Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Абай как великий казахский поэт и мыслитель

  • 3.И. Алтынсарин как видный просветитель и педагог.

  • 4.Основные идеи крупнейших представителей казахской интеллигенции: А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Т. Рыскулов.

  • 5. Памятники сакральной культуры на территории Казахстана. Программа «Мәдени мұра».

  • Улытау, пик Аулиетау (Акмешит).

  • Пик Едыге

  • Петроглифы Теректы аулие

  • 6. Развитие казахского искусства: живопись, скульптура, архитектура, опера, балет, музыка, драматургия ХХ века Музыкальное, театральное искусство, живопись

  • Казахская драматургия

  • 7.Советские казахские писатели ХХ века (С.Сейфуллин, И. Джансугуров,М. Ауэзов, С. Муканов и др.) Сабит Муканов

  • Ауэзов Мухтар Омархан-улы

  • СЕЙФУЛЛИН Сакен (Садуакас)

  • 8.Становление и развитие казахского кино

  • культурология. семинар 9 ктр. 1. Ш. Уалиханов и его творчество


    Скачать 35.99 Kb.
    Название1. Ш. Уалиханов и его творчество
    Анкоркультурология
    Дата04.04.2021
    Размер35.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласеминар 9 ктр.docx
    ТипДокументы
    #191076

    Вопросы:

    1.Ш. Уалиханов и его творчество.

    ШОКАН УАЛИХАНОВ(1835-1865)-просветитель-демократ, путешественник, этнограф, филолог. Ученый и путешественник П.П.Семенов-Тян-Шанский считал Уалиханова одним из «самых просвещенных людей из национальных окраин». Исследователь Азии Г. Н. Потанин писал: «В среде казахов не найдется ни одного, за которым было бы признать значение, равное с Шоканом». Современники Уалиханова называли его «гениальным молодым человеком», честнейшей и чистейшей личностью». Большое значение для формирования общественно-политических взглядов Уалиханова имело его знакомство с представителями передовой демократической интеллигенции - поэтом С. Ф. Дуровым, писателем Ф.М.Достоевским, в то время отбывавшим ссылку в Омске и Семипалатинске. В 1858-1859 годах Уалиханов совершает свою знаменитую поездку в Кашгарию, в Китай, которая принесла ему славу отважного путешественника и крупного ученого. Результаты этой поездки, труды, посвященные истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана были опубликованы на русском, немецком, английском и французском языках. Он работал над составлением и изданием карт Средней Азии и Восточного Туркестана, принимал участие в подготовке к изданию трудов ученого К. Риттера, обобщал материалы по географии, этнографии, истории Средней Азии и Казахстана, читал лекции о Восточном Туркестане, Тянь-Шане, Киргизии. В Петербурге познакомился с идеями русских революционных демократов-шестидесятников. Повседневно общаясь с русскими учеными и писателями, Шокан пробуждал у них интерес к Средней Азии и Казахстану, способствовал укреплению дружеского расположения к народам этих окраин. Поэтам подсказывал сюжеты, темы из восточной жизни. Под влиянием бесед с Уалихановым поэт А. Н. Майков написал стихи «В степях», «Альпийские ледники», «Емшан». Ш. Ш. Уалиханова волновал вопрос о пути, по которому должно пойти дальнейшее историческое развитие казахского общества. Путь экономического, политического и культурного прогресса казахского народа он видел в просвещении, в образовании. «Для нормального роста и развития народа, - писал он, - необходимы прежде всего свобода и знания». Вся его деятельность носит просветительский характер. Ш. Уалиханов решительно выступал против царских колониальных, а также местных властей, чинивших произвол и беззаконие в казахской степи.В работе «Записки о судебной реформе» Ш. Уалиханов, ставя вопрос о сущности и природе реформ, их экономической и социальной сторонах, страстно защищает интересы народных масс, высказывает мысль о том, что реформы должны учитывать «насущные нужды народа», «полезны те реформы, которые способствуют улучшению быта человека». После окончания учебы в Сибирском кадетском корпусе, находясь на службе, принимает участие в крупной военно-научной экспедиции по изучению водного бассейна Иссык-Куля, в сложной дипломатической миссии России с Китаем, в поездке в Кульджу, по пути которой посещает ряд пограничных пунктов Западного Китая. Научные результаты этих первых путешествий молодого Ш. Уалиханова отражены в талантливо написанных путевых очерках «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Западная провинция Китайской империи», «Кульджа», «Дневник поездки в Кульджу». В них много исторических, этнографических, археологических, фольклорных материалов. В трудах «Предания Большой киргиз-кайсацкой орды», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Древности», «Язык», «Самородная словесность» Уалиханов приводит и исследует множество народных поэм, сказок, легенд, преданий казахского народа. Он сделал первую научную запись киргизского героического эпоса «Манас», сопроводил ее историко-литературным анализом и частично перевел на русский язык. Уалиханов считал «Манас» «национальной святыней киргизского народа». Вершину научной славы Ш. Уалиханова составляют труды, написанные по результатам его Кашгарской экспедиции, совершенной им в 1858-1859 гг. Среди них особенно интересна работа «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу» (в Малой Бухарин), которую современники считали подлинным географическим открытием. Этот труд Уалиханова явился крупным вкладом в народоведение, в отечественную и мировую науку. Уалиханов был передовым деятелем своего времени, замечательным патриотом, ученым, просветителем, отдавшим себя служению своему народу.

