Главная страница

Психология. Задание 3_Аглиуллина С. Р. 1. Сравнительная характеристика индивидуальной психологии Адлера и аналитической психологии Юнга 3


Скачать 234.07 Kb.
Название1. Сравнительная характеристика индивидуальной психологии Адлера и аналитической психологии Юнга 3
АнкорПсихология
Дата19.12.2022
Размер234.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗадание 3_Аглиуллина С. Р.docx
ТипДокументы
#852519


Содержание




1.Сравнительная характеристика индивидуальной психологии Адлера и аналитической психологии Юнга 3

2. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда 7

3. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, миную реализацию базовых потребностей? 10

4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему? 11

Список использованных источников 12


1.Сравнительная характеристика индивидуальной психологии Адлера и аналитической психологии Юнга



А. Адлер пересмотрел представления Фрейда о соотношении сознания и бессознательного, первичных влечениях человека, причинах внутриличностных конфликтах, целях психотерапии.

В отличие от Фрейда, Адлер считал, что сознание и бессознательное не являются антагонистическими частями индивида, личность характеризуется не внутренней противоречивостью, а единством, которое отражается в жизненном стиле, формирующемся в процессе преодоления пережитых в детстве трудностей и основывающемся на стремлении к цели. В понимании Адлера, быть человеком - значит обладать чувством неполноценности, которое компенсируется стремлением индивида к власти, превосходству, совершенству. Присущее ребенку чувство неполноценности из-за физической незрелости, неуверенности в себе, несамостоятельности, подчиненного положения среди других (родители, братья, сестры и окружающие его люди) может перерасти в комплекс неполноценности, характеризующийся гиперчувствительностью к обидам, поражениям и жаждой личного превосходства. Психической предрасположенностью ребенка к неврозу является чувство неполноценности, компенсированное «мужским протестом» (предковая форма психического тщеславия, предопределяющего мышление и действие человека). «Мужской протест» оказывается чересчур обремененным честолюбием и жаждой власти.

Для того, чтобы понять человека, недостаточно исходить из причинных связей. Необходимо определить цель его жизни, выступающую прежде всего в качестве достижения превосходства, привносящего в жизнедеятельность людей враждебность, воинственность, отрыв от реальности. Это определяет, по Адлеру, направленность исследования и лечения: сначала рассматривается цель превосходства, потом разъясняется состояние борьбы человека и только впоследствии выявляются источники заболевания.

С точки зрения Адлера, невроз - это ошибочная, с позиции культуры попытка человека избавиться от чувства неполноценности, и обрести чувство превосходства. Невроз не ведет к социальной активности, не способствует решению жизненных проблем. Оторванный от реальности, невротик живет в мире фантазий и использует различные уловки для избежания ответственности. Лечение неврозов требует воспитательного воздействия на человека, коррекции его заблуждений и возвращения его в человеческое сообщество. Исцеление невротика основывается на сознательном развитии у человека чувства общности (социальный интерес), усиления чувства реальности, ответственности и замене скрытой враждебности взаимной доброжелательностью.

К. Г. Юнг переосмыслил принципиальные идеи классического психоанализа и дал иную интерпретацию сексуальности, сновидений, природы и символики бессознательного, структуры личности, этиологии и лечения неврозов, религии.

Не отрицая роли сексуальности в жизнедеятельности индивида, Юнг тем не менее рассматривал ее как важное, но не единственное выражение психической цельности человека. В отличие от Фрейда он стремился исследовать духовную сторону сексуальности, ее нуминозный (языческий, демонический, мифологический) смысл, выходящий за пределы биологической функции либидо (сексуальная энергия).

Сознание и бессознательное, по Юнгу, имеют не противоположный друг другу, а компенсаторный характер. Нет оснований предполагать, что бессознательное следует иным законам, нежели сознание. Сновидения, способствующие изучению бессознательного, являются не искажением и маскировкой тайных желаний человека, а естественной реакцией саморегулирующейся психической системы.

Юнг исходил из того, что наряду с индивидуальным (личностным) бессознательным, являющимся главным объектом исследования классического психоанализа, имеется коллективное бессознательное, представляющее собой характерный для всех рас и народностей общечеловеческий опыт.

Коллективное бессознательное содержит в себе скрытые следы памяти прошлого человечества и является духовным наследием, возрожденным в индивидуальной структуре мозга. Если индивидуальное бессознательное состоит по большей части из комплексов (первичных форм инстинктов, психических фрагментов, выделившихся в самостоятельно функционирующие образы и идеи), то коллективное бессознательное в основном представлено архетипами (бессознательными праформами, принадлежащими унаследованной психической структуре, формальными образцами поведения, символическими бессодержательными схемами).

Как некие прообразы, врожденные возможности представлений всего человеческого рода архетипы в своем символическом виде могут выступать в роли различных фигур, имеющих важное психологическое значение для человека. «Персона», «Тень», «Анима», «Анимус», «Самость» - вот только некоторые из них, с которыми приходится сталкиваться человеку, осуществляющему разбор со своим бессознательным.

«Персона» - маска коллективной психики, компромисс между индивидом и социальностью, дающий возможность, с одной стороны, производить определенное впечатление на людей, а с другой - скрывать свою истинную природу.

«Тень» - негативная сторона человека, символизирующая примитивные агрессивные и разрушительные тенденции, таящиеся в глубинах психики.

«Анима» и «Анимус» - коллективные образы в бессознательном мужчины и женщины, с помощью которых они постигают природу противоположного пола.

«Самость» - психическая тотальность, Атман, Дао или сосуд для милости Божией, компенсация за конфликт между внутренним и внешним, цель жизни человека.

Юнг полагал, что невроз проистекает из фрагментарного состояния человеческого сознания, когда комплексы («маленькие дьяволята») образуют автономные группы представлений и ассоциаций, имеющих тенденцию самостоятельно перемещаться и жить собственной жизнью, независимо от намерений человека. Личность страдает от духовного расщепления. Человек утрачивает ценностные ориентиры в жизни, лишается внутренних символов, воплощенных в образе Бога, переживает своеобразный духовный вакуум.

Современный человек находится как бы в поиске души. Поэтому цель лечения, по убеждению Юнга, заключается в оказании помощи человеку обрести целостность, душевное равновесие. Аналитическая психология способствует выявлению подлинно духовных символов, смысла и цели жизни индивида, самореализации его творческих задатков и дарований. Речь идет об индивидуации (процесс становления личности), обретении человеком своей Самости, которую Юнг называет «Богом внутри нас».

2. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда



Главная идея психоанализа – человеку нужна интерпретация, чтобы осознать свои мотивы поведения. Классический психоанализ по Фрейду – это когда пациент на приеме у психоаналитика озвучивает все свои страхи, мысли, сны и ассоциации. Основная задача специалиста по психоанализу – анализ услышанного. Основными положениями психоанализа по З. Фрейду являются:

  • конфликты между сознанием и бессознательным. Эти конфликты приводят к неврозу, страху, депрессии и другим расстройствам психики;

  • на основе иррациональных бессознательных влечений формируется поведение человека, его опыт и знания;

  • человек, который пытается осознать свои влечения, сам того не ведая, включает защитные механизмы, которые мешают процессу осознания;

  • можно нейтрализовать влияние бессознательного через осознание его.

Психоанализ по Фрейду – это терапия, которая предполагает решение проблемы.

Фрейд выделяет в человеческой психике три области:

  • сознание;

  • раздел подсознания;

  • бессознательная сфера.

К сознанию относится все то, что человек осознал за свою жизнь - осознанные, проанализированные поступки, мысли и события.

В область подсознания включены те элементы неосознанного, которые в любой момент могут быть осознаны индивидом.

К бессознательной сфере отнесены:

  • базовые инстинкты, являющиеся частью человека;

  • эмоции и идеи, вытесненные из сознания и не имеющие временных рамок.

Причинами вытеснения Фрейд считал восприятие индивидом подобных мыслей как запрещенных или грязных, что могло быть обусловлено нравственным воспитанием личности и нормами, принятыми в обществе.

Ключевыми сими влияющими на психику человека, основываясь на идеях Фрейда, являются инстинкты. Под инстинктом понимается напряжение, дающее личности направление к своей цели. Существуют главенствующие инстинкты:

  • либидо, представляющее собой жизненную энергию;

  • энергия агрессии, представляющая собой олицетворение смерти.

В психоаналитической теории акцент делается в основном на либидо, лежащее в основе природы сексуальности. Это живая энергия, основными характеристиками которой могут быть истолкованы различные психические расстройства, особенности поведения, мысли и эмоции индивида. В психоанализе выделяют три структуры личности:

  • Оно – «Ид»;

  • Я – «Эго»;

  • Сверх – Я – «Супер-Эго».

К структуре Оно относятся наследственные инстинкты, которые были заложены изначально в индивиде. Они не поддаются влиянию законов логики. Основными характеристиками Оно являются хаотичность и неорганизованность. Оно влияет на остальные структуры личности в неограниченном воздействии. Структура Я представляет собой ту часть личности, которая имеет тесную связь с внешним миром и окружением человека. Эго основывается на Оно, начинает проявляться с момента осознания собственной личности в детстве. Эти две структуры взаимодействуют между собой, «Ид» подпитывает «Эго», а «Эго» придаёт ему защиту, будто оболочка. К примеру, рассмотрим связь этих структур в сексуальной потребности: «Ид» способно к осуществлению удовлетворения сексуального желания с помощью прямого сексуального контакта, но «Эго» находит дополнительные способы реализации этой потребности и находит обстоятельства и время для её реализации. «Эго» может перенаправить или сдержать инстинкты «Ид», обеспечивая физическое и душевное благополучие индивида, обеспечивая безопасность. «Супер-Эго» берет свое начало из структуры «Эго», представляет собой хранилище моральных принципов. Это запреты, ограничения и внутренние законы, влияющие на человека. Автор выделял функции «Супер-Эго»:

  • совесть;

  • самонаблюдение;

  • формирования идеалов.

Все эти структуры совместно направлены на достижение главной цели – поддержание баланса стремлений к удовлетворению потребностей и опасностью неудовлетворения. Энергия возникающая в Оно находит отражение в Я, с помощью Сверх – Я определяются границы Я. Очень часто требования окружающей среды, к которой необходимо приспособиться человеку, и инстинкты Оно противоречивы, именно это является основой внутриличностных конфликтов.

3. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, миную реализацию базовых потребностей?



С А. Маслоу можно согласиться. Как несложно заметить, пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности, базовые, возвышенные. Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые. Но следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности.

4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?



Из представленных теорий личности в модуле, мне больше всего импонирует индивидуальная психология А. Адлера. Это одно из направлений классического психоанализа, созданное австрийским психологом Альфредом Адлером, в котором главную роль играют социальные факторы, т.е. поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами и вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля».

Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения. Адлер подчеркивал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение, а также всячески подчеркивал единство и со­гласованность личности. Ключевым моментом индивидуальной психологии Адлера, отличающей ее от психоанализа Фрейда и Юнга, является отказ от идеи бессознательного, как основной движущей силы. У Адлера над человеком главенствует сила общественных связей, контакты и чувство единства с другими.

Его психология индивидуальности призывает человека сохранить свое особое содержание, развить его и осознать во всех проявлениях, полностью приняв таким, какое оно есть. Это, по мнению Адлера, и по моему мнению, сформирует у человека личный подход к жизни, индивидуальное поведение и стиль.

Список использованных источников





  1. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 c.

  2. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о «я», о счастье. Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: Издательство ЛКИ, 2016. - 202 c.

  3. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202 c.

  4. Калина, Н.Ф. Психология личности / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.

  5. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том 3: психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 c.

  6. Пикулева, О.А. Психология самопрезентации личности: Монография / О.А. Пикулева. - М.: Инфра-М, 2017. - 400 c.

  7. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 396 c.

  8. Утлик, Э.П. Психология личности: Учебник / Э.П. Утлик. - М.: Academia, 2018. - 448 c.



написать администратору сайта