Главная страница
Навигация по странице:

  • История

  • Методы исторических исследований

  • Функции истории 1 .

  • Географический детерминизм

  • Цивилизационный подход.

  • Освальда Шпенглера

  • Арнольд Тойнби

  • Николай Яковлевич Данилевский

  • «культурно-исторические типы»

  • Ответы. 1. История как наука объект, предмет, источники, методы и функции История


    Скачать 340.72 Kb.
    Название1. История как наука объект, предмет, источники, методы и функции История
    АнкорОтветы.docx
    Дата23.04.2018
    Размер340.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы.docx
    ТипДокументы
    #18404
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1. История как наука: объект, предмет, источники, методы и функции

    История – это гуманитарная наука, изучающая прошлое человечества в его конкретности, выявляя взаимосвязь между прошлым, настоящим и отчасти – будущим. Объект - человеческое общество.

    Исторический источник - информация об истории. 3 группы:

    • Письменные

    • Вещественные источники

    • Аудио и кино-фото материалы

    Методы исторических исследований:

    Историко-генетический метод - выявл причинно-следственных связей и закономерностей истор процесса. Историк стремиться воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии.

    Историко-сравнительный метод - выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т.п. Данный метод необходим для понимания исторического пути конкретных обществ, и для изучения всемирно-исторического процесса.

    Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии.

    Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация.

    Функции истории

    1. познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке слово "история" часто употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах.

    2. практически-политическая.

    3. мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты.

    4. воспитательная.
    2. Проблема методологии истории: цивилизационный и стадиальный подходы (формационная, модернизационная концепции, теория постиндустриального общества)

    Методология- учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов.

    1. принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

    2. принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объективные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

    3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

    4. принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

    Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого.

    В современной методологии истории отсутствует унитарная (единая) платформа, она характеризуется разнообразием методологических подходов, сложившихся в результате поступательного развития и складывания теоретических основ исторического знания. Наиболее значимыми и распространенными являются следующие методологические подходы к изучению истории: теологический, субъективизм, географический детерминизм, эволюционизм, марксизм и цивилизационный подход.

    Теологический подход представляет собой религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога Творца) и созданного им божественного миропорядка. Согласно этому подходу, Бог-Творец является основой миробытия, первоосновой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений. Бог создал мироздание и человека, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию.

    1. религиозно-конфессиональные концепции (христианская, исламская, буддистская и др.);

    2. религиозно-надконфессионалъные синкретические концепции истории (учение Е.П. Блаватской, учение Н. и Е. Рерихов, учение Д. Андреева и др.).

    В последнее время теологический подход, идеалистический по своей сути, получает все более широкое распространение, что позволило президенту РАН академику Ю. Осипову заявить о постепенном сближении науки и религии в современном мире.

    Субъективизм - методологическое направление, игнорирующее объективный подход к действительности, отрицающее объективные законы природы и общества. Исторический процесс субъективизм рассматривает как результат проявления мирового духа, абсолютизирует активную роль субъекта в различных областях деятельности.

    Представителями субъективизма были философы Д. Беркли (1685 - 1753), И.Г. Фихте (1762- 1814), Д. Юм (1711 - 1776).

    Географический детерминизм абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса. Так, французский просветитель Ш.Л. Монтескье (1689 -1755) - основоположник географической школы в социологии, считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития. Русский географ, социолог и общественный деятель Л.И. Мечников (1838 - 1888) особое значение придавал гидросфере и пытался объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной - со времени возникновения первых государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы; 2) средиземноморский - от основания Карфагена; 3) океанический - после открытия Америки.

    Эволюционизм как методологический подход оформился во II половине XIX в. в трудах Э. Тайлора, А. Бастиана, Л. Моргана. Согласно их взглядам, существует культурное единство человечества и общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным, от низших к высшим; различие в культуре разных народов - следствие разных ступеней их эволюции. Движущая сила эволюции человеческого общества - совершенствование психики.

    Марксизм как философское направление оформился в середине - II половине XIX в. Его основоположниками были немецкие мыслители К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895). Они обосновали доктрину исторического материализма, согласно которой в основе исторического процесса находятся производственные отношения. Вся мировая история - это борьба классов за экономическую и политическую власть. Классовая борьба - двигатель исторического процесса, экономические отношения приоритетны в развитии общества.

    Центральное место в социально-экономической схеме марксизма занимают общественно-экономические формации - ступени в историческом развитии общества, определяемые способом производства и производственными отношениями, которые обусловливаются уровнем развития производительных сил. Марксисты выделили пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую), которые последовательно сменяют друг друга. Формационный подход основан на идее исторического прогресса, идее линеарного, поступательного развития человеческого общества, восходящего на все более новые и более высокие уровни развития. Он декларирует единство исторического процесса и заданность его конечной цели создание единого общества всеобщего благоденствия.