    2.Абай как великий казахский поэт и мыслитель

    Абай Кунанбаев – великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской литературы.

    Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Абай начал писать стихи еще в детском возрасте. Но впервые его имя становится широко известным с середины 80-х годов XIX века, когда он написал под своим именем стихотворение «Лето». Абай был автором таких поэтических и прозаических произведений, как «Искандер», «Сказание об Азиме», «Гаклия» и другие. Он выступил основоположником письменной казахской литературы. Поэта беспокоили массовое обнищание казахов, произвол царских чиновников, взяточничество и корыстолюбие волостных управителей. В своей поэзии он стыдил скупых богачей, не желавших протянуть руку помощи обедневшим сородичам. Он осуждал некоторых биев, потерявших уважение своего народа. Абай призывал казахское общество к труду, видя праздную жизнь некоторых своих современников, которая несла бедность и нищету. Один из способов выхода из бедности он видел в переходе к земледелию, активному занятию ремеслами и торговлей.  Импульсом к раскрытию глубоких потенциальных способностей Абая стало его общение со ссыльными русскими социал-демократами Е.П. Михоэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.Абай впитал в себя многое из того, что несли восточная и арабская культура: Коран, «Тысяча и одна ночь», был  знаком с творчеством Фирдоуси, Низами, Саади, Навои, изучал  труды Аристотеля, Сократа, Спинозы и Спенсера.Абаю оказалась чрезвычайно близка по духу поэзия Пушкина, Лермонтова, Гёте, Байрона, Шиллера и он хотел познакомить свой народ с вершинами мирового духа. В своих переводах на казахский язык Абай тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал их к мироощущению своих соплеменников. На протяжении 20 лет ярко расцветает разносторонний гений Абая, он завоёвывает необычайный авторитет и невиданную доселе в степи популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него объединяется талантливая молодежь, создаются социально-философская и литературная школы.Нравственно-этические взгляды Абая не были  плодом исключительно личного наблюдения за жизнью и общественным устройством казахов. Абай основательно изучал труды философов древности Платона и Аристотеля, а также сочинения немецких философов Нового времени – Канта, Гегеля, Фейербаха. Сочинение «Гаклия» («Слова назидания») или «Кара соз» («Слова в прозе»),  занимает  особое место в творчестве Абая, – под этим наименованием объединены сорок пять «Слов» – небольших, тщательно обработанных, художественно-стилистических,  законченных фрагментов. Термин «кара» (чёрный)  в сочетании с термином «соз» (слово) чрезвычайно многозначен: это и обозначение печали,  и обозначение прозы, в отличие от рифмованной речи и текста, а также идущее от тюркской традиции обозначение чего-то значительного, важного, первостепенного.

    3.И. Алтынсарин как видный просветитель и педагог.

