Главная страница

Реферат по Антропологии. 1. Медицинское образование в арабских халифатах


Скачать 21.12 Kb.
Название1. Медицинское образование в арабских халифатах
Дата09.12.2020
Размер21.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат по Антропологии.docx
ТипДокументы
#158563

1. Медицинское образование в арабских халифатах.

Медицинское образование приобреталось различными путями и на разных этапах истории Халифата имело свои особенности и отличия.

Большинство известных врачей арабоязычного мира создавали себя сами, занимаясь самообразованием. Они много читали, были широко эрудированны во многих областях, обучались, но не у других врачей. Таким был Ибн Сина.

Другие обучались искусству врачевания у своих родителей – врачей, как правило, в их домах были богатые библиотеки, наборы медицинских инструментов и всегда обилие пациентов для развития практических навыков. Некоторые приходили на обучение к известным врачам и получали уроки дома или в мечетях, а позднее в больницах. Медицинских школ в Халифате еще не существовало, - они появились в XIII в. Первые исламские медицинские школы при больницах появились в Османской империи. В них принимались мальчики в возрасте 15 лет. Ученики проживали при больнице в течении всего периода обучения.

В медицинских школах при больницах широко использовалось клиническое преподавание, теоретическая медицина преподавалась в соответствии с анатомо-физиологическими представлениями Галена. Свидетельство об окончании медицинской академии открывало широкую дорогу не только для врачебной практики, но и для получения придворных врачебных должностей и преподавательской работы. Арабы внесли большой вклад в развитие знаний от лекарственных растениях. В отличие от Европы на мусульманском Востоке еще в Средневековье работали врачи-женщины. Их услугами пользовались во время военных походов, когда полевые больницы передвигались вместе с армией, оперативно размещаясь в крепостях или в палатках.

2. Недостатки медицины халифатов (влияние религии).

В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в данном регионе. Завоевывая города, арабы не стремились сломать или переделать хорошо заведенный византийцами и персами порядок управления (они не были к этому готовы). Даже в религиозной сфере (наиболее важной по обычаям того времени) во времена правления Омейядов мусульмане-арабы проявляли значительную терпимость к иноверцам (христианам, иудеям, зороастрийцам): уплачивая поземельную (харадж) и подушную (джизья) подать, они могли сохранять свою старую веру и принимали широкое участие в хозяйственной и научной жизни Халифата, служили при дворе и участвовали в управлении. В значительной степени это объяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели. Некоторые ученые-иноверцы принимали ислам, что также имело свои последствия: будучи образованными людьми, они во многом определяли пути развития мусульманской культуры.

3. Представление о болезни, лечение внутренних болезней и зубоврачевание.

Представления о болезни у арабов формировались под влиянием древнегреческих учений о четырех субстанциях и четырех телесных соках, изложенных в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем прокомментированных в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из субстанций и жидкостей участвует (в разных пропорциях) в создании четырех качеств: тепла, холода, сухости и влажности, которые определяют мизадж – темперамент каждого человека. Он может быть нормальным в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным» (разных степеней сложности)

Хирургия в средневековом арабоязычном мире достигла заметного прогресса. Несмотря на строгие религиозные ограничения, она продвинулась далеко вперед. Прежде всего это касается операций на глазах и успешных абдоминальных и акушерских вмешательств, лечение травматических повреждений и вывихов. Самым видным хирургом считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас ал-Захрави (936-1013гг.). Ал-Захрави блестяще оперировал. Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга. К его приоритетам относятся: применение кетгута(шовный материал) в абдоминальной (внутриполостная)хирургии и для подкожных швов, шов ниткой с двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе, описал что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты. Ал-Захрави разработал методику местного прижигания при хирургических операциях.

Рассматривая вопрос о зубоврачебной помощи, Абуль-Касым описал операцию удаления зуба с применением золотой нити. Глубокое и почти безошибочное сочинение по хирургии, в отличие от трудов античных авторов, прекрасно иллюстрировано. Рисунки позволяют представить ход операции и 150 инструментов, лично изобретенных и успешно применявшихся. Среди изображенных хирургических приспособлений имеется не только примитивный пинцет, но и множество разнообразных инструментов стоматолога.

4. Больничное дело, вклад Абу Бакр ал-Рази в его развитие.

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Ар-Рази (лат. Rhazes 850 – 923). Медициной Ар-Рази начал заниматься относительно поздно – когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни он провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками.

Ар-Рази составил первые в арабской литературе энциклопедические труды по медицине. Это «Всеобъемлющая книга по медицине» в 25 томах и «Медицинская книга» в 10 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы.

Среди многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори». Это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний. В нем Ар-Рази четко сформулировал идею их заразности и описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего.

Предвидя специализацию врачебного труда, он написал работу «Один врач не может лечить все болезни», учитывая отсутствие врачей для широких слоев населения – книгу «Для тех, у кого нет врача».

5. Развитие хирургии в Арабских халифатах

Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой (как это имело место в древнем мире). Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала вскрытие трупов. В халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание. Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим аз-Захрави (лат. Abulcasis; около 936 – 1013, Кордова). Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с ниткой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави); он был автором новых хирургических инструментов (более 150), и единственным автором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках. Аз-Захрави разработал методику местного прижигания (каутеризация) в хирургических операциях и производил его чаще каутером. Энциклопедический труд аз-Захрави «Книга о представлении медицинских знаний в распоряжение тому, кому не удается их составление», содержит 30 томов, в которых обобщен опыт всей его жизни. Из них особый интерес ученых всегда вызывал тридцатый трактат, посвященный хирургии и хирургическим инструментам.

6. Учение о глазных болезнях Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (лат. Alhazen, 965 – 1039, Каир) первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т. д.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили (Х в.), один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название «операция Аммара». Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес Али ибн Иса, живший в Багдаде в первой половине XI в. В предисловии к своей знаменитой книге «Меморандум для окулистов» он отметил, что испытал значительное влияние Галена. Первая часть меморандума посвящена описанию глаза и его строения, вторая – болезням глаза, которые ощущаются органами чувств, третья – болезням глаза, которые незаметны для больного. Переведенная на латинский язык, эта книга в течение веков была главным учебным руководством для студентов и вплоть до XVII в. оставалась основным трудом по офтальмологии в Западной Европе. Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

7. Вклад Абу Али ибн Сины в развитие медицины в Средней Азии

После распада Халифата в IX-XI вв. одним из важнейших научных центров Востока стала Средняя Азия. Государство Саманидов которое достигло своего расцвета в Х в. В 980 г. Недалеко от Бухары, в селении Афшана (территория Узбекистана) родился Абу Али ибн Сина. Ибн Сина оставил более 450 сочинений, из которых до наших дней сохранилось лишь 238. Его «Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний и состоит из пяти книг.

Первая посвящена теории медицины и состоит из четырех больших разделов: введение, анатомия и физиология, причины болезней, симптомы болезней, диета, профилактика, общи принципы лечения. Вторая посвящена простым лекарствам растительного и животного происхождения. В третьей описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам от «головы до пят»). Четвертая посвящена методам лечения (хирургия, лечение вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и др.) и общим заболеваниям организма (заразные болезни, лихорадки, учение о ядах, косметика). Описывая хирургические операции, он выделяет три момента: 1)знание анатомии, 2)чистота хирургического инструмента, 3)особая забота о пациенте после операции. В пятой описаны «сложные лекарства, яды и противоядия. В целом в «Каноне» представлено 811 лекарственных средств; растительного 526, животного 125, минерального 85.

8. « Канон медицины» Ибн Сины – энциклопедия медицинских знаний

«Канон врачебной науки» разделен на пять книг. Первая книга содержит определение понятия медицины, сведения по анатомии и общие сведения о болезнях, их причинах и проявлениях, о сохранении здоровья и способах лечения вообще. Во второй книге излагается учение о простых лекарствах и о способах их действия. Третья книга содержит частную патологию и терапию, описание отдельных болезней и способов их лечения. Четвертая книга посвящена хирургии и общему учению о лихорадке. В пятой книге описаны сложные лекарственные вещества, яды и противоядия.

Большое место в «Каноне врачебной науки» занимают вопросы гигиены. Правила охраны здоровья, гигиенические предписания, диететика Ибн-Сины на протяжении ряда столетий являлись исходным пунктом для множества последующих сочинений на эти темы. Многие из предписаний» Ибн-Сины сохранили свое значение до настоящего времени.

Большое внимание Ибн-Сина уделял вопросам охраны здоровья и предупреждения заболеваний, так как сущность болезней в то время оставалась неизвестной, действенных способов лечения зачастую не было. Ибн-Сина очень кратко изложил законы здоровья и в четкой системе перечислил внешние и внутренние силы, влияющие на сохранение его.

Другой сильной стороной «Канона врачебной науки» является клиника. Точные описания клинической картины болезней, тонкости диагностики, первые описания ряда клинических явлений, их объяснения Диагностические методы Ибн-Сины разнообразны: ощупывание, наблюдение над пульсом, определение влажности или сухости


написать администратору сайта