Уровни функционирования политической идеологии. Политика реферат. 1. Специфика политической идеологии Понятие политической идеологии
Скачать 43.24 Kb.
|
Введение 1. Специфика политической идеологии. . 1.1 Понятие политической идеологии. . 1.2 Функции политической идеологии. . 1.3 Уровни функционирования политической идеологии. 2. Идеология и политика 3. Современные политические идеологии 3.1 Либерализм. 3.2 Консерватизм 3.3 Социал-демократия 3.4 Коммунизм 3.5 Фашизм 4. Идеологии и партии в современной политической жизни. Заключение Список литературы Введение Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде "Элементы идеологии". В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями. К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали термин идеология для обозначения извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. Задачи реферата - выяснить, что такое политическая идеология, рассмотреть связь политики и идеологии, определить специфику политической идеологии, ее функционирование и рассмотреть современные политические идеологии. 1.Спецификаполитической идеологии. 1.1 Понятие политической идеологии. Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) той или иной политической силы. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию. Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму. Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием. 1.2 Функции политической идеологии. Основными функциями политической идеологии являются: 1) овладение общественным сознанием; 2) внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; 3) создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач. С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом, помимо рациональных — нередко теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников. 1.3 Уровни функционирования политической идеологии. Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан, необходимо различать следующие уровни ее функционирования: — теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. — программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов. Причем между концептуальным и программным уровнями могут существовать и определенные противоречия, в результате которых некоторые принципы, как писал Б. Чичерин, нельзя узнать в оформлении их «самых рьяных обожателей». — актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики. 2. Идеология и политика Политическая идеология, будучи системой социально-политических идей, является теоретически оформленным выражением самосознания определенной социальной группы, слоя, класса, нации, этнической или иной общности. Она определяет и механизм теоретической защиты их политических интересов. Политическая идеология представляет собой интеллектуальную и духовную основу политической деятельности и их взаимодействие определяется рядом обстоятельств. Во-первых, идеология разъясняет силам, действующим в политике, общую социальную и политическую ситуацию в мире, перспективы развития, определяет ценности, которые лежат в основе действий, указывает средства, обеспечивающие реализацию этих ценностей. Во многих случаях политическая идеология дает и общие директивы для действий. Использование политическими движениями сформулированной и принятой политической идеологии происходит по-разному. Нацизм, например, отрицал постоянные и неизменные идейные принципы и заменял их волей вождя. Во многих движениях и партиях реформистской ориентации прагматически понимаемая целесообразность заслоняет идейные принципы. Вместе с тем любое политическое движение имеет более или менее конкретизированные постоянные идейные принципы. Они во многом определяют направление и характер его деятельности. Во-вторых, идеология выступает организующей силой, объединяющей политическое движение. Важным связующим звеном каждого крупного политического движения является убеждение в принадлежности к сообществу близко, подобно или даже одинаково мыслящих людей. При всем плюрализме и разнообразии мнений в демократических движениях и партиях в них существуют общепризнанные принципы, отрицание которых ставит того или иного деятеля вне движения. В-третьих, политические идеологии представляют собой совокупность символов, имеющих эмоциональное содержание. В той или иной степени они содействуют интенсификации действий индивидов и групп. В истории известны многочисленные примеры, когда идея отечества, нации, которую национальные идеологи подчеркивали на протяжении последних трех столетий, вызывала более значительные и героические акты самопожертвования, чем простое чувство долга по отношению к монарху, чувство чести и т.п. При характеристике пути формирования политической идеологии отмечают четыре основные модели этого процесса. Во-первых, это модель конденсации. Она работает в том случае, когда (в результате своеобразной конденсации испарений массового сознания) происходит трансформация идеологических представлений, присущих обыденному политическому сознанию, в теоретические идеологические структуры (идеологические комплексы тред-юнионистов, экологистов и т.