    Ибрай Алтынсарин вошел в историю общественной мысли и литературы Казахстана как замечательный педагог-просветитель, писатель, фольклорист и этнограф. Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении, (г. Тургай) в которой он назначался учителем русского языка. Открыть школу в глухом городке было делом нелегким: не было средств, не было поддержки областного правления и местных властей. Однако, трудности не остановили Алтынсарина. Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. При жизни ему удалось открыть четыре двухклассных центральных русско-киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. Алтынсарин требовал создания ремесленных и сельскохозяйственных училищ, где казахская молодежь обучалась бы различным ремеслам — кожевенному, мыловаренному, гончарному, столярно-токарному и кузнечному, а также огородничеству, садоводству и земледелию, знакомилась бы с новейшими машинами.  Много труда вложил И.Алтынсарин в дело подготовки учителей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. По его инициативе была открыта учительская школа в г. Троицке, немного позже переведена в г. Оренбург.Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу, заботился о создании библиотеки при каждой школе.Около трех лет потратил на разработку казахского алфавита на основе русской графики. Большую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическое наследие Ибрая Алтынсарина. Основную его часть составляет переписка казахского просветителя с русскими друзьями, учителями и различного ранга представителями народного образования.И. Алтынсарин выступал и как ученый-этнограф. В его очерках вскрывается консервативная сущность патриархально-феодального быта и обычаев казахов. Особого внимания заслуживает труды И. Алтынсарина, посвященные преобразованию социально-экономического строя и хозяйственного быта казахского аула. Составленная Алтынсариным «Киргизская хрестоматия» для того времени была популярным сборником научных знаний. В пей проводилась мысль о необходимости перехода казахов к земледелию и оседлому образу жизни, о пользе научно-технических знаний. В стихотворении «Давайте, дети, учиться» рассказывалось о значении науки для народа, о паровозе, пароходе и электричестве.


    4.Основные идеи крупнейших представителей казахской интеллигенции: А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Т. Рыскулов.

    Байтурсынов считал необходимым дать философский анализ языку, выяснить логику его развития и закономерности ее функционирования. Он рассматривал философию языка, как науку о закономерностях становления слова, художественно и, эстетически значимого.Он стремится дать обоснование значению слова, как фундаментальной, основополагающей формы выражения мысли.  А. Байтурсынова видел путь к свободе народа в приобщении к образованию, науке, культуре. Его статьи по вопросам просвещения, литературы, языка знакомили читателей с культурным наследием казахов, призывали их к овладению знаниями, духовному совершенствованию. А. Байтурсынов видел в образованности и культуре решающий фактор социального прогресса. Для того чтобы школьное образование было на должной высоте, считал он, нужны три условия: нормальное финансирование школы, обеспечение учащихся соответствующими учебниками и учебными пособиями, подготовка высококвалифицированных учителей. М. Дулатов был одним из первых представителей казахской интеллигенции, кто положил начало исследованию истории казахской общественной мысли. Ему принадлежат работы, посвященные Ахмеду Яссави, Ч. Валиханову, А. Кунанбаеву, А. Байтурсынову, Г. Потанину, Н. Нариманову, А. Беримжанову и др. В них, он в основном, сосредотачивает внимание на историко-биографическом аспекте рассматриваемых персоналий, но вместе с тем затрагивает и вопросы их мировоззренческих позиций. Главное здесь, заключается в том, что он выражает принцип полной толерантности к мировоззренческим позициям исторических деятелей.  Вся суть философии и социальной концепции М. Дулатова в конечном счете сводится не к абстрактоно-теоретическим рассуждениям, а к попытке обосновать некоторую сумму логических принципов для решения конкретных социально-политических задач. Главной из проблем своего времени он считал проблему отношения зависимого от России Казахстана с независимым и всесильным царским правительством. Критика несостоятельной, бездумной, реакционной политики царизма по отношению к зависимым народам была, по существу, кредом его политического мышления.

    Таким образом, М. Дулатов сделал громадный шаг вперед по пути развития казахской социальной мысли. Согласно его мнению, самым существенным недостатком царского самодержавного строя является бюрократизм. Он выражается во всевластии и произволе чиновников, а следовательно, в бесправии и полном бессилии народа защитить свои интересы. Благодаря реакционной деятельности чиновничьей бюрократии царизма в Казахстане проводится политика колонизации. Она находит свое конкретное проявление в изгнании казахов с исконных земель их обитания, насильственного изъятия лучших земель для передачи их русским крестьянам-переселенцам, что ведет к катастрофическому сокращению радиуса кочевания животноводов и резкому падению животноводческой продукции.Колониальная политика царизма, представляющая собой безжалостный грабеж трудящихся масс Казахстана, по мнению М. Дулатова, привела край к полному упадку. Не ограничиваясь экономическим порабощением казахской бедноты, царская бюрократия повела повальное наступление и на культуру казахского народа

    5. Памятники сакральной культуры на территории Казахстана. Программа «Мәдени мұра».

    Сакральные места - это почитаемые среди населения страны памятники культурного наследия, светской и религиозной архитектуры мавзолей и природные ландшафты, кроме того, места с устойчивыми историческими ценностями связанные со значимыми политическими событиями. Объекты, занимающие важное место в общественно – политической жизни Казахстана, как символы историко-культурного наследия и национального единства. Улытау, пик Аулиетау (Акмешит). По легенде, в этих горах родился пророк Заратустра, в средневековье здесь были похоронены Жошы хан, Алаша хан, Тохтамыш хан, бий Едиге и другие выдающиеся наши предки. В радиусе 40–60 км от сакральной вершины массива Улытау – горы Аулиетау расположилось 9 ханских ставок. Пик Едыге Пик Едыге расположен в 35 км западнее от села Улытау. На вершине священного Улытау предан земле уважаемый би Едыге. Алтын шокы. Алтын шокы («Золотая пика») – название горы Улытауского хребта в Карагандинской области, историю которой связывают с Великим Тамерланом (1336–1405). Во время похода против хана Золотой Орды Тохтамыша Тамерлан приказал установить на пике Алтын шокы огромный каменный памятник. Петроглифы Теректы аулие. В 445 километрах от Караганды расположилось урочище Теректы. Со стороны Жезказгана ехать до него около 90 километров. Историко-археологический комплекс Теректы Аулие – Святой Тополь – состоит из галереи наскальных рисунков – петроглифов, неолитической стоянки, поселений древнего человека, некрополей-могильников эпохи бронзы, курганов раннего железного века, остатков горизонтальных и вертикальных штолен, в которых добывались руды и полудрагоценные минералы. Чаще других среди петроглифов Теректы Аулие встречаются изображения лошадей, а также двугорбых бактрианов, быков, козлов, оленей, змей, рысей и других хищников из породы диких кошек. Нарисованы и несколько пароконных колесниц. Особую категорию составляют изображения символичных знаков, геометрических фигур. Обнаруживаются выбитые в камнях лунки различной величины, чашевидные углубления, которые, скорее всего, служили местом жертвоприношений. Мавзолей Жубан ана. Мавзолей Жубан ана (Жуан аулие), построенный в ХІ веке в Жанааркинском районе Карагандинской области, на правом берегу реки Сарысу, уникален тем, что мастер возводил его, используя сложные строительные приемы, решая в абсолютном виде точные инженерные задачи. Купольно-центрическое сооружение дает мавзолею внешнюю красоту, обеспечивает крепость строения. Все кирпичи имеют одинаковый размер и форму, что доказывает развитие культуры производства строительных материалов. Мавзолей Айши биби. Мавзолей Айши биби – уникальный и интереснейший памятник архитектуры XII века, неимеющий аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Мавзолей декорирован облицовкой из терракотовых плит, украшенной орнаментами 60 видов.Мавзолей находится в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области. Он является памятником любви и скорби. Существует более 28 версий легенды о любви восточной красавицы Айши биби и отважного Карахана. Мавзолей Бабаджи Хатун. Мавзолей Бабаджа Хатун (Х–ХІ вв.). Строительство этого памятника степного зодчества связано с легендами о возведении мавзолея для Айша биби. По легенде, после гибели Айши биби ее няня Бабаджа хатун становится его смотрителем, а после смерти ее хоронят в двадцати шагах от мавзолея девушки. Для преданной женщины построили специальный мавзолей и назвали ее именем – мавзолей Бабаджи хатун. Эти два строения являются величественными памятниками и святым местом для мусульман, которые совершают хадж. Мавзолей Жошы-хана. Памятник архитектуры XII –XIII вв. Мавзолей Жошы хана (Джучи-хана) – один из самых известных и выдающихся памятников казахского зодчества монгольского периода. Он расположенв Улытауском районе Карагандинской области, в 50 км к северо-востоку от г. Жезказгана, в долине р. Каракенгир. Считается, что мавзолей сооружен в 1227 году над могилой сына Чингисхана – Жошы хана. В тоже время существуют и версии о том, что его построил в XIV или XV веке один из потомков Жошы хана.Мавзолей имеет прямоугольную форму. Достаточно замысловато и изящно выполнена арка мавзолея. У сооружения двойной купол.

