14067 К.р. Риторика. 1. Приведите небольшой монолог или отрывок из монолога (12 страницы формата А4), иллюстрирующий один из традиционных видов красноречия. Аргументируйте свою точку зрения, приводя примеры из текста. Вариант Судебное красноречие
Скачать 68.5 Kb.
|
№ 1. Приведите небольшой монолог или отрывок из монолога (1/2 страницы формата А4), иллюстрирующий один из традиционных видов красноречия. Аргументируйте свою точку зрения, приводя примеры из текста. Вариант 2. Судебное красноречие. Судебный навык показывает, что по отношению к ряду свидетелей всегда приходится делать некоторую редукцию показаний вследствие области бессознательной лжи, в которую они вступают, искренно веря в действительность того, что говорят. Так, например, потерпевшие от преступления всегда, и притом нередко вполне добросовестно склонны преувеличивать обстоятельства или действия, в которых выразилось нарушение их имущественных или личных прав. Особливо это часто встречается в показаниях потерпевших - пострадавших, то есть таких, которые были, так сказать, очевидцами содеянного над ними преступления. Пословица «у страха глаза велики» вполне применима в подобных случаях. Внезапно возникшая опасность невольно заставляет преувеличивать размеры и формы, в которых она выразилась; опасность прошедшая рисуется взволнованному сознанию большею, чем она была, отчасти под влиянием ощущения, что она уже прошла. Известно, что на людей впечатлительных, ставших в положение, по их мнению, безразличное или безопасное, действует затем самым удручающим образом неожиданно прояснившееся понимание опасности или горестных последствий, которые могли бы произойти, и сердце их сжимается от ретроспективного ужаса не менее сильно, чем если бы он предстоял. Слова Байрона «о сердце, не могущем вынести того, что оно уже вынесло», как нельзя лучше изображают такое состояние. Цитаты, примеры народной мудрости и ссылка на практику придают речи особый колорит. №2. Охарактеризуйте каноны риторической разработки речи. Вариант 2. Расположение или композиция материала (dispositio). Расположение (dispositio) - в эту часть входит учение о порядке расположения и об основных блоках структуры текста или речи. Основу канона «расположение» составило учение о хрии, или о композиции речи. На базе учения о хрии возникли такие современные дисциплины, как учение о литературной композиции и теория композиции как часть теории текста. Основных блоков структуры текста или речи насчитывается от трех вступление основная часть заключение до семи вступление определение темы с ее подразделениями изложение отступление аргументация или доказательство собственного тезиса опровержение заключение. К этим блокам можно добавить еще один блок – заглавие текста. Для обозначения структурно композиционных частей последних в литературоведении чаще используется другой ряд терминов: зачин авязка кульминация развязка концовка. №3. Приведите по одному примеру из художественной или публицистической литературы, иллюстрирующему каждую фигуру риторической речи. Вариант 2. Симплока: «И я сижу, печали полный, Один сижу на берегу» (Рубен Давид Гонсалес Гальего). Метафора: Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек! (А. Блок) Оксюморон: Смотри, ей весело грустить Такой нарядно-обнаженной. (А. Ахматова). Аллитерация: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн… (К. Бальмонт) № 4. Какие синонимические обозначения существуют для указанных структурно-композиционных частей художественного текста? Проиллюстрируйте композиционный элемент на примере любой русской волшебной сказки. Как такие части представлены в нехудожественном дискурсе? Вариант 2. Завязка. Часто сказки начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве …», «Жили были в …», т.е. с какого-то спокойствия или медлительности, хотя на самом деле наблюдается стремительность в действиях и напряженность. Затем начинается перечисление действующих лиц сказки: «дед да баба», «король, у него было три дочери…», «царь и три сына…». Описание семьи, состоящей из двух поколений – старшего и младшего. Старшее поколение обычно остается дома, а младшее под различной мотивировкой отправляется в путешествия-испытания. № 5. Охарактеризуйте роль данных ученых в развитии риторики, кратко представьте биографические сведения о них и их логическую и лингвистическую концепцию в ораторском деле. Вариант 2. К. Бёрк – 05 мая 1897 - 19 ноября 1993, американский писатель, журналист, философ, исследователь литературы, теоретик коммуникации. Бёрк определял риторическую функцию языка как «символическое средство, вызывающее взаимодействие в сущнощностях, которые по своей природе реагируют на символы». Он определяет «человека» как «животное, делающее, использующее символы и неправильно их употребляющее; как создателя негативного, отделенного от природы инструментами, сделанными им самим…» В философии Бёрка социальное взаимодействие и коммуникацию следует понимать в рамках пяти элементов: акт, сцена, деятель, действие и цель. По Бёрку, к большинству случаев социального взаимодействия и коммуникации следует подходить как к форме драмы, результаты которой определяются соотношением этих пяти элементов. Это стало известно как «драматургическая пентада». Пентада закреплена в драматургическом методе, согласно которому отношения между жизнью и театром понимаются буквально, а не метафорически: для Бёрка весь мир является сценой. Бёрк осуществляет литературную критику не как нечто формальное, а скорее как нечто, имеющее важное социологическое влияние. Он считал литературу «оборудованием для жизни», предлагающим народную мудрость и здравый смысл для людей и, таким образом, определяя их образ жизни. Аристотель – (ок. 384–322 до н.э.), древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии. Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Гиерона I, политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения (др.-греч. πειθοῦς δημιουργός)». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление (προοίμιον), предложение (κατάστασις), изложение (διήγησις), доказательство или борьба (ἀγῶν), падение (παρέκβασις) и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного (εἰκός), для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы. Цицерон – (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор. Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие, в частности, и такие приемы Цицерона, как ламентация. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики. С. Аверинцев – День рождения: 10.12.1937 года. Место рождения: Москва, Россия. Год смерти: 2004. Ведущий специалист в области истории и теории литературы, филолог, историк культуры, литературный переводчик и поэт. Цикл исследований, представленных в его книге, посвящен выяснению связей между культурой мысли и культурой слова, между риторической рефлексией и реальностью литературной практики, а в конечном счете между трансформациями европейского рационализма и меняющимся объемом таких простых категорий литературы, как «жанр» и «авторство». В качестве содержательной альтернативы логико-риторическому подходу, обретшему зрелость в Греции софистов и окончательно исчерпавшему себя в новоевропейском классицизме, рассматривается духовная и словесная культура Библии. Особое внимание уделено роли аристотелевской парадигмы в истории античной, средневековой и новоевропейской культуры. № 6. Из учебной литературы подберите контексты, для которых характерны следующие топосы (структурно-смысловые модели, позволяющие развертывать замысел речи, на основании которых создаются отдельные отрезки текста, минитексты, а также целые тексты, способы исследования темы, метод поиска доказательств). Вариант 2. Определение предмета речи. Исторически пять видов деревьев – сосна, ель, берёза, осина, дуб – произрастают на территории Руси, на которой обосновался европеоидный человек и сформировалось Славянство! Они и являются Священными Деревьями Славян Русов! Все священные смыслы, касающиеся мифологической судьбы этих деревьев, сформированы исключительно в рамках Славянской мифологии. № 7. Определите, как в приведенных отрывках соотносятся модусы убедительности: логос, этос и пафос. Вариант 2. Провести выборы – не проблема. Народ не нужно даже агитировать. Люди прекрасно знают, кто на что способен из кандидатов… Вопрос в другом – выборы должны стать большим праздником для населения. [Россияне должны отдыхать и веселиться – alter ego президентских выборов // Новый регион 2, 2008.02.29] Пафосом называется “намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему.” Содержание пафоса — мысль-воление, направленная на принятие решения и действие. Пафос создает речевую эмоцию аудитории, благодаря которой становится возможным решение и целесообразное действие. Аудитория, к которой обращен пафос ритора, представляет собой не просто скопление, но сообщество людей, организуемое словом. Основанием организации аудитории могут быть духовно-нравственные ценности либо материально-практические интересы. Сообщество, объединенное духовно-нравственными ценностями, называется собором, а сообщество, объединенное материально-практическими интересами, называется сборищем. № 8. Определите вид рассуждения (энтимема/ силлогизм/ парадокс/ софизм) и заполните таблицу Вариант 2.
№ 9. Впишите термины, соответствующие дефинициям. Вариант 2. Эпоха, в которую риторику стали рассматривать как ложную по существу науку о словесных ухищрениях, вводящих в заблуждение называлась Древняя Греция Раздел в подготовке оратора к речи, связанный с ее произнесением, называется акцио. № 10. Напишите письменное рассуждение, интерпретирующее фразу (2-3 страницы А4). Обдумайте композицию своего текста, способы аргументации, собственные примеры, возможные тропы и фигуры. Попробуйте перевести письменный текст в устную форму: сделайте по нему устное сообщение на 15 минут. Вариант 2. Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее (В. Гете). В процессе размышления на эту тему, мне пришла в голову одна забавная история: Авария в центре Москвы. Прибывший на место происшествия инспектор ГАИ интересуется у свидетеля: - Скажите, который из двух водителей, по вашему мнению, виноват в аварии? Свидетель, немного подумав: - Да никто не виноват! Насколько я помню, обе машины столкнулись одновременно... Этот пример показывает, как действительно бывает сложно определить, кто начал ссору, кто её поддержал (а ведь не каждый человек настолько обладает выдержкой, чтобы достойно не ответить обидчику!). А происходят подобные «ответы» по причине нашей современной и, хотелось бы заметить – чрезмерной, гордыне. Люди перестали испытывать такие чувства, как добро, сострадание, мир погряз в жестокости и меркантильности. Уже никому не стыдно толкаться в транспорте, наступать на ноги и молча двигаться дальше, задевать прохожих и их же обвинять в этом. Очень часто (это мои личные наблюдения) ссоры возникают на пустом месте. Недавно передо мной предстала такая картина в супер-маркете «Лента»: маленькая девочка выбежала из очереди от мамы и убежала в отдел красивых игрушек, разумеется, мама пошла за ребенком, в это время, отодвинув её тележку с покупками, в очередь встал мужчина. Вернувшись, мама с дочкой начали возмущаться по поводу «занятого места» (стоит заметить, что было вечернее время и в магазине было достаточно много людей), на что мужчина (сложно назвать его после этого «мужчиной») просто накричал на женщину и, используя совсем не литературные выражения, пояснил, что нужно стоять и ждать, а не бегать по магазину. Молодая мама была готова дать достойный отпор и, опуская подробности, скажу одно – они ругались до самой кассы, но место мужчина так и не уступил. Вот и задумаешься – кто же тут прав? Скандальная молодая мама или мужчина, интеллект которого не затемнен воспитанием и уважением к слабому полу? Мне сложно определиться, на чьей я стороне, на мой взгляд, в равной степени виноваты были оба. К тому же, какой пример для маленькой девочки! Из общей характеристики этих людей хочется сказать про отсутствие такта, взаимного уважения… А может, причина такой ситуации кроется в другом? Наверное, мужчина устал на работе, поругался с начальником, лишился премии, а у женщины, возможно, не всё гладко дома, с детьми, с мужем. Логично? Да, безусловно. Но это не повод, чтобы своим плохим жизненным аспектом портить настроение окружающим! Причина не в личностях – причина в современном российском менталитете! Правительство борется с курением и алкоголем, ужесточая их реализацию, но проблема совсем не в этом. Проблема в душах людей, которые «засохли» в постперестроечный период, их души опустели, в них не осталось самого важного качества – человечности, а доброта и человечность – это главные признаки Человека, которые отличают его от животного! Наш народ ожесточен проблемами, поэтому ссоры для людей – это выплеск отрицательной энергии, которая в немыслимых количествах скопилась внутри каждого из нас. В ссоре нет абсолютно правых людей, в ссоре виноваты абсолютно все. Не допустить ссоры – это выигрышное решение проблемы. Хочется призвать всех – давайте будем добрее и внимательнее друг к другу, и тогда вопрос о том, кто прав, а кто виноват в ссорах, исчезнет как таковой. Список использованной литературы Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб.: Изд-во «Азбука», 2000. Волков А.А. Курс русской риторики. — М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. Кони А.Ф. Избранные произведения. – http://www.koob.ru Леммерман Х. Учебник риторики. – М., 1986. Марк Тулий Цицерон. Об ораторе / Три трактата об ораторском искусстве. — М.: Ладомир, 1994. Русская риторика. Хрестоматия / Авт. сост. Л.К. Граудина. — М.: Просвещение: «Учеб. литература», 1996. Савкова З.В. Искусство оратора. — СПб.: Общество «Знание», 2003. Смирнова Л.П. Риторическая азбука. — СПб.: СПбГУКИ, 2000. |