Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Объект, предмет и методология конституционной экономики. Методологический индивидуализм. Политика как обмен

  • 3) История конституционной экономики

  • 5) Государство-понятие и основные подходы к определению. Типология государств и государственных режимов

  • 6) Общественный выбор и его уровни

  • 7) Конституционная экономика и типология государства

  • 8) Конституция - проблемы дефиниции

  • 9) Конституция в формальном и материальном значении

  • 10) Типология конституций

  • билеты экономика. 1 Конституционная экономика как наука


    Скачать 41.68 Kb.
    Название1 Конституционная экономика как наука
    Дата13.03.2018
    Размер41.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты экономика.docx
    ТипДокументы
    #38367

    1) Конституционная экономика как наука

    Конституционная экономика — это научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.

    Конституционная экономика занимается исследованием именно конституционно-правовых институтов и ценностей в их взаимодействии с экономическими процессами и является в большей степени правовой дисциплиной. Она основана на идее, что правовые, в первую очередь конституционные, принципы и институты имеют высшую ценность и должны учитываться экономическими агентами, законодателем, правоприменителем.

    Конституционная экономика пытается учесть достижения других областей знаний, в первую очередь экономической науки, чтобы подтвердить, объяснить и развить ценности конституционного права. Перед ней стоит широкий круг задач не только теоретического, но и практического плана. К числу практических задач относится выявление конституционно-правовых предпосылок эффективного развития экономики.

    Одним из направлений конституционной экономики является использование экономических моделей, инструментов, закономерностей для толкования конституционных принципов и ценностей. Конституции большинства государств гарантируют свободу экономической деятельности, защиту конкуренции, частной собственности. Но для того, чтобы гарантии были реально действующими, необходимо понимать, как работает рынок, что такое конкуренция и почему государству необходимо защищать права собственности.

    Следующее направление конституционной экономики заключается в анализе воздействия экономики на государство.

    В состав конституционной экономики входит также изучение воздействия экономических кризисов на государство и право, равно как и конституционных кризисов на экономику. Результатом такого воздействия порой становится преобразование и даже слом соответственно экономических отношений либо существующих форм правления.

    Важной задачей конституционной экономики является изучение влияния глобализации мировой экономики (иными словами, все большего вовлечения отдельных государств в мировую торговлю) на конституционные процессы в конкретных странах. Конституционная экономика может помочь преодолеть стереотип о том, что из-за низкой конкурентоспособности российской экономики для нее нет места в мировом разделении труда.

    Наконец, конституционная экономика может помочь гражданам России правильно применять свою Конституцию.


    2) Объект, предмет и методология конституционной экономики. Методологический индивидуализм. Политика как обмен

    Объект конституционной экономики обозначается отношением, возникающим между публичной властью и частными лицами в экономической и социальной сферах, необходимо понять, что означают такие общие категории правовой действительности, как государство, общее благо (как цель государства), предпринимательская деятельность и даже прибыль.

    Экономический кризис требует осмысления сложившихся в России взаимоотношений между публичной властью и бизнесом. Возникающие при этом общественные отношения могут быть предметом исследования нового междисциплинарного научного направления — конституционной экономики. Есть ли социальная потребность в исследованиях в области конституционной экономики в России? Безусловно, есть. Россия, экономика которой существенно пострадала от мирового экономического кризиса, возможно, даже более других стран, нуждается в осмыслении того, есть ли потребность в корректировке представления о либеральных конституционных принципах, форматирующих облик ее экономики. Нуждаются ли в защите основные экономические права и свободы со стороны государства в прежнем объеме, или же более актуальной является проблематика их ограничений в целях построения разумного и эффективного публичного экономического порядка? Необходимо ли дальнейшее усиление «вертикали власти» и создание сильного государства в духе концепции Мишеля Дебре? Или же для выхода из кризиса важнее опираться на основные экономические права и свободы предпринимателей, рассматривать их как высшую ценность и в связи с этим научить избирателей контролировать свою публичную власть, побуждая к активной работе все институты публичной власти? В любом случае предметом конституционной экономики является выработка и культивирование в обществе рациональных правил взаимодействия публичной власти и бизнеса, сутью которых является защита таких конституционных ценностей, как экономическая свобода, неприкосновенность частной собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, стабильность сложившихся условий хозяйствования и правовая определенность. Уяснение в прецедентной форме нормативного содержания указанных конституционных принципов, детерминирующих правовое регулирование экономических отношений на самом высоком уровне в условиях кризиса, должно осуществляться с помощью социальных ценностей, не встроенных в правовую систему. Такими «внешними» для права ценностями являются результаты экономического анализа, а также этические правила.

