Главная страница
Навигация по странице:

  • Доминантный коммуникант

  • Мобильный коммуникант

  • Ригидный коммуникант

  • Интровертный коммуникант

  • 2. Влияние физической и социальной окружающей среды на межкультурное взаимодействие (время, социальное окружение, социальный климат, обычаи и привычки). Восприятие

  • Тактильное восприятие

  • Межкультурная коммуникация. 1. Коммуникационный портрет личности и его виды


    Скачать 36.5 Kb.
    Название1. Коммуникационный портрет личности и его виды
    АнкорМежкультурная коммуникация
    Дата12.03.2022
    Размер36.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаMK_zadanie_1.doc
    ТипДокументы
    #393916

    1. Коммуникационный портрет личности и его виды.

    Коммуникационный портрет личности может быть определён как коммуникативная индивидуальность человека или усредненная коммуникативная индивидуальность некоторого социума, представляющая собой совокупность языковых характеристик и особенностей коммуникативного поведения личности или социума, которые воспринимаются членами этого социума как характерные для данного типа личности.

    Виды коммуникационного портрета личности:

    Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для «борьбы» с ним бесполезно пользоваться его же приемами, лучше принять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать «накопительную тактику»).

    Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда— даже в его же собственных интересах — возвращать его к нужной теме.

    Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию «разогревания» партнера (например, вступительная часть «о погоде», более развернутое и продолжительное фати-ческое общение).

    Интровертный коммуникант: не стремится владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.

    2. Влияние физической и социальной окружающей среды на межкультурное взаимодействие (время, социальное окружение, социальный климат, обычаи и привычки).

    Восприятие человека во многом обусловлено культурными особенностями страны или народа, к которому он принадлежит. Так, например, дифференциация цветового спектра в культуре обусловлена значимостью тех или иных жизненных сфер в данной культуре. Известно, что цветом траура для европейцев, американцев, русских, японцев является черный, для исламских же стран — белый. В данных ассоциациях играет роль не столько культура, сколько природа, окружающая человека, а также природа человека как такового, его родовая физиологическая, психологическая и духовная конституция.

    Тактильное восприятие (осязание), подобно зрительному, помимо своей естественно-природной составляющей, имеет и культурно обусловленные формы: различного рода телесные контакты (рукопожатия, поцелуи, объятия), жесты с прикосновениями к различным частям тела. В азиатских странах посредством различного рода прикосновений одного человека к другому передаются чувства патронирования и превосходства, прикосновение к плечу или спине означает дружбу. В арабских и некоторых восточноевропейских странах мужчины крепко обнимаются или целуются в знак дружбы (это принято также у кавказских народов). Для мусульман объятия символизируют мусульманское братство. В русской, латиноамериканской, отчасти в африканской культурах близкие телесные контакты, сокращающие дистанцию при общении, довольно распространены. Однако, например, в английской культуре, в особенности в кругах аристократии, есть строгие ограничения близости расстояния при общении.

    Существуют также и культурные различия, касающиеся восприятия запахов. Известно, что арабы, индийцы, итальянцы, французы любят широкую палитру интенсивных запахов, которые приятны не всем европейцам, русским, американцам.
    Время как категория культуры определяется обусловленным культурными формами переживанием времени. Время в потоке переживаний человека, в отличие от естественнонаучной концепции времени, оказывается не всегда линеарным, оно обратимо, необязательно синхронно (необязательно равномерно для всех сфер социальной жизни), может быть дробным (одни моменты времени имеют большую ценность в сравнении с другими). Так, в целом, на настоящее ориентируются латиноамериканцы, жители Средиземноморья, многие африканцы; на будущее — многие западные культуры, для которых идея научно-технического прогресса, прогресса человеческого разума является одной из ключевых; на прошлое — многие азиатские и дальневосточные культуры, как, скажем, конфуцианство в Китае.

    Восприятие, переживание, понимание пространства также обусловлено спецификой культуры. Так, история изобразительного искусства показывает, что западные культуры склонны воспринимать и изображать прежде всего объекты, по отношению к которым пространство выступает в своем функциональном аспекте — как расстояние между объектами, угол зрения, соотношение размеров объектов, перспектива. В искусстве Дальнего Востока, например, в китайской, японской живописи наиболее важным оказывается именно пространство как пустота между вещами.

    В каждой культуре формируется своя система обычаев, распространяющаяся на все стороны повседневных отношений. Тот или иной обычай всегда связан с соответствующей специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно разное содержание. Примерами здесь могут служить различия в разных культурах по отношению к свадебным обрядам и половым контактам.


    написать администратору сайта