Главная страница

ипотека. ИПОТЕКА. 1 Идеи Чаадаева положили начало спору западников и славянофилов. Западничество было представлено именами А. И. Герцена. Н. П. Огарева, Т. Н. Грановского и др. западнических взглядов придерживались также В. Г. Белинский, Н. Г


Скачать 21.52 Kb.
Название1 Идеи Чаадаева положили начало спору западников и славянофилов. Западничество было представлено именами А. И. Герцена. Н. П. Огарева, Т. Н. Грановского и др. западнических взглядов придерживались также В. Г. Белинский, Н. Г
Анкорипотека
Дата25.02.2021
Размер21.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИПОТЕКА.docx
ТипДокументы
#179343

  • 1)Идеи Чаадаева положили начало спору западников и славянофилов. Западничество было представлено именами А.И. Герцена. Н.П. Огарева, Т.Н. Грановского и др.; западнических взглядов придерживались также В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, И.С. Тургенев. Западничество в целом характеризуется европейской ориентацией мысли, интересом к западноевропейской философии, стремлением перевести Россию на пути европейской цивилизации. Западники были озабочены отставанием России от западной цивилизации в экономической, политической, культурной областях. Стремясь определить причины этого отставания, они обращались к изучению тенденций развития культуры Запада. Возможность для развития россии они видели в повторении пути Европы. Национальные традиции они рассматривали как проявление косности, культурного регресса; идею прогресса они связывали с развитием капиталистических отношений. Идеал личности для западников – независимый, рационально мыслящий человек-индивидуалист. Славянофилы (П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) концентрировали свое внимание на национальном своеобразии русской культуры, отстаивали национально-самобытный путь россии во всемирной истории. Они не были противниками развития связей с другими странами в области промышленности, торговли, но политическую культуру Запада считали для России неприемлемой. Они идеализировали общинную форму организации жизнедеятельности общества, считая ее реализацией христианских принципов любви, добра, братства. По мнению славянофилов, в русском народе сохранилась духовная целостность, которая на Западе утрачена из-за поклонения рассудочности и эмпиризму. Духовность русского народа неотделима от религиозной веры. Источником русской веры явилось византийское православие, и, т.к. никто, кроме славян, не пошел по византийскому пути, то русский народ можно считать избранным. Основным принципом национального сознания и бытия русского народа они считали соборность. Термин «соборность» был введен А.С. Хомяковым. Идея соборности является центральной в его учении и обозначал свободное объединение людей на основе любви к Богу и друг к другу. В данной категории можно выделить социально-антропологический, гносеологический и нравственно-аксиологический аспекты. Соборность для А. С. Хомякова – это и склонность русского народа к общинной организации жизни, основанной на принципах взаимопомощи, это и гармония веры и разума в поиске истины, наконец, это идея сочетания единства и свободы людей в Церкви на основе их общей любви к абсолютным ценностям. Соборность, по мнению славянофилов, нашла свое выражение в общинном крестьянском земледелии. Православие и община составляют основу славянской души. Этому нет аналогов в мире, и поэтому путь развития русского народа не совпадает с общими тенденциями развития мировой цивилизации.Между западниками и славянофилами шла острая полемика, но это был спор людей, которых объединяла любовь к россии, и в то же время ее судьбу в прошлом, настоящем и будущем, пути ее развития они видели совершенно по-разному. Славянофилы и западники - это либеральные течения общественной мысли, которые возникли в России при Николае I.Славянофилы полагали, что Россия имеет особый самобытный путь развития. Они отрицали закономерности в развитии общества, отрицательно относились к реформам Петра I, считали православие духовной опорой общества.Западники предлагали для России европейский путь развития и в политической сфере считали необходимым стремление установления конституционной монархии по английскому образцу. Также западники были сторонниками развиьия просвещения, науки, техники, правового сознания.Общей чертой западников и славянофилов называют то, что в идейных взглядах и первые, и вторые понимали необходимость изменений российской действительности, требовали отмены крепостного права и осуществления сверху (мирным путем) постепенных преобразований. Революцию они отвергали (ред.)

  • 2)Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – основоположник русской, христианской философии как самобытного целостного направления мысли. Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т. д. Даже наша Вселенная, замечает В. Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связное целое. Отсюда следует, что, постигая истину в своей теоретической деятельности, познающий субъект должен брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, то есть стремиться к познанию «всего во всем». «Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием». Цельное знание – синтез теологии, философии и опытной науки. Центром каждого из этих элементов соответственно являются абсолютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Только такой органический синтез названных компонентов представляет собой цельную истину знания как такового. Философ считал, что постоянное сотрудничество стран в области науки, техники и т. д. делает из культурного человечества одно целое, которое действительно, хотя бы и невольно, живет одной общей жизнью. Конкретные страны и национальности должны существовать и развиваться в своих особенностях, как «живые органы человечества», без которых его единство было бы пустым и мертвенным. С точки зрения В. Соловьева, общее направление всемирно-исторического процесса состоит в последовательном возрастании (экстенсивном и интенсивном) реальной – хотя не всегда осознаваемой – солидарности между всеми частями человеческого рода. Действительное движение истории состоит в созидании и постоянном усовершенствовании форм жизни, в передаче многообразных «культурных начал» – экономических, религиозных, научных, философских и других.В лекции «Исторические дела философии» (1880) Соловьев, рассматривая роль философии в истории человечества, ставит вопрос: «Что же делала философия?» и приходит к выводу: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества… Она делает человека вполне человеком». Основу философии Соловьева составили разработанные им понятия всеединства, добра и его воплощений, богоче-ловечества. Должное содержание или смысл человеческой жизни он видит в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи добра. При этом добро трактуется онтологически как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах – в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества. Добро обладает следующими свойствами: 1) чистотой, или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено; 2) полнотой, или всеединством, поскольку оно все собою обусловливает; 3) силой, или действенностью, поскольку оно через все осуществляется. Его право и долг – оценивать с точки зрения соответствия идее Добра не только собственное поведение, но и те общественные образования, в которые он оказывается включенным (семья, церковь, Отечество). Соловьев не принимает противопоставления личности и общества, критикуя как утверждающих самодостаточность отдельной личности, так и тех, которые видят в жизни человека только общественные массы. Человек для него – существо лично-общественное. Соловьев различает три основные формы организации человеческого общества: 1) родовую форму; 2) национально-государственный строй; 3) всемирное общение жизни. Последняя из этих форм есть осуществление идеи всеединства – идеал будущего, когда в «действительном нравственном порядке» будут преобразованы и воссоединены все элементы бытия, содержащие даже в своем несовершенном состоянии «искру Божества».

  • 3)вои философские изыскания Розанов воспринимает как развитие идей Константина Леонтьева : «Вы поняли прогресс и медленную революцию, дали теорию процесса; силу же, которая движет этот процесс, Вы лишь отвергаете, но не опровергаете: это утилитарная мечта, коя сложилась в теорию. Насколько будет моих сил достаточно смысл моей жизни будет состоять в восполнении этого недостатка.» В первой печатной работе В. В. Розанова, посвященной творчеству Леонтьева «Европейская культура и наше отношение к ней», последний характеризовался как один «из самых глубоких исполнителей славянофильской идеи » и как наиболее проницательный аналитик кризиса европейской культуры: «Только прочитав многочисленные статьи Константина Леонтьева впервые начинаешь понимать грозный смысл всех мелких, не тревожащих никого, микроскопических явлений действительности...». Подробный анализ историософии К. Леонтьева содержится в большой работе «Эстетическое понимание истории», где Розанов полимизируя с ним по частным вопросам, в целом, принимает леонтьевское учение как наиболее верное и глубокое объяснение сути исторического процесса. В статье «Памяти дорогого друга» Розанов сравнивает Леонтьева с Макиавелли, Монтескьё, Руссо. В начале 1890-х Розанов считал себя безусловным учеником и последователем Леонтьева . В письмах к А. А. Александрову в 1892 году он призывал «Сплотиться нам нужно, бывшим друзьям его, сообщникам по убеждению, раскиданным здесь и там. Сохранился подписной лист на памятник К. Н. Леонтьеву, из которого явствует, что Розанов пожертвовал на него пять рублей. Но с 1885 года у В. В. Розанова начинается отторжение от некоторых сторон мировоззрения Леонтьева, прежде всего от его эстетического «аморализма», что прослеживается в письмах Александрову: «Это страшно; Это я думаю, не угодно Богу; против этого надо бороться. Куда же девать смирных и некрасивых? Я сам такой, и за тысячи таких же буду бороться…».
    Печатно свой новый взгляд на Леонтьева Розанов изложил в статье «К. Н. Леонтьев » (написана в 1895 г.), в которой не только осуждается эстетизм и натурализм его исторической теории, но и подчеркивается ее нехристианский характер: «Церковь и особые обетования, ей данные, - вот что совершенно забыто им...» Идея о том, что Леонтьев, по сути своей язычник и антихристианин, становится с этих пор основополагающей для его характеристики в творчестве В. В. Розанова . Розанов подчеркивал, что «эстетизм был натурою его ( Леонтьева ), а в христианство он все-таки был только крещен; это - первозаконие и второзаконие».
    В статье Розанова «Константин Леонтьев и его «попечители» (1910 г), посвященной проблемам издания наследия Леонтьева дается высокая оценка прозы философа – «его художественные рассказы, не уступающие чеховским и Короленко».
    В юбилейном для Леонтьева 1911 году Розанов участвует в литературном сборнике «Памяти К. Н. Леонтьева ».(статья «Неузнанный феномен» - незначительно дополненный вариант предисловия к письмам Леонтьева ). В рецензии на этот сборник «К 20-летию кончины К. Н. Леонтьева » (1911) Розанов отмечал, что «как автор писем - Леонтьев стоит еще выше, чем автор статей: и мы не припомним еще ничьих писем в русской литературе, которые были бы так же увлекательны и умны, философичны и остроумны, как его письма…». В статье «Неоценимый ум» (1911), опубликованной в качестве рецензии на книгу «О романах гр. Л. Н. Толстого», пафос Леонтьева определяется как «красота действительности», а его историософия неожиданно полностью реабилитируется: «Я не могу назвать более великолепной теории. Она истинна, как сама действительность. Скажу точнее: теория Леонтьева есть сама действительность, ее описание, ее название, Леонтьев был великий мыслитель....

  • 4)Николай Александрович Бердяев родился в Киевской губернии. Учился на юридическом факультете Киевского университета. В 1898 был арестован как участник социалистического движения. В молодости - марксист, но вскоре разочаровался в учении Маркса и заинтересовался философией Владимира Соловьева. В 1922 году был выслан из Советской России вместе с другими представителями русской интеллигенции за границу. Жил в Берлине, Париже. В 1926 основал журнал "Путь" и до 1939 года был его главным редактором. Наиболее значительные философские произведения Бердяева: "Субъективизм и идеализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском" (1900), "С точки зрения вечности" (1907), "Философия свободы" (1911), "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916), "Философия неравенства" (1923), "Смысл истории" (1923), "Философия свободного духа, христианская проблематика и апологетика" (1929), "Судьба человека (опыт парадоксальной этики)" (1931), "Русская мысль: главные проблемы русской мысли в 19 и первой половины 20 столетия" (1946), "Опыт эсхатологической метафизики" (1947). Его произведения переведены на многие языки мира. Основная тема трудов Бердяева - духовное бытие человека. По его мнению, духовность человека тесно связана с божественной духовностью. Его учению противоположны концепции теизма и пантеизма, являющиеся выражением натуралистической религиозной философии.В основе определенного мировоззрения, по мысли Бердяева, лежит соотношение духа и природы. Дух - это название для таких понятий, как жизнь, свобода, творческая деятельность, природа - это вещь, определенность, пассивная деятельность, неподвижность. Дух не представляет собой ни объективную, ни субъективную реальность, его познание осуществляется с помощью опыта. Природа же - нечто объективное, множественное и делимое в пространстве. Поэтому к природе относится не только материя, но и психика. Бог выступает как духовное начало. Божественное иррационально и сверх рационально, оно не нуждается в рациональном доказательстве своего существования. Бог находится за пределами естественного мира и выражается символически. Бог сотворил мир из ничто. Ничто - это не пустота, а некий первичный принцип, который предшествует Богу и миру и не содержит никакой дифференциации, первичный хаос (Ungrund). Это понятие Бердяев заимствовал у Якоба Беме.


написать администратору сайта