Главная страница
Навигация по странице:

  • Политические последствия

  • Культурные последствия

  • Формирование мировой системы империализма. Место Востока в мировой системе.

  • Этапы и кризиса, и распада мировой системы колониализма в результате национально-освободительной борьбы народов Азии и Африки.

  • Ответы по истории. Неолитическая революция, определение сущности понятия и процесса, ее значение и последствия


    Скачать 152.85 Kb.
    НазваниеНеолитическая революция, определение сущности понятия и процесса, ее значение и последствия
    АнкорОтветы по истории
    Дата25.01.2023
    Размер152.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы по истории.docx
    ТипДокументы
    #904525
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Социальные последствия

    Помимо технической и экономической сторон промышленный переворот имел реальную сторону, которая выражалась в превращении пролетариата и буржуазии в основные классы капиталистического общества. Темпы формирования буржуазии, степень ее влияния на общественную жизнь, на разрушение феодальных отношений не были одинаковыми в различных странах. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положение в экономической жизни. Ее численность в середине XIX в. составляла 8,1% в общей численности населения. По мере развития капитализма и усиления конкурентной борьбы происходили глубокие изменения в расстановке сил внутри класса буржуазии. Мелкая и средняя буржуазия периодически разорялась. Решающую роль начала играть крупная буржуазия, к которой относятся крупные фабриканты и заводчики, торговцы и банкиры. Торгово-промышленная буржуазия стремилась к более кардинальным государственным преобразованиям.

    Пролетариат из массы трудящихся стал выделяться в XVIII в. С созданием капитализмом условий для превращения формального подчинения труда капиталу в реальное рабочие начинают формироваться в самостоятельный общественный класс, класс, лишенный собственности на средства производства. Источником его существования является продажа рабочей силы. Первым отрядом фабрично-заводского рабочего класса были рабочие-текстильщики. Численность рабочих с ростом производства постоянно увеличивалась. В середине XIX в. в мире насчитывалось 10 млн. рабочих, из них в Англии – 4,1 млн. (1851), во Франции – 2,5 млн. (1848), США – 1,4 млн. (1850), в Германии – 0,9 млн. (1850). К 70-м гг. в трех крупнейших промышленно развитых странах (Англия, Франция и США) численность индустриальных рабочих – ядра рабочего класса – составляла 12-13 млн., а вместе с рабочими, занятыми в сельском хозяйстве, – 20 млн. Из общего числа рабочих почти половина приходилась на Англию. К концу XIX в. по численности рабочего класса первое место заняли США, где насчитывалось 10,4 млн. промышленных рабочих.

    Рабочий класс претерпел не только количественные, но и качественные изменения. Повышалась доля фабрично-заводских рабочих, занятых в производстве средств производства. В 70 80-х гг. XIX в. самым многочисленным отрядом промышленных рабочих были рабочие текстильной промышленности. Но к началу XX в. положение изменилось: машиностроители, металлурги, железнодорожники стали наиболее многочисленным отрядом рабочего класса.

    Положение рабочего класса вплоть до 60-70-х гг. XIX в. было крайне тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 14-16 часов, условия труда и быта были нечеловеческими, низкая заработная плата, широко использовался женский и детский труд. Например, в первой половине XIX в. 50-60% занятых в английской промышленности были женщины и дети. Такова была реальность, и представленная в трудах марксистов картина положения рабочих вполне объективна. Провозглашенные буржуазией свобода, равенство и братство оказались лишь декларацией. Положение рабочих становилось особенно тяжелым в период экономических кризисов, охватывающих, как правило, всю промышленность и сельское хозяйство и влияющих на экономику многих стран. Кризисы приводят к закрытию многих предприятий, росту безработицы, падению заработной платы и жизненного уровня трудящихся. Первый экономический кризис возник в Англии в 1825г.

    Полное политическое бесправие, изнурительный труд, жизнь в трущобах, голод, болезни, высокая смертность вызывали недовольство и сопротивление рабочих работодателям, вели к усилению борьбы рабочего класса. Однако на первых порах выступления рабочих против эксплуатации выражались в стихийных формах голодных бунтах, поджогах предприятий, разрушении машин. Борьба рабочих нарастала, поднималась на качественно новый уровень. Первые крупные выступления рабочих произошли в Манчестере (Англия) в 1819 г., в Лионе (Франция) в 1831 и 1834 гг., восстание силезских ткачей (Германия) в 1844 г., чартистское движение за политические права трудящихся в 30-40 гг. в Англии.

    Политические последствия

    Развитие капитализма, рост классовой борьбы вызывали появление в XIX в. множества различных идеологических течении. Буржуазные экономические теории утверждали положения о том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правопорядок в обществе должен быть таковым, чтобы была возможность получения каждым индивидом выгоды при соблюдении интересов и свободы других индивидов. Либеральные доктрины доказывали необходимость экономической свободы как обязательное условие развития хозяйства. Они исходили из того, что экономика - саморегулирующийся организм, развивающийся по собственным законам. Среди философских течений выделялась теория позитивизма, отождествляющая капиталистические отношения с общественным прогрессом и всеобщим благом. Часть позитивистов видела в капитализме пороки, однако считала, что он сам постепенно совершенствуется и преобразуется в процветающее общество.

    В XIX в. получил широкое распространение политический либерализм доказывающий, что экономическая модернизация общества должна быть дополнена политической и социальной модернизацией. Виднейшие его представители (А де Токвиль, 1805-1859; Б. Констан, 1767-1830; Г. Спенсер, 1820-1903) исходили из того, что государство призвано утверждать принципы демократии, народного суверенитета, свободу личности, ее политические и гражданские права.

    Буржуазным, либеральным направлениям противостояли революционные течения, среди которых следует назвать утопический социализм, заговорщическое течение бланкизм (анархизм). Среди этих течений большим влиянием пользовался утопический социализм. Резко критиковали капитализм, показывали его пороки и призывали к построению социалистического общества, основанного на плановом общественном производстве, справедливом распределении продуктов труда, прекращению войн утописты А. Сен-Симон (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858).

    Среди революционных теорий особое место занял возникший в 40-х гг. марксизм с его огромной притягательной силой. Марксизму были чужды идеализация капитализма и умозрительность. Изучая экономические отношения буржуазной цивилизации, его основоположники К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) сделали вывод, что конфликт между производительными силами и производственными отношениями есть экономическая основа социалистической революции. Ее движущей силой является рабочий класс в союзе с крестьянством. Они полагали, что утверждение общественной собственности обеспечит безграничное развитие производства, установит социальную справедливость и всеобщее изобилие. Государство рабочего класса, выполнив свои функции, превратится в ассоциацию самоуправляющихся общин - строй, который можно будет назвать коммунизмом. Марксизм быстро стал авторитетной политической силой и повел активную борьбу с другими политическими течениями за влияние на рабочий класс. К. Маркс и Ф. Энгельс осудили идеи социалиста-утописта П.Ж. Прудона (1809-1865), выступающего против участия рабочих в политическом и революционном движении; подвергли критике М.А. Бакунина (1814-1876), отрицавшего необходимость диктатуры пролетариата, политической партии рабочего класса и государства.

    Для успешной борьбы рабочего класса с буржуазией, считали марксисты, нужна организация единомышленников, политическая партия. Первая марксистская организация была создана в 1847 г. в Германии - Союз коммунистов, программным документом которого стал написанный Марксом и Энгельсом «Манифест Коммунистической партии». «Свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов, буржуазного общества и основание нового общества, без классов, без частной собственности», - так определили свою цель члены Союза коммунистов. Процесс индустриализации Германии, приведший к резкому увеличению численности рабочего класса, активизировал рабочее движение. Коммунисты сумели возглавить борьбу рабочего класса. Центром мирового социалистического движения стала Германия.

    Общие цели борьбы рабочих всех стран ставили вопрос о создании международной организации социалистов. В 1864 г. был основан Интернационал, объединивший не только марксистов, но и бланкистов, лассальянцев, прудонистов, тред-юнионистов. Это был ответ рабочих, беднейших слоев общества на интернациональную практику капиталистов. II Интернационал, возникший в 1889 г., находился уже полностью на марксистской платформе. Но в середине 90-х гг. внутри этой организации возникает реформистское крыло во главе с Э. Бернштейном (1850-1932), выдвинувшим программу ревизии основных положений К. Маркса. Несмотря на это к концу XIX в. марксизм становится доминирующим течением в духовной жизни буржуазного общества.

    Культурные последствия

    Культурное движение Просвещения получило свое начало в Англии. Здесь, на взрыхленной буржуазной революцией почве зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего «века Просвещения». Одной из таких идей была идея «естественного человека». Ее выдвинул уже Гоббс, но Гоббс считал естественным для человека лишь безграничное стремление к собственной выгоде; отсюда мысль о необходимости внешнего принуждения, для того чтобы поддерживать общественный порядок. Для просветителей же XVIII в. «естественный человек» превращается в некую абстракцию «человека вообще» — существа, в основе своей разумного, доброго и общественного. Мыслители новой, буржуазной Англии как бы реабилитируют «естественного человека», высказываясь против принуждения и в политической, и в религиозной области.

    Согласно их представлению, чувства, потребности и свойства «естественного человека» являются нормой по отношению к исторически сложившимся условиям общественной жизни, которые подвергаются осуждению как искусственные и ложные. Такими искусственными наслоениями считались в первую очередь феодальные институты. Наоборот, естественными проявлениями человеческой природы признавались интересы буржуазной личности, освобожденной от стеснительных феодальных связей.

    Заключавшаяся в этих мыслях идеализация буржуазного общественного строя не была выражением сознательного классового расчета. В силу незрелости буржуазных отношений, присущей мануфактурной стадии капитализма, представители английского Просвещения могли сохранять иллюзии насчет подлинного характера буржуазного общественного строя, искренне думая, что его конечной целью является благоденствие всех слоев общества. Впрочем, для самых видных английских просветителей вообще характерна большая умеренность общественно-политических взглядов, что видно в частности из их отношения к религии.

    1. Формирование мировой системы империализма. Место Востока в мировой системе.

    Империализм – капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитализма, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами (В.И.Ленин).

    Виды: картель, трест, концерн, синдикат, транснациональные корпорации, госуд. монополистический капитализм

    Процесс перерастания старого «свободного» капитализма в монополистический – империализм – завершился на рубеже19-20 вв. Поворотным пунктом в развитии монополий стал глубокий экономический кризис 1900-1903 гг. (Европа, США). Он имел существенную особенность – дал толчок процессам концентрации производства и капитала. Ускорению процесса централизации и концентрации капитала и производства содействовал стремительный прогресс техники. Оборудование по последнему слову техники предприятий требовало крупных вложений, которые были недостаточны для отдельных капиталистов – было выгодно сговориться между собой, т.к. объединение сулило невиданный размер прибыли. Цель монополий – обеспечение прибыли, намного превышающую обычную среднюю. Монополии ограничивали конкуренцию и вызывали чрезвычайное ее обострение. Борьба шла и внутри самих монополий, против других конкурентов и соперников. Монополии разоряли мелкую буржуазию.

    III. Централизация банковского дела шла еще быстрее, чем централизация промышленности. Благодаря концентрации денежного капитала, банки распоряжаются:

    · огромным общественным капиталом,

    · становятся совладельцами средств производства в промышленности, транспорте, с/х.

    Широкое распространение получила система включения директоров, представителей банков в наблюдательные советы торговых. Промышленных, транспортных предприятий, страховых компаний. В свою очередь - вступление промышленных монополистов в правления и советы банков. Так сложилась финансовая олигархия.

    Важнейшая особенность монополий(империализма) – вывоз капитала, который стал преобладать над вывозом товаров. Это было вызвано с усилением неравномерности развития отдельных стран. С одной стороны, богатые капиталом страны с дешевой рабочей силой и сырьем. Экспорт капитала осуществлялся:

    · в форме строительства предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности,

    · железных дорог,

    · кабальных займов,

    · создание военных баз (опорных пунктов),

    · поставщики дешевого сырья,

    · поставки пушечного мяса для военных конфликтов.

