Активные методы социально-психологического обучения. 1. Обоснуйте сущность и содержание игровых методов активного социальнопсихологического обучения
Скачать 226.31 Kb.
|
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» (наименование института полностью) Кафедра /департамент /центр1 __________________________________________________ (наименование кафедры/департамента/центра полностью) 37.03.01 Психология (код и наименование направления подготовки, специальности) (направленность (профиль) / специализация) Практическое задание № 3 по учебному курсу «Активные методы социально-психологического обучения» (наименование учебного курса) Вариант ____ (при наличии)
Тольятти 2022 1. Обоснуйте сущность и содержание игровых методов активного социально-психологического обучения. Игровые методы – вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности. Преимущества этого метода состоят в том, что ситуацию в игре можно разыгрывать сколько угодно раз, до тех пор, пока участники не будут удовлетворены качеством выполнения той или иной роли. В игре также наличествуют две важнейшие составляющие обучения – необходимая мотивация и позитивный эмоциональный тонус. Именно в игре возможен переход от психологической работы над людьми к психологической работе с людьми. Игра, даже индивидуальная, чаще всего акт взаимодействия человека с реальным или воображаемым партнером. Обязательным условием в любой игре является имитация какой-либо реальной ситуации. Подавляющее большинство игр многофункционально. Атрибутами любой игры являются ролевой набор, технология игры, игровое взаимодействие. Ролевой набор является важнейшим компонентом игры. Роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса. Ролевой набор игры – совокупность ролей участников игры, позволяющих реализовать технологию игры. Технология игры – совокупность сценария, правил и последовательности реализации ролевого поведения, а также санкций за их нарушение. Игровое взаимодействие – совместное поведение участников игры, определяемое ее сценарием. В определенных ситуациях игровое взаимодействие может регулироваться не сценарием, а указаниями руководителя («вводные»), а также самими участниками (нарушение правил или творчество). Обучающие игры отличает четкая структурированность, наличие явно прописанного алгоритма действий, наличие ролевого набора или общей для всех участников роли и др. Такие игры проводятся в специально создаваемых группах, участники которых при содействии ведущего включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи в самосовершенствовании, в преодолении преград на этом пути. Существует несколько классификаций игр. По составу участников выделяют: игра с партнером, игра с соперником, игра с тренажером, игра с компьютером, игра с природой. По характеру игрового процесса игры бывают: игра-сотрудничество, игра-соперничество, игра-соревнование. По динамике их течения выделяют: игры с ограниченным числом ходов, игры с неограниченным числом ходов, саморазвивающиеся игры с регламентированным масштабом времени и без него. По составу элементов и структуре выделяют игры: имитационные и операционные. По целевому назначению можно выделить ролевую игру, деловую игру, организационно-деятельностную игру. 2. Назовите игровые методы активного социально-психологического обучения, их отличия друг от друга. Игра – вид деятельности, осуществляющейся в моделируемых ситуациях, мотивом которой является получение психологического результата. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, следование которым обеспечивает познание действительности и личностный рост участников. К игровым методам активного социально-психологического обучения относятся ролевая игра, деловая игра, организационно-деятельностная игра. Под деловой игрой понимается процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многошагового уточнения факторов наличной ситуации, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры. Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чем создаются все новые и новые частные производственные ситуации, решение которых должно подчиняться общей цели деловой игры. Ролевые игры – род игровых методов активного обучения, основанных на моделировании и проигрывании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи. В условиях ролевой игры обучаемый сталкивается с ситуациями, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки. Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше овладевает знаниями, навыками и умениями при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему или усвоенной им. Операциональные игры – род игровых методов обучения основанных на моделировании структурно-функционального строения учебно-профессиональной деятельности. В операциональных играх, в отличие от ролевых, более подчеркнут аспект инструментального обучения, обучения средствам и способам поведения и деятельности, в то же время формализован и упрощен аспект межличностных отношений. Организационно-деятельностнаяигра – игровой метод активного социально-психологического обучения, в ходе которой с использованием моделирования организации профессиональной деятельности обучаемыми решаются актуальные теоретические и практические проблемы, развивается рефлексивный компонент творческого мышления. Каждая организационно-деятельностная игра, как правило, проводится в течение пяти дней и делится на следующие этапы: самоопределение; анализ проблемы; определение системы ценностей и целей деятельности; определение системы средств осуществления деятельности; построение проекта измененной деятельности. Управление организационно-деятельностной игрой требует от организаторов большой гибкости, творчества на всех этапах ее подготовки и проведения. 3. Охарактеризуйте метод ролевой игры как игровой метод активного социально-психологического обучения. Ролевая игра – один из методов активного обучения, предлагающий исполнение ее участниками различных ролей, значимых для них в реальной жизни. В условиях ролевой игры обучаемый сталкивается с ситуациями, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки. Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше овладевает знаниями, навыками и умениями при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему или усвоенной им. В ролевой игре участника сталкивают с ситуациями, которые по своим психологическим составляющим аналогичны ситуациям его реальной жизни и деятельности, побуждают к активности, дают обратную связь об адекватности его действий и ставят перед необходимостью изменить неэффективные установки и модели поведения. В. Я. Платов выделяет следующие признаки ролевой игры как метода активного социально-психологического обучения. Только наличие всех из перечисленных ниже признаков позволяет отнести ту или иную игру к ролевой: – наличие в структуре игры модели коммуникации, включенной в конкретную социально-экономическую систему; – наличие ролей; – различие ролевых целей участников игры, исполняющих разные роли; – взаимодействие ролей по логике функционирования модели; – многоальтернативность решений; – наличие системы индивидуально-ролевого и группового оценивания; – наличие управляемого эмоционального напряжения. Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше овладевает знаниями, навыками и умениями при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему или усвоенной им. 4. Изложите методику подготовки и проведения ролевой игры по диагностике личностных качеств. Этапы проведения ролевой игры: 1. Подготовка к проведению игры.Ведущий объясняет суть метода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излагается сценарий и организуется игровое пространство. 2. Непосредственное проведение игры.Участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники. 3. Подведение итогов игры.Суть данного этапа - осмысление «пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, возникавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между участниками игры. Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации участниками ролевой игры могут быть; Удовлетворены ли вы результатами игры, почему?, Какие переживания вы испытали в ходе игры?, Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, что именно?, Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках компромисса?, Может ли вам пригодиться нынешний опыт, и если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни? Далее следует анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ ее участников и «обратную связь» (в их адрес от других членов группы). В комментариях не должно быть оценок ни самого человека, ни его поступков, слов и манеры общения. Продуктивная обратная связь не должна содержать советов или интерпретаций, в ней может присутствовать информация о том, какие чувства испытывает партнер (или наблюдатель), о чем он думает и как может поступить в данной ситуации. Например, его высказывание может быть следующим: «Мне не нравится, когда Вы меня перебиваете, и у меня появляется желание прервать нашу беседу». Члены учебной группы, выполняющие роль наблюдателей за развитием ситуации и сопереживающие происходящему, могут вести протоколы (карточки) наблюдения. Карточка наблюдения содержит перечень критериев для оценки по пятибалльной системе проявляемых качеств. 5. Охарактеризуйте метод деловой игры как игровой метод активного социально-психологического обучения. Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — общение, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Деловая игра обладает следующими признаками: 1. имитирует определенный аспект профессиональной деятельности. 2. участники получают роли, предопределяющие их модель поведения. 3. проводится по заранее разработанным правилам. 4. ограничена по времени. 5. есть обратная связь с организатором игры. 6. результаты деловой игры оцениваются. Деловая игра синтезирует элементы различных форм и методов обучения, обладает гибкой структурой и не ограничивается выбором объектов имитации, а предполагает ведение спонтанного возникновения ситуации. Деловая игра может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты. Деловые игры используются для решения комплексных задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п. Как правило, к деловым играм дети начинают стремиться в подростковом и старшем школьном возрасте. Особенностями игры в этом возрастном диапазоне является нацеленность на самоутверждение перед обществом, потребность в создании собственного мира, развитие воображения, фантазии, ориентация на речевую деятельность. Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения. 6. Каковы организация и методика проведения учебной деловой игры? Деловая игра способствует лучшему восприятию окружающего мира, дает опыт принятия решений, формирует характер и элементы поведения детей. Для педагога деловая игра дает возможность творческого подхода к организации совместной деятельности, отражения всех профессиональных навыков. Важным условием эффективности деловой игры считается добровольное и заинтересованное участие как педагога, так и воспитанников, а также их открытость, искренность и полнота ответов. При этом учитель должен иметь необходимые знания для организации и проведения такой формы работы. При организации и проведении деловой игры роль педагога различна – до игры он инструктор, в ходе ее проведения – консультант, на заключительном шаге – глава обсуждения вопроса. Главная задача игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, отработка точных практических умений, способствующих быстрой адаптации к новым условиям и направленных на саморазвитие личности. Процесс организации и проведения игры можно поделить на 4 этапа: 1 Проектирование игры: - сформировать единую цель игры и конкретные задачи для участников; - создать план, общие правила игры; - - описать организацию и последовательность действий участников; - подготовить задания для участников; - подготовить необходимое оборудование. 