Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Проблема жанрово-стилевого многообразия в драматургии А.В. Вампилова

  • Документ Microsoft Office Word. 1. Образ Иосифа Бродского


    Скачать 18.21 Kb.
    Название1. Образ Иосифа Бродского
    Дата11.12.2022
    Размер18.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Office Word.docx
    ТипДокументы
    #838980

    бродский

    1. Образ Иосифа Бродского

    Иосиф Александрович Бродский родился Иосиф Бродский 24 мая 1940 года в городе Ленинграде. Отец его, Александр Иванович Бродский (1903 - 1984), был фотографом - профессионалом. Во время Великой Отечественной войны он служил военным корреспондентом на Ленинградском фронте. После войны служил на флоте, дослужившись до звания капитана 3-го ранга. Мать, Мария Моисеевна Вольперт (1905 - 1983), во время войны в качестве переводчика помогала получать информацию от военнопленных, после войны работала бухгалтером. О своём детстве Иосиф Бродский вспоминал неохотно: «Русские не придают детству большого значения. Я, по крайней мере, не придаю. Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатления играют важную роль в дальнейшем развитии».

    Уже в отрочестве проявилась его самостоятельность, решительность, твёрдость характера. В 1955 году, не доучившись в школе (ушёл из 8 класса), поступил работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование. О своей избе - читальне, отгороженной шкафами в родительской комнате, Иосиф
    Бродский писал: «... эти десять квадратных метров принадлежали мне, и то были лучшие десять метров, которые я когда-либо знал. Если пространство обладает собственным разумом и способно выказывать предпочтение, то возможно, что хотя бы один из тех десяти метров тоже может вспоминать обо мне с нежностью. Тем более теперь, под чужими ногами».

    Он часто менял места и виды работы: фрезеровщик, техник-геофизик, санитар, кочегар, фотограф, переводчик, пытаясь найти такой заработок, который оставлял бы больше времени на чтение и сочинительство. Во время геологической поездки в Якутск в 1959 году он приобрёл в книжном магазине том стихотворений Е.А.Баратынского, прочитав который, окончательно укрепился в желании стать поэтом: « Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочёл её, тут-то я всё понял: чем надо заниматься. По крайне мере, я очень завёлся, так что Евгений Абрамыч как бы во всём виноват».

    Стихи Бродского передавались из рук в руки в машинописных и переписанных от руки списках. Быстро распространялись замечательные, отличавшиеся ранней зрелостью, зоркостью, индивидуальностью и резкостью, лирической проницательностью, стихи и поэмы: «Рождественский романс», «Шествие», «Пилигримы», «Стихи под эпиграфом», «Одиночество», «Элегия», «Гость», «Стансы городу» и др.

    Первый раз поэта арестовали в 1960 году, но очень быстро выпустили, а в 1963 году его начали по-настоящему преследовать за диссидентские высказывания. В 1964 году он был арестован за тунеядство и в этом же году, пережив сердечный приступ, направлен был на принудительное лечение в психиатрическую больницу. После нескольких судебных заседаний Бродский был признан виновным и отправлен на принудительное поселение в Архангельскую область.

    На защиту Бродского встали многие деятели искусства того времени (причем не только СССР): А. Ахматова, Д. Шостакович, С. Маршак, К. Паустовский, Ю. Герман, Жан-Поль Сартр. В результате массированной «атаки» на власть Бродский был возращен в Ленинград, но публиковаться ему не давали. За несколько лет было напечатано всего 4 стихотворения (хотя Бродского много печатали за границей).

    В 1972 году Бродскому «предложили» уехать. 4 июня 1972 года его лишили советского гражданства и он уехал в Вену.

    В декабре 1987 года, в возрасте 47 лет, Бродский был награждён Нобелевской премией по литературе: «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины». Бродский был одним из самых молодых лауреатов за все годы её присуждения.

    Прочитанная им «Нобелевская лекция» стала интеллектуальным и эстетическим бестселлером, трактующим проблему независимости творческой личности от социального окружения, духа преемственности и моральных обязательств, трагичность бытия и уроков истории грядущем поколениям.

    вампилов

    Глава 1. Проблема жанрово-стилевого многообразия в драматургии А.В. Вампилова

    Проблема жанра относится к числу важнейших вопросов литературы. В большинстве работ термины "жанр" и "вид" употребляются в качестве синонимов. В драматургии это объясняется смешением двух подходов к произведению – литературного и театрального, поскольку в театроведении термин "жанр" одновременно включает в себя и видовую, и жанровую характеристики.

    С целью разграничения жанрово-стилевого многообразия пьес автора логично использовать обозначение типологическая разновидность жанра.

    В 60 – 80-е годы ХХ века в русской драматургии отчетливо усиливаются публицистическое и философское начала, непосредственно отразившиеся на жанрово-стилистической структуре пьес. В этот период складываются три жанрово-тематические группы в драматургии: публицистическая драма (разновидностью которой стали политическая и производственная пьесы), интеллектуальная (философская) драма и социально-психологическая драма. Значительный вклад в развитие последней внес А.В. Вампилов.

    Написанные в 1958 – 1962 гг. драматические зарисовки "Месяц в деревне, или Гибель одного лирика", "Цветы и годы", "Исповедь начинающего", "Успех", "Свидание", а также малоизвестные пьесы "Тихая Заводь" и "Времена года" объединены понятием ранняя драматургия, поскольку это первые драматические опыты Вампилова, отражающие не только движение молодого писателя от прозы к драматургии, но и его жанровые предпочтения в области драмы.

    Произведения "Успех" в творчестве А.В. Вампилова представлены в двух вариантах – в виде рассказа-анекдота и одноактной пьесы. В обоих случаях автор разрабатывает водевильную схему розыгрыша, которую позднее блестяще реализует в лирической комедии "Старший сын" (жених наговаривает на себя, неся явную околесицу, что он и плут, и вор, что по нему просто-таки тюрьма плачет, и вот, когда он ждет, что его сватовство расстроится и его выгонят из дома, вдруг совсем противоположный результат – он принят и обласкан будущей тещей).

    Водевиль сочетается с фарсом в обрисовке характеров жениха и тещи. В обеих комедиях присутствует жанровая неоднозначность, свойственная всем без исключения пьесам А.В. Вампилова. "В процессе развития действия комическая идея, комические образы незаметно отходят на второй план, уступая место внутренней борьбе, происходящей в душе Погорелова, ― а это признаки психологической драмы, которая, как правило, воссоздает жизнь серьезно, трезво, прямолинейно в своей беспощадной правде".

    А.В. Вампилов уже в ранних своих пьесах-рассказах конца 50 – начала 60-х годов проявляет жанровое своеобразие своей драматургии, экспериментируя с драматическими жанрами и создавая новаторскую пьесу, опирающуюся на традиции лирической драмы И.С. Тургенева, сатирической комедии Н.В. Гоголя и психологической драматургии А.П. Чехова, выстраивая действие как психологический эксперимент.

    Драматургические опыты в раннем творчестве А.В. Вампилова подготовили создание первой опубликованной одноактной лирической комедии "Дом окнами в поле" (1963), задавшей жанровое направление таким известным многоактным пьесам драматурга, как "Прощание в июне" и "Старший сын".

    Таким образом, опыт драматических опытов А.В. Вампилова и его первой одноактной лирической комедии "Дом окнами в поле" показывает, что комическим у Вампилова является общий пафос, доминанта пьесы, там господствует стихия комического, а все прочие жанровые наслоения усиливают и оттеняют лиризм драматургического действия, ведь лирически исповедальная тональность является одним из важнейших принципов драматурга.


    написать администратору сайта