    6. Развитие казахского искусства: живопись, скульптура, архитектура, опера, балет, музыка, драматургия ХХ века

    Музыкальное, театральное искусство, живопись Одной из главных частей казахого исскуства была музыка. Песни акынов символизируют казахскую культуру, воплощают дух и чаяния кочевников. Акыны были носителями исторической памяти, они прославляли национальных героев, формируя национальное самосознание и казахские традиции. Поэтому их почитали в народе, уважали, к ним прислушивались. В начале ХХ века музыкальное искусство представлено творчеством таких народных поэтов-песенников: Нурпеиса Байганина; Жамбыла Жабаева; Естая Беркимбайулы; Акана сере; Кенена Азербаева; идр. Среди казахских исполнительниц начала ХХ века пользовалась популярностью Майра Шамсутдинова. Ее называли «соловей» за высокий голосовой диапазон. Советские руководители отлично понимали значение песни для духовного развития казахов. Поэтому в начале 1920-х власти: провели слет акынов; создали музыкальный отдел просветительского комитета, который руководил деятельностью музыкальных коллективов; в 1922 году провели Каркаралинский конкурс народных певцов; открыли государственный музыкальный театр, на сцене которого с успехом проходили спектакли М. Ауэзова «Айман-Шолпан», Б. Майлина «Шуга», Е. Брусиловского «Ер Таргын». В начале 1930-х активно развивается театральное искусство. В Кызыл-Орде открывается первый профессиональный театр. В нем работают такие режиссеры и актеры, как З. Атабаева, М. Ауэзов, К. Жандарбеков, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, Ж. Шанин и пр. Позднее был открыт Казахский академический театр драмы, Корейский театр и Уйгурский музыкально-драматический театр. До начала ХХ века живопись у казахов существовала в виде декора национальной одежды, инструментов, предметов быта. ХХ столетие — период становления и расцвета национальной школы живописи. В развитии живописи Казахстана в этот период особое значение играет Абылхан Кастеев (1904–1973). Именно он заложил основы национальной живописи. Его прославили такие произведения, как «Молодой Абай», «Портрет Амангельды Имановой», «Сбор хлопка». Его кисти принадлежат акварели «Горный пейзаж», «Зимовка» и «Летнее пастбище». В 30-е гг. (1935) создана национальная галерея, в которой были представлены картины А. Кастеева, А. Исмаилова, К. Ходжикова, X. Ходжикова. На казахскую живописную традицию повлиял Н. Хлудов — русский художник-реалист ХIХ века. В живописи этого периода преобладают акварельные наброски и эскизы, написанные с натуры, реалистичные и жизнеутверждающие. Скульптура в Казахстане получила развитие позднее, чем поэзия, музыка и даже архитектура. Причинами тому стали кочевой образ жизни и запрет канонами мусульманского учения изображения лиц. Истинные мастера с необходимым художественным образованием заявили о себе лишь в 50-е годы прошлого века. К таким Казахстанским скульпторам относятся: Х.И. Наурызбаев, И.Я. Иткинд, Ш.Ы. Валиханов, Т. Досмагамбетов. Так же Шот-Аман (Шота) Валиханов (каз. Шот-Аман Ыдрысұлы Уәлихан) — известный советский и казахстанский скульптор, заслуженный архитектор Казахской ССР.Основные работы: автор герба Республики Казахстан; руководитель творческой группы авторов Монумента независимости в Алма-Ате, 1998; памятник Ч. Валиханову; памятник Т.Бокину; памятник Кенесары-хану в Астане; памятник Шакариму в Семипалатинске; монумент «Сильнее Смерти и тд. Хакимжан Исмаханович (Есимханович) Наурызбаев (Наурзбаев) — советский и казахстанский скульптор, народный художник Казахской ССР .Первый профессиональный скульптор-казах, один из первых создателей национального монументального искусства в Казахстане. Наурызбаевым созданы памятники Абаю (1960), Чокану Валиханову ,Джамбулу Джабаеву (1963) в Таразе, В. И. Ленину в посёлке Жансугуров Алматинской области. Профессиональное балетное искусство Казахстана возникло в начале 1930-х гг. В 1933 году на основе музыкальной студии открылся Казахский музыкальный театр (ныне Казахский театр оперы и балета имени Абая), где в 1935 году было организовано балетное отделение. Развитию национального балетного искусства способствовала деятельность известного балетмейстера и педагога А. А. Александрова, который организовал балетное отделение хореографической школы. Приезд в Алматы Куйбышевского передвижного театра оперы и балета и его присоединение к Казахскому музыкальному театру оказали значительное влияние на национальное балетное искусство. Поставлены балеты «Коппелия», «Лебединое озеро» П. И. Чайковского . В 1937—40 годах были поставлены первые казахские национальные балеты «Калкаман и Мамыр» В. В. Великанова , «Весна» И. Н. Надирова. Казахская драматургия возникла в начале XX века. Первые произведения создавались в русле демократического направления казахской литературы и носили просветительский характер, утверждали необходимость приобщения народа к образованию, науке, культуре. Такова, например, одна из первых казахских драм — драма К. Тогысова («Жертва невежества», 1915, Уфа). Драматические произведения Ж. Аймауытова, М. Дулатова, К. Кеменгерова, М. Ауэзова, С. Сейфуллина, Ж. Шанина заложили основу национальной драматургии. ерспективным на раннем этапе становления национального театра оказалось обращение к казахскому фольклору и творческое усвоение опыта мировой драматургии, в первую очередь русской и европейской. Пьесы Ж. Шанина «Арқалық батыр», «Қозы Көрпеш — Баян сұлу»; М. Ауэзова «Айман — Шолпан», «Еңлік-Кебек»; Г. Мусрепова «Қыз Жібек» созданы на основе казахского героического и социально-бытового эпоса. Они являют собой пример бережного сохранения эпического мироощущения при драматизации эпического повествования (членение на эпизоды, диалогизация и т. д.), умелого включения элементов эпоса в словесную ткань драмы, широкого использования богатств родного языка при передаче сценической речи. М. Ауэзов по праву считается основоположником казахской драматургии. Он создал свыше 20 пьес в различных жанрах и на разные темы: «Раздор», «В яблоневом саду», «Дитя рассвета», «На границе», «Час испытаний», «Абай» (совместно с Л. С. Соболевым) и другие.

    7.Советские казахские писатели ХХ века (С.Сейфуллин, И. Джансугуров,М. Ауэзов, С. Муканов и др.)

    Сабит Муканов — классик казахской литературы, поэт, общественный деятель, академик, председатель Союза писателей Казахстана. Одни из первых произведений: романы «Сынбая» (1928), «Светлая любовь» (1931), «Teмиpтac» (1935). Автор романов «Ботагоз», «Сырдарья», автобиографической трилогии «Школа жизни». Видный организатор литературного дела в республике. Исследовал историю и теорию литературы. Изучал казахскую литературу XVIII — начала ХХ веков, творчество отдельных казахских прозаиков и поэтов — С. Сейфуллина, М. Ауэзова, Т. Жарокова, А. Тажибаева, народных акынов республики. Занимался исследованием научного и литературного наследия Чокана Валиханова и Абая Кунанбаева. Ему принадлежит первое систематическое изложение жизни и творчества великого казахского поэта Жамбыла Жабаева. В 1974 году вышло посмертное издание его этнографического труда «Народное наследие», где исследованы древние народные предания, шежире, хозяйство и быт дореволюционных казахов, их материальная и духовная культура. Его книги переведены на многие языки. Последние годы жизни С. Муканов работал над трилогией о самом любимом своем герое — Чокане Валиханове, выдающемся казахском просветителе, исследователе, путешественнике. Много сделал С. Муканов для развития казахской драматургии. Широко известны его пьесы «В дни борьбы», «Чокан Валиханов», «Сакен Сейфуллин». Сабита Муканова тесно связывала дружба со многими известными людьми. Среди них Алексей Толстой, Иван Шухов, Галина Серебрякова, Габит Мусерпова и многие другие.

    Ауэзов Мухтар Омархан-улы — писатель, общественный деятель, академик АН КазССР, первый доктор филологических наук в Казахстане, профессор, заслуженный деятель науки КазССР. Значительным вкладом в литературоведение являются исследования Ауэзова устно-поэтического творчества казахского народа, эпоса «Манас», творчества Абая и других классиков. Вершиной его литературного наследия является многотомная эпопея «Путь Абая». Последние годы жизни писатель работал над созданием новой эпопеи о наших современниках — «Племя младое». Первым и самым ранним произведением Ауэзова была пьеса «Енлик-Кебек», основанная на народном предании о трагической судьбе двух молодых людей, осмелившихся поставить свои чувства выше родовых распрей. Переломными в его судьбе стали 1930-е годы, когда он два года находился в заключении по обвинению в национализме. Вынужденное признание несуществующей вины, отказ от своих лучших произведений той поры были условием выхода на свободу. Лишь в 1960-е годы впервые были переизданы его ранние рассказы и повести в сборнике «Караш-Караш. Его произведения относили к социалистическому реализму. самый большой труд Ауэзова — эпопея «Путь Абая», за которую в 1958 году писателя наградили Ленинской премией. Эпопею «Путь Абая» критики и читатели расценивают как великий роман ХХ века, отмечают его многоплановость и разносторонность.

    СЕЙФУЛЛИН Сакен (Садуакас) (15.10.1894 — 25.02.1938) — писатель, один из основоположников современной казахской литературы, государственный деятель. Родился на зимовье Карашилик ныне Шетского района Карагандинской области. Он был одним из самых выдающихся людей Казахстана, которые внесли неоценимый вклад в отечественную и мировую литературу.Помимо просветительской деятельности Сәкен Сейфуллин всю внес неоценимый вклад в национальную культуру, литературу Казахстана. Казахстанский поэт коренным образом изменил содержание и форму национальной поэзии, творчески соединил современные и традиционные тенденции, преобразовал синтаксис, ритмику, строфику, интонацию. Садуакас Сейфуллин признан лучшим казахским автором СССР — он первый среди писателей Казахстана отмечен орденом «Трудового красного знамени». Из-под его пера выходили пьесы, поэмы, стихотворения. Ему доверили написать гимн для революционеров Казахстана.. Сәкен Сейфуллин — автор: романа «Наш быт»; учебника по казахстанской истории литературы (для вузов); сборника поэзий «Өткен күндер»; мемуаров «Тернистый путь»; поэм «Кзыл-Ат», «Кокче-Тау», «Советстан» и других произведений. Величайший поэт Сакен Сейфуллин, стихи на русском и многих других языках мира которого сегодня востребованы у читателей, погиб из-за любви к Казахстану, его народу и национальной культуре. Поэта потрясло известие о том, что правительство СССР намерено установить господство русского языка в социалистических республиках, С.Сейфуллин стал предпринимать конкретные шаги, направленные на сохранения национальных традиций и родного слова.

