1. Моральная культура личности юриста Правовая культура личности юриста
Скачать 35.41 Kb.
|
План Введение 1.Моральная культура личности юриста 2.Правовая культура личности юриста 3.Ф.Н Плевако о роли справедливости в правоохранительной деятельности Заключение Список литературы Введение В отечественной правовой литературе большое внимание уделяется проблеме сочетания и взаимодействия таких важнейших социальных регуляторов, как право и мораль. Эта проблема имеет очевидное значение в сферах правотворчества и правоприменения. Особую остроту она приобретает при осуществлении правосудия, когда правовые критерии оценки конфликтных ситуаций оказываются недостаточными, и обращение к совести, чести, нравственному долгу не только естественно, но и неизбежно. При осуществлении своей профессиональной деятельности юристы имеют дело в первую очередь с правовыми нормами, именно их они исследуют и применяют при разрешении того или иного вопроса. Однако зачастую только правовых норм бывает недостаточно, и возникает необходимость поиска иных социальных норм, прежде всего норм морали, нередко специфических, рожденных в особой системе отношений. Целью данной работы ставится понимание нравственного смысла профессиональных этических норм и, в будущем, умение применять их на практике, в какой бы сфере общественного служения ни был занят будущий юрист на протяжении всей своей жизненной карьеры. Моральная культура личности Мораль представляет собой особую систему предписаний, правил поведения, регулирующих общественные отношения в соответствии со сложившимися в обществе критериями добра, зла, справедливости, честности, добросовестности, правды, неправды и т.п. Исполнение норм морали обеспечивается не государственным принуждением, а авторитетом общественного мнения, боязнью порицания со стороны окружающих, страхом утратить уважение и хорошую репутацию. Нормы морали и права находятся в неразрывном взаимодействии, поскольку играют в системе регулирования общественных отношений одинаково значимые роли, немыслимы в отрыве друг от друга, взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга. Мораль как явление историческое изменяется и развивается в ходе общего прогресса человечества, однако во все времена критерием моральных норм выступают категории добра, зла, честности, порядочности, совести. Мораль охватывает почти все сферы жизни — экономику, политику, право и др. С помощью морали согласуется поведение личности с интересами общества, преодолевается противоречие между ними, регулируются межличностные общения. В каждой области человеческой деятельности большое место отводится моральным требованиям. Их значение особенно велико в профессии юриста, связанной с жизнью и смертью, здоровьем, честью и достоинством человека. От моральных качеств юриста-специалиста (честности, неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом) зависит судьба человека — его клиента, подследственного, подсудимого. Правовая этика — научно-практическая дисциплина, которая изучает моральные закономерности системы «человек — право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы. Этическая культура юриста — система моральных принципов и норм, которые сформировались как результат чувств, знаний, потребностей юриста и выражают в его моральном поведении гармонию внутренних убеждений и их внешних проявлений . Все указанные элементы тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга. Однако исходным в их взаимоотношении является моральное сознание. Оно в значительной степени определяет моральные отношения и моральное поведение, предписывает их через нормы и принципы. Так, презумпция невиновности означает признание достоинства и ценности личности. Моральное сознание дает оценку правовым и иным явлениям социальной действительности (поступку, поведению, образу жизни). Без него невозможен анализ этико-правовых категорий. Поведение юриста — это объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика. Оно выражается через совокупность совершаемых поступков, имеющих нравственное значение. Так, вымогание следователем признания у обвиняемого находится в противоречии с нравственной и правовой нормой. Такой поступок является аморальным. Если профессионально-правовая этика — это живое функционирование морали в процессе юридической деятельности, то этическая культура юриста, будучи основой правовой этики, представляет собой внутреннее (природное) приказание следовать моральным принципам и нормам, сформировавшимся в обществе. Этическая культура — это естественное ядро профессиональной культуры юриста как личности, категорическое веление совершать моральные поступки при исполнении служебных обязанностей. Она не приемлет неморальную деятельность, угрозы, психологическое давление, разные виды насилия, иные негуманные средства решения юридических вопросов Нравственность и культура юриста рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наиболее результативным эффектом. Недооценка этих факторов порождается довольно распространенным мнением, что служебная деятельность юристов настолько строго регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями, инструкциями, требованиями служебной дисциплины и т.д., что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно выполнять свои функциональные обязанности. Мнение это глубоко ошибочно по целому ряду причин. Во-первых, современное общество, в том числе и юридическая деятельность, находится в условиях постоянного изменения, причем эта динамика носит исключительно интенсивный, подчас даже непредсказуемый характер, в силу чего административно-правовые документы и приказы могут определить деятельность сотрудника только в самых общих чертах. Их интерпретацию применительно к той или иной конкретной ситуации зачастую определяет руководитель служебного коллектива (где не последнюю роль играет нравственный компонент), а порой и сам исполнитель. Во-вторых, все документы служебно-правового характера (в том числе приказы и приказания) не содержат четко определенных решений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решения должны быть приняты. Рамки эти бывают зачастую настолько широки, что в зависимости от уровня культуры и нравственной воспитанности сотрудника поставленная задача может быть решена как казенно, формально-бюрократически, так и творчески – максимально результативно и с “человеческим лицом”. В-третьих, функциональные обязанности можно выполнять по-разному. Можно в минимально допустимом объеме, так сказать, “ от сих до сих”, компенсируя это созданием видимости кипучего знтузиазма, а можно, как сказал поэт, “не знать ни зим ни лет”, а работать с максимальной отдачей, вызывая “огонь на себя”, самоотверженно превращая интересы службы в главный смысл своей жизни. Определяет характер выполнения служебного долга в этом случае лишь нравственность сотрудника, его совесть. В-четвертых, в деятельности любого юриста обязательно наличествует элемент секретности, во многих ситуациях отсутствует решение, четко определенное служебными документами, нормами права. Поэтому во многих случаях он вынужден действовать в соответствии со своими моральными понятиями добра и зла, справедливости, долга, чести и др. И здесь существует важное отличие деятельности сотрудника от всех других сфер социальной жизнедеятельности: отсутствие морального контроля со стороны общественного мнения. Таким образом, в данном случае единственным судьей правильности, т.е. подлинной моральности его действий, оказываются его культура и его нравственность, его совесть. И, наконец, в-пятых, общеизвестно, что между нравственным и безнравственным поведением пролегает довольно широкая “пограничная полоса”, которую непременно проходит личность и где она плавно деформируется. Таким образом для работников юридической сферы знания о принципах и идеалах морали считаются необходимыми, поскольку позволяют осуществления морального выбора, то есть определять свою линию поведения в соответствии с социального идеала, принимать решения в рамках закона, которое 6 не противоречило потребностям и интересам общества. Это, в свою очередь, утверждает авторитет юридической профессии, способствует повышению авторитета права, а значит - укреплению режима законности и правопорядка. Аморальные поступки работников юридических учреждений приводят к значительным потерям духовного и материального происхождения, к правовому нигилизму, произвола властей. 2.Правовая культура личности юриста Правовая культура личности юриста- это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Правовая культура личности предполагает: 1.наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез); 2.убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости; Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан 3.умение пользоваться правовым инструментарием – законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, прибегать к использованию всех достижений юридической науки и практики при принятии и оформлении решений. 4. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез); 5. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез). Юрист - личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители - часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок, с которыми не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений - схватка между личностями, характерами. Человек формируется в личность в процессе социальной практики. Юридическое образование - первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом. Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизма правового регулирования, правового поля государства, а не только его отдельных направлений. Правовая культура юриста содержится в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания. Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций – познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую. Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда и т.д. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность доброта и т.д. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности — это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта. 3.Ф.Н.Плевако о роли справедливости в правоохранительной деятельности "Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь… Старушка украла старый чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно…" Этой фразой Федор Плевако, легендарный российский адвокат, обезоружил присяжных заседателей, которые несколько минут назад согласно кивали в такт речи прокурора, говорящего, что дошедшая до крайней бедности пожилая женщина достойна жалости, но частная собственность священна. Тем не менее вердикт коллегии был: "Не виновна". Также одной фразы хватило адвокату, чтобы присяжные вынесли оправдательный вердикт в отношении священника, обвиненного в прелюбодеянии и мелких кражах: "Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас отпустите ли вы ему его грех?" Однако за кажущейся легкостью побед Плевако в суде стояла не только его природная ораторская одаренность, но, главным образом, тщательная подготовка к каждому уголовному и гражданскому процессу, глубокое изучение всех обстоятельств дела, всесторонний анализ доказательств обвинения, показаний подсудимых и свидетелей. Его речи отличались психологической глубиной и житейской мудростью. "Плевако подходит к пюпитру, полминуты в упор глядит на присяжных и начинает говорить. Речь его ровна, мягка, искренна… Образных выражений, хороших мыслей и других красот многое множество… Дикция лезет в самую душу, из глаз глядит огонь… Сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно…" — писал выдающийся русский писатель Антон Павлович Чехов. "Дуракам и гениям закон не писан: то, за что заклеймили бы обыкновенного среднего человека, совершенно сходит с рук людям силы, поскольку эта сила проявляется в тех или иных выдающихся их качествах". Это тоже о Плевако, но из ироничного фельетона Александра Серафимовича "Закон Плевако", опубликованного в 1902 году. Хотя лучше всего профессиональные приемы и неповторимый стиль обращения с судьями и присяжными заседателями характеризуют собственные высказывания великого адвоката. Одними из важнейших высказывании являются «О справедливости» Оканчивая мое обвинительное слово, я жду вашего (обращение к присяжным) решения. Думаю, что вы сознаете, что дело правосудия есть дело великое. Надеюсь, что мне, как вашему собрату по стране, не придется краснеть за вас, что вы сознаете, что нужно давать руку помощи упавшему, поднять грешника кающегося, оказать милость страждущему. Но, милуя грешника, не давайте ему пользоваться плодами греха! (1882 год, дело супружеской четы семена и Марии Замятниных, обвиняемых в вымогательстве. Плевако представлял пострадавшего.) Наделы [выделенные крестьянам в аренду помещиком] в имениях графа согласны с буквой закона; требовать от него большего во имя идеального права нельзя. Для тех людей, которые не знают долга выше предписанного законом, которые не чуют, что закон — это минимум правды, над которой высится иной идеал, иной долг, внятный только нравственному чувству, — для тех людей факт данного надела — факт безупречный, полная мера обязанностей графа к крестьянам, чуждая всякого захвата и вреда. (1880 год, дело крестьян села Люторич). Законодатель знает, что есть случаи, когда интересы высшей справедливости устраняют применение закона. Законодатель знает, что есть случаи, когда мерить мерой закона, значит — смеяться над законом и совершать публично акт беззакония (1880 год, дело крестьян села Люторич). Господа, обществу нужно правосудие; правосудие же должно карать тех, чья вина доказана на суде. Общество не нуждается, чтобы для потехи одних и на страх другим, время от времени произносили обвинения против сильных мира, хотя бы за ними не было никакой вины. Теория, проповедующая, что изредка необходимо прозвучать цепями осужденных, изредка необходимо наполнять тюрьмы жертвами, недостойна нашего времени. Вы не поддадитесь ей" (1886 год, дело Дмитриевой и Каструбо-Карицкого, обвиняемых в краже процентных бумаг и в незаконном проведении аборта). Правосудие — вовсе не путь, которым, как жребием, выделяется из общества жертва возмездия за совершившиеся грехи, очищение лежащего на обществе подозрения (1890 год, дело Александры Максименко, обвиняемой в отравлении мужа). Не умаляйте силы улик, но и не преувеличивайте их — вот о чем я вас (обращение к присяжным) прошу. Не преувеличивайте силу человеческих способностей в изыскании разгадки, если таинственные условия дела не поддаются спокойной и ясной оценке, но оставляют сомнения, не устранимые никакими выкладками. Тогда, как бы ни не понравилось ваше решение тем больным умам, которые ищут всякого случая похулить вашу работу, вы скажете нам, что вина подсудимой не доказана (1890 год, дело Александры Максименко, обвиняемой в отравлении мужа).Н Плевако о роли справедливости в правоохранительной деятельности Заключение Важная социальная роль юриста в правовом цивилизованном государстве предъявляет к нему высокие профессиональные и морально-этические требования. Для того чтобы отвечать этим высоким требованиям, каждый, избравший в качестве профессии юридическую деятельность должен постоянно повышать свой общий культурный и профессиональный уровень, чтобы полностью отвечать современным требованиям и высокому предназначению юридической профессии в жизни общества. Значение юридической этики состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием. Правовая и моральная культура, раскрывает и пропагандирует гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие как на законодательство, так и на правоприменение. Юридическая этика способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации. Литература 1. Васильев В.Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности. СПб., 1995. 2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996. 3. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учебное пособие.- М.: Издательство БЕК, 1997.- 330 с. 4. Кони А.Ф. Приемы и задачи обвинения// Избранные произведения. М., 1959. 5. Осамн А. Что надо знать о юристах // Экономика и время N 39 (426) от 13 декабря 2004 г. 6. 1. Алексеев А.И. Профессия – правовед: введение в юридическую специальность / Алексеев А.И., Ястребов В.Б. – М.: Юрист, 2008. – 365с. 7. Бандурка A.M. – Х.: Университет внутр. дел, 2009. – 405с. 8. Букреев В.И. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению. Учеб.пособ. / Букреев В.И., Римская И.Н. – М.: Юрайт, 2008. – 276с. 9. Козюбра Н.И. Правовое воспитание / Козюбра Н.И., Оксамытный В.В., Рабинович П.М. – К.: Право, 2005. – 276с. 10. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика / Кукушин В.М. – М.: Астрель, 2004. – 405с. 11.Арнольдов А. И. Введение в культурологию. Учебное пособие.- М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.- 352с. 12. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 1999. - 216 с. 13. Никитин А. Ф. Что такое правовая культура?: кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1988, - 112 с. |