Главная страница
Навигация по странице:

  • Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. И

  • Армянская церковь. Армянская Апостольская Церковь реферат (1). 1. Структура и организация Армянской Апостольской Церкви 7 Вероучение Армянской Апостольской Церкви 13


    Скачать 70.81 Kb.
    Название1. Структура и организация Армянской Апостольской Церкви 7 Вероучение Армянской Апостольской Церкви 13
    АнкорАрмянская церковь
    Дата02.05.2023
    Размер70.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАрмянская Апостольская Церковь реферат (1).docx
    ТипРеферат
    #1103864

    Содержание
    Введение 3

    1. Структура и организация Армянской Апостольской Церкви 7

    2. Вероучение Армянской Апостольской Церкви 13

    3. Особенности взаимоотношений Армянской Церкви

    с внешним миром: межконфессиональный диалог и национальная политика 20

    Заключение 24

    Список литературы 26

    Введение

    В данной работе рассматривается проблема современного положения Армянской Апостольской Церкви. Хронологические рамки исследования включают период с 1991 г. до настоящего времени.

    Целью написания работы является определение положения Армянской Апостольской Церкви (далее – ААЦ) в современном мире, в религиозном, политическом, национальном и культурном аспектах, а также анализ структурной организации и характерных тенденций последних лет.

    Актуальность работы обусловлена двумя причинами. Во-первых, тем, что значительная часть армян – последователей ААЦ, проживает в Российской Федерации, и на территории сопредельных государств, исторически входивших в состав России. Во-вторых, тем, что ААЦ как организация, с 451 г. находится в состоянии отпадения от Православия. Воссоединение Армянской Церкви с Поместными Православными Церквами путем преодоления монофизитства григорианского толка укрепило бы позиции Православия в мире. Вместе с тем, необходимо сказать о недопустимости экуменического, вероотступнического альянса с григорианством, что означало бы размывание основ православного вероисповедания.

    Объектом исследования является Армянская Апостольская Церковь как христианское сообщество древневосточной традиции.

    Предметом исследования является положение ААЦ в современном мире, характерные для данной религиозной организации тенденции и процессы.

    При написании работы использовались статьи современных исследователей, материалы интернет-ресурсов.

    История христианства в Армении восходит к I в. н.э., когда в страну с христианской проповедью пришли апостолы Фаддей и Варфоломей. Обратив в христианскую веру множество людей, апостолы были преданы смерти. Армянская Церковь рассматривает сказания об апостолах Фаддее и Варфоломее как отражающие в той или иной форме древнеармянскую историческую действительность апостольских времен. Этим обусловлено современное официальное наименование ААЦ.

    Принятие Арменией христианства как государственной религии связано с именами Григория Просветителя и царя Трдата III Великого (287-330 гг.). Повествование «Агафангел» говорит о гонениях на христиан со стороны Трдата, в частности, о заточении одного из ближайших сподвижников царя Григория и казни 35 девушек-христианок, прибывших из Рима во главе с Рипсимией (Рипсиме) и Гаианией (Гаяне). После данных действий Трдат впал в тяжелую нервную болезнь, от которой был исцелен при непосредственном участии Григория. После этого, Трдат прекратил гонения на христиан, принял крещение и провозгласил христианство государственной религией Армении. Это произошло около 301 г.; дата официально считается основанием Армянской Апостольской Церкви. В IV в. престол Предстоятеля ААЦ установился в столице Великой Армении Вагаршапате, где св. Григорий построил кафедральный собор, назвав его Эчмиадзином1.

    В правление Нерсеса I Великого (353-373) состоялся 1-й Собор ААЦ в Аштишате (354), на котором были приняты решения об организации в стране монастырей и школ, борьбе с язычеством; осуждена ересь Ария.

    Вселенский IV Собор в Халкидоне (451) состоялся без участия армянской делегации - в это время армяне вели войну с Персией за само право исповедовать христианскую веру. В том же году состоялась Аварайрская битва, в которой армяне потерпели поражение, но продолжили партизанскую войну.

    Узнав решениях Собора, осудившего ересь Евтихия (о поглощении человеческой природы Христа Божественной) армянские богословы отказались их признать, увидев в учении о двух природах Христа возрождение несторианства. В неприятии Собора сыграло немалую роль и решение о возвышении столицы Византии в церковной иерархической структуре, что в Армении рассматривали как угрозу собственной церковной независимости. На II Двинском Соборе (554-555 гг.) халкидонские определения были осуждены.

    В 591 г. произошел 2-й раздел Армении, в результате бо́льшая часть страны оказалась включена в состав Византии. При поддержке властей империи был образован православный (халкидонитский) Католикосат в Аване, противостоявший армянскому Католикосату, находившемуся в Двине на персидской территории. В VII в. успешно шли переговоры между Константинополем и ААЦ о церковном воссоединении, была заключена т. н. Каринская уния (630 г.). В дальнейшем тенденция к воссоединению не получила развития.

    Период VI-XII вв. включал в себя восстановление армянской государственности и переносы резиденций католикосов из одного города в другой, а также окончательное размежевание с Православными Церквами.

    В XII-XIV вв. существовало Киликийское армянское царство; в это время Киликия становится центром развития армянского христианства. Период был характерен активизацией отношений как с римо-католиками, так и с православными византийцами. Падение Киликии в 1375 г. вызвало новые волны эмиграции армян с Ближнего Востока, на Кипр и в Южную Европу.

    К началу XVI века весь регион был поделен между Османской империей и Персидским государством Сефевидов. В 1441г. главной резиденцией армянских католикосов становится Эчмиадзин. После падения Византии в Стамбуле был образован Константинопольский Патриархат ААЦ (1461). Патриарх являлся главой объединения всех неправославных христианских общин1.

    Армяне в персидских владениях почти полностью утратили права на автономию, и ААЦ здесь осталась единственным общественным институтом, который мог представлять нацию и влиять на общественную жизнь.

    Османско-персидская борьба за доминирование в регионе, тяжелое положение христиан способствовали эмиграции армян. В XVIII в. армянские общины имелись в Сирии, Египте, в европейских государствах и в России (в Москве, Санкт-Петербурге, Армавире, Нахичевани-на-Дону).

    По Туркманчайскому договору 1828 г. Восточная Армения вошла в состав Российской империи. Деятельность Армянской Церкви протекала в соответствии с особым «Положением» («Сводом законов Армянской Церкви»), утвержденным императором Николаем I в 1836 г. Согласно этому документу, в частности, был упразднен утративший самостоятельное значение Албанский Католикосат, епархии которого подчинялись Эчмиадзину.

    Начало XX века вызвало резкое ухудшение положения ААЦ. Первая Мировая война, геноцид армян, организованный младотурецкими масонскими правящими кругами, вызвали отток армянского населения за пределы исторических армянских территорий, и дезорганизацию церковной жизни ААЦ на подконтрольных османской Турции территориях.

    С крушением Российской империи (1917) и утверждением советской власти в Закавказье (1920-1921) были организованы репрессии против верующих ААЦ, велась антирелигиозная пропаганда. Положение ААЦ улучшилось только в конце Великой Отечественной войны. С разрешения советского руководства в Армении впервые состоялся Национально-Церковный Собор ААЦ, на котором представители армянских епархий всего мира избрали Католикосом всех армян Геворга VI (1945-1954). Последующие годы были связаны с деятельностью католикоса Вазгена I (1955-1994). С началом перестройки в СССР, возрос уровень национального самосознания армян; ААЦ стала приобретать подобающее ей культурно-историческое значение.

    Гарегин I (1995-1999), бывший католикос Киликийский, приложил немало усилий для сплочения рядов верующих и роста авторитета Церкви. При нем был достигнут большой прогресс в деле нормализации отношений между Эчмиадзином и Киликией, началась работа над документом об общем устроении ААЦ. В 90-х гг. ХХ в. Армянская Церковь восстановила упраздненную в советское время Арцахскую епархию (Нагорный Карабах).
    1. Структура и организация Армянской Апостольской Церкви

    Епархии и приходы ААЦ существуют на пяти континентах мира и объединяют около девяти миллионов верующих. Высшим органом ААЦ является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. В его компетенции находятся вопросы церковного законодательства и канонов, вопросы традиционной и обрядовой стороны, высший надзор за управлением и иерархией. На Соборе происходит избрание Первоиерарха ААЦ, которым является Предстоятель Эчмиадзинского престола1.

    Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 1999 г.  Гарегин II) представляет высшую централизованную церковную власть ААЦ, осуществляет надзор за соблюдением церковных установлений, является хранителем догматического учения, блюстителем веры и церковного благочестия, главным церковным законодателем и верховным судьей. Знаками отличия Католикоса всех армян являются: титул «Раб Иисуса Христа и, по неисповедимой воле Божией, Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Престола Араратского Апостольской Матери-Церкви, святого кафедрального Эчмиадзина», герб, печать, покрывало с изображением Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры (почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), бриллиантовый крест на клобуке. Верховный Духовный Совет при Католикосе состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян.

    В юрисдикции Эчмиадзинского престола находятся 8 епархий в Армении (Араратская, Гегаркуникская, Ширакская, Армавирская, Сюникская, Арагацотнская, Котайкская, Гугаркская); Арцахская епархия – в Нагорном Карабахе; Грузинская и Имеретинская епархия; Азербайджанская и Туркестанская епархия; Новонахичеванская и Российская епархия, епархия юга России (Краснодар); 3 епархии в Иране – (Тегеранская, Атрпатаканская, Исфаханская); епархия Украины (Львов); Египетская епархия, общины в Эфиопии, в Судане и ЮАР; Западноевропейский Патриарший экзархат (Париж, собор св. Иоанна); епархиальные округа: Марсельский, Лионский; духовные пастырства: Голландское, Бельгийское, Итальянское; Восточноамериканская епархия и Западноамериканская в США; Канадская епархия; Аргентинская епархия, Бразильская епархия, Уругвайская епархия - в Южной Америке; Иракская епархия; Австралийская и Новозеландская епархия; Английская епархия и Манчестерское прелатство; Греческая епархия; Румынская епархия; Болгарская епархия; Центральноевропейский Патриарший экзархат (Вена) и духовное пастырство в Швеции; Германская епархия; Швейцарская епархия; Индийское и Дальневосточное Патриаршее викариатство1.

    Престол Святейшего Католикоса Великого Дома Киликии (с 1995 г. - Арам I) расположен в Антильясе близ Бейрута. В его юрисдикции находятся епархии: Ливанская и Халебская епархии, наместничество Джизре и Дамасская епархия; Кувейтское викариатство; Кипрская епархия.

    Католикосы имеют исключительное право освящать св. миро (торжество мироварения совершается раз в 7 лет) и рукополагать епископов. В их компетенцию входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение епархий, иные вопросы церковного управления.

    Под управлением Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского, Предстоятеля Апостольского Престола св. Иакова (с 1990 г. - Торком II), находятся церковные общины в Израиле, Иордании и Палестине (примерно 10 тыс. прихожан). В его подчинении находятся 2 викариатства (Амман и Хайфа) и 2 ректорства (Яффа и Рамла).

    Роль Константинопольского Престола ААЦ значительно уменьшилась после геноцида 1915 г., и в настоящее время в нем осталось лишь около 82 тыс. прихожан. Под управлением Блаженнейшего Армянского Патриарха Стамбульского и всей Турции (с 1998 г. - Месроб II) находится Патриаршая область - Турция. Викариатства: Румелихисары, Кайсери, Диярбакыр, Искендерун. Действует более 30 церквей (в т. ч. Патриарший собор Пресвятой Богородицы), в которых служат 30 священников и 20 диаконов.

    Иерусалимский и Стамбульский Патриархаты не имеют подчиненных кафедр и в духовном отношении находятся в подчинении Верховному Патриарху и Католикосу всех армян.

    Иерархия в Армянской Церкви построена следующим образом. Три степени священства ААЦ составляют епископ, священник (пресвитер) и диакон. Диакон, как и в РПЦ, сослужит при таинствах, но не совершает их; священник совершает таинства (кроме Священства), пребывая в подчинении епископу; епископ совершает все таинства, имея власть и право рукополагать священнослужителей в тот или иной сан (хиротония). При рукоположении во священника и епископа совершается миропомазание (хризма). Рукоположение, как и в православной практике, происходит во время служения литургии.

    Диаконы, в чьи обязанности входит помощь священнику во время богослужений и в его пастырской деятельности, избираются из числа чтецов, совмещающих обязанности псаломщика, пономаря, ключаря, лампадника.

    Священники бывают как безбрачными, так и женатыми (они должны состоять в браке не менее года и иметь сына). Безбрачный священник (иеромонах) после рукоположения в тот же день дает обет безбрачия и надевает в знак отречения от мира клобук. Брачные священники могут достичь сана протоиерея.

    Таинство Священства не повторяется. В случае восстановления в сане ранее лишенного священника, последний повторно не рукополагается, но совершенные им во время лишения сана таинства считаются недействительными.

    Рукоположение во епископа совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян или Католикос Великого Дома Киликии в сослужении 2 епископов. Епископ, духовный глава и предстоятель всех церковных общин подвластной ему области (епархии), рукополагается и помазывается католикосом, получая от него знаки власти - архиерейский жезл и перстень. Епископы избираются из числа безбрачного духовенства со степенью вардапета. За определенные заслуги епископы могут получить сан архиепископа. Католикос миропомазывается несколькими (от 3 до 12) епископами.

    Особое место в иерархии ААЦ занимает ученая степень вардапета (армянский аналог архимандрита); за выдающиеся труды и заслуги присваивается степень верховного вардапета (протоархимандрит). Эти звания присваиваются только безбрачному духовенству епископами, имеющими степень верховного вардапета1.

    При всех 4 главных престолах ААЦ действуют духовные учебные заведения: духовные семинарии «Вазгенян» в Севане и Гюмри, духовные академии «Геворкян» в Эчмиадзине, Киликийского Католикосата в г. Бикфайя (Ливан), семинария св. Иакова в Иерусалиме, армянский лицей в Ускюдаре.

    Официальные печатные органы ААЦ: ежемесячные журналы («Эчмиадзин», Эчмиадзинский Католикосат), («Колос», Киликийский Католикосат), («Сион», Иерусалимский Патриархат), («Шогакат», Стамбульский Патриархат).

    Монастыри ААЦ: в Эчмиадзинском Католикосате - ставропигиальные монастыри: Патриарший св. Эчмиадзин, св. Рипсимии, св. Гаиании, св. Шогакат - близ Эчмиадзина, св. Гегарда, св. Григория Хор-Вирап, Севанский; епархиальные монастыри: в Гугарке - Ахпат, Агарцин, Макараванк, в Шираке - Арич, в Гегаркуни - Ваневан, в Котайке - Кечарис, Бджни, в Арагацотне - Ошакан, св. Георгия в Мугни, Сагмосаванк, в Сюнике - Нораванк, Св. Креста, Татев. В Киликийском Католикосате - Патриарший монастырь в Антильясе, летний монастырь в Бикфайе; в Иерусалимском Патриархате - Патриарший монастырь св. ап. Иакова, монастырь Спасителя в Иерусалиме, Архангельский монастырь в Иерусалиме, св. Николая в Яффе и св. Георгия в Рамле.

    Главные святыни ААЦ хранятся в Эчмиадзине. Св. копие (Гегард), пронзившее ребро Иисуса Христа, по преданию, принес в Армению апостол Фаддей. Десница св. Григория Просветителя является символом власти Верховного Патриарха и Католикоса всех армян; во время мироварения он освящает св. миро этими 2 святынями. Частица древа Ноева ковчега, остановившегося «на горах Араратских», по выражению книги Бытия, была обретена в начале IV в. епископом Иаковом Нисибинским; в 1766 г. часть древа ковчега передана католикосом Симеоном I в дар императрице Екатерине II.

    Богослужение ААЦ ведется на древнеармянском языке (грабаре), но проповедь произносится на современном языке. По указу католикоса Геворга V от 6 ноября 1923 г. состоялся переход ААЦ на новый календарный стиль (с 1 января 1924); однако епархии в пределах Грузии, России и Украины, а также Иерусалимский Патриархат продолжают использовать старый стиль (юлианский календарь)1.

    Среди традиционных особенностей армянских церковных обрядов выделяются следующие: 6 января отмечается праздник Богоявления, объединяющий Рождество Христово и Крещение; в таинстве Евхаристии используется пресный хлеб и неразбавленное вино; при пении Трисвятого после слов «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» прибавляются слова «Распныйся за ны» или др.; крестятся армяне тремя пальцами, касаясь ими лба, ниже груди, левой, а затем правой стороны груди, и в конце прикладывают ладонь к груди. Варианты крестного знамения, практикуемые в других Церквах, ААЦ воспринимает как естественную поместную традицию. Армяне отмечают т. н. Передовой пост (Араджаворац), наступающий за 3 недели до Великого поста; в дни больших праздников совершается заклание животных (матах), имеющее благотворительный характер. Функция священнослужителя ограничивается освящением соли для матаха.

    В армянских храмах мало икон и нет иконостаса, что является следствием местной традиции, исторических условий и общего аскетизма убранства.

    Среди верующих армян не принято обязательно хранить в домах иконы, как правило, чаще используется крест. Это связанно с тем, что икона в ААЦ должна быть освящена епископом при помощи святого мира, что в принципе, не может быть массовым явлением, а потому она является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом домашней молитвы.


    2. Вероучение Армянской Церкви

    В ААЦ, как и в других древневосточных Церквах, отсутствует официально утвержденное краткое изложение основ вероучения. Источниками по догматике служат Символы веры, святоотеческие сборники-флорилегии (напр., «Печать веры», VII в.), соборные постановления и вероисповедания наиболее авторитетных богословов: Григора Нарекаци (X в.); католикоса Нерсеса IV Шнорали (в пастырском послании к армянскому народу, в послании к императору Мануилу Комнину и в богословской поэме «Иисус, Сын Единородный Отцу» - XII в.); архиеп. Тарсского Нерсеса Ламбронаци (XII в.)

    В ААЦ используются 3 древних Символа веры1. Краткий Символ (I), употребляемый в чине оглашения, вероятно, развился из древних «крещальных вопрошаний». Он гласит: «Веруем: во Святую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа; благовещению Гавриила, зачатию Марии, рождению Христа, святотворящему Крещению, спасительному Распятию, и трехдневному погребению, блаженному Воскресению, и Божественному Вознесению, и седению одесную Отца; и еже страшное и преславное Второе Пришествие веруем и исповедуем».

    Входящий в чин Божественной литургии ААЦ «средний» Символ (II), в армянской традиции именуемый Никейским, а в научной литературе - «Armeniacum», родственен Никео-Константинопольскому Символу веры и Толкованию на него, приписываемым свт. Афанасию Великому, и восходит предположительно к V в. (древнейшее свидетельство - «История» еп. Себеоса, VII в.), но содержит ряд дополнений.

    Пространный (III) Символ, в современной практике ААЦ читаемый священником в начале утреннего богослужения, также предположительно относится к V в. Его текст существенно отличается от вышеупомянутых и содержит формулировки, определяемые концепцией «единой природы» Христа: «едино лице, един вид, и соединен в едином естестве», «тело Его положено бысть во гробе купно с Божеством».

    Как следует из Символов веры, в целом догматическое богословие ААЦ основывается на учениях великих отцов Церкви IV-V вв. (святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского) и на догматах, принятых на первых трех Вселенских Соборах (Никейском 325 г., Константинопольском 381 г. и Эфесском 431 г.). Лишь фразы из пространного Символа свидетельствуют о главном отличии армянского вероисповедания от православного, которое содержит исповедание двух естеств во Христе, принятое на IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451).

    Восточные богословы антихалкидонского направления отказались признать учение о «двух естествах» Христа, увидев здесь возврат к несторианской ереси. Как было сказано выше, армянской делегации не было на самом Соборе; сведения о принятых формулировках дошли позднее и с лингвистическими искажениями, возможно, намеренными. Основывая свое толкование христологического догмата на некоторых определениях главного обличителя несторианства святителя Кирилла Александрийского, противники Халкидонского Собора отстаивали формулу «единая воплощенная природа Бога Слова». За отказ признать учение о двух природах во Христе православные называли своих оппонентов монофизитами (хотя нехалкидонские богословы осуждали монофизитство Евтихия, признающее полное поглощение человечества Христа его Божеством). Не способствовала взаимопониманию и нечеткость терминологии, в особенности значений терминов «естество» («природа») и «ипостась». Еще более эта проблема усложнялась при переводах богословских текстов с греческого на иностранные языки. Православное богословие VI-VII вв., твердо оставаясь на позициях Халкидонского Собора, раскрыло его определение с помощью положений, выработанных в трудах Леонтия ВизантийскогоЛеонтия Иерусалимского и прп. Максима Исповедника, синтез которых осуществил в VIII в. прп. Иоанн Дамаскин. Православное учение понимает под естеством предельную, неделимую далее категорию вида (отсюда невозможность «сложной природы»), а под ипостасью (лицом) - индивидуальное, самобытное проявление и трактует соединение Божества и человечества как «воипостазирование» двух природ в «единую сложную ипостась» Христа. На этом христологическом основании основывается учение св. отцов Православной Церкви о «причастности и обожении», получившее развитие в современном православном богословии.

    Для противников халкидонского вероопределения признание во Христе двух природ означало признание двух ипостасей (несторианство). Решая вопрос о способе сосуществования в едином лице Христа совершенного Божества и совершенного человечества, «умеренные монофизиты» развили учение о «единой сложной природе Богочеловека». Христологическое учение ААЦ формировалось в оппозиции халкидонскому вероопределению. Его формулировки, содержащиеся в соборных канонах и исповеданиях веры V-XII вв., нередко вырабатывались в ходе регулярно возобновлявшихся переговоров о воссоединении с православной Церковью.

    В 726 г. на Соборе ААЦ в Маназкерте были сформулировано вероучение, отвергающее постановления Халкидонского Собора и содержащее концепцию о единой сложной природе Христа, а также анафематствование не согласным с соборными определениями. При этом, существовали православные армянские общины халкидонитов (признающих решения IV Собора)1.

    В 1166 г. католикосом Нерсесом IV Шнорали, занявшим престол после Григора III, было составлено изложение вероучения ААЦ для рассмотрения возможности церковного воссоединения. По мнению исследователя И. Троицкого, оно наиболее полно излагает учение ААЦ. В нем содержится, в частности, следующее христологическое учение:

    «Исповедуем, что единое из Трех Лиц, Сын Божий, по изволению Отца и Духа Святого, по благовестию Архангела Гавриила, сошел на землю, Им сотворенную и Им непрестанно хранимую, пребыв неотлучно, откуда низшел,- и вместился во чрево Девы (...), прияв от Нея наше греховное и тленное естество, душу, ум и тело, смешав, соединил с безгрешным и чистым естеством Своим, и соделался единым с ними и нераздельным, не пременив естества тела в безтелесность, но только греховное тело соделав безгрешным, тленное - нетленным и смертное - безсмертным. Непременяемый, в самом соединении сохраняя Божественное и человеческое естества, благоизволил девять месяцев пребывать и быть носимым во чреве, родиться от Девы, оставив девство неповрежденным и нерастленным, и Тот же Самый, рожденный от Отца безтелесно, родился от матери с телом, и Сын Божий соделался сыном человеческим,- не так, что один есть Сын Божий, а другой - сын человеческий, чем единый сын разделился бы на двоих, по превратному учению Нестория. Ибо Слово не вселилось в тело, но воплотилось, не изменением, но соединением, и во чреве Девы не Само сотворило Себе тело, (…) но от Девы прияло тело вовсе не чуждое ей, но взятое от Ее же естества, и не призрачно прошло через Нее, словно чрез некий канал, как превратно умствовал Евтихий и его единомышленники, но истинно прияв тело от состава Адамова в новое смешение и чудесное сочетание превыше всякого сравнения и примера, ибо Творец от начала веков не составлял с творением подобного смешения и соединения. (…) И мы, согласно с сим, веруем, что Слово, соделавшееся плотью, по слову евангелиста Иоанна, не превратилось в плоть, утратив свое естество, но, соединясь с телом, истинно соделалось плотью - и осталось безплотным, каким и было исконно. Не иной кто - плоть, и иной - безплотный, но Один и Тот же Иисус Христос есть плоть и безплотный... И Тот же - видимый и невидимый, осязаемый и неосязаемый, временный и безвременный, сын человеческий и Сын Божий, единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству. Не иной и иной, но единое существо и единое лицо из двух естеств, во едином Иисусе Христе соединенных, несмесным и нераздельным соединением. (…) - И как мы исповедуем, что от двух естеств соделалось единое и что в соединение не утратилось ни одно из обоих, равно и о воле разумеем мы не так, что Божественная воля во Христе противостояла воле человеческой или человеческая - Божией, но - что у единого существа, двояким соделавшегося, воля была в разные времена иная: иногда Божественная, когда хотел Он явить силу Божественную, иногда человеческая, когда хотел показать смирение человеческое(…). Подобно тому, как в единой самовластной воле Божества было двоякое воление Божественное и человеческое без противления, веруем, что и действие в соединении так же было Божественное и человеческое. Впрочем, мы не приписываем ни высших действий - Божеству без плоти, ни низших - человечеству, взятому отдельно от Божества (…). Ибо Один и Тот же Иисус Христос, будучи человеком, смертным по естеству, и Богом, по естеству безсмертным,- не надвое разделенный по двум соединенным естествам (…), но соединенный из двух противоположных, соделавшись единым,- носил в Себе противоположные ощущения обоих: страдание и смерть человеческого естества, безстрастие и безсмертие - Божественного. (…)»1.

    Начало формирования положений армянского церковного права восходит ко времени св. Григория Просветителя. ААЦ приняла решения I-III Вселенских Соборов; позднее они были переведены на армянский язык. К ним были добавлены 55 правил католикоса Саака Великого.

    Ряд дисциплинарных правил был принят на Соборе ААЦ в Аштишате (около 354 г.) при католикосе Нерсесе I; они касались вопросов о статусе различных церковных учреждений (монастырей, больниц, школ), а также содержали положения для мирян: правила, касающиеся заключения браков, запрет кровавых жертвоприношений и языческих погребальных обычаев.

    В VIII в. католикос Ованнес Одзнеци составил 1-й канонический сборник, в который вошли постановления правила I-III Вселенских Соборов, 30 «правил св. Григория Просветителя»; 88 «правил Афанасия»; 51 - Василия Великого; 55 «правил св. патриарха Саака»; 20 - Шахапиванского Собора (447); 14 - из «Послания еп. Севантия»; 37 - католикоса Нерсеса и еп. Нершапуха (VI в.); 9 - католикоса Ованнеса I (478-490); 3 «правила еп. Авраама Мамиконяна к царю Вачагану Албанскому» (ок. 500); 15 - католикоса Саака III (677-703); 32 правила католикоса Ованнеса III (Двинский Собор, 719/20). В X веке, при католикосе Анании Мокаци, в этот корпус были добавлены еще 16 групп, в т. ч. постановления Соборов в Двине (645, 12 правил) и Партаве (768 или 771, 24 правила). В XI в. корпус был дополнен «постановлениями Каринского Собора» (VII в.; их аутентичность в наст. время считается сомнительной). Претерпев еще ряд переработок, «Книга канонов» ААЦ окончательно оформилась в XVII в., включив около 2 тыс. церковных правил1.

    В конце XII в. армянский ученый Мхитар Гош составил юридический справочник под названием «Книга судебных постановлений» (Судебник). В этом труде, пользовавшемся в ААЦ большим авторитетом, были собраны отдельные канонические правила, сопровожденные толкованием. Около 1265 г. появился Судебник Смбата, в котором юридические тексты были систематизированы, переведены на разговорный армянский язык и сведены в 177 статей, касающихся церковного, гражданского и государственного права.

    Современное законодательство ААЦ, основанное как на канонической традиции средневековья, так и на законоположениях XIX в., развивается со времени легализации Церкви в СССР в 40-х гг. XX в. В состав Церковно-Национального Собора, входят как духовные лица (около 25% участников), так и светские делегаты, избираемые армянскими общинами по всему миру. Собор избирает тайным голосованием Верховного Патриарха и Католикоса всех армян и имеет право сместить его в чрезвычайных случаях.

    Традиционно существовавшие при Эчмиадзинском престоле органы высшего управления Церковью в XX в. претерпели значительную эволюцию. В 20-х гг. ХХ в., Синод ААЦ был преобразован в Высший Духовный Совет, собиравшийся нерегулярно. В 1955 г. на его основе был учрежден Архиерейский Синод, который в настоящее время включает всех епископов ААЦ и собирается периодически для решения важнейших вопросов веры, и организации внутрицерковной жизни2. Кроме того, при Католикосе всех армян продолжает действовать на постоянной основе Высший Духовный Совет, в состав которого наряду с иерархами входят представители армянских общин из числа мирян (ученые, видные общественные деятели).


    3. Особенности взаимоотношений Армянской Церкви с внешним миром: межконфессиональный диалог и национальная политика

    В настоящее время Армянская Апостольская Церковь участвует в межконфессиональном диалоге с другими христианскими конфессиями, в том числе с Русской Православной Церковью (Московского Патриархата).

    Необходимо сказать, что новый этап диалога по вопросу церковного единства начался после Второй мировой войны. С одной стороны, это было связано с некоторым смягчением антирелигиозной политики партийно-государственного руководства СССР. С другой стороны, с началом международного экуменического движения (имеющего лишь вид конструктивного диалога, но на деле приносящего вред, прежде всего, православному вероучению и православной традиции).

    В ходе многочисленных неофициальных консультаций (Орхус, Дания, 1964; Бристоль, Великобритания, 1967; Женева, Швейцария, 1970 и др.) представители ААЦ сделали ряд докладов: «Доктрина о лице Иисуса Христа в Армянской Церкви», «Христология в литургической традиции Армянской Церкви», «Историко-богословское обозрение анафематствования Армянской Церковью IV Вселенского Собора»1.

    В сентябре 1990 г. в Шамбези (Швейцария) было принято «Второе общее заявление и предложения Церквам» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами, однако его решение об отсутствии догматических расхождений в области христологии не было принято Церквами как окончательное.

    Предстоятели Церквей приняли решение о начале прямого двустороннего диалога между РПЦ и ААЦ по самому широкому спектру вопросов. 6 июля 2000 г. на переговорах в Москве председателей ОВЦС обеих Церквей митр. Смоленского и Калининградского Кирилла и епископа Езника Петросяна были достигнуты договоренности о начале совместного обсуждения наиболее актуальных проблем современности, а также богословского диалога, который должен быть тщательно подготовлен и основываться на серьезной совместной исследовательской работе богословов и ученых обеих Церквей. При должен содержать вопросы иконопочитания, агиологии, почитания святых, значительное место может занять изучение темы Священного Предания, в частности места и роли в Церкви Вселенских Соборов. 13-16 февр. 2001 г. в Эчмиадзине состоялось первое двустороннее собеседование между делегациями РПЦ и ААЦ, посвященное социальной доктрине Церкви.

    После визита в Армению, приуроченного к празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства как государственной религии (22-23 сент. 2001), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II охарактеризовал отношения РПЦ и ААЦ как тесные и братские. Московский Патриархат поддерживает деловые отношения с главой Новонахичеванской и Российской епархии епископом Езрасом, более того, отмечались факты получения образования священством ААЦ в учебных заведениях РПЦ МП.

    РПЦ представлена на территории Армении 5 приходами (главный - Свято-Покровский храм в Ереване), в которых служат 2 священника и 1 диакон. Приходы канонически подчинены Майкопской епархии; в наст. время изучается вопрос о придании им статуса, соответствующего уровню добрососедских отношений России с независимым Армянским государством1.

    20 марта 2001 г. в Москве состоялось первое заседание координационного комитета с участием представителей РПЦ и Коптской, Сирийской и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквей. На встрече с участниками Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отметил важное значение дальнейшего межконфессионального богословского диалога, необходимость придать новый импульс дальнейшему изучению разных богословских традиций, прежде всего, в области христологической терминологии. При этом, по мнению Алексия II, важно приложить максимум усилий не для защиты документов или формул согласия, а для обретения самого этого согласия в вопросах веры. Обсуждение богословской проблематики началось также в рамках прямого диалога РПЦ и ААЦ, для проведения которого создана богословская комиссия (по 6 представителей от каждой Церкви). Здесь необходимо сказать о допустимости согласия в вопросах веры путем устранения терминологической неточности, а также необоснованных взаимных обвинений, и строгого следования позиции Вселенских Соборов. Из вышеизложенного ясно, что спор о терминах и неточность перевода послужили ещё в V веке основой для отпадения ААЦ от Православия. В то же время неприемлемо экуменическое единство ради единства, основанное не на истинности веры, а на политических соображениях.

    Армянская Церковь в настоящее время, как и на протяжении веков, продолжает позиционировать себя, не только как хранительницу апостольского учения и преемственности, но и как национальную Церковь – главный стержень духовной жизни и основу самоидентификации армянского народа. Последнее рассматривается вне зависимости от места проживания конкретного армянина – на исторической родине или в диаспоре, за рубежом. В то же время подлинными армянами, как отмечает О. Ованесян в статье «Современные проблемы армянства в религиозной плоскости», ААЦ традиционно считает только своих последователей, рассматривая армянскую национальную идентичность, прежде всего, в зависимости от идентичности религиозной1. Необходимо указать на тот факт, что в историческом процессе рассеивания армянских общин по зарубежным странам, большие и малые группы армян переходили в другие христианские конфессии – в Римско-Католическую Церковь, в протестантизм. Значительная часть армян (в основном, в диаспоре) традиционно придерживается Православия (т.н. армяне-халкидониты, по выражению В. А. Арутюновой-Фиданян)2. Некоторая часть армян в ходе гонений вынуждена была перейти в ислам.

    Тем не менее, несмотря на существенные различия в вероисповедании, все вышеперечисленные группы сохраняют армянскую национальную идентичность, что является существенным фактором консолидации армянского народа. Тот же Ованесян считает необходимым повышение уровня религиозной терпимости в официальной политике ААЦ, допуская конфессиональное разнообразие среди армянства, но при четком соблюдении этнической однородности. Такое мнение поддерживают А. Симаворян и О. Овян в статье «Формы и механизмы консолидации конфессиональных сегментов армянства», указывая на армянский национализм как на главную платформу единства армян разной религиозной и конфессиональной принадлежности1. Причем, все трое авторов считают необходимым консолидацию именно армян-григорианцев, армян-католиков и армян-евангелистов, умалчивая при этом об армянах православного вероисповедания.

    Во взаимоотношениях ААЦ и политического руководства Республики Армения определяющим началом является позиция конструктивного сотрудничества в армянских национальных интересах. В. Будкин в статье «Государство и религия на постсоветском пространстве» отмечает в качестве примера, участие как светских властей Армении в выборах католикоса Гарегина I, так и национально-ориентированную позицию ААЦ, позволяющую снизить накал партийных противоречий в политических процессах республики. Свыше 80 % населения Республики Армения – верующие ААЦ, что при всем конфессиональном разнообразии определяет её доминирующее значение в религиозной жизни страны2.
    Заключение

    В данной работе были рассмотрены вопросы современного состояния Армянской Апостольской Церкви, включая структурно-организационный аспект, вопросы вероучения, ряд особенностей обрядовой и богослужебной практики. Проанализированы тенденции межконфессионального диалога, позиция ААЦ в национальном и государственном вопросе. Также сделан краткий исторический экскурс с целью понимания современной вероисповедной концепции ААЦ. Подводя итог работы, следует сделать несколько выводов.

    Во-первых, в настоящее время официальная позиция ААЦ в вопросах вероисповедания соотносится с позицией Армянской Церкви, выработанной в VI-VII веках (от II Двинского до Маназкертского Соборов). Отпадение от Православия путем непризнания IV Вселенского Халкидонского Собора вызвало обособление Армянской Церкви и со временем только усилило религиозные различия. Вместе с тем, ересь Евтихия (монофизитство), осужденная в Халкидоне, была также осуждена в ААЦ: христологическое учение ААЦ отличается от концепции Евтихия. Как и в V-VII веках большое значение здесь имеют расхождения в лингвистическом толковании греческих терминов при переводе на армянский язык, а также, по нашему мнению, национально-политические мотивы. Во времена Византии иерархи ААЦ стремились к обособлению как к религиозному (с апелляцией к сохранению неизменного апостольского учения), так и к национальному (сохранение армянства в противовес византийской экспансии). Тем не менее, конструктивный диалог между ААЦ и Поместными Православными Церквами возможен, каноническое же воссодинение требует признания не только Халкидонского, но и последующих, V-VII Вселенских Соборов, а также пересмотр ряда богослужебных и обрядовых традиций (в первую очередь, являющихся следствием вероисповедных отличий).

    Во-вторых, Армянская Апостольская Церковь имеет развитую структуру и сложную, масштабную организацию, охватывающую примерно 9 млн. верующих в Армении и зарубежных странах. Первоиерархом является Верховный Патриарх и Католикос всех армян, возглавляющий Эчмиадзинский Католикосат, Гарегин II. Существует и Киликийский Католикосат, отношения которого с Эчмиадзином традиционно остаются сложными; а также два Патриархата – Константинопольский и Иерусалимский. Данное устройство является исторически обусловленным. В России ААЦ представлена Российской и Ново-Нахичеванской епархией во главе с архиепископом Е. Нерсисяном, а также епархией юга России во главе с М. Мовсесяном.

    В-третьих, в настоящее время Армянская Апостольская Церковь участвует в межконфессиональном диалоге с другими христианскими конфессиями, в том числе с Русской Православной Церковью (Московского Патриархата). Кроме того, Армянская Церковь в настоящее время, как и на протяжении веков, продолжает позиционировать себя, не только как хранительницу апостольского учения и преемственности, но и как национальную Церковь – главный стержень духовной жизни и основу самоидентификации армянского народа. Представители ААЦ также участвуют в социально-политической жизни армянского государства, где верующие армяне-григорианцы составляют порядка 80% среди вероисповеданий.

    Армянская Апостольская Церковь на сегодняшний день является не только одной из крупнейших Древневосточных Церквей, но и духовным центром консолидации армянского народа, как в Армении, так и за её пределами.

    Список литературы
    1. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html

    2. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты. Терминология. // Вестник ПСТГУ. Филология. – 2013. – Вып. 5 (35). - С. 9-20.

    3. Будкин В. Государство и религия на постсоветском пространстве.// Кавказ и глобализация. – Вып. 5 . Т.1 – 2007. – С. 24-46.

    4. Ованесян О. Современные проблемы армянства в религиозной плоскости. //21-й век. – 2012. - № 2 (22). – С. 23-36.

    5. Симаворян А., Овян О. Формы и механизмы консолидации конфессиональных сегментов армянства.// 21-й век. – 2012. - № 2 (22). – С. 37-51.
    6. Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436


    1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html

    1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html

    1 Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436

    1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html

    1 Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436

    1 Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436

    1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html

    1 В. А. Арутюнова-Фиданян. Армяне-халкидониты. Терминология. // Вестник ПСТГУ. Филология. – 2013. – Вып. 5 (35). - С. 9

    1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html

    1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html

    2 Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436

    1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html

    1 Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436

    1 О. Ованесян Современные проблемы армянства в религиозной плоскости. //21-й век. – 2012. - № 2 (22). – С. 24.

    2 В. А. Арутюнова-Фиданян. Армяне-халкидониты. Терминология. // Вестник ПСТГУ. Филология. – 2013. – Вып. 5 (35). - С. 9

    1 А. Симаворян, О. Овян Формы и механизмы консолидации конфессиональных сегментов армянства.// 21-й век. – 2012. - № 2 (22). – С. 37-51

    2 В. Будкин. Государство и религия на постсоветском пространстве.// Кавказ и глобализация. – Вып. 5 . Т.1 – 2007. – С. 38



    написать администратору сайта