Главная страница
Навигация по странице:

  • Кабальничество

  • 1) европейский

  • 2) восточный (азиатский)

  • (полный ответ

  • история. история государство. 1. Разложение первобытного общества и возникновение государства


    Скачать 20.77 Kb.
    Название1. Разложение первобытного общества и возникновение государства
    Анкористория
    Дата15.04.2022
    Размер20.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория государство.docx
    ТипДокументы
    #476117

    1.Разложение первобытного общества и возникновение государства.

    Основными чертами первобытного общества являлись:

    Экономический, технологический и культурный прогресс создал предпосылки для разложения первобытного общества и возникновения институтов классового общества – частной собственности и социального неравенства.

    Неолитическая революция и улучшение орудий способствовали росту производительности труда, что, в свою очередь, вело к увеличению избыточного продукта. Человек стал способен производить большее количество продуктов, чем было необходимо для его пропитания, затрачивая при этом меньше усилий. Отпала необходимость задействовать в производстве тех или иных продуктов всех членов рода, что сделало возможным переход от коллективного хозяйства к хозяйству индивидуальному. На смену родовой общине приходит община соседская, а основной формой социальной организации общества становится экономически самостоятельная семья, что разрушает равную обеспеченность всех членов рода. Возникает частная собственность.

    Первое (отделение земледелия от скотоводства) и второе (отделение ремесла от скотоводства и земледелия) крупное общественное разделение труда приводит к возникновению регулярного обмена продуктами производства, что, в свою очередь, также способствует имущественному расслоению в первобытной общине. Среди соплеменников появляются богатые и бедные.

    Возникновение и развитие товарных отношений делают необходимым появление прослойки людей занимающихся обменом продуктов производства между общинами, что приводит к третьему крупному общественному разделению труда – появлению торговцев, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства.

    Таким образом, переход к производящей экономике, совершенствование орудий труда, специализация общественного производства приводят к увеличению производительности труда, переходу к индивидуальному хозяйству, возникновению частной собственности и развитию товарных отношений. Формируется имущественное неравенство. Тем самым, разрушаются основы первобытного общества.

    На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии во главе с военачальником и его дружиной для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам. Перерождение органов первобытного общества постепенно ведёт к возникновению государства.

    Формирование государства – длительный исторический процесс, который у различных народов проходил разными путями. На всей территории земного шара родовая организация рано или поздно исчерпывала себя, обретая новые, не свойственные её черты и на смену родовому строю приходила государственная организация общества.

    Три главные причины обусловили появление государства:

    1. Общественное разделение труда.

    2. Возникновение частной собственности.

    3. Раскол общества на классы.

    Следовательно, вместе с расколом общества на классы, с переходом от первобытного общества к рабовладельческому происходит и смена типов власти - общественная власть первобытнообщинного строя, воплощенная в родовой организации, заменяется государственной властью, сконцентрированной в руках экономически господствующего класса рабовладельцев.

    2. Парцелляция труда отдельных семей и частная собственность постепенно превращали эгалитарную общину в общину бедных и богатых, знатных и незнатных. Социальная стратификация и имущественное неравенство превращали общину в стратифицированное общество. Происходит обособление управленческой функции в обществе. Появляется прослойка людей, главной задачей которых являлось управление. Существует масса примеров, когда даже на соседних островах, где производство было неразвито, даже вождь участвовал в нем, а где оно развито, не только вождь, но и его родственники и приближенные не участвовали в технологическом процессе.

    На западе возникла теория взаимной эксплуатации: обособление управления закономерный и справедливый процесс, так как это одна из сложнейших функций. Однако можем ли мы говорить, что все получали равноценное вознаграждение за равные усилия? Этнография говорит о непропорциональности распределения вознаграждения.

    Отношения эксплуатации в первобытном обществе очень завуалированы. По форме это может быть взаимопомощь, а по сути – эксплуатация.

    Формы ранней эксплуатации в поздней первобытности:

    1. Рабство. Это домашнее, патриархальное рабство. Достаточно мягкое отношение к рабу, непостоянство его статуса. До появления прибавочного продукта смысла в рабстве никакого не было. Пленного человека или приносили в жертву или он становился через обряды членом рода. С появление экономической выгоды рабы жили в доме хозяина и выполняли различные функции по дому. Однако раб ел за одним столом с господином, если он женился на свободной, то освобождался, рабство не было наследственным. Но раб обладал низким социальным статусом. Второсортность постепенно кодифицировалась. Патриархальное рабство трансформировалось в классическое.

    2. Данничество. Побежденные облагались данью, носила коллективный характер.

    3. Внутриобщинная форма. Принцип непропорционального услугообмена, т.е. за услугу должник возвращал больше, чем брал, при этом традиции взаимопомощи соблюдались.

    4. Кабальничество - особый вид эксплуатации, соединяющий в еще слаборасчлененной форме как экономическую, так и личную зависимость положения человека, работающего и в собственном хозяйстве, и в хозяйстве другого.

    3.

    Основные пути возникновения государства.

    1) европейский: появление частной собственности; раскол общества на классы; появление классовых противоречий;

    2) восточный (азиатский): в основе экономики – государственная форма собственности на основные средства производства, частная собственность второстепенна; мощный чиновничий аппарат; деспотии

    (полный ответ

    Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

    Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплемен-ная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

    На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

    Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

    По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

    По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России).

    Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.

    +Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.


    написать администратору сайта