    Монополистические союзы капиталистов вступают в соглашения друг с другом, создавая международные монополии с целью:

    · раздел рынков сбыта,

    · сфер приложения капиталов.

    Однако это не приводило к ослаблению империалистических противоречий. Часто это приводило к взрыву этих противоречий и к острой конкурентной борьбе за передел мирового рынка. «Старые» колониальные державы были в более выгодном положении, чем молодые империалистические державы. Это усиливало соперничество, обостряло противоречия, велоимпериалистов к захватническим войнам с целью передела поделенного мира. Важный очаг империалистических противоречий в нач. 20 в. – Дальний Восток. (Англия, США, Германия, Япония «Россия). Начинается «блоковое» объединение государств. Наиболее известные «Антанта» и «Тройственный» союзы. Начинается гонка вооружений. Мир сползал к мировой войне.

    Она началась (1-я мировая) 1 августа 1914 г. причина - межимпериалистические противоречия. Участники:

    Германия, Болгария, Турция, Австро-Венгрия Англия, Франция, Россия, США, Япония, Италия

    Вовлечено 38 стран, с населением 1,5 млрд. чел. Боевые действия шли: в Европе, Ближнем Востоке, Дальнем Востоке, Африке. Характер войны:

    · захватническая

    · несправедливая со стороны всех участников (кроме Сербии) · империалистическая

    · вызвала резкое усиление научно-технического прогресса в области вооружений.

    Закончилась в ноябре 1918 г. поражением германского блока. Потери: 10 млн. погибло; 20 млн. ранены, искалечены.

    1. Этапы и кризиса, и распада мировой системы колониализма в результате национально-освободительной борьбы народов Азии и Африки.

    Одной из отличительных черт двадцатого столетия являются ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств. Система колониальных владений в том виде, как она сложилась в XIX в. и захватила половину двадцатого, перестала существовать. Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер. Их главным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в руки национальных сил бывших колоний.

    Кризис колониальной системы начался после Первой мировой войны. Уже в 1918-1923 гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления. В большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия, а иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации, которые возглавили борьбу за политическую самостоятельность. Национально-освободительное движение заставило правящие круги метрополий внести некоторые изменения в формы и методы колониального управления. Наиболее отчетливо кризисные явления проявились на данном этапе внутри самой обширной колониальной империи – Британской.

    Новый подъем национально-освободительного движения произошел после Второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах.

    На протяжении двух десятилетий после Второй мировой войны распад колониальных империй в основном завершился. В конце 40-х гг. завоевали независимость крупнейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке.

    Вопрос о путях развития, типологии освободившихся государств является одним из самых сложных как в политическом, так и научном плане. Однако ситуация во многих странах продолжает оставаться нестабильной, новые институты не могут укрепиться, действуют зачастую неэффективно.

    Характерной чертой социально-экономического развития колониальных стран Южной и Юго-Восточной Азии был относительно высокий по сравнению с другими колониями уровень зрелости капиталистических отношений. Однако и здесь такие общие проявления колониального наследия, как многоукладность и архаичная структура экономики, неразвитость социальных структур, определили в принципе сходные с другими освободившимися странами тенденции развития политических систем.

    В английских колониях Азии, за исключением Малайи, независимость была завоевана в целом относительно мирным путем. В конце 40-х гг. XX в. она была дарована Индии, Бирме и Цейлону. При этом Индия в 1947 г. была разделена на две части, получившие статус доминионов - Индийский союз и Пакистан.

    Приход к власти так называемой национальной буржуазии в Индии и Шри-Ланке способствовал выработке политической линии на развитие независимой национальной экономики, становлению демократических форм национальной государственности.

    Авторитарные тенденции развития государственного механизма отчетливо проявились в тех странах Юго-Восточной Азии, где к власти пришел блок капиталистических и полуфеодальных слоев. После завоевания независимости в 40-х гг. XX в. в большинстве стран региона были восприняты западные государственно-правовые и политические формы, которые, однако, не соответствовали в то время местным социально-экономическим условиям, и в ряде стран в дальнейшем были изменены.

    Накануне получения независимости большинство стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества. Несмотря на различие юридических форм зависимости от метрополий (Сирия, Ливия являлись подмандатными территориями; Кувейт, Марокко – протекторатами, а Египту, Ираку и Ливану была формально предоставлена независимость), все эти страны фактически оставались колониями или полуколониями. В договорах с метрополиями были закреплены положения, серьезно ущемляющие суверенитет этих стран.

    Традиционной формой правления в странах Арабского Востока была монархия, причем монархии чаще всего имели абсолютно-теократический характер. Абсолютные монархии сохранились и после завоевания независимости в королевстве Саудовская Аравия, в княжествах Аравийского полуострова (Оман, входящие в ОАЭ эмираты). В других арабских странах после освобождения образовались конституционные монархии. В некоторых других странах (Марокко, Ливия, Иордания и др.) действуют правовые нормы мусульманского фундаментализма, основным источником права считается Коран.

    Одной из важнейших политических проблем на Арабском Востоке стал после второй мировой войны вопрос о создании самостоятельного Палестинского государства.

    На протяжении XX - начала XXI вв. Ближний Восток остается одним из самых нестабильных и взрывоопасных регионов мира. С одной стороны, здесь усиливаются стремления к интеграции, которые уже выразились в создании региональных межарабских организаций. С другой стороны, острые противоречия в арабском мире уже неоднократно приводили к вооруженным региональным конфликтам. По-прежнему далека от разрешения палестинская проблема.

    Накануне завоевания независимости в колониях Тропической Африки господствовали докапиталистические, а зачастую и дофеодальные формы общественного развития. Основные формационные процессы не получили здесь своего завершения, характеризовались переходным состоянием. В последние годы перед освобождением этих стран метрополии стимулировали здесь развитие капитализма зависимого, неоколониального типа.

    Как правило, независимость стран Тропической Африки провозглашалась в результате мирных форм борьбы за национальное освобождение, власть из рук колониальных чиновников переходила непосредственно в руки местной верхушки. Первые конституции независимых государств Африки были составлены и «дарованы» метрополиями; они нередко закрепляли некоторые привилегии племенных вождей. При этом бывшие английские колонии были вынуждены принять «Вестминстерскую модель» государственных органов. Страны, входящие прежде во французскую колониальную империю, принимали свои конституции самостоятельно, но и в этом случае они восприняли политические образцы Пятой республики. Однако все эти государственные формы совершенно не соответствовали социально-экономическим условиям развития африканских обществ, и в середине 60-х гг. стал явственно обнаруживаться их кризис.

    Отказ от западного конституционализма в африканских странах капиталистической ориентации характеризовался установлением авторитарных методов правления. В 60 – 70-х гг. в целом ряде таких государств были установлены военные режимы, отменившие или приостановившие действие конституций. Однако военное руководство оказалось также не в состоянии решить коренные проблемы развития молодых государств. В связи с этим в некоторых странах с конца 70-х гг. обозначился поворот к демократизации, конституционным методам правления. Были ликвидированы террористические режимы в Уганде, Центральной Африканской Республике, Экваториальной Гвинее; в 80-х гг. к гражданскому правлению возвратились Судан, Руанда. Впоследствии в некоторых из них неоднократно чередовались военные и гражданские режимы (Нигерия, Судан и др.).

    В условиях переходных африканских обществ особенно ярко проявилась высокая активность государства не только в политической системе, но и в его влиянии на экономические отношения. Наиболее значительная роль была отведена государству как средству насаждения и утверждения соответствующих общественных отношений в тех странах, которые провозгласили «социалистическую ориентацию» развития. В 1960 г. на этот путь вступили три государства (Гана, Гвинея, Мали), в 1970 г. их число удвоилось, а в середине 80-х гг. утроилось (Ангола, Бенин, Конго, Танзания, Эфиопия и др.). Впоследствии многие из них в результате военных переворотов или изменения прежних концепций развития отказались от этого курса; окончательно «социалистическая ориентация» по моделям тоталитарных социалистических государств была отвергнута в 1980-90-х гг.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта