Главная страница
Навигация по странице:

  • Методы ИГПЗС

  • Периодизация.

  • Право собственности.

  • Обязательственное право.

  • Общая характеристика.

  • Материала для экзамена по ИГПЗС. ЭКЗАМЕН — копия. 1. Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 37.26 Kb.
    Название1. Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран
    АнкорМатериала для экзамена по ИГПЗС
    Дата19.01.2022
    Размер37.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭКЗАМЕН — копия.docx
    ТипЗакон
    #335913

    1.Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран.

    Предмет ИГПЗС:

    ИГПЗС изучает государство и право отдельных стран мира в процессе их возникновения и развития в определённой конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности на основе выявления как общетеоретических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующей в рамках исторических эпох.

    Методы ИГПЗС:

    1. Формально-юридический. Предполагает изучение событий и фактов, требующих объяснения с помощью юридических терминов, логики и конструкций.

    2. Исторический. Установление исторической последовательности изучаемого процесса развития государственности, правовых систем и одновременно выяснение причин возникновения этого процесса и сопровождающих его явлений.

    3. Сравнительный. Позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в одно и то же время, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах исторических эпох (диахронное сравнение).

    4. Системно-структурный. Предполагает вычленение их всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или же, наоборот, неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем.

    5. Статистический. Используется для исследования количественных показателей историко-правового процесса, помогает выявить его закономерности, связанные с неоднократными явлениями.

    Периодизация.

    Древний мир (III тысячелетие до н.э. – IX в. До н.э.) – государство и право Древнего мира (древнейших цивилизаций Египта, Вавилона, Индии и Китая).

    Античность (IX в. до н.э. – V в. н.э.) – государство и право Античного мира (античных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима).

    Средние века (V – ХVІІ вв.) – государство и право Средних веков (средневековых государств Европы, Америки, Востока).

    Новое время (ХVІІ – конец ХІХ вв.) – государство и право Нового времени (стран Европы, Америки и Востока)

    Новейшее время (конец ХІХ в. – до настоящего времени) – государство и право Новейшего периода (стран Европы, Америки и Востока)

    Значение.

    ИГПЗС нужно прежде всего для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем обозримом будущем.

    Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего, так как это просто веха в истории. Соответственно, чтобы понять современные государства и право нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

    2.Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия).

    Особенности по учебнику:

    1. Одной из основных социальных форм, имевших решающее значение в эволюции древневосточных обществ, была община, но не городская, а сельская (своеобразный замкнутый мирок, основанный на натуральном хозяйстве, сохранивший во многом черты патриархально- родовой организации.

    2. Самые ранние государственные формы стали складываться в ходе разложения общинно-родовой организации. Возникли по мере углубления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати.

    3. Непосредственным владельцем земли была сама община.

    4. По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу на государство или состоящие у него службе.

    5. Пестрый социальный состав древневосточных обществ. Три основных социально-классовых образований:

      1. Различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились рабы;

      2. Свободные мелкие производители – общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом

      3. Господствующий социальный строй, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и проч.

    6. Отсутствие на Востоке четкости социально-классовых границ выражалось и в существовании различных категорий зависимого населения, занимающего промежуточные позиции.

    7. В качестве главной отличительной черты древневосточных обществ можно выделить их традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что освященные незыблемыми идейно-религиозными установками основы социальной структуры, государственности и права пережили века.

    8. До I тысячелетия до н.э. в Древнем Востоке преобладали города-государства (Верхняя Месопотамия), либо неустойчивые конгломераты таких государств, где слабые гос.образования находились в подчинении более сильных государств, выплачивая им дань (Индия в эпоху Маурьев)

    9. «Восточная деспотия». Признаки:

      1. Монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей

      2. Централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата за бесправными подданными.

    10. Были также известны и республиканские государственные формы. Правители древней Индии не располагали неограниченными законодательными полномочиями.

    11. В Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство – исключением.

    12. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин.

    13. В древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю. В Древней Индии, в Вавилоне цари неизменно возвеличивались, из имена ставились рядом с именами богов.

    14. Первые правовые представления о существующем миропорядке на Востоке выражались в форме мифов, поэтических сказаний о богах и героях.