п.). Во-вторых, это интегративная модель. Для нее характерны: синтез, интеграция, конвергенция различных идей и представлений, существующих идейно-политических течений или новое пересечение идеологических установок (неоконсерватизм, неолиберализм и т.п.). В-третьих, это дивергентная модель. В данном случае формирование новой политической идеологии происходит в результате редукции, дезинтеграции, дивергенции, т.е. "расщепления" идеологии уже существующей. В-четвертых, модель ревитализации идеологии, когда происходят возврат к старым идеям, их возрождение в более или менее модифицированной форме (попытки возврата к истокам консерватизма, марксизма и т.п.). Выделение этих моделей носит условный и вспомогательный характер, поскольку в реальном процессе генезиса и изменения идеологий они нередко сочетаются, пересекаются и не встречаются в чистом виде. Вместе с тем их знание может помочь при анализе механизма возникновения некоторых идейных течений. Идеология, являясь составной частью политического действия, выполняет, таким образом, важные функции в политическом процессе. 3. Современные политические идеологии 3.1 Либерализм Термин "либерализм" происходит от латинского "liberalis" — свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение. Поэтому не случайно все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, не скованной рамками традиций. Либерализм как сложное структурное явление, принадлежащее одновременно философской, идеологической и политической сферам, предстает сегодня и как историко-философская доктрина, и как политическая идеология, обосновывающая программные установки объединившихся под его знаменем социальных слоев, и как более или менее массовое организованное движение (либеральные политические партии, движения, группировки и т.п.). В мировоззренческий комплекс классического либерализма вошли представления о свободе от групповых, классовых, националистических и иных предрассудков; идеи космополитизма, терпимости, гуманизма, прогресса, демократизма и индивидуализма с подчеркиванием самоценности личности. В экономической области основатели либерализма требовали отмены регламентаций и ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы, максимально свободных условий для развертывания частного предпринимательства. В сфере политики он основывается на признании прав человека, на разделении законодательной и исполнительной властей, на свободе выбора занятий, свободе конкуренции, что реализуется в требовании правового государства. В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности. Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страха идеологических ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры: - индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей; - свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида; - равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имею равные права и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим. 2. Консерватизм (от лат.conservate - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Многочисленные социальные изменения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феодализма, вызвали к жизни такое явление как консерватизм. Впервые термин «консерватизм» был введен в обиход французским писателем Ф.Р.Шатобрианом (1768-1848), основавшим журнал «Консерватор», который выражал взгляды сторонников политической и религиозной реставрации в послереволюционной Франции. Консерватизм в то время означал идеологию феодально-аристократической реакции, критику идей Просвещения «справа», апологию феодальных устоев и дворянско-клерикальных привилегий. Ведущими теоретиками консерватизма конца XVIII-начала XIX веков были Э.Берк, С.Колридж, У,Вордсворт, Ж.де Местр и др. Э.Берк написал в 1790 году книгу «Размышления о французской революции», которая стала «Библией» консерватизма. На раннем этапе своего развития консерватизм отражал интересы дворянских кругов, а в XIX веке, приняв во внимание ряд положений классического либерализма, стал превращаться в идеологическое оружие буржуазии. Самым важным вкладом в развитие либеральной политической и экономической философии стало укрепление консерватизмом социальной интеграции. Традиционализм как разновидность консерватизма делает упор на необходимости сохранения социальных устоев и соблюдении моральных традиций, присущих рыночному капитализму, а в некоторых случаях и феодализму. В ходе своего развития консерватизм приобрел ярко выраженные черты либертаризма, центральными позициями которого стали крайний антиэтатизм, неограниченная свобода индивида. Либертаризм утверждает первенство прав индивида над интересами коллектива, недопустимость государственного вмешательства в экономику, рассматривает государство благосостояния лишь вариантом социализма. Другой разновидностью консерватизма, как считают многие политологи, является неоконсерватизм. По своему подходу к решению важнейших политических и социальных вопросов очень близок к неолиберализму. Исследование различных форм неоконсерватизма в Западной Европе и США позволил ряду политологов сделать вывод о том, что существует три его разновидности. Первая - либерально-консервативная, которая ярко выражена в Великобритании и США, где слияние либерализма и консерватизма полностью завершилось, и либерализм представляет единая партия, находящаяся на правом фланге политического спектра, обладающая однородной идеологией и устойчивой социальной базой. Эта форма неоконсерватизма утверждает максимально тесные связи между рыночной экономикой, индивидуальной свободой и властью закона. Следующая разновидность - христианская демократия. Здесь главный акцент ставится на ценности христианского морального порядка. Христианская демократия одобряет в отличие от либерального консерватизма государственное регулирование поведения людей, а концепция органичного общества сохраняет большое влияние. К третьей разновидности относится авторитарный консерватизм или консервативный национализм, который отстаивает сильное государство, необходимой для защиты консервативных ценностей. За государством признается право вмешиваться как в экономику, так и в деятельность отдельных институтов, поскольку рынок и личность считаются выражением анархистских начал. Национализм и популизм в значительно большей степени присущи именно данной разновидности. Консервативный национализм придает первенствующее значение национальным традициям, национальному единству и национальной гордости, что работает на укрепление государства. Все три разновидности консерватизма, несмотря на различия в своих идеологических нюансах и акцентах, должны рассматриваться как составные части целостной консервативной плеяды, имеющей ряд основных принципов, которые разделяются всеми его подразделениями. К ним относятся следующие: - существует универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией; - природа человека несовершенна, в ней скрывается неразумие и греховность; - естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития; - попытки социального уравнительства с помощью силы закона бесперспективны; - важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы и защиты социального порядка; - ненадежность прогресса; традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса; - сфера человеческого разума ограничена, отсюда вытекает важность традиций, институтов, символов, ритуалов и даже предрассудков; - рассредоточение, ограничение и сбалансированность политической власти, которая способна предотвратить возможную тиранию правления большинства. 3.3 Социал-демократия Влиятельная политическая сила, представленная на всех континентах, активно участвующая в деятельности органов власти на разных уровнях, видящая задачу построения общества в духе социал-демократических основных ценностей - свободы, справедливости, солидарности. Социал-демократия - это партии, имеющие разные названия -социал-демократические, социалистические, лейбористские, рабочие. В настоящее время в мире насчитывается более 80 партий этой ориентации, имеющих около 20 миллионов членов, за которых голосуют более 200 миллионов избирателей. Половина этих партий либо возглавляет в последнее десятилетие правительства соответствующих государств, либо входила в различного рода правящие коалиции. Так, однопартийные правительства в разное время формировали Австралийская лейбористская партия, Социалистическая партия Австрии, Демократическое действие Венесуэлы, Испанская социалистическая рабочая партия, Норвежская рабочая партия, Социал-демократическая рабочая партия Швеции и др. В коалиции входили Партия труда Израиля, Итальянская социалистическая партия, социал-демократическая партия Финляндии и т.д. Как идейно-политическое течение социал-демократия возникла на определенной стадии развития буржуазного общества в странах, достигших среднего уровня промышленного развития. Для функционирования социал-демократии нужны определенные политические условия: высокая степень устойчивых демократических институтов власти, политический плюрализм, закрепленный соответствующими законодательными актами, правовое государство и т.д. Социал-демократические партии имеют ряд объединяющих их признаков: 1.Их идейна общность - выдвижение концепции демократического социализма, трактуемой не только как идеал, но и как процесс деятельности, не ограниченный каким-то определенным отрезком времени социально-политических и экономических преобразований; 2.Прочные, устойчивые связи с профсоюзным движением, с различными категориями работополучателей как физического, так и умственного труда; 3.Приверженность принципу политического консенсуса при решении различных проблем, свойственных тому или иному государству; 4.Идея признания приоритета социальной цели над экономической присуща всем разновидностям социал-демократической мысли и практики. Программы социальных реформ включают в себя три основных момента: 1.Постоянство высоких темпов экономического роста; 2.Создание и развитие системы социального обеспечения и обслуживания ("государство благосостояния"); 3.Широкое использование механизмов государственного регулирования экономики. Экологические ориентиры стали занимать в концептуальном багаже важное место. Социал-демократы отстаивают экологически сбалансированное развитие; рост, учитывающий комплексное решение экологических и социальных задач; обеспечение качества жизни, производства и труда. Социал-демократии за свою более чем столетнюю деятельность подтверждает, что она постоянно связана с поисками ответов на вызовы социальной и политической действительности, складывающейся в различных странах и на мировой арене в целом. Социал-демократия старается отвечать этим вызовам современными способами, не утрачивая тем самым общественной актуальности. 3.4 Коммунизм (от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и господства общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений в форме социализма. В связи с многомерностью данного общественного явления выделяют следующие значения этой категории: 1. Общественно-экономическая формация, которая в результате пролетарской революции сменяет капитализм, разрешая его противоречия на основе общественной собственности на средства производства и превращения труда из силы порабощения человека в средство его развития. 2. Высшая форма развития социализма как переходной ступени от капитализма к коммунизму. 3. Коммунистическая идеология, претендующая на научное обоснование неизбежности и форм перехода от капитализма к коммунизму. 4. Идеологии утопического характера, в которых, по учению научного коммунизма, ставится цель достижения подобного общества, но предлагаются средства, с позиций коммунистической теории, в принципе нереализуемые. Многие современные мыслители считают, что теоретический коммунизм является утопией, а попытки преобразовать общество на основе этой идеологии - политическим преступлением. Теорию коммунизма создали Маркс, Энгельс и Ленин (марксизм-ленинизм). Она возникает в конце первой половины XIX столетия. Она основана на принципе материалистического понимания истории: общественное бытие определяет общественное сознание и теории прибавочной стоимости: богатство современного товарного мира создается за счет эксплуатации наемной рабочей силы. Согласно теории, при помощи диктатуры пролетариата общество обобществляет средства производства и создает условия, позволяющие человеку в процессе труда всесторонне развиваться. Реальное воплощение данная теория получила в России и других странах социализма. В силу ряда причин этот социальный эксперимент не принес ожидаемого результата. Учитывая изменения в современном мире, многие коммунистические партии стали модернизировать свои программы, а в ряде случаев использовать некоторые социал-демократические концепции и подходы, творчески применять новые теоретические наработки к своеобразным условиям своих стран. Это создает определенные предпосылки для повышения их роли и авторитета в обществе, для координации усилий коммунистов, социал-демократов и других “левых” партий, дальнейшего развития социалистической идеологии. 3.5 Фашизм (от итал.fascismo - пучок, связка, объединение) - вариант тоталитарного политического режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти, проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя, оправдание применения крайних мер принуждения для обеспечения в стране стабильности и порядка, введение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеологическую монополию. Родиной фашизма является Италия и Германия. Он возник в 1919 году в Италии, в 20-30-е годы фашистские партии захватили власть в Италии и Германии, а также в других капиталистических странах и установили в них открыто террористическую диктатуру. Партия Муссолини взяла в качестве символа фасции - пучки прутьев с топором в середине, связанные ремнем, - знаки достоинства древнеримских магистратов. Идеология фашизма - это антидемократизм и антимарксизм. Все фашистские программные документы содержат тезис об идейном и фактическом банкротстве либерализма и социализма. Все фашистские идеологи - от Муссолини, Гитлера до Н.Устрялова - клеймили парламентскую демократию. Муссолини заявлял, что послевоенный опыт знаменует поражение либерализма. Политологи предпринимали не одну попытку дать классификацию признаков, вбирающих в себя такое явление как фашизм. Так или иначе, к ним можно отнести: абсолютизацию власти; ненависть или неприязнь к иным нациям; опора не на гражданское общество, а на авторитет вождя, его волю, силовые структуры и т.