Главная страница
Навигация по странице:

  • Специфика древневосточных государств.

  • Афинский и Спартанский полисы.

  • Периодизация истории Древнего Рима.

  • Империя Карла Великого.

  • Завоеванные территории

  • Политика и реформы

  • Эпоха крестовых походов.

  • Ответы по истории. Неолитическая революция, определение сущности понятия и процесса, ее значение и последствия


    Скачать 152.85 Kb.
    НазваниеНеолитическая революция, определение сущности понятия и процесса, ее значение и последствия
    АнкорОтветы по истории
    Дата25.01.2023
    Размер152.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы по истории.docx
    ТипДокументы
    #904525
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1. Неолитическая революция, определение сущности понятия и процесса, ее значение и последствия.

    Неолит – это новый каменный век. Его хронологические рамки – VII-IV тыс. до н.э. Неолитическая революция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве, трактуется учёными как переход от присваивающей к производящей экономике. Ученые не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству.

    Причины:

    1. Истощение запасов дичи и полезных растений с совершенствованием способов охоты и ростом численности населения.

    2. Повышение технического уровня орудий труда и развитие знаний.

    3. Наличие благоприятных природных условий, способствующих развитию земледелия и скотоводства.

    Сущность заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства. Таким образом, "неолитическая революция" - кардинальный рубеж в истории человечества, выведший на авансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества земледельцев-скотоводов (раннеземледельческие общества или культуры), явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации. Общественные и природные факторы по-разному проявлялись в различных уголках земного шара. Отсюда значительное различие в характере раннеземледельческих культур и в созданных ими культурных комплексах.


    1. Специфика древневосточных государств.

    Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата. Здесь складывается особая форма социально-политического устройства – деспотия, где правитель равен богу и существует четкая субординация. В III тыс. до н.э. начинают складываться рабовладельческие отношения, появляется патриархальное рабство,характерное для государств Древнего Востока. Конец II тыс. до н.э. стал сложным периодом в истории древних государств. Орудия труда, оружие изготавливалось преимущественно из бронзы, начинается железный век. В долине Нила в результате слияния номов(земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным, культурным центром которых являлся город) возникли два царства – Нижний и Верхний Египет, В XXX в. до н.э. их объединил в одно государство фараон Мина, основавший первую династию египетских фараонов. Столицей государства стал город Мемфис, находившийся на границе Нижнего и Верхнего Египта.

    В первой половине III тыс. до н.э. Египет – это крупное централизованное государство, проводящее активную внешнюю политику. Его влияние распространяется на области Синайского полуострова, южную Палестину, а также долину Нила южнее первого порога. В это время в Египте складывается централизованная деспотическая монархия. Фараон обладает неограниченной властью, ему принадлежит весь земельный фонд страны, большие ресурсы рабочей силы. На рубеже III-II тыс. до н.э. в Египте к власти приходит XII династия, основанная АменемхетомI (первая половина XX в. до н.э) При нем и его преемниках наступает расцвет страны.

    В XII в. до н.э. Египет вновь оказался в очень сложном положении. В результате в XI в. до н.э. единое государство распадается на два царства – Нижний Египет и Верхний Египет. С этого времени единое самостоятельное египетское государство прекращает свое существование. В отличие от Египта в Месопотамии не сложилось государство, а было объединение городов – государст в государство Шумер со столицей Урук. Во 2 тыс-тии здесь выделяется 2 государства Вавилон и Ассилия. Царь Вавилона Хаммурапи подчиняет Ассирию и создает мощное гос-во.

    1. Афинский и Спартанский полисы.

    На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса — Афины и Спарта, образовавших два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин — это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.

    Афины были главным городом Аттики — области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

    Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н.э. стал воздвигаться Акрополь — вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан расцвет древнегреческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

    Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона, избранного в 594 г. до н.э. архонтом (высший орган управления в Афинах). Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ — примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан. Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

    Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальп и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника), «у нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни» (из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н.э.).

    Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало и расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях, а их проводили 40 раз в год, все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы. Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время, превратились в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

    Спарта располагалась на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превратили в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки, живущие в округе, которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.

    Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться денежные отношения.

    В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.

    Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, назвавших себя «общиной равных». «Какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обед, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту к деньгам ради приятной жизни» (греческий историк Ксенофонт о Спарте, 430-й — 353 гг. до н.э.).

    Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения. Вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жесткое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайшая жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель — сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.

    Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин, состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали. Это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Строй Спарты можно назвать олигархическим. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием.

    1. Периодизация истории Древнего Рима.

    Историю Древнего Рима принято делить на три крупных периода:

    Царский период (с основания Рима в 753 г. до н.э до изгнания последнего царя в 510 г. до н.э.). Этот период характеризуется объединением италийских племен и формированием римской полисной общины.

    Период Римской республики (с конца VI в. до н.э. по 30-е гг. I в. до н.э.). Он включает:

    – историю ранней республики (V в. до н.э. – нач. III в. до н.э.), которая характеризуется формированием римского рабовладельческого общества, острой борьбой патрициев и плебеев, а также завоеванием Италии;

    – время расцвета республики (III в. до н.э. – 30-е гг. II в. до н.э.), отмеченное стабилизацией общественного и государственного строя, большими завоеваниями римлян, приведшими к созданию мировой державы;

    – время кризиса республики (30-е гг. II в. до н.э. – 30г. I в. до н.э.), ставшее эпохой гражданских войн и антиримских восстаний.

    Период Империи (с 30-х годов I в. до н.э. до крушения Рима в 476 г. н.э.). Историю этого периода следует подразделить, в свою очередь, на:

    – раннюю империю или принципат (I–II в. н.э.), переходное время от республиканской к имперской форме правления (династии Юлиев-Клавдиев, Флавиев, первых Антонинов);

    – кризис рабовладельческого римского государства (III в. н.э.), проявившийся в социальной и политической нестабильности общества и государства;

    – позднюю римскую империю или доминат (IV–V вв. н.э.), время утвердившейся императорской власти на фоне растущих внутренних противоречий и внешней угрозы. Завершением его стало падение Западной римской империи.

    1. Империя Карла Великого.

    Карл Великий (742 - 814), король франков между 768 г. и 814 г. н. э., и император Священной Римской Империи с 800 г. до своей смерти. Известен как один из величайших правителей Средневековья. Карл Великий основал Священную Римскую Империю, и его правление сильно повлияло на попытки Европы создать уникальную цивилизацию, отличную от Римской или других древних империй. Карл Великий незаконнорожденный сын Пипина короткого и Бертрады.

    В 751 году Пипин сверг последнего короля Меровингов и был объявлен королем франков, могущественного германского племени, жившего в регионе, известном сегодня как Франция.

    Когда Пипин умер в 768 году, королевство было поделено между Карлом и его братом, Карломаном. Братья испытывали неприязнь друг к другу, которая могла перейти в откровенную войну между королевствами. Внезапно, в 771 г., Карломан умирает и Карл Великий становится единственным правителем королевства.

    Завоеванные территории

    Карл был агрессивен и нападал на любого, кто угрожал его власти, особенно в Италии, где он победил короля лангобардов Десидерия и стал королем лангобардов в Павии, известное как Франкское завоевание Италии.

    В 772 году Карл Великий объявил войну саксам, германскому племени, которая продолжалась до 804 года.

    На восточной границе Карл Великий разгромил герцога Баварского Тассило, присоединив Баварскую территорию к королевству.

    Также на востоке главной державой и главной угрозой Франкскому царству было огромное Славянское царство авар. Между 791 и 795годами Карл Великий расправился с аварами.

    К 800 году Карл Великий правил всеми христианизированными западными провинциями, которые когда-то были частью великой Римской империи. В ходе более чем 50 сражений, большинство из которых Карл вел лично, он завоевал почти всю континентальную Европу.

    Политика и реформы

    Везде, где устанавливалось его правление, Карл Великий проводил одни и те же реформы, создавая общую идентичность у людей от Восточной Германии до южной Испании.

    Одно из самых важных изменений Карла Великого, отказ от золотого стандарта и перевод всей Европы на серебряную валюту.Торговля стала легче, и континент процветал. Этому способствовали еще и принимаемые законы, ограничивающие власть дворян и позволявшие крестьянству участвовать в торговле.

    Все местные региональные губернаторы подвергались регулярным инспекциям со стороны королевских эмиссаров, чтобы убедиться в отсутствии несправедливости и соблюдении единых законов.

    Реформа образования занимала важное место в планах Карла Великого. Как прогрессивный лидер, он сам любил учиться и поощрял обучение во всем своем королевстве на выбранном им языке Франка, латыни.

    Некогда расколотые регионы Европы были связаны мирными торговыми отношениями и общими законами, люди могли общаться друг с другом.

    За распространение христианства Карл Великий был коронован Папой Львом III на Рождество 800 года, чтобы по всей Европе признали его достижения, и установить статус Карла Великого, как единого правителя территории.

    Он был первым императором, который правил континентом после падения Рима и считался мощным противником успешной Византийской империи, сосредоточенной в Турции.

    Реформы Карла Великого стали той искрой, которая зажгла культурное возрождение Европы.

    Заключение

    Карл Великий был покровителем искусств, способствовал культурному возрождению, известному как Каролингский Ренессанс. Через свою программу культурного возрождения и изменения церкви он улучшил уровень цивилизации на Западе. Правление Карла Великого, это период спокойствия и процветания. В период его правления увеличилось количество школ и значительно улучшилось качество образования.

    В 806 году Карлу Великому было за 60, и, чувствуя приближение смерти, он решил изложить свои планы по наследованию империи. Карл разделил свое королевство между тремя сыновьями Карлом, Пипином и Луи.

    Трагическая смерть сыновей Карла и Пипина в 810 году решила вопрос наследования в пользу оставшегося сына Луи, впоследствии известного, как "благочестивый".

    В 811 году Карл Великий, написал свое завещание и решил передать многие из своих сокровищ церквам своего царства. Он умер 28января 814 года и был похоронен в своем дворце в Ахене.

    За год до своей смерти, Карл Великий, в 813году короновал своего сына, который был менее агрессивен и вел более мягкую политику, что ослабило империю, а в дальнейшем привело к ее распаду.

    1. Эпоха крестовых походов.

    Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

    Причины крестовых походов (кратко)

    Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости; папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции, разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине, этой стране, еще по ветхозаветным преданиям текущей млеком и медом, лучшие экономические условия.

    Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого, воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия подпала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году. Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на Клермонском соборе: «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан.

    Первый крестовый поход (1096 – 1099)

    Второй крестовый поход (1147 – 1149)

    Третий крестовый поход (1189 – 1192)

    Четвертый крестовый поход (1202 – 1204)

    Пятый крестовый поход (1217 – 1221)

    Шестой крестовый поход (1228 – 1229)

    Седьмой крестовый поход (1248 – 1254)

    Восьмой крестовый поход (1270)
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта