-первых, элемент естественный (физический), половой - вложенное природой в человека наряду с другими животными физиологическое влечение особей разного пола друг к другу; во-вторых, элемент нравственный (этический), заключающийся во взаимной нравственной привязанности супругов, в общении их внутреннего, духовного мира; в-третьих, экономический, порождающий хозяйственную связь, в силу которой возникает общее хозяйство мужа и жены; в-четвертых, элемент юридический, в силу которого брак является источником определенного юридического положения лиц, взаимно связанных супружеством, и порождает для них взаимные права и обязанности, и в-пятых, религиозный, подчиняющий брак правилам религии: ни одна религия не относится безразлично к браку, и в особенности христианская. Рассматривая брак в юридическом русле, вернемся к ранее заданному вопросу, является ли браком союз, содержащий все элементы, за исключением физического элемента? Примечательно в этой связи упомянуть условия вступления в брак, выделенные А.И. Загоровским. Он говорил, что одним из абсолютных условий вступления в брак является зрелость, поэтому как недозрелость, так и перезрелость могут создавать препятствие к браку. Приводится следующий пример из практики Синода. В 1744 г. 82–летний старик Григорий Ергольский вступил в брак с Прасковьею Девятою. Московский архиерей Иосиф представил этот факт как сомнительный по своей законности на рассмотрение Синода. Синод, основываясь на 24–м правиле Василия Вел. и на том, что «брак установлен для умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно», признал брак Ергольского недействительным. Эта позиция отражает понимание брака того времени и его основной элемент - возможность продолжать человеческий род. Отсутствие этого критерия исключало саму возможность существования брака в юридическом смысле. Этот критерий брака существовал и в традиционных обществах, например, бесплодный брак считался почти не существующим, а в некоторых обществах существовали даже «пробные» браки, которые заключались на определенный период, в течение которого женщина должна была забеременеть, иначе брак объявлялся несостоявшимся. Возвращаясь к современному семейному законодательству, можно констатировать, что физический элемент брака и соответственно наличие совместных детей либо возможность иметь совместных детей не являются обязательными. Теория брака как институт особого рода заключается в том, что данной правовой категории (браку) придается самостоятельный характер, который отличен от всех других правовых явлений. В основу формирования данной концепции брака легло идеологическое отрицание буржуазной теории «брак-договор» и игнорирование «брака-таинства». 1.2 Правовые признаки бракаБрак и семья относятся к числу таковых, внимание к которым не ослабевает со времени их появления и до нынешних дней, что объясняется их разносторонностью и важностью в жизни всех людей. Брак и семья всегда являются объектом исследования различных наук: философии, медицины, социологии, права, психологии, юриспруденции и другие. В целях их направленности и особенности рассматриваются различные стороны, признаки, свойства данных социальных феноменов. Для юридических наук проявляют интерес исключительно те стороны жизни семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию. Действующий в данный момент Семейный кодекс РФ не содержит определения брака, хотя такое описание выработано и достаточно точно разъяснено в учебный литературе. Вместе с тем в теории семейного права предпринимались попытки дать такое описание. Так, О.А. Красавчиков23 определяет брак как юридически оформленный, свободный и обоюдный союз мужчины и женщины, который обращён на построение семьи и зарождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. М. Нечаева24 определяет брак как союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия, форму взаимоотношений между лицами разного пола и характерный символ как для вступающих в брак, так и для государства. Брак - ϶ᴛᴏ равный союз, который предполагает наличие одинаковых прав и обязанностей у каждого из супругов в браке. Брак - ϶ᴛᴏ союз, заключенный с соблюдением установленных правил, определенных законом. Оформление брака надлежащим образом будет подтверждением вступления граждан в брачный союз, которую государство берет под свою защиту и контроль. Так, исходя из основных правил семейного права (ст. 1 СК РФ), в РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Юридические признаки брака — это его присущие черты, которые отражены в законодательстве. К ним относятся следующие: - брак, который может быть заключен только между мужчиной и женщиной; - для бракосочетания необходимо присутствие свободного добровольного волеизъявления лиц, вступающих в брак; - брак - это равноправный союз; - брак должен быть юридически оформлен: зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния; - целью брака является построение семьи, в противоположном случае брак признается недействительным; - присутствие тесных экономических связей; -заключается без указания срока действия; - регистрация брака, наряду с другими юридическими фактами, влечет появление взаимных личных и имущественных прав и обязанностей супругов. В последнее время в России и в других странах остро стал вопрос защиты сексуальных меньшинств, во всем мире продолжается легализация однополых браков, что, несомненно, вызывает целый ряд серьезных юридических и морально – правовых проблем и, в первую очередь, проблему возможности/невозможности воспитания детей в таких семьях. Достижение брачного возраста является условием заключения брака во многих странах. Установление брачного возраста связано с тем, что в брак должно вступать дееспособное лицо, достигшее физической и социальной зрелости, которое осознает значение своих действий. Кроме того, по российскому законодательству и по законодательству многих европейских стран, запрещаются браки между близкими родственниками, между усыновителями и усыновленными, между лицами, если одно из них уже состоит в браке и между недееспособными лицами. В России, в отличие от законодательства других стран, отсутствует институт помолвки, поэтому правовых отношений между лицами, желающими вступить в брак, с момента подачи заявления не возникает. Стоит говорить только о действиях, которые носят организационный характер и направлены на возникновение брачного правоотношения. Цель их – выявление всех необходимых для регистрации брака сведений, а также время на подготовку свадебного торжества. В соответствии с семейным кодексом РФ признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Построение семьи будет целью заключения брака. Заключение брака лицами без цели возникновения семьи влечет признание его недействительным. Брак формирует взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов, которые зарождаются с момента государственной регистрации заключения брака. Брак заключается без указания срока его действия. Брак предполагает взаимное желание супругов, чтобы поддерживать брачные отношения на протяжения всего их существования. При этом ϶ᴛᴏ не обозначает невозможность расторжение брака, к примеру, при изменении отношений между супругами в отрицательную сторону. Таким образом, пройдя длительный путь эволюции, выполнив свои функции, брак сегодня характеризуется рядом особенностей, которые свидетельствует об отмирании социального института брака и об изменении подходов к трактовке этого понятия. Но общество заинтересовано в том, чтобы супружеские отношения между мужем и женой удовлетворяли их потребность в браке. Список литературы Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. 13.02.2013) // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 2610. Антокольская М.В. Семейное право. М.: Норма, Инфрма-М, 2019. 432 c. 2 Антокольская, М.В. Семейное право. / М.В. Антокольская. – М., Юристъ. 2020. – С. 103. Бебель А. Женщина и социализм. М.: Госполитиздат, 1981. Бортников С.П. Адюльтер как юридический факт в семейном праве России // Семейное и жилищное право. 2020. № 5. С. 10-12. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д: Феникс, 2019. 617 с. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М.: Юридическая литература, 2018. 336 с. Загоровский, А.И. Курс семейного права. / А.И. Загоровский. – М., Зерцало. 2021. – С. 6. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Статус, 2019. 185 с. Красавчиков, О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. Государственное издательство юридической литературы. / О.А. Красавчиков. – М., Юридическая литература. 2019. – С. 83. Кротов М.В. Понятие и признаки брака / Гражданское право. М.: Проспект, 2019.- 624 с. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 2020. 781 с. Нечаева А.М. Семейное право. М.: Юрайт, 2018. 313 с. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт, 2019. 280 с. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2019. 304 с. Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2019. 566 с. Толстой Ю.К. Теория правоотношения. Л., 1959. 281 с. Трофимец А.М., Трофимец И.А. Плюрализм концепций брака // Семейное и жилищное право. 2018. № 2. С. 14-19. 1 Фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 452 с. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2020. Цмай В.В., Боер В.М., Гинц А.А. Мусульманское семейное право. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2019. 119 с. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995. 556 с. Югай О.Д. К вопросу о понятии и правовой природе брака // Семейное и жилищное право. 2019. № 3. С. 23-25. 1 Югай О.Д. К вопросу о понятии и правовой природе брака // Семейное и жилищное право. 2019. № 3. С. 23-25. 2 Кротов М.В. Понятие и признаки брака / Гражданское право. М.: Проспект, 2019.- 624 с. 3 Бортников С.П. Адюльтер как юридический факт в семейном праве России // Семейное и жилищное право. 2020. № 5. С. 10-12. 4 Сивохина С.В. Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 5 Антокольская М.В. Семейное право. М.: Норма, Инфрма-М, 2019. 432 c. 2 6 Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 2020. 781 с. 7 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995. 556 с. 8 Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт, 2019. 280 с. 9 Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2019. 566 с. 10 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д: Феникс, 2019. 617 с. 11 Бебель А. Женщина и социализм. М.: Госполитиздат, 1981. 12 Фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 452 с. 13 Антокольская, М.В. Семейное право. / М.В. Антокольская. – М., Юристъ. 2020. – С. 103. 14 Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М.: Юридическая литература, 2018. 336 с. 15 Нечаева А.М. Семейное право. М.: Юрайт, 2018. 313 с. 16 Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2019. 304 с. 17 Трофимец А.М., Трофимец И.А. Плюрализм концепций брака // Семейное и жилищное право. 2018. № 2. С. 14-19. 1 18 Толстой Ю.К. Теория правоотношения. Л., 1959. 281 19 Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Статус, 2019. 185 с. 20 Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2020. 21 Цмай В.В., Боер В.М., Гинц А.А. Мусульманское семейное право. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2019. 119 с. 22 Загоровский, А.И. Курс семейного права. / А.И. Загоровский. – М., Зерцало. 2021. – С. 6. 23 Красавчиков, О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. Государственное издательство юридической литературы. / О.А. Красавчиков. – М., Юридическая литература. 2019. – С. 83. 24 Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт, 2019. 280 с. |