д. Одна из плодотворных попыток такого рода принадлежит российскому ученому В.Ядову. Он дал развернутую характеристику фашистской системы взглядов, выделил основные черты этой идеологии, которые совмещаются с принципами практического их осуществления и призваны удовлетворять определенные социальные интересы. К ним относятся: 1. Безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими. 2. Утверждение особой миссии данного народа в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо как минимум в зоне "геополитических интересов" данного народа. Отсюда - принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важный элемент известного пакта стран фашистской "оси". 3.Отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных (отсюда "социализм"). 4.Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отвержение каких-либо общечеловеческих нравственных норм. 5.Утверждение принципа использования силы (военной силы) для подавления инакомыслия и тем более сопротивления установленному порядку путем практических действий. 6. Безудержная демагогия как стиль пропаганды, т.е. обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.д.). Постоянное фиксирование внимания на определенном (или нескольких) опасном противнике долженствует содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности, освящаемой данной идеологией. 7. Наконец, культ харизматического лидера, вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов. Острота переживаемых социальных проблем порождает почву для фашизма. Если нация чувствует себя ущемленной, люди подавлены ощущением тревоги из-за наступающего хаоса, они не верят власть имущим, тогда есть реальные социально-психологические предпосылки для фашизма и экстремизма, как бы они не назывались. 4. Идеологии в современной политической жизни и партии. Рассмотрим современные политические идеологии на примере наиболее влиятельных российских политических партий. Партия Единая Россия выдвигает следующие приоритеты своей деятельности: 1. СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (сильная президентская власть как гарантия политической стабильности и незыблемости конституционного строя; проведение административной реформы, совершенствование системы управления страной и оптимизация функций органов власти.); 2. РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО (контроль общества над властью через партии и общественные объединения; развитие самоорганизации граждан, общественного самоуправления; вовлечение граждан в управление общественными делами.); 3. СТРАНА СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ (осуществление принципа равных прав, свобод и возможностей для различных социальных групп, национальностей и конфессий.); 4. СПРАВЕДЛИВОЕ ОБЩЕСТВО (формирование условий, в которых большинство населения будет способно самостоятельно решать свои социально-экономические проблемы.); 5. ПРОЦВЕТАЮЩАЯ СТРАНА (содействие развитию высокотехнологичных отраслей науки и промышленности; повышение качества управления государственной собственностью; рациональное налогообложение природных ресурсов; развитие финансового рынка, развитие малого и среднего бизнеса.); 6. БЕЗОПАСНАЯ СТРАНА (повышение обороноспособности страны, формирование профессиональной армии; совершенствование деятельности правоохранительных органов.); 7. СОВРЕМЕННАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (содействие четкому разграничению экономических, социальных и налоговых полномочий Центра и регионов; всемерное развитие местного самоуправления, создание его устойчивой и независимой финансовой основы.); 8. СТРАНА ВЕЛИКОЙ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ (рост духовного потенциала общества и каждого человека, развитие национальных культур и сохранение самобытности народов и исторических регионов; наращивание научного и технологического потенциала страны.) 9. ВЕЛИКАЯ РОССИЯ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ (формирование и поддержка международной политики, направленной на повышение роли России в мире; участие России в международных системах коллективной безопасности; развитие выгодных для России экономических международных отношений; защита прав и интересов российских граждан, соотечественников за рубежом; укрепление международных общественных и гуманитарных связей.); 10. ОТВЕТСТВЕННАЯ ПАРТИЯ (сохранение общественной стабильности; активное участие в выборах всех уровней; учет общественного мнения при подготовке и принятии решений.) ЛДПР - это центристская, демократическая партия. Ее главная цель - возрождение могучего демократического и процветающего Российского государства. В современных условиях ЛДПР выдвигает идею патриотизма на первый план. В своей деятельности ЛДПР руководствуется также идеями либерализма и демократии. В понимании ЛДПР либерализм - это подлинная, а не мнимая свобода. Это, прежде всего, защита гражданских прав и свобод личности людей любой национальности, населяющих Российское государство. Демократия в понимании ЛДПР предполагает демократическое устройство государства в форме президентской республики, демократичный характер всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Партия ЛДПР выдвигает следующие приоритеты своей деятельности: 1. ЛДПР ЗА УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО. В своей программе по государственному строительству ЛДПР исходит из двух факторов. Во-первых, государственный аппарат должен быть дешевым и эффективным и как можно менее коррумпированным. Во-вторых, государство должно обеспечить равные права и возможности гражданам любой национальности на всей территории России. ЛДПР считает, что без исполнения этих условий существенно поднять жизненный уровень населения невозможно. Возрождение мощи и величия России невозможно без укрепления центральной власти, т.е. российской государственности. Процесс этот должен происходить конституционным путем. 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Для ЛДПР национальная безопасность - это мирная жизнь граждан, а также защита их жизни и имущества от посягательства преступного элемента. При этом ЛДПР считает, что главная угроза России может исходить со стороны США, но осуществлять свои цели в отношении России эта страна будет чужими руками. В своей программе по обеспечению мира на границах и спокойной жизни в городах и селах России ЛДПР ставит следующие основные задачи. Во-первых, российская внешняя политика должна не допустить объединения антироссийских сил на Юге и воспрепятствовать возникновению конфликта между православным и мусульманским миром. Во-вторых, российская военная доктрина должна обеспечить сдерживание потенциального агрессора и молниеносный разгром противника в локальных конфликтах, в том числе с применением ядерного оружия. В-третьих, для эффективной борьбы с преступным элементом, индивидуальными террористами и организованными террористическими организациями должны быть резко усилены российские силовые структуры и создан мощный орган государственной безопасности с широкими полномочиями. 3. ВОЗРОДИТЬ ЭКОНОМИКУ РОССИИ. ЛДПР считает, что быстрое возрождение экономики страны возможно при выполнении четырех условий, учитывающих геополитическое и климатическое положение страны, а также российские традиции. 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЛДПР. ЛДПР выступает за сильную социальную политику, которая позволила бы оздоровить обстановку в стране. Цель социальной политики ЛДПР - обеспечить всем трудящимся, каждому гражданину России достаточное материальное благосостояние и цивилизованный образ жизни. Основным носителем коммунистической идеологии в России является партия КПРФ. Рассмотрим основные приоритеты деятельности, выдвигаемые этой партией: 1. Принятие поправок к законам об избирательной системе и референдуме, гарантирующих полный учет свободного волеизъявления граждан, контроль избирателей над избранными представителями власти; 2. Прекращение братоубийственных межнациональных конфликтов, восстановления дружбы и сотрудничества народов; 3. Денонсация беловежских соглашений и поэтапного восстановления на добровольной основе единого союзного государства; 4. Обеспечение максимально возможного представительства трудящихся в органах власти, самоуправления различных уровней, защиты прав трудовых коллективов; 5. Недопущение частной собственности на землю и природные богатства, их купли–продажи, проведения в жизнь принципа "земля принадлежит народу и тем, кто ее обрабатывает"; 6. Принятие законов о занятости и борьбе с безработицей, обеспечения на деле реального прожиточного минимума для населения; 7. Обеспечение права граждан на правдивую информацию, доступа в государственные средства массовой информации всех общественных и политических сил, действующих в рамках закона. Заключение В заключении реферата хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций. Список литературы 1. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002. – 511 с. 2. Алексеев С.В. Идеологические ориентиры России: основы новой общероссийской национальной идеологии/ Под общей ред С.В. Степашина. – М.: Книга и бизнес, 1998. -423 с. 3. Бенеттон Римини. Введение в политическую науку: Пер. с фр./М.: Весь мир, 2002. – 368 с. 4.Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: История и современность.// Вестник московского Университета, 1997, - № 2, серия 12, стр. 45-75 5. В.П. Пугачев А.И.Соловьев. Введение в Политологию. Издание третье, переработанное и дополненное. АСПЕКТ ПРЕСС , Москва, 2000 - 378 с. (http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/25993/) |