вопросы билетыц. 1. Феноменология как наука сущность и предпосылки возникновения. (Света)
Скачать 40.5 Kb.
|
1.Феноменология как наука: сущность и предпосылки возникновения. (Света) Феноменология как оригинальное направление развития философии начала ХХ века связано с именем немецкого мыслителя Эдмунда Гуссерля. Путь Гуссерля в философии определялся не только критикой важнейших для его времени философских направлений и школ, но и внутренним развитием его собственного феноменологического метода, упрочением той рефлексивной воли, которая руководила его поистине экспериментальными исследованиями. В этом смысле можно утверждать, что феноменология –это развивающаяся, а потому не догматическая (т.е. окончательно сформировавшаяся и не нуждающаяся в изменении) наука, но, кроме того, феноменология –это «строгая наука» (т.е. в ней существует правила метода, которых следует придерживаться). Э. Гуссерль разрабатывал метод феноменологической дескрипции (феноменологического описания). Описывать нечто – значит видеть, понимать то, что подлежит описанию. Что конкретно описывается в феноменологии? Феномены. Феномен –это греческий термин, введенный в философию уже, по крайней мере, Платоном, и означает он «явление». Великий немецкий философ XVIII-н.XIXвв. Иммануил Кант в своем произведении «Критика чистого разума», явившемся основой немецкой классической философии, и, что для нас теперь наиболее важно, –началом феноменологической философии, дает определение понятия «феномен». «Неопределенный предмет эмпирического наглядного представления называется явлением» (И. Кант Критика чистого разума. СПб., 1993. С.49). Понятию «феномена» Кант противопоставляет понятие «ноумена», или умопостигаемого предмета. Таким образом, феномен –не мыслится, но пред-полагается нашим сознанием Феномен потому смутно дан как «неопределенный», что он предстоит нам еще «до» своего понимания, только благодаря нашей способности быть данным посредством ощущений. Другое дело «ноумен», он есть результат иных способностей сознания, его свободы от ограниченности чувственного опыта. В самом деле, если мы хотим понять какую-нибудь картину, мы должны ее увидеть, т.е., согласно Канту, организовать ее как феномен, чтобы затем понять, а значит, -преобразовать ее в «ноумен». При этом рассудок демонстрирует свою свободу и отвлеченность от «чувственной картинки», поэтому ноуменальное наше знание, согласно Канту, является проблематическим, т.е. «не может быть познано как объективно реальное» (И. Кант Критика чистого разума. СПб., 1993. С.189). Стало быть, реальность осталась «по ту сторону сознания», а само сознание осуществляется посредством перехода от чувственного за счет «способности воображения». Значит «феномены» мы знать не можем, они осуществляются на уровне «предсознания», а «ноумены» как результат нашей познавательной способности, существуют «по ту сторону реальности». Вот настоящая трагедия познающего рассудка, ограниченного двумя основополагающими способами «реализации мира» в сознании: в чувственных представлениях и в познавательных ноуменальных формах. Гуссерль полагал (впрочем, к этому он пришел не сразу),что кантова структура познания изначально осложнена противопоставлением феноменов ноуменам, а потому и приводит к антиномиям и неразрешимому противоречию. Феномен, по его мнению, не следует рассматривать как форму «предсознания», всякий феномен реализуется как полноценное и структурно вполне определенное понимание, как абсолютно законный результат работы сознания. Феномены -это все, что является результатом деятельности сознания, что дано в качестве предмета и наделено конкретным, неважно ясным или смутным, значением и смыслом. Если обобщить это совершенно иное, по сравнению с Кантом, представление о феноменальном мире, которое предлагает нам Гуссерль, то следует сказать, что феномен –это и результат, и способ реализации предметов в сознании. Феномены –это ментальные (мыслимые) аналоги самым разнообразным вещам и предметам «реального мира». Но вот что особенно важно. «Класс феноменов» значительно шире «класса реальностей», и потому он обладает универсальным, всеобщим и абсолютным существованием. Феномены –это помысленное как таковое. Абсолютное существование такого рода предметов достаточно просто обнаруживается, стоит только задать себе вопрос –можем ли мы найти исключение –представить нечто такое, что нельзя помыслить. Это невозможно, потому что вопрос задается именно тогда, когда мы уже находимся в процессе производства такого рода предметов в сознании, т.е. мыслим «немыслимый» предмет как проблематичный, гипотетический, а, следовательно, уже реализованный сознанием как таковой. Феноменология -это корпус произведений Эдмунда Гуссерля, первая -совсем небольшая -часть которых была определена к печати самим автором. Вторую, архивную часть его трудов (а это различные рукописи автора, -доклады, тексты лекций, наброски, комментарии, заметки на полях и т.д.) еще более, чем первую, можно отнести к «практическим» феноменологическим исследованиям. Среди всех работ Гуссерля следует прежде всего упомянуть его двухтомное произведение «Логические исследования» (1900 г. –1 т., 1901 г. –2 т.), благодаря которому он получил известность в академических философских кругах, кафедру в Геттингентском университете и множество последователей и учеников. Первый том посвящен критике современной Гуссерлю философии. Второй состоит из 6 исследований. В них Гуссерль еще не сформулировал последовательной феноменологической программы, но основное понятие «интенциональность», уже появляется. В Геттингене Гуссерль, находясь в должности экстраординарного профессора до 1916 г., формирует в своих лекциях и семинарских занятиях основы феноменологического метода, читает множество курсов, которые его ассистенты готовят к публикации, и в результате такой совместной работы появляются два важнейших феноменологических произведения –«Идеи к чистой феноменологии» (1913 -первая книга) и «Феноменология внутреннего сознания времени» (курс разрабатывался в 1905, 1910 и 1917 гг.). Затем в 1928 г. Гуссерль уходит в отставку по возрасту и начинает одну за другой издавать книги. В 1928 г. появляется «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», в 1929 г. –«Картезианские размышления» и «Формальная и трансцендентальная логика». Именно эти произведения составляют основу феноменологической философии. Остается вопрос о последователях Гуссерля.Являются ли в строгом смысле феноменологами, многочисленные ученики Гуссерля, -М. Хайдеггер, Р. Ингарден, Е. Финк, а также те, кто непосредственно не общался с философом, но самостоятельно осваивал феноменологию. Среди них -Ж.-П. Сартр, М. Фуко, М. Шюц. Здесь перечислены мыслители, которых нельзя упрекнуть в незнании учения Эдмунда Гуссерля или в непонимании его. Однако, тем не менее, не все они являются феноменологами. Почему? В предельно расширительном смысле к феноменологам можно было бы причислить вообще всех, кто хотел бы так называться, кто время от времени использует феноменологическую терминологию, но, как правило, сводит ее к «феноменологическому остатку». Но на наш взгляд феноменологом действительно может быть только тот, кто практикует принцип феноменологических редукций. Феноменология описывает «феномены», -бесконечно разнообразные предметно-смысловые модификации, или продукты сознания в виде ее собственных порождений (предметов и смыслов), причем дескриптивный метод –это именно описание феноменов как конкретных структур сознания, как их порождающей основы. Как ни в какой иной философской теории, в феноменологии огромное значение имеют примеры, т.е. анализ конкретных случаев, имеющих структуру феномена. Оригинальность феноменологической философии состоит именно в практике обращения к примерам. При этом единичные случаи, «феномены», или «экземплификации», не могут быть использованы как способ популяризации отвлеченной теории. Употребление примеров не мотивируется в феноменологии потребностью образного усвоения метафизического материала или его подтверждения (верификации). Другими словами, пример не является в феноменологическом исследовании ни иллюстрацией, ни наглядным доказательством, ни приложением приблизительно подходящего случая к идеальному содержанию, которое подвергается философской интерпретации. Напротив, если пример привлекается в феноменологическом рассуждении, от него в дальнейшем невозможно освободиться, он врастает в исследование не как его, в общем-то, необязательный балласт, а как его необходимое содержание. В этом смысле примеры не облегчают философское содержание, а вводят в него дополнительную сложность и напряженность. Они включаются в целостную структуру дескриптивного анализа. Феноменология по своей сути –конкретная наука. Обращение к примеру –длительная и сложная, многотрудная феноменологическая процедура. Она не предполагает экономии аналитических ресурсов, а напротив, способствует необходимости задействовать все методологические правила и принципы, чтобы удержать единичный случай в феноменологическом исследовании, описать его -а значит -понять. 2.Основные понятия феноменологии. Представление о феноменологическом методе.(Света) Принцип феноменологических редукций - это основа метода Э. Гуссерля. И поскольку без них, без этих редукций, феноменология невозможна, приходится вводную лекцию начинать с объяснения наиболее сложного шага в феноменологической практике. Дополнительная трудность состоит в том, что Гуссерль осознавая значение феноменологической редукции для феноменологии, разрабатывал эту процедуру на протяжении всей своей жизни, так и не изложив ее в законченном и систематическом виде. Целью феноменологической редукции было обоснование перехода от «естественной установки сознания» к феноменологической. С точки зрения «нормального сознания» («естественной установки») «объективный мир» -это постоянный, устойчивый, существующий независимо от нас первичный источник всех наших знаний. С феноменологической точки зрения все обстоит как раз наоборот: само сознание является основой реальности и всех представлений о ней. Именно в этом строго обозначенном смысле сознание является источником «реальности», и вне его не может быть никакого знания о внешнем для сознания мире. Феноменология -начинается с потрясения основ обыденного сознания и даже здравого смысла. При этом Гуссерль вовсе не отрицает реальности внешнего мира, -реальное для него существует проблематически и гипотетически и получает определенность в большей или меньшей степени, когда мы приписываем реальным предметам тот или иное содержание. Доступ к объективному с феноменологической позиции всегда блокирован примысленными к нему смыслами, определениями, оценками, качествами, которыми наделяется предмет. Таким образом, феноменологическая редукция означает «сведение» объектов, вещей, «реальностей» к их, так сказать, мысленным эквивалентам, «явлениям в сознании». Именно в этом состоит суть феноменологической редукции, как «феноменологического обращения» внешних объектов в феномены. Отсюда следует феноменологическое правило: не следует сравнивать реальные вещи с их мысленными отражениями (феноменами), но следует сравнивать разные способы осознания реальности, реконструировать разнообразные смыслы реального. Все, что принято считать реальным в естественной установке сознания, согласно которой вещи существуют вне нас (еще раз повторим, что это не оспаривается Гуссерлем), не является в строгом смысле предметом научной аналитики. Наука лежит не по ту сторону сознания, она и есть сознание как таковое, а именно, «род систематизированного единства представлений». После определения значения феноменологической редукции, вернемся к вопросу о практическом назначении феноменологии. Для всех мыслимых предметов Гуссерль находит определение, взятое из средневековой философии «интенциональные» предметы, т.е. включенные в сознание. Итак, феномен имеет абсолютную форму своего осуществления. Его возможность быть –быть представленным в сознании, и совершенно не важно, как, смутно или ясно и вполне очевидно, он нам является. Феномен имеет определенную структурную основу. Феномен -это 1) предмет, 2) смысл, которым наделяется предмет, и 3) форма сознания, благодаря которой он реализуется (один и тот же предмет мы или видим, или воображаем, или вспоминаем,или забываем). Эта структура феномена, -предмет –смысл –формы сознания, в которых даны предмет и смыслы -и определяет систематическую основу описания явлений в феноменологической аналитике. Понимание структуры феномена как явления, основой которого является его осознание, и методика его дескрипции (описания), -именно это составляет проблемное поле феноменологических исследований. Вопрос о продуктивности метода, как и вопрос о состоятельности какой-либо философской школы, имеет значение как осуществление «совместных научных занятий в духе серьезного сотрудничества и нацеленности на объективно значимые результаты», как утверждает Гуссерль, и главное, что отличает феноменологию, –это возможность применить дескриптивный исследовательский метод как описательную технику конкретных феноменов, и, вообще говоря, это означает еще раз произвести феномен в сознании, -уже как предмет нашего понимания и познания. А это значит, что формирование феномена и философская практика его понимания не совпадают, и мы, наблюдая феномен, описывая его, познавая, не всегда отдаем себе отчет в том, что при этом мы его создаем. Явления культуры –это предельно сложные для описания предметы, поскольку они принадлежат к тому, что принято называть «большими событиями в истории», они всегда противоречивы в своих определениях. И поскольку они даны как описания одного и того же предмета в бесконечном множестве возможных, сама эта множественность как будто бы разрушает предметную тождественность. Феноменологическая редукция имеет значение в двух отношениях. Во-первых, она, как было показано выше, позволяет осмыслить, сколь сложно осуществлять переход к объективному порядку вещей и налагает запрет на наивное представление о смысле реальности. В более узком смысле феноменологическая редукция дает доступ к трехосновному анализу структуры феномена –1) к его предмету, 2) к разнообразным смыслам, которыми он наделяется, и 3) ко всем возможным способам, какими он может «реализоваться» в сознании. Структура феномена лежит в основе феноменологической дескрипции. Рассмотрим каждую из основ феноменологического описания. Предмет. Гуссерль показывает, как мы предметно организуем нашу мыслительную деятельность. Главное, что следует здесь прояснить, это как предмет может быть определенным и многообразным одновременно. Предмет является как «“тождественное”, отделенное от меняющихся переменчивых предикатов», как некоторое фиксированное ядро явления. В этом смысле предмет –это “простое Х”, абстрагированное от всех конкретных качеств. Он представляет собой нечто, чему мы даем имя («это –стол», «это дождь», «это –сон», «это -я», «это –Петербург» и т.д.). Предмет –это «подразумеваемое как таковое». На полюсе идентичной тождественности предмет схватывается в категориальной интуиции (т.е. в простодушном и нерефлексируемом узнавании именно этого конкретного явления), просто как «вот этот предмет». Но при этом он обладает некоторой неопределенностью («неопределенной тождественностью»), в нем как будто то бы сосредоточен определенный резерв смыслов. При всех разноречивых характеристиках, которые мы можем дать, например, такому сложному предмету, как Петербург, является именно Петербург, и при всех интерпретациях этого конкретного предмета нашего сознания, мы должны быть уверенными, что мы его не утрачиваем. В противном случае произойдет подмена предмета, и он станет «квазипредметом», «псевдопредметом». Итак, предмет –это фиксируемая самыми разнообразными способами (в словах, в именовании, в наблюдении, в интуитивной уверенности и даже в заблуждении) определенность явления. Смысл. При этом, как было сказано, предмету присваиваются все новые и новые смысловые качества. Смысловая целостность формируется на различных уровнях, -это может быть непрерывность восприятия, когда предмет осуществляется сознанием в длительности своего воспроизводства, в естественной установке мы говорим, что предмет нам дан как «внешняя реальность» в своем «объективном существовании» (например, мы едем в троллейбусе по улицам Петербурга и видим его меняющиеся виды). Мы можем вспоминать предмет, и он тоже нам предстоит как некоторая иным образом осуществляемая его явленность (например, мы вспоминаем, каким Петербург был десять лет назад).Мы можем воображать этот предмет (например, представлять, как Петербург изменится, если в нем появятся новые постройки). Мы можем рассуждать о «пушкинском Петербурге», «елизаветинском Петербурге», «Петербурге мир искуссников» и т.д., в соответствии с теми дополнительными к его неизменной –предметной –сути определениями, которыми мы его наделяем. Но стоит отметить, что, строго говоря и последовательно мысля, Петербург –это абсолютно идеальная сущность, и видеть такой предмет как Петербург невозможно, его можно только мыслить. Потому формы сознания, которые конституируют (буквально –учреждают сознанием) такого рода предметы, имеют не непосредственный, т.е. данный в восприятии, а репрезентативный (представленный в сознании) характер. И существование таких предметов возможно благодаря многообразным модификациям сознания–особым и бесконечно разнообразным способам деятельности сознания. Основными модификациями являются восприятие и воображение. Подведем итог. Анализ такого предмета сознания, как «Петербург» показывает, что он является производным от деятельности сознания как такового. При этом он относится и к «трансцендентным» предметам, для которых источником их явления служит внешний опыт сознания (восприятие), в котором окажутся представленными отдельные предметы (улицы, здания, площади и т.д.), и к «имманентным» предметам, т.е. таким, которых в восприятии не встретишь, источником их является представление. Совокупность трансцендентных и имманентных предметов и дает явление «Петербург». Источником его является сознание, и только сознание. Если внимательно относиться к такого рода различениям, то, согласно феноменологической теории Гуссерля, мы могли бы увидеть отдельные здания, площади, даже кварталы в перспективе других зданий, находящихся в поле конкретного видения, заданного возможностями нашего зрения. Но мы никогда не увидим предмет, который в абсолютном и полном соответствии с его сущностью назывался бы «Петербургом», потому что «Петербург» -это чисто ментальная (мыслительная) предметная конструкция, удерживаемая в потоке сознания, в котором одновременно могут быть представлены, смутно или вполне отчетливо, и другие предметы. Любой предмет, данный в сознании, обременяется далекими и близкими ассоциативными отношениями, возникающими и спонтанно, ив контролируемых, последовательных, ожидаемых, «отлаженных» связках смыслов. Насыщенность предмета смыслами может соответствовать такому уровню, который Гуссерль определяет как «ноэма», или «фундаментальный кусок смыслов», или «согласованное единство смыслов».Итак, посредством принципа феноменологической редукции определяется своеобразная тематизация реального в феноменологии: “реальное” включено в структуру дескрипции не как предданная сознанию и независимая от него его основа, но как коррелятивная –смысловая его форма. Другими словами, реальное –это один из возможных смыслов, который присваивается сознанием предмету, точнее сказать, вменяется ему как “смысл реального”. В феноменологии такие понятия как “вещь”, “трансцендентное”, “множественное”, “внешнее”, “реальное” должны использоваться весьма осмотрительно. В свете феноменологической редукции коррелятом «Петербурга» является не реальный объект, с которым бы мы его сравнивали. Не стоит искать некоторый «реальный» предмет, не затронутый и не затемненный сознанием. В феноменологии сознание является вообще единственным источником света, и невозможно, или, как говорит Гуссерль, «противосмысленно» искать предметы вне этого источника. Сознание не противопоставлено «реальному объекту», а является единственно возможной порождающей его основой. Если предметом описания является «Петербург», что, с точки зрения феноменологической дескрипции, входит в его содержание? Что конкретно описывается, если «реальный Петербург», или «Петербург-как-он-есть-на-самом-деле», редуцирован? Поскольку феноменология –это описательная, к тому же еще «строгая» наука, следует всякий раз обращаться к конкретным случаям и на их основе строит феноменологическую дескрипцию. 16. Тенденции развития и проблемы современного образования. Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы. Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного. Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» ученика. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения. Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат). Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием. Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений. Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организаторских проблем. Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие), образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных. Она проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – вуз и др.). Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д. Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад-школа, школа-вуз и др.) Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д. Психологизация современного образовательного процесса интеграции, тем не менее правомерно выделить ее в самостоятельное направление. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач. Кроме задачи формирования у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача развития мыслительных способностей, которые позволят ребенку получать их. Если формирование поля ЗУН- это педагогическая задача, то формирование мыслительных свойств -это психолого-педагогическая задача. Однако уровень психологической подготовки наших педагогов не позволяет сегодня успешно решать эту задачу. Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся, он подразумевает отказ от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности. Сегодня достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи, Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимо личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Формирование такого качества требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности. Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала. Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения. 1. Цифровизация и цифровая грамотность Приоритет современного образования – сделать цифровые технологии доступными для каждого ученика, будь то дети из неблагополучных семей, из отдалённых глухих деревень или дети с инвалидностью. Равные возможности для получения образования – одна их ключевых задач нашего общества и государства. Цифровая грамотность включает не только умение пользоваться современными гаджетами, но и важную для детей область знаний – цифровую безопасность. Дети со школы должны обучаться, как не попасться в лапы аморальных взрослых, уберечься от кибербуллинга, предотвратить кражу паролей от социальных сетей и кредитных карт, какие уловки существуют у мошенников, что такое цифровая гигиена –для этого разрабатывается специальная дисциплина, потому что это важная часть современной жизни и будущего наших детей. 2. Микрообучение. Agile и Scrum технологии Клиповое мышление — особенность детей диджитал-поколения. Это свойство мышления детей нового поколения дало толчок к появлению такого формата как микрообучение или Agile(эджайл) и Scrum(скрам)-подхода в образовании. Эджайл и скрам— это методологии, пришедшие из IT-сферы. Они были разработаны для решения задач при большом уровне неопределённости и потребности находить новые нестандартные пути. Сейчас средние школы, колледжи и высшие учебные заведения также внедряют эти форматы обучения в образовательный процесс. 3. Геймификация. Технологии VR и AR Программное обеспечение АЛМА для изучения темы финансов Уровень технологий современного мира влияет на восприятие детей. Теперь им скучно просто изучать книги и конспектировать их, нужно вовлечение с помощью визуальной, тактильной, аудиоинформации. Получать знания, проводя эксперимент или выполняя квест – намного более эффективно, чем читать об этом в сухих учебниках. Поэтому развиваются интерактивные технологии, технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. Уже сейчас во многих школах есть интерактивные доски или интерактивные панели, на которых можно наглядно продемонстрировать деление клетки или симуляцию создания Вселенной. Согласно исследованию Лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ, у 98% российских школьников есть смартфоны, и отбирать их у детей и запрещать игры бессмысленно. А вот поставить игры на службу образованию – одна из задач современной педагогики. Всё больше российских IT-компаний создают для школ и детских садов программное обеспечение, построенное на игровом методе получения информации. 4. Адаптивное обучение и ориентация на soft skills Система унификации образования и стандартизации всех учащихся под единый уровень уходит в прошлое. Если раньше уже были шаги по более гибкому подходу в виде математических и гуманитарных классов, то теперь школьная система шагнула ещё дальше. Адаптивное обучение – это методика обучения, учитывающая интересы и сильные стороны каждого ученика, и предлагающая ему такой уровень сложности, темп обучения и методы подачи информации, какие требуются для конкретного ребёнка. Гибкая модель обучения подстраивается под развитие личных качеств и талантов, оставляя неинтересные ребёнку предметы на минимальном базовом уровне. Адаптивное обучение смещает фокус с теоретических, не привязанных к жизни знаний на практику, учащийся углубляется в практическое освоение предметных знаний и их применение в реальной жизни. Ещё одной важной особенностью является ориентация на soft skills или гибкие навыки, не связанные с какой-то предметной областью или профессией. Они и сейчас нужны всем специалистам, желающим продуктивно развиваться. Классификация soft skills: Эффективная коммуникация и социальная адаптация (умение строить диалог, презентовать свои идеи, принимать критику, работать в команде, вести споры и аргументировать свою точку зрения, развитый эмоциональный интеллект, умение управлять своими эмоциями); Критическое мышление и рационализация (умение искать проверенную информацию, отделять факты от оценочных суждений, умение видеть целостную систему и её составляющие, делать выводы и принимать решения); Креативные навыки (умение видеть задачу с разных сторон, пробовать различные пути решения, мозговой штурм, наблюдательность, открытость новой информации, делегирование задач более компетентному человеку); Навыки эффективного менеджмента (самомотивация и самодисциплина, тайм-менеджмент, умение работать со стрессом, планирование и умение расставлять приоритеты, умение работать в режиме многозадачности). 5. Изменение роли преподавателя Важная тенденция образования по всему миру – изменение роли преподавателя. Теперь он не единственный источник знаний, ведь любую информацию можно найти в сети. В сети существуют учебники, лекции, видеокурсы по всем предметам школьной программы. И главной задачей педагога становится руководство образовательным процессом, помощь, подсказка, вовлечение в обучение. Увлечь предметом, вызвать интерес, заставить самостоятельно искать информацию — это очень сложная задача, учитывая переполненность нашей жизни потоками информации. Старые методы чтения лекций, а потом выполнения контрольных заданий работают совсем не эффективно. Приходится подключать новые технологии, строить урок, переключаясь на различные каналы информации, делать его более живым и развлекательным. А ещё более важная задача современного педагога – научить детей критическому мышлению. Раньше основным источником были книги, сейчас книги отходят на второй план под натиском различного мультимедиа. Научить перепроверять информацию, выбирать достоверные источники, искать факты, а не эмоциональные реакции – развить критическое мышление становится более актуально, чем научить правилу Пифагора. Проблемы Среднестатистический учитель вынужден ежегодно генерировать 95 документов, а расход времени на «бумажную» работу составляет около 11 часов еженедельно. Путь решения данной проблемы я видел в законодательном изменения системы планирования и отчетности, используемой в образовании. И вот лед тронулся, 13 Апреля 2022 года партия «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который поможет избавить нашу систему образовании от излишней бюрократической нагрузки с учителей. Законопроект изменений предусматривает утверждение перечня учебно-методической и иной документации, подготовка которой осуществляется педагогами при выполнении обязанностей по обучению и воспитанию детей. Вводится прямой запрет возложения на них работы по подготовке документов за пределами перечня утвержденного Минпросвещения. Также предлагается разрешить образовательным организациям применять в своей деятельности электронный документооборот. Устаревшая система образования, перегруженность школьных программ и потеря детьми мотивации к обучению. Пути решения данной проблемы кроются в кардинальных трансформациях всей системы образования, внедрении цифровых образовательных комплексов, обеспечивающих возможности индивидуального подбора учебных программ с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.