Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.

  • 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ

  • 4.

  • 5.

  • Эсхил (525—456 до н. э.)

  • Софокл (496 - 406 гг. до н.э.) и Еврипид (485 - 406 гг. до н.э.)

  • Аристофан (ок. 446 — ок. 385 до н. э.)

  • 6. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО

  • 7.

  • 8. ВИДЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ТЕАТРОВ

  • ТЕАТР В МЕГАЛОПОЛЕ.

  • 9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • театр классической греции. ТЕАТР КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЦИИ. 1. происхождение древнегреческого театра


    Скачать 46.65 Kb.
    Название1. происхождение древнегреческого театра
    Анкортеатр классической греции
    Дата20.03.2020
    Размер46.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТЕАТР КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЦИИ.docx
    ТипРеферат
    #112507


    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине «История зарубежного драматического театра»

    ТЕАТР КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЦИИ (V-IV вв. до н. э.)

    Выполнил:

    Виноградов Алексей Вячеславович,

    ТФ (АИ), 1 курс, заочное отделение

    Проверил:

    Ивановский Вячеслав Сергеевич,

    профессор кафедры истории и теории искусств

    Минск, 2019 г.

    Содержание

    1. Происхождение театра.

    2. Организация театральных представлений.

    3. Актеры и маски.

    4. Хор и зрители.

    5. Древнегреческие драматурги.

    6. Архитектура древнегреческого театра.

    7. Постановачная техника театра.

    8. Виды древнегреческих театров:

    9. Список литературы.


    1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

    Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.

    Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). На этих празднествах выступали и ряженые, сос товлявшие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлинные шкуры. Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. “Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал диферамба, а комедия от запевал фаллических песен.”* Эти запевалы, отвечая на вопросы хора, могли рассказать о каких-либо событиях из жизни бога и побуждать хор к пению. К этому рассказу примешивались элименты актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

    “Проливая свет на происхождение греческой драмы и сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - козел и оде - песнь, т.е. песнь козлов, так как спутниками Диониса были сатиры, козлоногие существа, прословлявшие подвиги и страдания бога. Слово комедия тоже происходило от двух греческих слов комос и оде. Слово комос обозначало шествие подпившей толпы ряженных, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельском празднике в честь Диониса. Следовательно слово комедия обозначает песнь комоса.”*

    Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла и Фесея и других. Таким образом греческая драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии. Это объясняется характером греческой мифологии - ее глубокой художественной выразительности. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией.

    Греческая трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и этические возрения. Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия драматурга.

    По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития, использовавбогатое наследие эпоса и лирики. Усилению действенной стороны трагедии очень способствовало нововведение трагик Феспида. Он выделил из хора особого исполнителя - актера.

    __________

    * История зарубежного театра , т 1 , стр.14

    Феспид был первым афинским трагическим поэтом. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра.

    Ранние греческие трагедии напоминали скорее всего лирические кантаты и почти сплошь состояли из песен хора и актера. Произведения ранних греческих трагиков до наших дней не дошли.

    В содержании комедии, так же как и в трагедии, с первых же дней ее существования к религиозным мотивам примешивались житейские, которые в дальнейшем занимали все больше и больше места и в конце концов стали преобладающие или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису.

    Участники комоса стали разыгрывать и маленькие комические сценки: похищение ворами съестных припасов и вина и другие сценки. К шуткам, песням и небольшим сценкам уже в то время примешивались элементы социальной сатиры.

    Возникшая из аттического комоса древняя аттическая комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического сторя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, войны, мира и т.д. Такая комедия существовала в условиях афинской рабовладельческой демократии.

    Своего высшего выражения театральное искусство Vв. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков - Эсхил, Софокол, Еврепида - и комедиографа Аристофана. Одновременно с ними писали и другие драматурги, но до наших дней дошли только небольшие отрывки их произведений, а иногда и лишь имя того или другого поэта.

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

    Театр в греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей. Драмы ставили на трех праздниках в честь Диониса: Малых или Сельских Дионисиях (в декабре - в январе); Ленеях (в январе - феврале); Великих или Городских Дионисиях (в марте - апреле).

    Драматические представления проходили как состязания драматургов. В них участвовали три трагических и комических поэта. Каждый из трагиков должен представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатириковую драму (это веселая пьеса на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров). Три трагедии, связанные единством сюжета, состовляли трилогию, после нее и ставили сатириковую драму. Трилогия и сатировская драма составляли тетралогию. Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли три трагедии и одну сатировскую драму. Под вечер исполняли комедию одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

    Драматурги получали хор от архонта* , но все издержки, связанные с обучением хора, брали на себя богатые сограждане (хорег**). Хорег должен был организовать хор на свои деньги, изготовить для него костюмы. Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов: три - для тетралогий и три - комедий. В хореги избирали любителей театра, в которых недостатка в ту эпоху не испытывали. В начале драматурги сами писали музыку и сами обучали хор, но уже очень скоро им пришлось прибегнуть к помощи специальных учителей.

    Исполнение обязоности хорега и участие в трагическом хоре было делом весьма почетаемым. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматургическим состязаниям освобождались даже от военной службы.

    Судили на состязании особенные выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды. Драматург, занявший на сос тязании третье место, считался потерпевшим поражение. Помимо гонорара, драматург получал от государства в качестве награды венок из плюща. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов выпадала большая честь. Такой хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На этом памятнике писали время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы, а также имя хорега. Результаты состязаний вносились дидаскал***, который хранился в государственном архиве Афин.

    __________

    * Архонт - высшее должностное лицо Афин.

    ** Хорег - богатый гражданин подготовивший хор для драматических состязаний.

    *** Дидаскал - протокол в который вносились результаты состязаний

    3. АКТЕРЫ И МАСКИ

    По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Партия актера, чередуется с песнями хора, и составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил ввел девтерагониста* , а младший соврименик Эсхила Софокл тритагониста**. Основные роли исполнял в драме протагонист***.

    Благодоря тесной связи греческого театра с культом Диониса актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный. Они, как и драматурги, могли принимать деятельное участие в жизни Греции. Их могли избирать на высшие государственные должности в Афинах и отправлять в качестве послов в другие государства.

    Победителями на драматических состязаниях вначале признавались только хорег и драматург. Но начиная со второй половины V в. до н.э. в театральных состязаниях принимали участие и пртагонисты.

    В греческой драме число актеров не привышало трех человек, то одному и тому же актеру в течении пьесы приходилось играть несколько ролей. Если в пьесах присутствовали немые роли, их играли статисты.

    Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболеепатетических местах драмы актеры исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусства пения. Но кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения в самом широком смысле этого слова. Поэтому греческому актеру необходимо было много работать над гибкостью и выразительностью тела.

    Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.

    Маски проникли в греческий театр вследствии исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Однако в театре классического периода маски уже не имели культового значения. Зато она отвечала задачам греческого театра создавать крупные обобщенные образы. “Так, например, характер или сиюминутное настроение действующего лица определялось маской, котрую надевал на лицо актер: хохочущая, скорбная, умиротворенная. Они менялись всякий раз, как только исполнитель переходил соответственно от веселья к печали, от горестей к покойному расположению духа. Кроме того, опреднленное значение имела окраска маски: например, по багровому ее цвету зрители узнавали раздражительного человека, порыжему - хитрого и коварного.”****

    __________

    * Девтерагонист - второй актер в драме.

    ** Тритагонист - третий актер в драме.

    *** Протагонист - первый актер .

    **** В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 15

    Исполнение женских ролей мужчинами вызывало необходимость использование маски. Употребление маски обусловливалось также размерами греческого театра. Без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям последних рядов.

    Маски делались из дерева или полотна, в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укреплена на маске, к которой в случае необходимости прикреплялась так же борода. У трагической маски обычно делали выступ над лбом, увеличивавший рост актера.

    В древней комедии большая часть масок должна вызывать смех, отсюда их карикатурный и гротесковый характер.

    Кроме вымышленных персонажей, поэты древней комедии выводили на сцену и своих соврименников. Маска в таких случаях была обычно шаржированным портретом. Костюм трагических актеров был некоторым видоизменением пышной одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон* имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: гилматий** и хламида***. Отдельные персонажи носили специальную одежду. На театральных хитонах и плащах вышивались различные, нередко сложные рисунки - цветы, пальмы, звезды, спирали, арабески, а также фигуры фигуры людей и животных. Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников.

    Обувь трагического актера называлась котурнами****. Сценические котурны имели толстые, состящие из нескольких слоев подошвы, благодоря чему увеличивался рос актера.

    Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела.

    В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вызывалось стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем вызвать смех.

    Женские персонажи комедий носили обычный женский костюм, мужские персонажи - короткую или плащ.

    “До наших дней дошло много статуэток, изображающих актеров древнегреческой комедии. У маски вытаращенные глаза, безобразный нос, широко открытый рот, живот и зад увеличены с помощью подложенных подушек.”*****

    ___________

    * Хитон - одежда из льняной ткани.

    ** Гиматий - широкий плащ, распологавшийся складками вокруг тела.

    *** Хламида - короткий плащ с застежкой на плече.

    **** Котурн - башмаки с высокими голенищами.

    ***** История зарубежного театра , т 1 , стр.21.

    4. ХОР И ЗРИТЕЛИ

    Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участрики хора назывались хоревтами, предводитель хора - корифеем. При выходе на орхестру во главе хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенного в центре орхестры.

    В трагедии хор обычно изображал люлдей, близких главному герою. “Так, в “Прометее Прикованном” Эсхила хор составляют Океаниды, дочери Океана, сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу.”*

    Комический хор изображал не только людей, но и животных и сказочных существ. “Например, в комедии Аристофана “Облака” хор состоит из облаков.”**

    “Существует мнение, что в трагедии хор тормозит действие и является данью культовой традиции. Однако это не так. Трагедия развивалась на основе трагического хора, из которого впоследствии был выделен один актер. С появлением второго и третьего актера роль хора ослабевает, драматический конфликт может происходить теперь между героями и без участия хора. Но хор не исчезает. Он существует как неприменный компонент у всех трагических поэтов классического периода, хотя несет не всегда одинаковую драматическую нагрузку. Жизненность хора в этот период объясняется тем, что в трагедии он был необходим как выразитель общественного мнения. Хор был героем колективным, его партии и поныне помогают понять философский и человеческий смысл трагедии в планерешения основного конфликта.”***

    Театральные представления происходили в дни всенародных праздников Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов на в течении всех дней праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали женщины, дети и даже слуги, домашние рабы.

    На эти представления люди собирались с восхода солнца. “Сперва им было предоставлено право самим занимать какие угодно места, и нередко дело доходило до драк (драчунов разнимали нанятые для этой цели служители.”**** Позже чтобы устранить беспорядки и для покрытия расходов посодержанию театральных зданий, городские власти ввели выдочу входных билетов - медных кружочков, похожих на монеты и называвшихся символами. При Перикле неимущим гражданам выдавались на посещение театра особые зрелищные деньги (теорикон).

    В театре были строго определены места для разных груп зрителей. Первый отводили государственным лицам, жрецам и полководцам. Им, восседающим в креслах, билеты были не нужны.

    __________

    * История зарубежного театра , т 1 , стр.21.

    ** История зарубежного театра , т 1 , стр.22.

    *** История зарубежного театра , т 1 , стр.22.

    **** В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 12.

    За креслами, отделенными проходом, начинались скамьи-ступени для богатой публики. Каждый сектор был помечен одной буквой, начиная с А (альфа). Той же буквой и помечали и оборотную билетов-символов с изображением головы богини Афины или морды льва, которого считали охранителем от всего плохого.