    Этот подход абсолютизировал социально-экономические факторы и игнорировал духовную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор.

    Цивилизационный подход. Зачатки цивилизационного подхода появились еще во II пол. XVIII в. (Вольтер), дальнейшее развитие дал немецкий просветитель конца XVIII в. И.Г. Гердер. Он считал, что развитие есть естественный результат развития человеческих способностей, раскрытие которых зависит от природных условий, поэтому нет единой цивилизации, а существует множество неповторимых цивилизаций.

    В I половине XX в. теоретически оформился цивилизационный подход к истории. Основоположником принято считать Освальда Шпенглера (1880 - 1936), нем. философа-культуролога. В фундаментальном труде «Закат Европы» (1922 г.) он представлял историю человечества как панораму замкнутых и не взаимодействующих друг с другом «культур». Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок. О. Шпенглер выделил 8 культур: египетскую, майянскую, греко-римскую, византийскую, арабскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевропейскую.

    Другим крупным теоретиком цивилизационного подхода был английский историк и общественный деятель Арнольд Тойнби (1889 - 1975). Основной труд «Постижение истории» (в 12 томах) он начал издавать в 1922 г. В центре его учения - локальные цивилизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и пространстве. Согласно классификации Тойнби, в историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская.

    В отличие от Шпенглера, категорически отрицавшего единство и целостность исторического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных цивилизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляющие универсальной панорамы всемирной истории.

    Возникновение цивилизаций у Тойнби связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» же возможен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.

    В России у истоков цивилизационного подхода стоял Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885), философ, естествоиспытатель и социолог. Основной труд «Россия и Европа» был издан в 1869 г.

    Центральной категорией в социологической теории Данилевского являются «культурно-исторические типы» как замкнутые сверх государственные человеческие общности или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жизнетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.
    3. Первобытная история: предпосылки формирования государства

    Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

    Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

    1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

    2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

    3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

    4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

    5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

    Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

    Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

    Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

    В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

    Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

    Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.
    4. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

    Восточный и античный типы цивилизационного развития.
    В развитии древних цивилизаций историки находят немало общих моментов, которые позволяют специалистам говорить о восточном и западном типах цивилизационного развития.
    Существует огромная литература по истории ряда государств Древнего Востока. К ним относятся Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н.э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н.э. – 415 г. н.э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н.э.).
    Не меньше внимания историки уделили истории Древней Греции (II тысячелетие – 149 год до нашей эры) и Древнего Рима (753 год до н. э. – 476 год нашей эры).
    Цивилизации Древнего Востока Античная цивилизация (Древняя Греция и Древний Рим)
    Экономическая сфера 1. Преобладание государственной, царской, а также коллективной, общинной собственности на землю, на другие материальные ценности над частной собственностью как основа личной несвободы людей.
    2. Натуральное хозяйство преобладает и тормозит развитие рынка. 1. Возникновение и укрепление частной собственности на землю, на другие орудия и средства производства как основы личной свободы людей.
    2. Развитые товарно-денежные, рыночные отношения между людьми, регулируемые главным образом гражданским (цивильным) правом.
    Политическая сфера 1. Царская власть имеет деспотический, единовластный, наследственный, харизматический характер.
    2. Управление осуществляется с помощью мощного государственного аппарата: центральная, региональная, местная власть, чиновничества. Преобладает принцип назначения сверху.
    3. Верховный правитель опирается на многочисленные вооруженные силы, личную гвардию, другие силовые структуры.
    4. Крупные многонациональные империи основываются на насилии. Войны преобладают над дипломатией в международных отношениях.
    5. Суд опирается на обычай или писаный закон. 1. Впервые закладываются основы демократии, республиканской формы правления, принципы организации коллективной власти.
    2. Власть осуществляется также в форме монархии, олигархии, личной диктатуры
    3. Закладываются основы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Значительная часть должностных лиц, имеющих властные функции, выбирается населением, гражданами.
    4. В основе военной организации лежит принцип всеобщей воинской повинности. Выполнение воинского долга- гражданская доблесть.
    5. Появляются политические партии, межпартийная борьба за власть, другие элементы гражданского общества
    6. Закладываются основы правового государства, судебной системы с привлечением граждан (суд присяжных).
    Духовно-культурная сфера 1. Высшие правители обожествляются, существующие религии освящают государственно-политическое устройство.
    2. Художественная культура обслуживает интересы высшей власти и духовенства.
    3. Общественное сознание отличается консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе. 1. Античная мифология, языческая религия отражает представления людей о высших силах, уверенность в том, что с ними можно договориться и даже бороться.
    2. Художественная культура обращена к человеку, показывает его физическое и духовное совершенство, огромные возможности.
    3. Для общественного сознания характерны дух соревнования, творчества, стремления изменить жизнь к лучшему, бросить вызов судьбе.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта