Семинар №4. 1. Ноосфера от др греч. разум шар
Скачать 21.08 Kb.
|
1.Ноосфе́ра (от др.-греч. νοῦς «разум» + σφαῖρα «шар»; дословно «сфера разума») — гипотетическая сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера»). Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. 2. «Феномен человека» (фр. Le Phénomène humain) — основное философское сочинение французского католического философа и антрополога Пьер Тейяра де Шардена, трактат, написанный в 1938—1940 годах и опубликованный посмертно в 1955 году. Согласно развёрнутой в работе концепции, всякой материи присуща некая внутренняя энергия, имеющая психическую природу и проявляющаяся на уровне человека как сознание. Именно это начало служит движущей пружиной эволюции, основным направлением которой является развитие психики, сознания (и параллельное усложнение материальных форм). С возникновением в ходе эволюции человека рождается и постепенно развёртывается ноосфера. Кульминационным пунктом её развития становится «точка Омега», когда из синергии индивидуальных человеческих сознаний, связанных любовью, рождается некий единый мыслящий организм, высшее сознание. Это высшее сознание (Омега), существующее вне пространства и времени, оказывается тем «очагом духа», который с начала времён влечёт материю, жизнь к возрастанию сознания. Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) - французский философ, ученый (палеонтолог, антрополог, археолог) и католический теолог. Член ордена иезуитов, священник. Один из первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). Видел свое призвание в радикальном обновлении христианского вероучения, в коренном преобразовании религии в соответствии с современной науки. За это был лишен права преподавания, публикации произведений, изгнанный церковными властями из Франции. Более 20 лет прожил в Китае. Умер в США. Произведение "Феномен человека" (1956) состоит из 4 частей: перед жизнью, жизни, мышления, сверхжизнь. Отвергает миф о создании Богом первочеловека. Тейяр считает, что человек - наиболее совершенный результат многотысячной эволюции органического мира, который развился на основе эволюции неорганического мира. Тейяр различает три последовательные, качественно различные стадии эволюции: "перед жизнью" (литосфера), "жизнь" (биосфера) и "феномен человека" (ноосфера). Отрицая как дуализм, так и материализм и спиритуализм, Тейяр определял свою философскую позицию как "монизм". Единство материи и сознания основывается на том, что материя "матрица" духовного начала. Физической ("тангенциальной») энергии, которая уменьшается по закону энтропии, противостоит духовная ("радиальная") энергия, которая растет в процессе эволюции. Духовное начало имманентное всему сущему: как источник целостности оно свойственно в скрытом виде уже молекуле и атома. В живой материи сознание приобретает психической формы. В человеке она становится "самосознанием" (человек "знает, что она знает»). Движущей силой эволюции является целенаправленная сознание ("ортогенеза»). Эволюция приобретает у Тейяра телеологической формы: ее конечная притягательная сила - вершина прогресса - пункт "Омега" (символическое обозначение Христа). "Космогенез" превращается в Тейяра в "христогенез". Появление человека, по Тейяром - не завершение эволюции, а ключ к растущему совершенствования мира. Очеловечивания Сына Божьего (Тейяр отрицает рождения Иисуса девой Марией) указывает на исключительную роль человека в дальнейшей эволюции. Мир, существующий, несовершенен. Человеческие страдания (которые символизирует распятие Христа) - стимул активном содействии человека совершенствованию бытия. Самосознание - источник «персонализации» - вызывает стремление к "социализации", которую Тейяр понимает как единодушие, Социальные взгляды Тейяра имеют гуманистический характер, но утопические. Социальный прогресс в него основывается на нравственных начал - всеобщей любви, нравственные устремления имеют религиозную оболочку, устремления "вперед" сочетается с стремлением "вверх". Социальный идеал Тейяра отождествляется с "вторым пришествием" Христа. Таким образом, теология в Тейяра перерастает в христологию. Учение Тейяра получило широкое распространение как в кругах интеллигенции Франции, так и в других странах. Тейярдизм стал наиболее влиятельной теологией, противостоящей неотомизма. 3. Концепция ноосферы В.И. Вернадский выявил геологическую роль жизни, живого вещества в планетарных процессах, а в этом живом веществе он выделил человека как геологическую силу, изменяющую естественные биогеохимические процессы планеты. По его мнению, ноосфера - это материальное образование, как результат естественноисторического развития биосферы и как результат планомерного труда человечества. Становление ноосферы - природное явление, резко материально проявляющееся в окружающей человека среде. Предпосылки становления ноосферы связаны с естественным процессом цефализации. Это определённое направление эволюции, выражающееся как усложнение центральной нервной системы и увеличение объёма головного мозга. 4. Социализм, как указывал Маркс, есть новый способ существования человека. Он представляет собой такое общество, в котором уничтожается эксплуатация человека человеком и осуществляется свободное развитие всех индивидов. Но это возможно тогда, когда преодолевается отчуждение работников труда от средств производства и орудий труда, а капиталистическая частная собственность замещается общественной и личной собственностью. А это означает, что социализм есть такая форма организации общественного производства, в котором труд становится собственником созданного им капитала, поэтому социализм есть общество, в котором уничтожается власть капитала над трудом, уничтожается строй капиталократии, и на его месте устанавливается власть труда – трудократ Заслуга основателей марксизма как учения – К. Маркса и Ф. Энгельса – состоит в том, что на основе разработанных ими теории капиталистического общества (теории капитала), формационной теории истории, исторического и диалектического материализма они впервые в истории человечества поставили проблему его перехода к социализму на научную основу в результате обобщения достижений общественных и естественных наук той эпохи. Вот почему социализм – это не только общественный идеал, социальная практика его созидания, но и наука. И социализм как научная теория о справедливом бесклассовом обществе развивается вместе с эволюцией науки, 16 социальной практикой социалистических революций и социалистического строительства. Социализм как наука есть высшее достижение человеческой мысли в поиске справедливого устройства жизни общества на Земле, при котором раскрывается творчество человека, торжествует его коллективистская сущность, преодолевается отчуждение человека от самого себя, своей природы, средств производства и производимого продукта труда, от своей жизни и природы в целом. Социализм есть действенный, реальный гуманизм, призванный осуществить «очеловечивание человека», обеспечить ему возможность подлинного исторического творчества. 3 Ноосферный социализм есть социализм, в котором новый способ существования человека приобретает не только смысл социалистического существования человека для себя, для раскрытия своего творческого потенциала, гармонического, всестороннего развития личности как основания гармонического развития общества, но и для обеспечения динамической социоприродной – ноосферной – гармонии Ноосферный социализм означает, что человек поднимается на уровень осознания сложности и своеобразной органичности планеты Земля и биосферы, чтобы суметь реализовать свою ответственность за дальнейшую эволюцию жизни на Земле, а не только жизни самого человечества. 9 В этом смысловом измерении ноосферный социализм есть возвышение качества человека, раскрытие его сущности как космического разума |