    Значительно хуже вычеканенные символы, без каких либо изображений и пемеченные одной и той же буквой на обеих своих сторонах, служили билетами на следующий ярус. Буквы на этих билетах соответсвовали обозначением секторов для зрителей со средним достатком.

    Существовали символы, изготовленные еще грубее и помеченные двумя одинаковыми буквами на лицевой и оборотной сторонах. Эти билеты предназначались для верхнего яруса, где скамьи секторов, на которых распологались бедные зрители, были обозначены четырьмя буквами.

    Количество людей, получивших символы на один раз, не должно было превышать числа мест на скамьях. При входе билеты отбирались.

    Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, головы украшали венками. На Великих Дионисиях происходило громадное стечение горожан, к которым присоединялись еще и жители других городов-государств, приежавшие со всей Греции.

    Жребий определял порядок представления пьес соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.

    Афинская публика была очень восприичивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Среди зрителей были и подставные лица. “Рассказывают, что комедиограф Филемон (IV в. до н.э.) не раз с успехом использовал их против своего противника - Менандра.”* Если пьеса не нравилась, зрители свистели, щелкали языком, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актера прогоняли со сцены камнями и требовали прекратить пьесу и начинать новую. Таким образом, суждение народа имело существенное значение для успеха представления.

    __________

    * История зарубежного театра , т 1 , стр.22.

    5. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ДРАМАТУРГИ

    Расцвет греческого театрального искусства связан с деятельностью великих драматургов, творивших в VI - V веках до новой эры - Эсхила, Софокла, Еврепида и Аристофана, замечательного камедиографа древности.
    Эсхил (525—456 до н. э.)

    В трагедии до Эсхила было ещё очень мало действия. Эсхил, автор героико-патриотических, поднимающих большие исторические и религиозно-фило­софские темы произведений, он ввёл 2-го актёра , открыв этим возможность бо­лее глубокой разработки трагического конфликта и усиления действенной стороны театр, представления. Введе­ние 2-го актёра повлекло за собой и развитие диалога, который в старой трагедии имел лишь зачаточный ха­рактер. Эсхил был сам главным исполнителем в своих тра­гедиях, требовавших от актёра искусства создания тита­нических монолитно-героических образов. Хор у Эсхила, состоявший из 12 человек, был настоящим действующим лицом. В его ранних трагедиях хоровые партии со­ставляют более половины пьесы; в более поздних хор играет уже значительно меньшую роль. Постановки Эсхила отличались большой пышностью и включали в себя некоторые зрительные эффекты (торжественный въезды на колесни­цах, процессии и прочее). При Эсхиле опреде­лилась классическая фор­ма строения трагедии и порядок трагического представления.
    Софокл (496 - 406 гг. до н.э.) и Еврипид (485 - 406 гг. до н.э.)

    С завершением гре­ко-персидских войн последовал мощный политический и культур­ный подъём афинско­го демократического рабовладельческого государства, ко­торый обусловил но­вый период в разви­тии греческого искусства. Дея­тельность Софокла и Еврипида была сле­дующим этапом в развитии греческого театра. Если у Эсхила боги, хотя бы и не­видимые, выступают на первом плане, то в тра­гедиях Софокла основное внимание уделено человеку, со всем миром его душевных переживаний, мыслей, страстей, чувств. В трагедиях Софокла вырази­лись гражданские и нравственные идеалы антично рабовладельческой демократии эпохи расцвета. “По свиде­тельству Аристотеля (Поэтика, гл. 25), Софокл сам говорил, что он изображает людей такими, какими они должны быть, а Еврипид — такими, каковы они в действительности.”* Высокая гуманистическая направлен­ность трагедии Софокла, интерес к человеческой лично­сти и её душевным переживаниям повлекли за собой дальнейшую драматизацию театр, представления —по­явление 3-го актёра , умень­шение роли хора (несмотря на доведение числа хоревистов до 15) и увеличение диалогических частей трагедии. С именем Софокла связывается и введение декорации живописи. Все эти театр, нововведения сделали его трагедию более живой и сценичной. Этому же спо­собствовало введение более сложных, чем у Эсхила, перипетий (т. е. переходов от счастья к несчастью и обратно) и узнаваний.

    ___________

    * Театральная энциклопедия , т. 2, стр. 536.

    Однако Софокл отказался от некоторых сценических эффектов, которыми пользовался Эсхил: у него нет торжеств, въездов царей на колесницах, не появляются призраки.

    В творчестве Еврипида нашёл отражение рост общественности противоречий периода Пелопоннесской войны и начинающегося кризиса античного полиса. В его траге­диях звучание героической темы снижается, но при этом ещё более усиливается внимание к внутреннему миру чело­века и явлениям окружающей жизни. Миф становится для Еврипида только материалом или основой, дающей возможность высказаться его современникам. Обост­рение драматических конфликтов и умение в каждой драматической ситуации найти наиболее потрясающие момен­ты в соединении с изображением тончайших душев­ных переживаний героев делают Еврипида наиболее трагичным из всех античных драматургов. В целях эмо­ционального воздействия на зрителей и в то же время усиления чисто зрелищной стороны трагедии Еврипид вводит в свои драмы сцены смерти, физических страданий, безумия, траурные церемонии, использует машины для полётов и появления богов и многое другое. Широко при­менял в своих трагедиях Еврипид и монодии* в которых душевные переживания ге­роев раскрывались не только выразит, средствами слова, но и музыки. Но хор в его драмах уже не имеет такой тесной связи с развитием действия, как у Со­фокла.
    Аристофан (ок. 446 — ок. 385 до н. э.)

    Древняя античная комедия, политическая по своему содержанию, достигла художественного расцвета в творче­стве Аристофана. Высту­пив в пору интенсивного нарастания общественных проти­воречий внутри афинского общества страстным защит­ником старинной афинской демократии и выразителем дум и чаяний античного крестьянства, Аристофан исполь­зовал театр как арену борьбы за свои идеалы. В своих сатирических произведений Аристофан вывел множество ярких социальных типов: бесчестного демагога, обма­нывающего народ и грабящего государственную казну; философа-софиста, развращающего своим учением юношество и другие типы. Положительным же героем комедии Аристофана высту­пает обычно мелкий землевладелец, обрабатывающий свою землю с помощью 1—2 рабов. Идеологическая направ­ленность древней комедии и её происхождение из сельских празднеств в честь Диониса во многом определили её чисто театральную сторону, многое в ней сохранилось от старого античного комоса: деление хора (он состоял в ко­медии из 24 .чел.) на два полухория: агон** и парабас*** (политические нападки, напоминающие старые насмесшливо-сатирические песни античных земледельцев).

    ___________

    * Монодии - соль­ные арии актёров

    ** Агон - словесное состязание персонажей, сопровождавшееся иногда дракой.

    *** Парабас - обращение хора к зрителям.

    6. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

    Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства. Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры* ,тэатрона** и скены***. Древнейшей из этих частей является орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. Вначале зрители сво­бодно размещались вокруг орхестры. Позднее поя­вились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор. Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, например до 17 тыс. чел.). Скена, первоначально предназначавшаяся только для переодевания и вы­ходов актёров, находилась вне круга орхестры, позже уже на касательной к его окружности. Перед­няя стена скены - проскений,имевшей обычно вид колонады, изображая фасад храма или дворца, приобрела со вре­менем большое значение в оформлении спектакля.”Так как в трагедии действие почти всегда проис­ходило перед дворцом или храмом, то, по мнению немецкого архитектора и археолога В. Дёрпфельда, проскений обычно имел вид колоннады или портика; эта колонна­да проходила либо вдоль всего фасада скены, либо занимала только её центральную часть.”**** На обоих концах здания скены были пристроены (возможно, уже в 1-й пол. 5 в. до н.э.) два боковых строения, которые назывались параскениями. Параскении служили, по-видимому, местом хранения декораций и другого театрального имущества; в тех случаях, когда драма требовала наличия двух или трёх жилищ, параскении могли изображать эти жилища. Между скеной и местами для зрителей, за­нимавшими несколько более половины круга, находи­лись проходы - пароды , через которые вступали на орхестру хор и актёры, по ходу пьесы при­бывавшие из города, гавани или из чужой страны. В V и IV вв. до н.э. греческие актёры играли на орхестре пе­ред проскением. Никакой высокой или низкой сценической площадки в это время не существовало. Планировка греческого театра была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме того, для усиления звука в некоторых театрах применялись резонирующие сосуды, помещавшиеся среди зрительных мест.”Если, стоя в центре орхестры, бросить на камень пола монетку или разорвать клочок бумаги, то звон упавшей монеты, шорох разрываемого листа будут слышны в самом вверхнем ряду.”***** Занавеса в греческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-либо части проскения временно занавешивались от зрителя.

    ___________

    * Орхестра - от глагола орхеомай - танцую. ** Тэатрон - места для зрителей. *** Скена - палатка, позже деревянное строение. **** Театральная энциклопедия , т. 2, стр. 534. ***** Колпинский Ю.Д., Великое наследие античной Элады., стр. 134.

    7. ПОСТОНОВАЧНАЯ ТЕХНИКА ТЕАТРА

    Развитие драматургии определяло эволюцию поста­новочной техники греческого театра. В ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные дере­вянные сооружения (большой алтарь с кумирами две­надцати богов в «Умоляющих», гробница царя Дария в «Персах», скала в «Прикованном Прометее»). При Софокле появились расписные декорации, помогавшие превращать проскений в фасад дворца или храма, в переднюю стену палатки предводителя. В некоторых комедиях действие переносилось из одного месте в другое (например, из города в деревню, с земли в подзем­ное царство и т. д.), причём в театре они располагались рядом. Содержание греческой драмы требовало применения театральных машин. “Божества взлетали вверх и спускались вниз спомощью блоков, причем от зрителей ничего не скрывалось и всегда были видны веревка и крюк, которым зацепляли за пояс “парящего в воздухе” актера. Существовало в древности латинское выражение Deus ex machina (бог из машины). С помощью этих машин на сцену являлось божество и легко разрешало чересчур усложнившиеся взаимотношения действующих лиц.”* Наиболее употребительными были: эккиклема** (в трагедиях, обычно сцены убий­ства), эорема***.
    ___________

    * В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 16. ** Эккиклема - выдвижная площадка на низких колёсах, пока­зывавшая зрителям, что происходит или произошло внутри помещения. *** Зорема - приспособление, позволявшее богам и др. действую­щим .лицам подниматься в воздух и опускаться.

    8. ВИДЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ТЕАТРОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
    ТЕАТР ДИОНИСА В АФИНАХ. Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя в последующие эпохи несколько раз перестраи­вавшийся. Его раскопки были завершены в 1895 г. Дёрпфельдом. По двум незначительным остаткам стены Дёрнфельд установил круглую орхестру — террасу с диаметром 27 м. (Э. Фихтер считает диаметр этой ор­хестры равным приблизительно 20 м). Она была рас­положена на склоне Акрополя таким образом, что её северная часть вдавалась в гору, а южная — подпиралась стеной, поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной ограды Диониса и на западе вплотную соприкасавшейся с старым храмом. Никаких каменных сидений в этом театре еще не было: зрители сидели на деревянных скамьях, а, может быть, на первых нарах и просто стояли. Византийский учёный Свида сообщает, что в 70-ю олимпиаду (т. е. в 499—496 дои. э.) временные сидения обрушились и что после этого афиняне соорудили театрон, т. е. особые места для зрителей. Скена вначале не обо­значала дворца или храма. Однако более поздние пьесы Эсхила и драмы Софокла уже требовали в качест­ве задника дворца или храма, и на касательной ор­хестры стали сооружать деревянное здание скены, на фасаде которого вскоре появились 3 двери. В это же вре­мя входит в обиход и сценическая живопись, причём рас­писные доски могли расставляться между ко­лоннами проскения. При Перикле театр подвергся пере­стройке, закончившейся, вероятно, после его смерти. Старая орхестра была отодвинута к северу. Таким образом бы­ло достигнуто несколько большее пространство для представления актёров и для сценических приспособлений, требовавшихся развитием драмы Софокла и Еврипида. Южная граница террасы была полностью пере­строена, и вместо старой кривой опорной стены была сооружена из крупных глыб конгломерата длинная (около 62 м) прямая стена , поддерживав­шая террасу. На расстоянии приблизительно 20,7 м от западного конца стены выступает к Скене примерно на 2,7 м солид­ный фундамент, имеющий в длину около 7,9 м. Пред­полагают, что он служил опорой для машин, при­менявшихся в театре. Но сама скена была еще из дерева. Несколько южнее старого храма был построен новый храм Диониса, в котором была помещена статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная Алкаменом. Опорные стены зрительских мест соприкаса­лись с одеоном — зданием для музыкальных состязаний, постройка которого была закончена Периклом в 443 до н. э. Сидения в этом перестроенном театре были всё еще из дерева, за исключением, может быть, некоторых по­чётных мест. Имелись параскении. Здание скены при постановке, требовавшей изображения дворца или до­ма, было обычно двухэтажным, причём верхний этаж, возможно, несколько отступал назад и оставлял актёрам пространство спереди и с боков. Храм мог иметь остроконечный фронтон. Перикловская рекон­струкция была завершена сооружением стоп — боль­шого зала, идущего вдоль всей длины новой опорной стены, с открытой колоннадой на его южной стороне. Седущая большая перестройка афинского театра происходила во 2-й пол. 4 в. до н.э. (завершена ок. 330) и была связана с именем Ликурга, заведовавшего афинскими финансами. Вместо временных деревянных строе­ний была построена постоянная каменная скена. Па­раскении выступали прибл. на 5 м от фасада скены. Фасад скены имел 3 двери. Вероятно, по фасаду и на своих внутр. сторонах па­раскении имели колонны. Некоторые учёные считают, что в каменном театре Ликур­га существовал деревянный проскений, несколько от­ступавший от здания скены и образовывавший портик (подобно тому, как это бы­ло позднее в эллинистическом театре). Пьесы pазыгрывались по-прежнему на уровне орхестры, перед скеной, фасад которой приспо­сабливался (с помощью подвижных ширм, перегородок и других приспособлении) для представления отдель­ных пьес. Зрительские мес­та значительную часть ко­торых можно видеть в Афинах до сих пор) были сооружены из камня. Для поддержки их была построена двойная опорная стена. В нижнем ярусе простран­ство мест для зрителей делилось радиально поды­мающимися лестницами на 13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц удваивалось. Всего на склоне холма имелось 78 рядов. Орхестра была несколько отодвинута ещё дальше на север. Вокруг орхестры для стока дождевой воды был устроен канал.
    ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ. Театр был построен середине 4 в. до н.э. архитектором Поликлетом Младшим. Этот театр, по свидетельству греческого историка и географа 2 в. н.э. Павсания, уже в древности считался самым знаменитым из всех греческих и римских театров по изяществу своей архитектурной фор­мы. Сохранившийся лучше других греческих театров театр в Эпидавре— единственный театр, руины которого дают возможность получить представление о внутреннем устройстве скены. Пространство мест для зрителей представ­ляет собой полукруг. Поперечный про­ход разделяет его на 2 яруса: 13 лестниц делят нижний ярус на 12 клиньев, 23 лест­ницы верхнего яруса делят его на 22 кли­на. Сиденья в нижнем и верхнем рядах первого яруса имеют спинки и являют­ся, следовательно, почётными местами. Орхестра составляет полный круг диа­метром 24,32 м. Вокруг орхестры идёт канал для стока воды. Поверхность орхе­стры, окаймленная каменным бордюром, представляет собой утрамбованную зем­лю, цилиндрический камень обозначает центр орхестры. Здание скены в основных очертаниях хорошо сохранилось. Она пред­ставляет собой длинный прямоугольник, разделённый на 5 помещений. Централь­ное из них соответствует по своей длине диаметру орхестры. Перед тремя средни­ми помещениями находился каменный проскений, состоявший из ионических полуколонн диаметром 0,33 м и высотой св. 3,5 м. По мнению некоторых исследова­телей (Дёрпфельд, Фликингер, Пикард-Кембридж), он был выстроен только в 3 или 2 в. до н.э. и заменил собой деревян­ный проскений. На обоих концах камен­ного проскения выступают небольшие параскении, сооруженные, по-видимому, в это же время. В каждом народе стоят красивые ворота с двумя дверями: одна дверь вела на орхестру, другая — на покатый подъём, ведущий на крышу прос­кения. С сооружением каменного проске­ния действие, по всей вероятности, было перенесено на логейон.

    ТЕАТР В МЕГАЛОПОЛЕ. Театр был соору­жен перед Терсилионом — помещением для собраний 10 тыс. аркадян. Велико­лепное здание Терсилиона было построе­но в сер. 4 в. до н. э., тогда же был по­строен и театр. Терсилион поддерживался множеством колонн, его вестибюль слу­жил вместо скены как завершение орхестры. Театр в Мегалополе, считавшийся самым большим во всей Греции (вмещал св. 40 тыс. зрителей), был известен, кро­ме того, особым театр, приспособлением, которое позже римляне обозначали как «подвижную сцену» (scaena ductilis). В одном из пародов театра существовало помещение, обозначавшееся, согласно клеймам на кирпичах, как скенотека. Дёцпфельд полагает, что это помещение служило для хранения «подвижной сце­ны», которуюую он определяет как кулису, выдвигавшуюся в случае необходимости перед вестибюлем Терсилиона. Од­нако Бете и Фихтер считают, что «подвижная сцена», хранившаяся в скенотеке, представляла собой подвижный деревянный помост, сооружавшийся для драматических пред­ставлений между орхестрой и Терсилионом и заменявший скену. Около 200 до н.э. (а по мнению Пикард-Кембриджа — окло середины 2 в. до н.э.) в театре был построен мраморный проскений и с этого времени представления шли уже на высокой сцене.
    ТЕАТР В ПРИЕНЕ. Театр был построен между 350 и 330 до н. э. (немецкий учёный А.Геркан указывает 300 до н.э.). Вна­чале скена была деревянной. Каменная скена была выстроена не раньше начала 3 в. до н.э. Она представляла со­бой двухэтажное строение с одноэтажным зданием спереди, выходящим на орхестру. Плоская крыша этого более ниакого здания состояла из деревянных досок, помещенных между каменными балками. Передняя стена состояла из каменных полуколонн, прислонённых к опорным столбам. Так как име­лись отверстия по бокам опор, то, очевидно, к ним могли быть прикреплены деревянные панели. Следовательно, колонны представляли собой постоянную декорацию, а расписанные доски между ними — меняющуюся декорацию. По мнению А.Геркана, верхний этаж над плоской крышей был сперва закрыт за исключением одной двери. Существование только одной двери для выхода на крышу проскения, а также наличие приспособлений для укрепления декораций между колонами проскения заставляют сделать вывод, что действие развивалось вначале перед проскением. Однако приблизительно к середине II в. до н. э. действие было перенесено на крышу проскения, на логейон. Это вытекает из некоторых изменений, произведенных в театральном здании: места для почётных гостей были отнесены из первого ряда зрительских мест в пятый, в фасаде скены на 2-м этаже появились широкие фиромы, на орхестре перед проскением были поставлены статуи.


    9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Барбич В.М. Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира.

    2. Головня В.В. Древнегреческий театр., в кн.: История зарубежного театра. Театр Западной Европы., т.1, с. 11-54.

    3. Дмитреева Н.А. Античное искусство.

    4. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Элады и его значение для совримености.

    5. Театральная энциклопедия, т. 2, с. 528-544.



    написать администратору сайта