Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.4.1. Тесная связь раннего права с моралью и религией

  • 1.4.2. Преобладание обычного права над законом

  • Такой характер носили

  • 1.4.3. Сравнительная простота, невысокий уровень юридической техники

  • Чем более ранний источник, тем более выражена казуистичность.

  • 1.4.5. Формализм и символизм древнего права Характерной чертой древнего права являлся формализм

  • Гражданскому обороту новый формализм обеспечивал относительную твердость и бесспорность. Например

  • 1.4.6. Юридическое самоуправство В начальной стадии развития права сохраняется юридическое самоуправство

  • Юридическое самоуправство нашло своё выражение в разных отраслях права.

  • 1.4.7. Общинные суды, соединение административных и судебных функций

  • 1.4.8. Замена кровной мести талионом и частными композициями Кровная месть

  • 2. Социальные нормы первобытного общества: анализ, уяснение и разъяснение их содержания

  • СИП 22.09.22. 1 Отличительные черты источников раннего права


    Скачать 22.29 Kb.
    Название1 Отличительные черты источников раннего права
    Дата04.11.2022
    Размер22.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСИП 22.09.22.docx
    ТипДокументы
    #769806

    1.4. Отличительные черты источников раннего права

    Право разных стран (Египта, Месопотамии, Индии, Китая, Кореи, Японии, Греции, Италии, варварских стран, включая Древнюю Русь) везде обладало сходными чертами.

    1.4.1. Тесная связь раннего права с моралью и религией

    До появления права правовых норм не было, а были норморегуляторы, которые назывались мононормы. До появления государства не было права, так как не существовало государственного принуждения. Разделение мононорм на религиозные, морально-этические и правовые – шло длительное время.

    • Чем меньше прошло времени с момента образования государства и права – тем менее завершённым был процесс разделения норм. Чем больше прошло времени с момента образования государства и права – тем более завершённым был процесс разделения норм. Например, «Законы Хаммурапи» написаны через тысячу лет (в первой половине XVIII века до н.э.) после появления в Месопотамии первых государств (возникших в середине XXVIII века до н.э.). Поэтому в «Законах Хаммурапи» мы не видим Неюридических норм. А в «Законах Ману», составленных намного позднее «Законов Хаммурапи» – во II в. до н.э. – II в. н.э. [т.е. почти на две тысячи лет позже] – присутствуют религиозные и морально-этические нормы.

    1.4.2. Преобладание обычного права над законом

    Основным источником раннего права являлось неписаное партикулярное (местное) обычное право, а государственное законодательство носило второстепенный, дополнительный к обычному праву характер. Такой характер носили древневосточные законы, древнеримские законы XII таблиц, «варварские правды» древних германцев и др.

    Для раннего права характерен консерватизм – это уважение к старому праву, устойчивость, постепенное развитие права, преемственность в развитии права. Так как обычное право было проверено временем, содержало опыт и мудрость многих поколений предков, а закон, содержащий новые нормы, отражает взгляды небольшого числа законодателей, которые могут ошибиться, ибо не все новое лучше старого.

    1.4.3. Сравнительная простота, невысокий уровень юридической техники

    Для древнего права характерна сравнительная простота, ограниченное число правовых институтов, что соответствовало относительной простоте древней жизни. Например, древнеримское квиритское право эпохи законов XII таблиц знало лишь договоры мены, купли-продажи и займа.

    Раннее право отличалось сравнительно невысоким уровнем юридической техники, то есть несовершенством форм выражения юридических норм. Тексты первых судебников, часто, были написаны с нарушениями требований юридической техники: путаным языком, с употреблением непонятных и малоупотребительных терминов, с повторами, с неполнотой законодательного регулирования.

    Для древнего права характерна казуистичность, то есть нормы права фиксировались в виде перечня случаев (казусов) из судебной практики. Казуистичность права – совокупность отдельных судебных случаев (лат. casus), когда конкретному случаю соответствует конкретная диспозиция или санкция, действующая только в отношении данной ситуации. Например из «Салической правды». Титул второй “О краже свиней” устанавливает наказания за кражу молочного поросёнка, годовалой свиньи, трёхлетней свиньи, 25-ти свиней и т.д. В каждом случае установлена отдельная санкция, и санкцию за кражу годовалой свиньи нельзя применить в случае кражи трёхлетней свиньи или молочного поросёнка, и наоборот.

    Чем более ранний источник, тем более выражена казуистичность.

    1.4.4. Отсутствие деления права на отрасли

    Раннее право не знало деления на отрасли права. Вместо этого, в раннем возникали различные системы права. Каждая система права была связано с определенным сословием (квиритское / цивильное право, преторское право [регулируют отношения между гражданами] и право народов [регулирует отношения между лицами без римского гражданства] в Риме; каноническое право [регулирует отношения между духовными лицами – духовенством], ленное право [регулирует отношения между светскими феодалами – дворян-ством], городское право [регулируют отношения между горожанами] и торговое право [ре-гулируют отношения между купцами, как части сословия горожан] в феодальной Европе; общее право, право справедливости [регулируют отношения между лицами, не находивши-мися в личной феодальной зависимости] и статутное право в средневековой Англии).

    1.4.5. Формализм и символизм древнего права

    Характерной чертой древнего права являлся формализм. Под древним формализмом следует понимать такое состояние права, при котором для своей действительности, для своей защиты все юридические акты должны быть облечены в строго определённую форму, которая должна быть особенно тщательно выполнена.

    Например, в древнеримском праве формализм очень определенно выражается как в сделках с применением манципации, так и в порядке ведения процесса, при кото-ром неправильное произнесение одного только слова – например употребления слова “деревья”, когда закон говорит о виноградниках, – делало ничтожным всю процедуру и вело к потере права.

    Символы могли отличаться дикостью. Например, в средневековой Европе существовал обычай присягать посредством собаки, состоявший в том, что присягавший убивал собаку, произнося слова: «Если я погрешу в своей присяге, то да убьют меня таким же образом».

    Древний формализм был порождён следующими факторами:

    1. Характером юридического мышления своего времени, которое отличалось конкретностью, неумением отличить форму и сущность юридических актов. Формализм и символизм являлся одной из ранних форм проявления права и был более доступен для понимания простых людей.

    2. Формализм позволял отличать действия, влекущие правовые последствия, от моральных действий, влекущих не правовые санкции, а моральные санкции. Например, договор займа, заключённый без соблюдения формальностей, оставался без юридической защиты и обеспечивался лишь честью, совестью сторон. Другими словами, если бы должник (заёмщик), без соблюдения необходимых формальностей получивший вещь в собственность, отказывался бы вернуть её кредитору, с него нельзя было потребовать возврата её обращением в суд.

    3. При неписаном, устном характере древнего права формальные, торжественные, драматические акты сохранялись в памяти лучше, чем абстрактные, отвлечённые нормы.

    4. Формализм в известной мере ограничивал судебный произвол. Ведь акты, которые облечены в форму, заранее определённую и для всех одинаково обязательную, обязательны именно в такой форме и для судебного рассмотрения.

    С течением времени, старый формализм ослабляется, и начинает развиваться новый формализм, который представляет собой обусловленность тех или иных юридических последствий определёнными и предписанными законом формами. Гражданскому обороту новый формализм обеспечивал относительную твердость и бесспорность. Например, законодатель для того, чтобы не было никаких неясностей в толковании воли сторон, стал устанавливать обязательную форму договора – устную, письменную.

    1.4.6. Юридическое самоуправство

    В начальной стадии развития права сохраняется юридическое самоуправство (которое, в современном праве запрещено). В добуржуазном праве юридическое самоуправство – это такая ситуация в праве, когда одной из сторон правоотношений по закону дозволяется (и даже предписывается) действовать в отношении второй стороны, не дожидаясь решения государственных органов.

    Юридическое самоуправство нашло своё выражение в разных отраслях права. Например, в гражданском праве оно было связано с самостоятельным истребованием долгов. По «Законам Билаламы», по «Законам Ману», кредитор мог истребовать свой долг сам. При этом никто его не может осуждать и наказывать. И если должник будет жаловаться, то он, по нормам «Законов Ману», будет оштрафован.

    1.4.7. Общинные суды, соединение административных и судебных функций

    Государство не во всех случаях являлась монополистом в судебных разбирательствах. Действовали общинные суды, которые являлись органами местного самоуправления. С точки зрения современного права это недопустимо – вершить суд могли только специальные судебные органы. Для того времени это правило было необязательным.

    1.4.8. Замена кровной мести талионом и частными композициями

    Кровная месть вытесняется талионом. Ни в коем случае не следует путать кровную месть и талион. Кровная месть подразумевает, что вина не только лежит на обидчике, но и переносится на его родственников. С появлением государства, кровная месть стала не нужна.Поэтому кровная месть заменяется талионом, при котором ответственность стала индивидуальной (т.е. налагалась на одного человека).

    Ещё более серьезным ограничением кровной мести послужили частные композиции (выкупы). Частные композиции (от лат. compositio – ‟примирение”) – это выкупы, которые налагались на обидчика и обращались в пользу потерпевшего и его родственников.

    Привыкшие к кровной мести люди лишь постепенно проникались сознанием того, что месть не целесообразна, что выкуп целесообразнее напрасного пролития крови.

    2. Социальные нормы первобытного общества: анализ, уяснение и разъяснение их содержания

    -однородность социальных норм первобытного общества, табу, мораль, отличие права от морали, обряды и миф, обычай, происхождение права

    С развитием экономика развивалась: совершенствовались орудия труда; совершенствовались способы, приемы и организация, разделение труда. Все это приводило к постепенному и всё более убыстряющемуся повышению производительности труда. Возникает необходимость регламентировать производство, хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности, поскольку общественная жизнь людей наполнена столкновениями различных интересов, возникающими в общей борьбе за существование. Такое соревнование между людьми называется конкуренцией.



    написать администратору сайта