2. Организационная подготовка выбранной игры с реализацией предопределенной дидактической цели: - представление участников; - педагог объясняет участникам смысл игры, знакомит с ее программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями задачи, которые должны быть решены; - назначаются специалисты, которые наблюдают за ходом игры, подвергают анализу моделируемые ситуации, дают оценку; - определяется продолжительность игры. 3. Ход игры. 4. Подведение результатов: - анализ игры, выявление положительных и отрицательных моментов; - мнение участников о выполнении заданий, степень их индивидуальной удовлетворенности; - оценка экспертов (подсчет набранных баллов). Аспектом для оценки может служить количество и содержательность выдвинутых предложений, степень самостоятельности суждений, их практическая значимость. Требования для успешной реализации деловой игры: - проводить деловые игры желательно 1-2 раза в год; - ответственный и творческий подход к процессу подготовки и организации игры, поскольку это будет ее фундаментом при проведении; - отработка игровой модели поступков участников согласно заданной обстановке; - формулировка цели и задачи; - размещение участников для удобного общения. 7. Раскройте этапы конструирования деловой игры и их содержание. Основные этапы конструирования игры: Постановка проблемы. Выбор темы. Анализ главных закономерностей создаваемой игры. Разработка сценария, состоящего из игровых событий. Создание наиболее вероятного списка решений игроков в каждом событии. Разрабатывается система оценок. Не всегда в игре возможно применение количественной оценки. В этом случае применяется экспертная оценка. Формулировка правил игры. Предварительная отладка игры. Этапы: Этап подготовки— начинается с разработки сценария (условного отображения ситуации и объекта). В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристика действующих лиц. Этап введения в игру— начинается с определения режима работы, формулировки главной цели занятия. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация, при необходимости участники обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от доставшейся роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения. Этап проведения— с началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее ход и изменять ее. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловые игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников: организатор. Координатор. Инициатор, критик, автор, понимающий, эрудит, лидер, проблематизатор и др. Этап анализа— обсуждение и оценка игрового события предполагает выступление экспертов, обмен мнениями, защита своих мнений, выводов. Заключительный этап— педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует итог занятия в соответствии с поставленной педагогической целью. 8. Охарактеризуйте методические особенности проведения организационно-деятельностной игры. Для достижения игровых целей в организационно-деятельностной игре чередуются организационные формы деятельности: индивидуальные, парные, микрогрупповые, групповые, общеколлективные. Игра, как правило, проводится на выезде для того, чтобы все участники могли отвлечься от повседневных текущих проблем и полностью погрузиться в процесс игры. Особенности организационно-деятельностной игры: - многоуровневый способ работы (индивидуальный, микрогрупповой, общегрупповой, пленарный); - организация игры по принципу «групповая работа – пленарное заседание – рефлексия по поводу игры»; - этапность (анализ, генерирование идей, рефлексия, синтез); - концентрация во времени. Этапы организационно-деятельностной игры: 1. Предигровой этап. Здесь проводится диагностика состояния социально-экономической системы, выявляются кризисные проблемы, определяется общая стратегия игры, формируется ее структура. Далее проводится подбор игрового коллектива, продумываются составы игровых групп. В каждой группе имеется представитель из руководства игрой. Его роль состоит в создании доброжелательного морально-психологического климата в группе, контроль ее деятельности, при необходимости коррекция, а также информирование коллег по проведению игры о состоянии группы и решения проблемы для координации проведения игры. 2. Ввод игроков в игру. Здесь производится ориентирование игрового коллектива на цели и задачи игры, психологическая подготовка участников (мобилизация их творческого и интеллектуального потенциала). Среди приемов мобилизации участников можно выделить такие, как "вызов огня на себя" - провоцирование игроков на дискуссию с руководителем, среди положительных приемов могут быть шуточные конкурсы и другие приемы, вызывающие положительные эмоции. Задача этого этапа в создании из разрозненных специалистов работоспособного коллектива, способного решать поставленную задачу. 3. Работа в группах. Этот этап на протяжении игры может неоднократно повторяться при решении отдельных аспектов проблемы. Для анализа хода игры здесь могут привлекаться эксперты-специалисты, не участвующие в ходе игры (жюри). Анализ хода игры осуществляется руководством игры без участия игровых команд по выработанным участниками игры решениям, по информации консультантов о деятельности группы. В итоге вырабатывается дальнейшая стратегия проведения игры в следующем цикле. Таким образом, в ходе игры ее содержание может подвергаться коррекции, в то время как общая структура игры сохраняется. 4. Обобщение полученных результатов. По окончании игры руководством разрабатываются основные итоговые документы, содержащие постановку проблемы, ее структурное рассмотрение и предложения по ее решению. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Быков, А. К. Методы активного социально-психологического обучения: уч. пос. / А. К. Быков. – М.: Сфера, 2005. – 160 с. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И. В. Вачков. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 326 с. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов – М.: изд-во Ленинградского ун-та, 1985. – 166 Кутбиддинова, Р. А. Методы активного социально-психологического обучения: уч. пос. / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск: СахГУ. – 2014. – 137 с. 1 Оставить нужное |