    Методологический индивидуализм - концепция и проблема социальной эпистемологии, обсуждавшаяся, наряду с методологическим коллективизмом, в «понимающей» социологии М. Вебера, в формальной социологии Г. Зиммеля, в работах К. Поппера, Дж. Уоткинса (им и введен этот термин) и с позиций аналитической философии А. Данто. Сегодня эта проблема приобретает новые смыслы и акценты. Суть вопроса состоит в следующем: являются ли социальные процессы результатом деятельности отдельных людей, или они развиваются по своим законам, увлекая людей, включенных в них? Глубинной предпосылкой данной проблемы является вечный спор между номинализмом и реализмом; при этом первый утверждает, что действительным существованием обладают единичные вещи, чувственное и интуитивное познание фиксирует их реальное бытие, а универсалии, абстракции — это только имена, существующие в языке и мышлении.

    Каковы же методологические основы конституционной экономики, как моделируется процесс формирования и изменения конституции? В своей нобелевской лекции Бьюкенен выделил три аналитических принципа теоретических построений: методологический индивидуализм, концепция человека экономического (homo economicus) и положение о политике как процессе обмена.

    1. Методологический индивидуализм. С одной стороны, индивидуализм как метод научного познания следует отличать от индивидуализма как принципа организации общества или идеологии, которая придает индивиду большую моральную ценность, чем группе или обществу. С другой стороны, принцип методологического индивидуализма в экономической науке представляет собой нечто большее, чем элемент теории. Отчасти это символ уважения человеческого достоинства, личной свободы и независимости, отчасти христианское понимание человека как существа, свободного по своей природе (данное понимание фундаментально для европейской культуры последних двух тысяч лет).

    2. Концепция человека экономического (homo economicus). Принцип методологического индивидуализма тесно связан со второй специфической предпосылкой анализа - концепцией человека экономического, создателем которой считается основоположник классической политической экономии А. Смит и которая сложилась в ходе двухвековой эволюции экономической науки. Однако данное представление о человеке рассматривается и в более широком социальном контексте, активно включается в современные философские антропологические концепции. "Человек экономический - это не человек политической экономии. Не она его придумала, и он ей не принадлежит. Она была всего лишь одним из мест его появления, концептуализации и распространения. Человек экономический возникает в другом месте, он возникает в самом обществе; он зарождается в изменениях социальных отношений, это - воображаемый образ, существующий в совершенно различной литературе, а не только в трудах экономистов"

    3. Положение о политике как процессе обмена. Краткое и выразительное изложение сути концепции "политики как обмена" содержится в нобелевской лекции Дж. Бьюкенена. "Политика, - утверждал он, - есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда. трактовка политики как процесса обмена по аналогии с рынком товаров вводит понятие политического рынка. Политики выступают на данном рынке с предвыборными обещаниями, избиратели обменивают их на свои голоса. Налоги, выплачиваемые гражданами, меняются на государственные услуги (общественные блага). В качестве посредников обмена выступают сотрудники государственного аппарата. Взаимоотношения участников политического рынка рассматриваются как система взаимовыгодных контрактов (договорных соглашений).


    3) История конституционной экономики

    Термин «конституционная экономика» был предложен американским экономистом Ричардом МакКинзи в 1982 году в качестве названия конференции в Вашингтоне, посвященной вопросу влияния экономических проблем на развитие и состояние конституционной структуры государства и общества. Этот термин был воспринят западным научным экономическим сообществом, поскольку он обобщил предшествующие разрозненные исследования и определил последующие разработки. Первоначально предложенный экономистами конституционно-экономический анализ был затем поддержан теоретиками и практиками в сфере юриспруденции. Профессор Йельского университета Брюс Акерман (Bruce Ackerman) называет появление научного и учебного направления о соотношении и взаимосвязи права и экономики «самым значительным достижением в области юридического образования за последние столетия». В 80-е годы XX столетия, наряду с широким развитием академических исследований в США и Англии, в Индии возникло движение по практическому претворению идей конституционной экономики в жизнь. Оно было инициировано Верховным судом этой страны в виде поощрения к подаче и принятия к судебному рассмотрению дел в порядке «судопроизводства в общественных интересах» (public interest litigation). Расширенно трактуя некоторые статьи Конституции Индии, судебная власть в течение десятка с лишним лет вела борьбу за обеспечение экономических и социальных прав беднейших слоев населения. В настоящее время, актуальные вопросы конституционной экономики постоянно обсуждаются на Западе в целом ряде периодических изданий, первым из которых стал академический журнал «Constitutional Political Economy» (Конституционная политическая экономия), издающийся с 1990 года.

    На Западе конституционная экономика рассматривается преимущественно как суб-дисциплина в рамках экономической науки. В России конституционная экономика с 2000 года сразу стала развиваться в рамках комплексных исследований экономистов и юристов с применением полученных результатов в учебном процессе в юридических и экономических вузах. Постоянные рубрики «Конституционная экономика» имеются в таких журналах как «Право и экономика», «Законодательство и экономика», « Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения».

    4) Конституционный аудит: предмет, цели, задачи

    Предмет конституционного аудита — исторически меняющееся соотношение принципиальной («идеальной»), конституционной и фактической моделей государственного аудита, а также анализ возможностей оптимального сочетания избираемых конкретным социумом моделей государственного аудита с принципами экономической целесообразности и достигнутым уровнем общественно-политического развития.

    Целями конституционного аудита являются теоретическое осмысление места и роли государственного аудита в процессах перехода к современному типу общества и экономики, анализ социальной обусловленности избранной обществом модели государственного аудита, оценка ее соответствия принципам экономической целесообразности. Как отмечал Нобелевский лауреат по экономике Ф.А. фон Хайек, «Экономическая проблема возникает, как только различные цели начинают конкурировать за имеющиеся ресурсы». Отсюда центральной задачей конституционного аудита, имеющей непосредственное отношение к проблеме повышения эффективности экономики, является анализ становления и принципов функционирования исторически конкретной модели государственного аудита как особого инструмента оптимизации социально-экономических решений государства в условиях ограниченности общественных ресурсов.

    Текущими и перспективными исследовательскими задачами конституционного аудита как научного направления являются:

    1. разработка и уточнение категориального аппарата конституционного аудита;

    2. обобщение современных концептуальных подходов к анализу теоретико-методологических проблем государственного аудита;

    3. анализ идеальной (построенной на международно-признанных принципах и обобщенном лучшем опыте), конституционной (закрепленной в действующей конституции конкретного государства) и фактической (реализованной на практике в нормах законов и иных актов, а также в соответствующих институтах конкретного государства) моделей государственного аудита;

    4.  анализ конкретно-исторических и социально-экономических факторов, влияющих на динамику соотношения идеальной, конституционной и фактической моделей государственного аудита;

    5. исследование особенностей российской конституционной модели государственного аудита и специфики ее фактической реализации;

    6. анализ факторов, влияющих на выбор обществом конкретной модели государственного аудита;

    7. изучение условий оптимального сочетания избранной обществом модели государственного аудита с принципами экономической целесообразности и достигнутым уровнем общественно-политического развития;

    8. анализ социально-регулятивной роли государственного аудита как одного из инструментов оптимизации социально-экономических решений органов власти в условиях ограниченности общественных ресурсов;

    9. анализ роли государственного аудита как инструмента снижения информационной асимметрии в отношениях гражданского общества и государства;

    10. изучение роли государственного аудита как особого механизма легитимации права органов власти управлять общественными ресурсами в целом, а также конкретных социально-экономических решений государства в частности;

    11. исследование места и роли института внешнего, независимого аудита в процессах социально-экономической трансформации, происходящих в современной России;

    12.  анализ роли государственного аудита в решении задач установления контроля обществом над бюрократией, борьбы с коррупцией и ограничения рентоискательского поведения чиновничества.


    5) Государство-понятие и основные подходы к определению. Типология государств и государственных режимов

    В политической системе общества центральным институтом является государство. Именно в его деятельности концентрируется и реализуется основное содержание политики. По сравнению с негосударственными институтами оно обладает наибольшей способностью к решению жизненно важных задач. К тому же, как особый институт оно имеет сложную внутреннюю структуру, специфические функции, характеризующиеся определёнными чертами и формами устройства. Термин «государство» обычно понимается в двух значениях: в широком и узком. В широком смысле - как страна, общество, народ, расположенные на определённой территории и представляемые органом высшей власти. Рассматривая содержание понятия « государство », следует отметить, что существуют различные подходы к пониманию сущности государства . Одним из широко распространённых является нормативный подход , суть которого заключается в интерпретации государства как совокупности норм, регулирующих поведение людей, социальные и политические отношения (Г. Кальзен).Своей масштабностью характеризуется институциональный подход , особенно распространённый во французской политологии (Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др.). Государство при этом рассматривается как воплощение власти, как её институт, имеющий сложную социально-политическую природу и существующий в форме централизованной, иерархической структуры. Сторонники данного подхода полагают, что государство как централизованная структура отсутствовало в раздробленную феодальную эпоху и возникло только на исходе средневековья в ХVI в.

    Глубокие корни имеет социологический подход. Ещё Аристотель (384-322 гг. до н. э.) рассматривал государство как социально дифференцированное общество. Им была сформулирована идея идеального государства , опирающегося на средний класс, наиболее умеренный в своих требованиях. Государство , по Аристотелю, должно служить общему благу.

    В конце ХIХв. стало утверждаться социологическое понимание государства как определённым образом организованного населения, как единство совместных действий (Г. Еллинек, Л. Доги и пр.). Дальнейшее развитие социологический подход получил в американской политической социологии, более ориентированной на изучение динамики государства, процессов его функционирования. Внимание американских исследователей сфокусировалось главным образом на социальной среде политических институтов - группах давления, электоральном поведении и т. д. В отличие от них западноевропейские политологи (М. Вебер, Р. Михальс и их западноевропейские последователи) сконцентрировались на теоретическом осмыслении олигархических и бюрократических тенденций в развитии политических институтов, в том и числе государства.

    Многообразие видов государств со времени античности и до настоящего постиндустриального периода политология разделяет на определенные типы. Несколько типов государств, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

    В политической мысли западных стран сложились разные подходы в типологизации государств. Основоположники марксизма в основу своего понимания типологии государств положили социально-экономическую, классовую природу государства, характер общественного строя. На этой основе ими выделены рабовладельческие, феодальные, буржуазные государства; высшей формой государства ими полагалось государство социалистическое, предшествующее полному упразднению государственных форм регуляции отношений внутри общества. В последующее после Маркса время представители либеральной мысли предложили свою модель современного, совершенного государства. Это синтетический, надклассовый тип государств социальной демократии. Социальное государство предназначено формировать новый тип общественных связей между людьми, основанный на принципах разумной утопии равной свободы, социального мира и гражданского согласия.

    Государственный (политико-правовой) режим – это совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер. Политико-правовые режимы делятся на демократические антидемократические.

    Демократия – это политико-правовой режим, основанный на признании народа единственным источником и субъектом власти. 

    Антидемократический режим – это политико-правовой режим, основанный на ущемлении прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократический режим делятся на тоталитарные, авторитарные и военные. 

    Тоталитарный режим – это политико-правовой режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства.

    Авторитарный режим – политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом.


    6) Общественный выбор и его уровни

    Общественный выбор в широком смысле слова рассматривается как поле или пространство, где происходит соперничество не только личных интересов, но и различных концепций и программ в отношении общественных благ как сознательное творчество масс. В ходе такого конкурентного процесса формируется целостное видение целей и перспектив общественного развития.

    Общественный выбор в узком смысле представляет собой как бы политический рынок, который характеризуется тем, что в условиях представительной демократии люди, управляющие государством (выборные представители и чиновники), максимизируя собственное благополучие и преследуя собственные цели, обеспечивают реализацию общественных интересов. Общественный выбор понимается как стихийный процесс действия «невидимой руки», как разновидность борьбы за существование.

    Таким образом, общественный выбор — это механизм нерыночного распределения ресурсов для производства общественных благ, который представляет собой процесс выявления индивидуальных предпочтений в отношении количества и конкретных видов общественных благ, а также процесс принятия решения в отношении предложения и спроса на блага с помощью политических институтов и политических процессов.

    В рамках «политического обмена» выделяются два уровня общественного выбора:

    1. Первый уровень – разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т. п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Дж. Бьюкенен именует «конституцией экономической политики».

    2. Второй уровень – практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.


    7) Конституционная экономика и типология государства

    За всю историю существования государственности сменилось множество ее разновидностей. Только в современном мире одновременно существуют около двухсот государств, каждое из которых обладает различными свойствами, уникальностью своего исторического развития, спецификой форм государственности, осуществления функций и т. д.

    Классификация, как способ научного познания, представляет собой систематизацию знаний об исследуемых объектах. Различают формальные классификации, естественные и типологии.

    Формальная классификация основана на внешних свойствах исследуемых явлений.

    Естественные классификации основаны на более глубинных свойствах, призваны отражать внутренние закономерные связи. Высшим видом классификаций являются типологии, поскольку они основаны на наиболее существенных, самых устойчивых и глубинных свойствах изучаемых объектов. В науке о государстве существует множество типологий государственности. Так, в марксистской теории наиболее распространен формационныйподход: в его основе лежит учение об общественно-экономических формациях, каждая из которых основана на своем экономическом способе производства.

    Если критериями типологии считать этапы качественного развития сущности государства, т. е. государственной власти, то более верным, на наш взгляд, было бы выделение следующих типов:

    • классическое государство (государство в «собственном смысле слова»);

    • конституционное государство;

    • правовое государство.

    Хронологические рамки существования классического государства весьма продолжительны: процесс его формирования начинается с распадом первобытного общества и завершается в странах Западной Европы между XIV и XVI в.в. Отдельные черты классического государства (государства в собственном смысле слова) в большем или меньшем объеме характерны и для большинства современных государств; причем это относится не только к странам, где демократический режим установился относительно недавно, но и к тем государствам, где демократия имеет давние корни.

    Конституционное государство представляет собой следующий этап развития государственности. Как известно, «конституционализм» как направление политико – правовой мысли основан на идее ограничения государственной власти действующими законами. Возникновение этой идеи и её практическое воплощение нельзя связывать только с появлением буржуазии, классовой борьбой, раздиравшей капиталистическое общество и уж тем более с появлением самой идеи «конституционализма».

    Правовое государство— это более высокий тип организации публичной государственной власти, которая ограничена не только действующим демократическим законодательством, но и, в первую очередь, основными правами и свободами личности. Гражданское общество и государственная власть выступают не как конкуренты, что характерно для конституционного государства, а как партнеры и союзники, поскольку налицо совпадение целей — обеспечить права и свободы членам общества.

    Реально оценивая современную отечественную действительность, можно сделать вывод, что российское государство находится в состоянии перехода от традиционного государства к конституционному, формирование которого в России только начинается

    8) Конституция - проблемы дефиниции

    Известно, что в Конституции Российской Федерации закреплены фундаментальные права и свободы человека и гражданина. Она является базой для развития отраслевого законодательства, которое раскрывает содержание, положения Основного закона. Это выражается не только в закреплении субъектов правоотношения, процедур и механизмов реализации закрепленных прав и прочее, но и в определении дефиниций прав и свобод.

    Конституция, закрепила право на образование, а федеральный закон «Об образовании» от 13. 01. 1996 г. определил, что «под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

    В этой связи хотелось бы отметить, что помимо прочих прав и свобод человека и гражданина в ст. 44 Конституции РФ закрепляется, что «каждому гарантируется свобода преподавания». С целью полноценной реализации данной свободы необходимо не только определить ее механизм и гарантии, но, в первую очередь, дать ее определение, которое в настоящее время отсутствует. В связи с вышеперечисленным хотелось бы определить свое видение проблемы.

    Педагог. Любопытен тот факт, что нормативно-правовых актов, дающих определение педагога либо педагогического работника, нет. Официальное определение (но не легальное) дает Большая советская энциклопедия, которая гласит, что ПЕДАГОГ (греч. paidagogуs – воспитатель, от pбis, родительный падеж paidуs – дитя и бgo – веду, воспитываю) – это учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического, среднего специального или высшего учебного заведения, воспитатель в дошкольном учреждении, школе-интернате, детдоме, воспитательной колонии, работник внешкольного учреждения и др., а также научный сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки, и др.

    Правовых актов, закрепляющих свободу преподавания, на уровне федерации нет. Содержание же имеющихся позволяет сконструировать именно то содержание свободы преподавания, которое присутствует в вышеобозначенном определении.

    Большая часть второго определения (а именно, определение преподавателем средств, форм и методов передачи информации, знаний; качества, объема и субъективности этой информации и знаний; видов и методов оценивания обучаемых) будет определена как «педагогические функции» в значении передачи опыта. Кроме того, в этом определении будет отсутствовать термин «педагог». Это обусловлено тем, что Конституция закрепляет свободу преподавания за каждым, а данный термин при рассмотрении под определенным углом зрения все же несколько сужает круг субъектов. В этой дефиниции акцент сделан на политической части свободы преподавания, о которой ранее не упоминалось. Свобода преподавания – это право каждого на выполнение педагогических функций без ограничений и дискриминаций со стороны соответствующих государственных органов или администрации учебного заведения.
    9) Конституция в формальном и материальном значении

    Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах - основных законах, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях.

    Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

    Однако в материальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле (значении), то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле - это в своем роде закон законов. Она не может быть изменена путем, издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

    Материальное и формальное понимание конституции находятся в определенном соотношении. Вероятно, оправданно, чтобы специальная форма выражения соответствовала предмету регулирования - ведь в конституции определяются основы общественного и государственного строя страны. Кроме того, это соотношение проявляется в следующем: все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле формальном. Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы, которые регулируют указанные выше общественные отношения. Напротив, конституции в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера. Однако сам факт включения тех или иных норм в формальную конституцию свидетельствует, что законодатель преследовал этим важные политические цели, и поэтому такие нормы не стоило бы рассматривать как нетипичную случайность.


    10) Типология конституций

    Конституция (от латинского costitutio – устанавливаю, учреждаю) – основной закон государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти. Первые конституционные акты в современном значении были приняты в конце XVIII в. (США, Франция, Польша). Обычно конституция – явление демократического порядка, она принимается народом (или при его участии) и ограничивает институты власти.

    Так, например, не только в прошлом, но и в настоящее время имеются так называемые октроированные конституции, т. е. дарованные народу королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа.

    Различают также и такие виды конституций, как гибкие и жесткие, в зависимости от установленного в них порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими.

    Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими.

    Конституции, как правило, представляют собой единый писаный акт. Однако роль конституции государства может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.

    Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализоваться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.

    Нередко положения конституции представляют собой лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие конституции именуются фиктивными. В значительной мере таковыми являлись бывшие советские конституции, особенно в тех положениях, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности.


    написать администратору сайта