ьЗа счет этого удастся в значительной степени освободить педагогический состав от большей части рутинной работы, освободив время на творческий подход к образованию. Необходимо создание условий для углубленного изучения предметов по выбору учеников, включая дистанционный формат с «поддержкой со стороны ВУЗов. Для учеников 10-11 классов должна действовать система самоопределения профессионального будущего. Также необходимо учесть ряд критически важных принципов, которых разные страны придерживались в стремлении повысить качество систем образования: – Привлечение качественного преподавательского состава, так как общее качество образования в стране не может быть выше, чем качественный уровень преподавателей, несущих знания в массы. – Повышение эффективности педагогов через последовательное совершенствование преподавательской деятельности, расширение технических и методологических возможностей. – Внедрение адресности поддержки учащихся с целью создания условий получения качественного преподавания и качественных знаний каждым учеником общеобразовательных школ». Падение престижа профессионального образования Пути решения данной проблемы кроются не столько в образовательной, сколько общественной плоскости. Требуется любыми способами поднять престижность рабочих специальностей в обществе, создать условия, при которых рабочий будет иметь достойное вознаграждение за труд и признание окружающих. Оказание поддержки данной категории населения в трудоустройстве, предоставление социальных гарантий должно способствовать вовлечению в трудовую деятельность на рабочих должностях большего количества молодых людей. Ориентация общества на обязательный характер получения высшего образования имеет негативные последствия. Результатом такого отношения становится дефицит рабочих рук при переизбытке людей с высшим образованием. Покрытие этого дефицита в настоящее время осуществлялось за счет миллионов трудовых мигрантов из республик постсоветского пространства, которые сейчас активно покидают нашу страну. В свою очередь среди выпускников ВУЗов наблюдается высокий процент безработных и проблемы с трудоустройством по профессии. Это не только переизбыток специалистов инженерного и управленческого уровня, но и общее снижение качества образования на фоне его массовости. За счет роста контроля за качеством образования в ВУЗах и ужесточения требований к абитуриентам, возможно создать дополнительный приток молодежи в учебные заведения профессионального образования. Особенно это актуально в условиях демографической ситуации в стране. В обществе должна быть построена модель, при которой высококвалифицированный рабочий может быть уверен своем будущем и материальном достатке. Низкий уровень финансирования образовательной системы Пути решения данной проблемы кроются в увеличении уровня бюджетной обеспеченности образования и внедрения системы дотаций для регионов с низким уровнем собственных финансовых возможностей. Требуется оптимизировать процессы бюджетного планирования, привлекать к ним представителей регионов, выступающих получателями платежей. Основной объем средств должен расходоваться на обновление материально-технической базы, внедрение в учебный процесс цифровых технологий, капремонт образовательных учреждений, то есть тех направлений, которые оказывают непосредственное влияние на результаты учебной деятельности. Требуется выработка максимально прозрачной системы контроля расходования денежных средств самими учреждениями образования. Рационализация использования денежных средств способна во многом улучшить ситуацию с финансированием даже без увеличения объема денежных средств, выделяемых бюджетом на образование. Нехватка молодых учителей Пути решения данной проблемы лежат в улучшении условий труда и материального вознаграждения педагогов. Для этого требуется не просто повысить зарплаты, но и устранить бюрократическое давление на персонал, предоставить возможность учителю заниматься своей основной деятельностью – учить детей. Практика ведущих стран мира, занимающих первые позиции в мировых рейтингах образования, показывает необходимость привлечения наиболее высококлассных кадров, обладающих возможностью преподавать на должном уровне. Достигают этого сочетанием высокого начального заработка при жесткой системе отбора кадров и их профессиональной оценки. В таких условиях растет престиж профессии, обеспечивается внимание к ней со стороны наиболее перспективной и грамотной молодежи. Современная система образования в России находится не в самом лучшем состоянии, и нуждается в реформировании, причем потребность в них настала давно и задержка с реализацией способна привести к самым печальным последствиям. Требуется привлечение в отрасль наиболее грамотных и способных людей, создание комфортных условий для работы и сосредоточения исключительно на преподавательской деятельности, наличие выстроенной системы, при которой достигается стабильность качества образования в стране». |