Ответы по истории. Неолитическая революция, определение сущности понятия и процесса, ее значение и последствия
Скачать 152.85 Kb.
|
Предмет истории как науки. Исторические источники специфика исторического познания. История – это гуманитарная наука, изучающая прошлое человечества в его конкретности, выявляя взаимосвязь между прошлым, настоящим и отчасти – будущим. Объект - человеческое общество. Виды исторических источников: письменные (летописи, договоры, грамоты, письма), вещественные (одежда, украшения, орудия труда, посуда), этнографические (традиции, верования, обряды), устные (предания, сказания, легенды), лингвистические (образование слов), фотодокументы, кинодокументы. Возникновение Древнерусского государства. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датироватоь с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян- Древнерусское Киевское государствоБольшинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и Новгородское (эти названия уже вытесняют старые Куявию и Славию), все (более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути "из варяга в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению. Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть временных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам, а северные- варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами" (Повести Древней Руси. Л., 1983. С. 31). Варяжские князья якобы сначала не соглашались, по потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности. Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того -обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость. В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Первым ее критиком был М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". (в некоторых германских хрониках уже с 839 г. русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150. В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным - напротив, многонациональным, полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Однако украинские националистические историки еще в начале XX в. пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея была подхвачена после распада СССР в некоторых украинских националистических кругах с той целью, чтобы поссорить три братских славянских народа, "исторически" обосновать самостийность Украины, ее "историческое превосходство" над Россией, хотя, как известно, Древнерусское государство ни по территории, ни по составу населения с современной Украиной не совпадало. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появилось позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распалась на три самостоятельные ветви. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей в IX-и. XII в. Олег Вещий Годы правления: 882-912 гг. 1. Внутренняя политика: 1.1. Сделал Киев столицей Древней Руси 1.2. Объединил северный и южный центры восточных славян, путем завоеваний земель уличей, тиверцев, радимичей, северян, древлян, подчинения таких городов, как Смоленск, Любечь, Киев. 2. Внешняя политика: 2.1. Совершил успешный поход на Царьград в 907 году. 2.2. Заключил выгодные для страны мирные и торговые договора с Византией. Итоги деятельности: За годы своего правления значительно увеличил территорию Руси, заключил первый торговый договор с Византией (Константинополем) Игорь Годы правления: 912-945 гг. 1. Внутренняя политика: 1.1. Продолжал объединение восточнославянских племен 1.2. Был наместником в Киеве во время правления Олега 2. Внешняя политика: 2.1. Русско-византийская война 941-944 гг. 2.2. Война с печенегами 2.3. Война с древлянами 2.4. Военный поход на Византию Итоги деятельности: Заключил военно-торговый договор с Византией, завоевал древлян. Княгиня Ольга Годы правления: 945-962 гг. 1. Внутренняя политика: 1.1. Укрепление центральной власти путём расправы над племенем древлян 1.2. Провела на Руси первую налоговую реформу: ввела уроки — фиксированный размер сбора дани и погосты — места сбора дани. 2. Внешняя политика: 2.1. Была первой русской княгиней и вообще правительницей, которая приняла христианство. 2.2. Смогла препятствовать вокняжению в Киеве древлянской династии князей. Итоги деятельности: Ольга укрепила внутреннее положение молодого русского государства, наладила отношения с Византией, повысила авторитет Руси, смогла сохранить русский престол для своего сына Святослава. Святослав Игоревич Годы правления 945 — 972 гг. 1. Внутренняя политика: 1.1. Вел дальнейшее укрепление древнерусского государства, как и свои предшественники. 1.2. Попытался создать империю. 2. Внешняя политика: 2.1. Провел военный поход на Булгарию в 967 году. 2.2. Разгромил Хазарский каганат в 965 году. 2.3. Провел военный поход против Византии. Итоги деятельности: Завязал дипломатические отношения со многим народами мира, упрочил положение Руси на мировой арене, снял угрозу со стороны Волжской Булгарии и Хазарского каганата, расширил владения киевского князя, хотел создать империю, однако его планам не суждено было сбыться. Ярополк 972-980 гг. После смерти Святослава на киевский престол вступил князь Ярополк, который за 8 лет своего правления внес очень небольшой вклад в историю Древней Руси. Владимир 980-1015 гг. В 981—982 годах Владимир обложил даньювятичей. В 988 году князь Владимир осадил Корсунь в Крыму. 988 – крещение Руси В 1000 году 6 тыс. русов участвовали в византийском походе в Армению, а сам Владимир — в походе в дунайскую Болгарию. Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый(король Польши), Болеслав II(король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии). Принятие христианства на Руси: процесс христианизации и его значение. Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить. 988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения. 991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили. Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы. Значение принятие на Руси христианства: 1. Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира. 2. С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность. 3. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении. 4. Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности. 5. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. 6. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира. 7. Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще. Социально-экономический и политический порядок жизни Древней Руси. Основными признаками Древне-Русского Государства, сложившимися в 9-10 веках, стали: - Династическая наследственная княжеская власть, опирающаяся на государственный аппарат в лице дружины - Территориальный принцип расселения, пришедший на смену племенному - Определенная система налогообложения населения - после принятия христианства единая государственная религия - Русь с самого начала была многоэтнической по составу, но уже началось складывание древнерусской народности Древнерусское общество строилось на принципах коллективизма. Основной ячейкой социального устройства была община. Наибольшее значение имели родовые общины знати и соседские общины свободных крестьян. В общинах крупных землевладельцев (бояр и князей) обрабатывали землю рабы (в основном из числа военнопленных) и полусвободные. Вотчина, основанная на рабском труде, развивалась медленно и не играла существенной роли в экономике. Соседская община свободных крестьян была основана на коллективной форме собственности и базировалась на принципах уравнительности. Её внутренняя жизнь строилась на основе прямой демократии. Все владения общины делились на общественные и личные. По сравнению с родовой общиной, соседская давала больше свободы человеку. Уже в 11-12 вв. развернулся процесс классообразования на основе выделения частной собственности. В 11 в. выделилась крупная собственность: церковная, княжеская, боярская. В целом в период киевского государства сложилась коллективная структура общества. Она формировала соответствующую ментальность – стремление к коллективизму, уравнительным принципам социальной справедливости. Община играла колоссальную роль в жизни человека. Общинность сказывалась и на характере власти, определяла принципы её наследования. Носителем верховной власти являлся не великий князь как таковой, а княжеский род. Каждый князь был лишь временным владельцем власти, которая передавалась по принципу «старший в роде». В древнерусском обществе господствовал идеал народоправства – коллективного общинного управления. Можно назвать его вечевым идеалом. Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем. Государство строилось в буквальном смысле на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить договор с народным собранием. А это значит, что он был тоже элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива. Государственное устройство держалось на договоре земель и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства. Народное вече обладало большими правами. Оно ведало вопросами войн и мира, распоряжалось княжеским престолом, финансовыми и земельными ресурсами волости, санкционировало денежные сборы, вводило в обсуждение законодательства, смещало администрацию и т.д. Состав вече был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его подчинения. С помощью веча народ влиял в 11-нач13 веков на ход общественно-политической жизни. Киевскую Русь по праву можно назвать городской цивилизацией. Кроме Киева, существовал еще ряд крупных городов, где городская жизнь была даже оживленнее, чем на западе. На Руси город являлся политическим центром, к которому тяготели округа. Это был город-государство. Городская демократия по типу была близкой к античной демократии городов-полисов. Еще одна особенность – всеобщее вооружение народа в форме народного ополчения, организованного по десятичной системе (сотни, тысячи). Княжеская дружина была своего рода «штабом». Подчинялось народное ополчение не князю, а вечу. Раздробленность Руси (XII XV вв.). Основные удельные центры: Владимиро-Суздальское княжество. Великий Новгород, Галицко-Волынскос княжество. Раздробленность – это закономерный процесс экономического усиления и политического обособления княжеств, длившийся с конца XI - начала XII в. и до конца XV – начала XVI в. Он начался с дробления Киевской Руси, а завершился образованием Московского государства. Политическая раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел. Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII—XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси. В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество; на северо-западе — Новгородская республика. Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волынским князьям) унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья (крупнейшим был Даниил Романович, середина XIII в.) при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжества слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши. Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг (милостников, т. е. людей, зависящих от милости князя). Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157—1174). При нем столица княжества была перенесена во Владимир, утвердилось новое титулование правителя — «царь и великий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176— 1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после его смерти, и вторжением монголо-татар в 1237—1238 гг. Владимиро-Суздальское княжество стало колыбелью формирования великорусской народности и в недалеком будущем центром сплочения русских земель в единое Российское государство. Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало не сельское хозяйство (Новгород зависел от поставок хлеба из соседнего Владимиро-Суздальского княжества), а торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой (представительство этого мощного торгового союза немецких городов было в Новгороде), Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского вече. О его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные лица — посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Такой порядок сложился после 1136г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода. Новгород, таким образом, был аристократической (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси. |