Главная страница

Эссе. история. 1. Национальноосвободительное движение является ответом на политическое, экономическое, идеологическое, духовнокультурное доминирование метрополии


Скачать 20.13 Kb.
Название1. Национальноосвободительное движение является ответом на политическое, экономическое, идеологическое, духовнокультурное доминирование метрополии
Дата10.02.2022
Размер20.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория.docx
ТипДокументы
#357820

1.Национально-освободительное движение является ответом на политическое, экономическое, идеологическое, духовно-культурное доминирование метрополии. Там, где действует классический принцип империализма, то есть политика «разделяй и властвуй», предаются забвению политические и экономические интересы коренного населения. Для национально-освободительного движения существенное значение имеют численность участников, размеры территории, где происходят события, реальная историческая ситуация в регионе, - то есть совокупность внешних и внутренних факторов. Национально-освободительное движение, или восстание, занимало особое место в сознании казахского народа. Понятны причины и мотивы этого: народ, находившийся в течение трех веков сначала под влиянием Российской империи, а затем под натиском тоталитарной системы, переживший многоформатную насильственную модернизацию, никогда не отказывался от попыток отстоять свой суверенитет и выйти на путь самостоятельного развития. Сущность национальной идеи освободительного движения заключалась в освобождении страны от колониальной власти, защите и сохранении единства нации. Социальные потрясения в обществе свидетельствуют, как правило, об общем недовольстве системой. Казахский народ глубоко осознавал ценности государственности, государственной власти и территории. Если бы не было в истории страниц, полных борьбы за исконные земли предков, то не прославлял бы он своих героев - ханов, биев-батыров - в песнях, сказаниях, тем самым сохраняя историю для потомков. Сырым, Исатай, Махамбет, Кенесары, Амангельды стремились ограничить колониальный чиновничий беспредел, стремились дать широкий простор степной демократии.

2. Уже во второй половине XIX века в Казахстан проникает российский капитал, основной сферой его приложения стали горнодобывающая промышленность и предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Этому сопутствовали: богатые недра, огромные площади земель, сдававшиеся в аренду или продававшиеся за бесценок, дешевое сырье, избыточная рабочая сила.

3. Промышленное освоение месторождений Казахстана происходило с широким использованием зарубежных инвестиций. В 1904 году иностранные предприниматели взяли в аренду Спасско-Воскресенский, Успенский медные рудники, Спасский медеплавильный завод, Карагандинские угольные копи. Контрольный пакет акций этих предприятий принадлежал англо-французским предпринимателям, рядовыми акционерами были финансисты Америки, Германии, Швеции, Австрии, Испании и других стран. В 1906 году в Лондоне было создано Акционерное общество Атбасарских медных копей; в 1907 году англичане взяли в аренду Жезказганские медные месторождения. То же самое произошло с предприятиями Риддера и Экибастуза. Начинают развиваться предприятия коммуникаций (транспорт, связь). Курсируют пароходы по Ертису, Балхашу, Или; строятся Оренбургско-Ташкентская и другие железные дороги. Значительную роль в грузоперевозках стала играть Транссибирская магистраль и, в частности, ее западный участок, 178 верст которой проходил по Акмолинской области. Всего в Казахстане было построено 482 версты железных дорог. Заметно развивается и ярмарочная торговля. В областях с объемом торговли 1 млн. рублей и более действовали крупные ярмарки: в Акмолинской - Таинчикульская, Константиновская, Петровская, Кояндинская; в Семипалатинской - Чарская; Сырдарьинской - Аулие-Атинская; Каркаринская - в Жетису; Кокжарская и Каракамысская - в Западном Казахстане. Тенденции социально-экономического развития оказывают существенное влияние на рост городов, которые выполняли функции торговых, промышленных, административных центров.

4. Одним из важнейших феноменов казахской культуры начала XX века является появление тонкого, но инициативного и авторитетного слоя просвещенных казахов, получивших образование европейского уровня преимущественно в России (Москва, Петербург, Казань, Томск, Омск, Варшава). Именно в этом интеллектуальном слое возникла патриотическая идея защиты малограмотного и непросвещенного, в основной массе, казахского населения от произвола и угнетения властей. Движение получило свое название от имени мифического хана казахов - Алаша хана. В названии «Алаш», тождественном слову «казах», получила свое воплощение идея объединения всех казахских земель под единой властью, а также идея о независимом Казахском государстве - основном инструменте в системе защиты национальных интересов.

5. В начале 20го века форсированными темпами шла дальнейшая колонизация азиатского Востока России. Только в 1907-1912 гг. было переселено из европейской части страны 2 млн. 400 тыс. человек. Масштабно шла колонизация и в Казахстане. Царизм создал переселенческий фонд, лишив казахов к 1916 г. 40 млн. га. Лучших земель, вытеснив их в бесплодную степь и горы. К 1917 г. в Казахстане под переселенческие участки, под лесные дачи казачьих войск, помещичьи имения, монастырские участки, для городов и полос отчуждения железных дорог были изъяты 45147765 дес. лучших пахотных земель и пастбищных угодий. Ещё более интенсивным и масштабным стало ограбление края в годы первой мировой войны. Война вызвала в стране развал промышленности, упадок сельского хозяйства, транспортный кризис, голод.

6. Главными причинами восстания стали: усилившийся колониальный, национальный гнет, произвол местных властей, политика русификации, массовое изъятие пастбищных земель у казахов под переселенческие фонды (45 млн. десятин), мобилизация мужского населения на фронт. Обострение всей совокупности национальных и социальных противоречий вызвала война. Началась массовая реквизиция скота и фуража, неимоверно возросли налоги, резко ухудшилось положение рабочих в городах, на промышленных предприятиях. В годы войны Казахстан стал местом размещения военнопленных.
Непосредственным поводом к восстанию стал царский Указ от 25 июня 1916 года «О реквизиции на тыловые работы инородческого мужского населения» Казахстана и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет. Главной целью восстания 1916 года являлось национальное и политическое освобождение, тем самым оно подводило итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость.

Основной движущей силой восстания были широкие слои нацио­нального крестьянства—шаруа, а также представители нарождавше­гося рабочего класса, ремесленники. Крупнейшими центрами восстания были Семиреченский и Тургайский очаги. Тургайское восстание, во главе которого стояли А. Иманов и А. Джангильдин, было самым упорным и длительным. Как свидетельствуют архивные документы, численность повстанческих отрядов в самый пик восстания составляла около 50 000 чел.


написать администратору сайта