    Ильяс Жансугуров — писатель и мыслитель, классик новой казахской литературы — принадлежит к первой волне советской казахской интеллигенции. Творчество Ильяса Жансугурова разнообразно, осталось богатое литературное наследие, состоящее из текстов разных направлений и знаковых произведений: Поэма «Степь», в которой отражены важные этапы истории Казахстана. Знаменитое произведение «Кулагер» — поэма, ставшая классикой казахской литературы. Ильяс Жансугуров «Кулагер» посвятил поэту и музыканту XIX века. Его звали Акан-Серэ Корамса-улы. Произведение рассказывает о драматическом эпизоде его жизни — гибели любимого коня. Поэма стала одним из самых трагических произведений в национальной литературе. Это крик души самого автора, живущего в период политических преследований. Литератор обращался к вопросам воспитания детей, писал для них сказки на темы нравственности. Считал важным эстетическое воспитание молодежи, написал для них ряд произведений, уделял внимание созданию школьных учебников. В поэмах «Кюй», «Кюйши» Жансугуров проявил себя как знаток национальной музыки. В своем творчестве он выступал и как драматург, писал театральные пьесы. Значительное место в наследии поэта составляют его литературные переводы классических произведений: стихов и прозы Гейне, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Горького, Маяковского, Гюго.

    8.Становление и развитие казахского кино

    Начало казахстанского кинематографа принято считать с фильма «Амангельды», вышедшего на экраны в 1938 году. «Амангельды» стал огромным событием в культурной жизни КазССР – зрители, выходя из зрительного зала, вновь становились в очередь за билетами на следующий сеанс. Однако дальнейшее развитие казахстанского кинематографа замедлилось из-за Второй мировой войны. В художественном кино основной задачей казахских режиссеров являлось изображение судьбы человека, его духовного поиска и борьбы. Большинство фильмов того времени, к сожалению, были агитационными. В шестидесятые годы в казахстанском кинематографе появляются несколько пронзительных фильмов о войне, такие как: «Сказ о матери» (1963). «Земля отцов» (1966) Одним из наиболее ярких представителей послевоенного кинематографа в Казахстане является Шакен Айманов. Он народный любимец,ведь такие фильмы, как «Наш милый доктор» (1957), «Конец Атамана» (1970), «Ангел в тюбетейке» (1968), по праву завоевали статус культовых. Среди историко-приключенческих фильмов особо стоит отметить выше упомянутый фильм Ш. Айманова «Конец Атамана», сценарий к которому написали А. Михалков-Кончаловский и Э. Тропинин. А также фильм Э. Уразбаева – «Транссибирский экспресс», являющийся своего рода продолжением фильма Ш. Айманова, где герой из «Конца Атамана» теперь действует в Маньчжурии. С 1967 года в Казахстане начинается выпуск мультипликационных фильмов. Первым казахстанским мультфильмом был фильм «Почему у ласточки хвост рожками» Хайдарова. В те годы было принято выпускать один-два фильма в год для детей и подростков. Наиболее известные – «Меня зовут Кожа» (А. Карсакбаев), «Алпамыс идет в школу» (А. Карсакбаев), «Шок и Шер» (реж. К. Касымбеков), «У заставы «красные камни» (реж. Ш. Бейсембаев), «Мой дом на зеленых холмах» (А. Сулеева). 

    Следующим этапом для казахстанского кинематографа стал перестроечный период – эти фильмы отражали реалии времени, в них уже не было той помпезности и пафоса, которыми отличалось кино социалистическое. Режиссеры уже не приукрашивали действительность. В эти годы появилось очень много молодых независимых кинематографистов, они же и стали представителями казахской «новой волны» – вчерашние студенты мастерской Соловьева во ВГИКе. Период первых лет независимости был чрезвычайно важным для отечественного кинематографа.В этот период пытались избавиться от постсоветских комплексов, ставились вопросы о собственной идентичности. Все те темы, о которых долгие годы нельзя было говорить из-за жесткой советской идеологии (период коллективизации, годы сталинских репрессий, восстание 1986 года и так далее), нашли отражение в кинокартинах этого периода. К примеру, в таких фильмах, как «Суржекей - ангел смерти», «Жизнеописание юного аккордеониста», «Людоед» показана неприкрытая реальность, в которой жил народ. Особое внимание после обретения независимости внимание было уделено восстановлению исторической справедливости («Гибель Отрара», «Батыр Баян», «Юные годы Абая», «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Юность Жамбыла»...).


    написать администратору сайта