Семья как социальный институт. 1. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Исторические формы семьи и брака. Структура и типология семьи. Функции семьи. Семья как социальный институт
Скачать 26.5 Kb.
|
1. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Исторические формы семьи и брака. Структура и типология семьи. Функции семьи. Семья как социальный институт – совокупность социальных норм, прав и обязанностей, санкций и образцов поведения, регламинтирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми, другими родственниками. Семья как малая социальная группа – является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью. 1. Первой исторической формой брака был групповой. Его основу составлял союз определённой группы мужчин и женщин, в которой все взрослые одновременно являлись мужьями и жёнами. Следовательно, и семья носила групповую форму (семейная группа). Дети считались общим достоянием, велось совместное хозяйство, разделение труда имело примитивные формы. Забота о членах семьи и особенно о детях носила коллективный характер. Такая форма брачно-семейных отношений имела место в примитивных обществах (предобществах, доиндустриальных обществах). Правда, её отголоски имеют место и в современном обществе. Речь идёт о так называемой «шведской семье» и семейных коммунах, изредка встречающихся в США и некоторых других странах. 2. Второй исторической формой брачных отношений стал полигамный брак объединяющий трёх, или большее количество партнёров. Такая форма брака появилась благодаря зарождению частной собственности, государства, права. Полигамные брачно-семейные отношения имеют два вида - полигинию и полиандрию. Полигиния (многожёнство) предполагает одного мужа и несколько жён. Их количество может достигать несколько сотен. Полиандрия означает многомужество, т.е. одна женщина является одновременно женой нескольким мужчинам. В этом случае, как правило, женится старший брат, приводит жену в свой дом, а младшие братья автоматически становятся ей мужьями. Полигиния имеет широкое распространение в странах с исламской религией. Полиандрия (многомужество) встречается довольно редко. В наше время она сохранилась на Тибете. 3. Третьей исторической формой брачно-семейных отношений является моногамия (единобрачие), представляющая собой союз двух субъектов - мужчины и женщины. Возникнув в глубокой древности, моногамия со временем стала ведущей формой семейных отношений во многих обществах. Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства: 1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина - владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи - мужчина); 2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда - эксплуататорский характер); 3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.). Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности: 1) патриархальная семья (основная функция - хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия); 2) детоцентристская семья (важнейшая функция - воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе); 3) супружеская семья (ее основная функция - эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего. Типологии по различным основаниям: 1) в зависимости от состава семьи: нуклеарная - родители и дети; расширенная - родители, дети и другие родственники; неполная - один из родителей отсутствует; 2) по этапу жизненного цикла: молодая семья; семья с первенцем; семья с подростком; семья «покинутое гнездо» (когда дети вырастают и создают свои семьи); 3) по социальному составу: семья рабочих; семья новых русских; студенческая семья и другие. В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней: - нуклеарные семьи, включающие одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей; - расширенные семьи, включающие более одной брачной пары, или брачную пару и других совершеннолетних родственников; - неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары. Функции семьи. 1. Специфические: а. репродуктивная (воспроизводство) б. содержание детей в. социализация г. гедонистическая (удовлетворение всех потребностей в семье) 2. Неспецифические: а. накопление, передача собственности б. организация производства и потребления в. отдых и досуг в семье г. забота о здоровье и благополучии членов семьи д. создание определенного микроклимата в семье (уют и т.п.) 3. Личностные: а. реализация человеком материнства или отцовства б. сохранить любовь, реализация потребности в счастье в. одиночество в семье Существуют различные классификации функций семьи, но к основным относятся следующие: 1.биологическая (репродуктивная) 2. хозяйственно – экономическая (общий бюджет, ведение домашнего хозяйства) 3. эмоционально- психологическая (снятии стрессов, внутрисемейное поведение) 4. Образовательная 5. социализации (первичной, вторичной профессиональной) 6. социальное интегрирование 7. медицинская и др. 2. Жизненный цикл семьи. Тенденции развития современной семьи. Кризис семьи как традиционного социального института. Большинство специалистов разделяют жизненный цикл семьи на следующие стадии: 1. Начало отношений и до брака. Прекрасное время начала влюбленности, пара ходит на свидания, проходят ухаживания, а в конечном итоге принимается решение о свадьбе. 2. Семья без детей. Главная задача семьи в этот момент – подготовить почву для дальнейшего развития отношений (найти свое жилье, установиться в карьере, определить дальнейшие планы). 3. Рождение первенца. Эта стадия одна из тяжелых для семьи, так как происходят изменения в отношениях, перестановка приоритетов. И в данной стадии важно не допустить охлаждения супругов друг к другу. 4. Зрелость. Прошло от 5 до 10 лет с момента создания семьи и теперь можно с уверенностью сказать, что это самостоятельный социальный организм, который имеет свои принципы, традиции, установки в жизни. В этот период семья сильна как никогда. Дети уже подрастают и скоро покинут отчий дом. 5. Семья с взрослыми детьми. Наступает момент, когда дети празднуют свое совершеннолетие и задумываются о создании собственной семьи. Если отношения в семье всегда были прочны и имели доверительный характер, то родители помогут своим детям установиться в собственной самостоятельной жизни. Семьи, где всегда были натянутые отношения, могут столкнуться с кризисом. 6. Дети покинули семью. Наступил момент, когда семья вновь состоит из мужа и жены. Главное в этой стадии понять, насколько изменились отношения за все это время, есть ли совместные мечты и интересы, сохранилось ли уважение и любовь друг к другу. 7. Пенсия. Настал момент, когда муж и жена состарились и теперь вышли на заслуженный отдых. Можно посвятить время играм с внуками, но супругам стоит помнить, что это прекрасное время для совместного времени, которого уже не будет столько же много, как и раньше. 8. Вдовство. Один из супругов уже покинул этот мир, и главное совладеть с горем и одиночеством и научиться жить самостоятельно одному. Тенденции развития современной семьи: 1. Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга. 2. Изменение положения женщины в семьи, обусловленное ростом ее авторитета в обществе. 3. Сокращение числа патриархальных семей. 4. Развитие семьи партнерского типа. 5. Разрушение расширенной семьи. 6. Преобладание нуклеарной семьи. 7. Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридических не оформленных семейных союзов и рожденных в них детей. Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические − такие как потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда − являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменяются ее социальные функции. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. С одной стороны, это способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличения уровня смертности. 3. Стабильность современной семьи и ее факторы. Проблема лидерства в семье. Основными факторами, которые влияют на стабильность семьи, являются (Добрачный период): 1. Совпадение взглядов на добрачный сексуальный опыт. В последнее время перестали действовать традиционные установки на целомудрие, что может быть выражено как проявление свободы воли, демократическое право личности. Но у каждого сохранились определенные жизненные приоритеты, которые влияют на добрачное поведение. 2. Совпадение главных ценностных ориентаций. Супруги должны быть единомышленниками, сотоварищами, и тогда исчезает проблема стирки, уборки, мытья посуды. Каждый добровольно берет на себя свою долю обязанностей. 3. Совпадение ролевых ожиданий. «За кем будет решающее слово?». Традиционно считается, что мужчина – глава семьи, но в последнее время в связи с все большим внедрением женщины в производственные отношения не всегда последнее слово остается за представителем сильного пола. Также на это влияют характер, а точнее волевые качества индивида. Ведь не каждый человек может быть лидером. 4. Совпадение образовательного и интеллектуального уровня. Развитие интеллектуального потенциала и уровень образования зачастую определяет цели в жизни. К тому же людям с разными интеллектуальными способностями будет вместе неинтересно. 5. Совместное проведение досуга. Рациональное использование свободного времени, как известно, способствует стабилизации отношений между супругами. Основными факторами, которые влияют на стабильность семьи, являются (Брачный период): 1. Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети. 2. Социальной и эмоциональной защита своих членов. 3. Поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. 4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам. 5. Восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины. 6. Организация рационального досуга и контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени. Проблема лидерства в семье В индустриальном обществе власть мужа держится в основном на общем социальном статусе, успехах в профессиональной деятельности и заработке. В современном обществе супруги, отвечая на социологическую анкету, затрудняются определить, кто из них глава. В принятии решений в семье во всех странах главную роль играет материальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Поскольку заработок тем выше, чем выше квалификация, а стало быть и уровень образования, то мужчина оказывается на вершине семейной пирамиды сразу по трем критериям: высокий образовательный и профессиональный статус, а также высокий доход. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «додавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу. Вообще говоря, супружеская власть — весьма сложное явление. Казалось бы, она зависит от материальных факторов, психологические и моральные как бы отходят на второй план. На самом деле это лишь видимость. Сила любви одного партнера к другому как и степень потребности одного в другом могут сыграть решающую роль. Ученые выяснили: тот из супругов, кто в меньшей мере заинтересован в другом, и будет доминировать в браке. 4. Молодежь как особая социальная группа. Критерии выделения. Основные социальные группы молодежи. Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Первый критерий выделения молодежи – возраст. Общественные организации (ООН, ЮНЕСКО) относят к социальной группе молодежи юношей и девушек в возрасте от 17 до 25 лет. Американские социологи определяют период молодости с 12 до 24 лет, при этом разделяют период молодости на "юношество" (с 12 до 18 лет) и "возраст молодых взрослых" (с 18 до 24 лет). Второй критерий выделения молодежи – положение в обществе. Положение молодежи в обществе связывается учеными с началом включения молодых людей в общественное производство, т.е. в трудовую деятельность. В большей степени период молодости совпадает с периодом получения образования и началом трудовой деятельности. Социальное положение молодых людей характеризуется высоким уровнем социальной мобильности, необходимостью определения социального статуса, промежуточностью положения, неполной экономической активностью. Третий критерий выделения молодежи – специфика социально-психологического склада, которая вытекает из учета особенностей психологического развития молодых людей. Психологические особенности молодежи обусловлены возрастными границами молодого поколения как социальной общности. Ученые считают, что приблизительно в 14 лет человек постепенно начинает осознавать свои социальные связи, свое место в социальной группе и обществе. К 18 годам заканчивается формирование основных психофизических особенностей человека, а к 24 годам завершаются процессы роста в человеческом организме, соответственно, изменения в психике постепенно затухают. Неформальные группы характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки; относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентаций или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности. Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи) 1) Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. 2) Эпатажная самодеятельность: базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк-стиль и т. д.). 3) Альтернативная самодеятельность: базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.). 4) Социальная самодеятельность: направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.). 5) Политическая самодеятельность: направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы. 5. Молодежная политика в России. Молодежная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности. Основные направления молодежной политики – вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития; – развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи; – интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь. 6. Этносы: понятие, признаки, типология. Этнические процессы и их виды. Этнос – общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы . Этнос может объединять людей по нескольким признакам: культурным (язык, традиции, обычаи), религиозным (идеологическим), национальным (политическим), генетическим (расовым). 1. Род - группа людей, которая основана на кровных связях. 2. Племя - этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения. 3. Народность - окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком, в котором присутствуют значительные внутренние различия. 4. Нация - в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. 7. Национальные отношения. Национализм, его формы и проявления. Национальные отношения – это отношения внутри конкретной нации, а также отношения между нациями и народностями как субъектами исторического и политического процесса. Национали́зм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства. Воинствующий национализм или шовинизм - крайняя, агрессивная форма национализма. Для нее типичны пренебрежение к интересам других наций, призыв к насилию против них, разжигание национальной вражды и ненависти. Подобный национализм может проявляться по-разному и прежде всего в виде политики колониализма- господства «великих» держав (например, Великобритании, Германии, Португалии, СССР, США, Франции) над слабыми, «неполноценными» нациями. Близки по духу к шовинизму и такие человеконенавистнические идеологии, как расизм(разделяющий людей на «высшие» и «низшие» расы); апартеид(политика расовой сегрегации и дискриминации, проводившаяся до начала 1990-х гг. в Южно-Африканской республике); антисемитизм(враждебное отношение к евреям и их преследование со стороны людей, страдающих юдофобией). Наиболее чудовищным проявлением последнего явился гитлеровский геноцид' по отношению к еврейскому населению во время Второй мировой войны (1939-1945) - так называемый холокост. Защитный национализм характерен для угнетенных наций, которые, испытав на себе внешние притеснения, настроились на сверхпатриотизм, недоверие к другим нациям и неконструктивное стремление к национальной обособленности. Этот национализм, хотя и вызывает понимание и сочувствие, но тоже таит в себе большие опасности, ибо на его волне могут рваться налаженные связи между этносами-соседями, возникать экономические трудности и даже конфликты. Подобный национализм проявляется, в частности, у народов стран (Венгрии, Чехии, Польши, Латвии, Эстонии и др.), пострадавших от коммунистического империализма, исходившего от бывшего СССР. 8. Современная ситуация в сфере межнациональных отношений российского общества. Нынешняя ситуация в РФ в некоторой степени схожа с ситуацией в СССР: кризисные явления в экономической сфере, нерешенные внутренние проблемы сепаратизма и национализма, к тому же добавилась такая сложная проблема как терроризм. Большая часть вооруженных и невооруженных конфликтов на национальной почве в последние годы так или иначе связана с выходцами из Кавказских республик. Общество не задаётся вопросом о каком именно народе идет речь: чеченцах, дагестанцах, грузинах и т. д., хотя надо отметить что это разные народы и в некоторых случаях у них между собой непростые национальные отношения. |