    15. В древневосточном праве нельзя обнаружить представления об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. Но внутренняя логика изложения норм в правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Вавилоне и в Древнем Китае, или религиозной концепцией мироздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

    Общественный строй:

    • Господствующий класс: аристократия, командный состав армии

    • Свободные мелкие производители: крестьяне-общинники и ремесленники

    • Различные категории лиц, лишенные средств производства: зависимые работники и рабы

    • Взаимосвязь права и религии на Древнем Востоке-именно на Востоке сложились мировые религии и философско-этические учения, регламентирующие вопросы права

    3. Законы Хаммурапи: общая характеристика, право собственности, обязательственное права.

    Хаммурапи, царь Вавилона-незаурядный государственный деятель и удачливый военные организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию-объединить Месопотамию. В 1764 он поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии. Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию.

    Законы были окончательно изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи.

    Законы принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии.

    Законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

    Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

    • Статьи 1-5-посвящены суду и судопроизводству

    • Статьи 6-126-посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям

    • Статьи 127-195-посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс)

    • Статьи 196-214-посвящены преступлениям уголовного характера (это уже криминальный кодекс)

    • Статьи 215-282-посвящены имущественным преступлениям

    Право собственности.

    При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

    • Царские

    • Храмовые

    • Общинные

    • Частные

    Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

    С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передавать по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

    Самым распространенным видом хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов), либо сдавали в аренду землю мелкими участками за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее.

    Арендатор должен вносить плату в 23 урожая и возвращать землю обработанной, Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За не выращенный хлеб полагался штраф, равно как за кражу семян или изнурения скота.

    Должник должен был отдавать свою землю в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи. В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга.

    Крестьянин-общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью. Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли-как несправедливость.

    Работа по найму практиковалась очень широко и свободны люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок-на время посевных работ или жатвы.

    Особое регулирование получила работа профессионалов-врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг.

    Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью обеих сторон.

    Тамкарам-мелкий торговый агент, шаммалум-крупный торговый агент.

    Обязательственное право.

    Обязательственное право знает: а) договорные обязательства; б) обязательства из причинения вреда. Договоры исполнялись по образцам на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.

    Законодательству Хаммурапи известны договоры:

    • Аренды

    • Имущественного найма

    • Личного найма

    • Займа

    • Купли-продажи

    • Хранения

    • Товарищества

    • Мены

    • Поручения

    При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

    • Ограничение максимального срока отработки долга тремя годами

    • Ограничение процентов, взимаемых ростовщиком

    • Ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним

    Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

    • Продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях

    • Продавцом мог быть только собственник вещи

    • Продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной

    4. Законы Хаммурапи: семейно-брачное и наследственное право.

    Семейные отношения в Вавилоне играли достаточно большую роль, так как им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания.

    Брак в Вавилоне считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях, а иначе этот брак не имел законную силу.

    Законы о супружеской неверности распространялись только на женщин. Муж же, наоборот, мог позволить себе измену.

    В определенных обстоятельствах: болезнь жены, женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей, плохое поведение жены-муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество и будут поддерживать культ предков.

    Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе, о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака, об имуществе жены.

    Женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.

    Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.

    Так как целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей.

    Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь вносят некоторые правовые особенности: так, отце мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него.

    Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми. После смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, но они уже не могли претендовать на наследство.

    Известными имущественными права пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал её ей. Если нет, то она получала долю равную доле одного наследника. Также она могла продолжать жить в доме и её не могли оттуда выселить.

    Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу. Однако со временем все более становилась прочным надельная земля достоянием владельца и его семьи.

    Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда.

    5.Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс.

    В законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

    Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем).

    Отказ от дачи клятвы в суде означал потерю спорной вещи или суммы, отказ от ордалии-признание вины. Ордалия здесь часто выступала как средство проверки клятвы, а отказ от нее был равносилен не только признанию вины, но и самопроклятию, Клятва давалась перед жрецами, клялись именем царей, богов, святилищ. Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

    Из содержания кодификации можно выделить три вида преступления:

    • Против личности

    • Имущественные

    • Против семьи

    К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждение глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

    Среди имущественных называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

    Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

    • Смертная казнь в различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол

    • Членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка

    • Штрафы

    • Изгнание

    Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью или, членовредительством-например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

    За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.

    Процесс.

    Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским.

    Суды были нескольких уровней и разных юрисдикций: на уровне общины, храмовые и царские суды. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и «царских людей» (мушкенумов), осуществляя помилование по некоторым категориям дел, в том числе могли помиловать любовника жены, если согрешившая жена была прощена своим мужем.

    Очень важную роль в судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических имела большое значение в сохранении и воспроизводстве политической и правовой культуры древнего общества.

    Таким образом, сборник Законов Хаммурапи в целом был продуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложились устойчивая классовая структура, упорядоченные отношения между социальными группами жрецов, воинов и земледельцев.

    6.Законы Ману: общая характеристика, право собственности, обязательственное право.

    Общая характеристика.

    В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам-сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9 веку до н.э. Законы Ману-это памятник сакрального права.

    Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и другие формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом 8 и 9 главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

    На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

    В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

    Право собственности.

    В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

    • Наследование

    • Получение в виде дара или находка

    • Покупка

    Доступны для всех каст

    • Завоевание (для кшатриев)

    • Ростовщичество

    • Исполнение работы

    Для Вайшьев

    • Получение милостыни (для брахманов)

    • Давность владения (10 лет)

    Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

    Обязательственное право.

    В законах регламентируются договоры: купли-продаж, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

    • Договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться.

    • Предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

    • Если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг. У должника высшей варны было право «отдавать постепенно» (т.е. предоставлялась отсрочка).

    Виды договоров:

    Договор займа. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

    Договор личного найма. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужнение характеризуется как собачий образ жизни.

    Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

    Купли-продажи. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителями высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая было наиболее предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

    Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

    7.Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.

    Законы Ману признавали полигинию (многоженство). Число жен было определено законом для каждой варны: брахман имел право на 4 жены, кшатрий-на 3, вайший- на 2, а шудра только на 1. Законы устанавливали различие между главной и второстепенными женами, из которых первая всегда должна быть из одной с мужем варны. Так же она имела привилегированное положение.

    Первая и единственная цель брака есть рождение детей ради продолжения семейного культа предков. Поэтому, если жена бездетна, муж должен развестись с ней и взять другую.

    Запрещались межварновые браки, межкастовые не приветствовались.

    Условия вступления в брак.

    Основными условиями вступления в брак являлись следующие:

    1. Принадлежность супругов к одной варне.

    2. Достижение брачного возраста. По Артхашастре брачным совершеннолетием признавалось для мужчин – 16 лет, для женщин – 12 лет.

    3. Согласие родителей.

    4. Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Законы запрещали вступать в брак между родственниками до шестой степени родства включительно, которой соответствовали троюродные братья и сестры.

    5. Физическая способность к браку. При вступлении в брак предполагалась физическая способность мужчины к совокуплению.

    Заключение брака.

    Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передачи дочери её отцом жениху и др. Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершенные без согласия родителей, в том числе и браки по любви.

    Власть мужа на женою основывалась на передаче жениху девушки её отцом.

    В ЗМ упоминаются 8 форм брака:

    1. Поощряемые брахманами

    2. Брахма (вручение отцом дочери с приданным)

    3. Дайва (вручение дочери жрецу во время исполнения обряда)

    4. Арша (выдача дочери после выкупа от жениха)

    5. Праджапатья (после слов «Исполняйте вместе дхарму»). «Дурные» Асура (покупка невесты).

    6. Гандхарва (добровольные союз М и Ж без согласия родителей.

    7. Ракшаса (похищение невесты)

    8. Пайшача (насилие над Ж в состоянии алкогольного или наркотического опьянения)

    Развод.

    Брак по Законам Ману прекращался смертью или разводом. Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены. Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа.

    Развод допускался и без вины другого супруга по следующим основаниями:

    1. Бесплодие жены по истечению 8 лет брака.

    2. Неизлечимая болезнь.

    3. Безвестное отсутствие пропавшего мужа.

    Развод допускался по взаимному согласию супругов (против воли одного из них развод был запрещен) при наличии непреодолимого отвращения друг к другу, взаимной ненависти.

    8.Законы Ману: уголовное право и процесс.

    Законам Ману известные следующие понятия уголовного права: формы вины, рецидив, соучастие, тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

    Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

    • Принцип Талиона (мера за меру)

    • Ордалии (суд богов)

    • Принцип ответственности общины за преступление, совершенное на её территории, если преступник неизвестен

    Виды преступлений, называемых Законами Ману:

    • Государственные преступления

    • Преступления против собственности, против личности

    • Преступления, посягающие на семейные отношения

    На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

    ЗМ подробно описывают преступления против собственности и против личности.

    Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

    К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

    Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

    Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

    • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

    • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

    • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

    • штрафы; изгнание; тюремное заключение.

    Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

    Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.

    Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дважды рождённых” - только “дважды рождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.


    написать администратору сайта